Механизм привлечения инвестиционных ресурсов в АПК региона
Т.Ю. Сушкова, к.э.н., Ульяновская ГСХА
Децентрализация инвестиционной деятельности и существенное сжатие государственных инвестиционных ресурсов сопровождались резким свертыванием инвестиционной деятельности, снижением совокупного инвестиционного потенциала и особенно потенциала материального производства. Таким образом, возможности инвестирования аграрной экономики сегодня прежде всего зависят от финансовых результатов деятельности предприятий [3].
В Ульяновской области наметилась тенденция увеличения доли рентабельных предприятий, которые, формируя основную массу прибыли, могут её использовать для развития производства и инвестирования экономики. Однако прибыль не стала устойчивым источником финансирования инвестиций, так как подвержена влиянию не только субъективных факторов (они формируются в самой сфере сельхозпроизвод-ства), но и ряда объективных условий, которые продолжают разорять сельхозтоваропроизводителя. К последним относятся: высокое налоговое бремя; несовершенство межотраслевых отношений; усиливающийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; опережающие темпы роста издержек производства над темпами роста цен по всем видам сельскохозяйственной продукции.
Доля убыточных хозяйств сократилась с 75% в 2000 г. до 28% в 2008 г., прибыль в 2008 г. составила 745 млн. руб. Произошли существенные трансформации в составе и структуре источников финансирования основного капитала (табл. 1).
В дореформенный период финансы предприятий зависели от бюджетной и кредитной поддержки, так как большая часть их свободных средств изымалась в бюджет государства. В 1995 году доля бюджетных средств сократилась с 33% до 5%, а в 2000 г. государство, по сути дела, ушло
с инвестиционного поля, предоставив возможность сельхозтоваропроизводителям решать проблемы воспроизводства основного капитала самостоятельно, за счёт собственных источников.
Предоставление долгосрочных кредитов в условиях жесточайшей инфляции было очень рискованным делом. Поэтому на протяжении 15 лет долгосрочные кредитные операции не осуществлялись. Наиболее стабильным источником финансового обеспечения капитальных вложений в период реформ были амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам. Их роль росла.
В 1991 г. в АПК Ульяновской области за счёт этого источника было профинансировано 25% инвестиционных проектов, в 1995 году — 78%, а в 2000 г. — 92,3%. По сути дела к концу XX в. амортизация стала единственным источником финансирования основного капитала. Это потребовало радикального изменения амортизационной политики, ее либерализации, которая позволяла предприятиям самостоятельно определять срок полезного использования основных средств. Они получили большие права в области использования различных методов начисления амортизации, что позволило увеличить потенциал амортизации.
Вместе с тем амортизация в условиях нестабильной экономики не смогла выполнить свою воспроизводственную функцию. Средства амортизации были урезаны инфляцией, неэквивалентностью межотраслевого обмена, высокой изношенностью основных средств. Значительная часть амортизационных отчислений оседала в дебиторской задолженности и не могла быть своевременно использована на инвестиционные цели. В итоге незащищенность и нецелевое использование амортизации вывели из хозяйственного оборота огромные инвестиционные ресурсы, что привело к разрушению материально-технической базы отрасли.
1. Состав и структура источников инвестиций в основной капитал по сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области (в % к итогу)
Виды источников 1991 г. 1995 г. 2000 г. 2007 г. 2008 г.
Собственные средства организации, всего 57,8 94,6 99,1 46,2 13,5
из них: амортизация 24,9 78,0 92,3 40,6 10,5
прибыль 32,9 16,6 6,8 5,6 3,0
прочие источники - - - - -
Заёмные и привлечённые средства, всего 42,2 5,4 0,9 53,8 86,5
из них: кредиты банков 5,2 0,4 0,3 12,9 29,7
привлечённые средства других организаций 4,1 - 0,35 20,2 51,2
бюджетные средства 32,9 4,9 0,25 20,7 5,6
Всего 100 100 100 100 100
2. Объём и структура кредитных ресурсов в сельском хозяйстве Ульяновской области
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2003 г.
Кредиты - всего, млн. руб. в т.ч.: краткосрочные долгосрочные Удельный вес краткосрочных кредитов Удельный вес долгосрочных кредитов 144.9 124,0 20.9 85.5 14.5 152,1 102,9 49.2 67,7 32.3 119,1 67.5 51.6 56.7 43,3 230,2 141.6 88.6 61.5 38.5 435.1 323,9 111.2 74,2 25,8 888.7 499.8 388.9 56.0 44.0 613.0 402.0 18.5 раз -29,5 п.п. 29.5 п.п.
Сегодня возможности собственных финансовых ресурсов предприятий весьма ограничены, не позволяют стабилизировать воспроизводственный процесс, поэтому должно осуществляться активное использование привлеченных финансовых ресурсов. Это, прежде всего, инвестиционное кредитование, механизм которого (путём изучения кредитной истории) позволяет осуществлять мониторинг финансового состояния организации и тем самым определять её жизнеспособность, возможность осуществлять инвестиционную деятельность. Через этот механизм выявляются очаги оживления экономики, её точки роста. Преимущества кредитных ресурсов состоят в неограниченных объёмах привлечения и постоянном контроле за эффективностью их использования [1].
Потенциальная потребность в кредитных ресурсах огромна. В сельском хозяйстве они обеспечивают высокий мультипликативный эффект: каждый дополнительный кредитный рубль позволяет увеличить объём валовой продукции на 12,3 рубля. Вместе с тем доходы сельского населения и субъектов хозяйствования в АПК значительно ниже, чем в среднем по России. Ввиду этого участие аграрных формирований на рынке кредитных ресурсов на общих условиях весьма проблематично.
К факторам, сдерживающим участие кредитно-финансовых институтов в инвестиционной деятельности АПК, можно отнести повышенную неустойчивость финансового состояния предпри-ятий;несоответствие их долгосрочных запросов краткосрочности имеющихся кредитных ресурсов; низкую доходность операций по кредитованию. Добавим сезонные особенности производства в АПК, низкую скорость обращения капитала; неплатежи и задержки поступления выручки от продаж; неразвитую инфраструктуру формирования кредитных ресурсов.
В результате — налицо концентрация крупных кредитных рисков в банковском секторе, под сомнением — способность сельхозорганиза-ций быть добросовестными заёмщиками.
В последние годы снижение процентных ставок и расширение перечня кредитов, подпадающих под субсидирование этих ставок, привело к некоторому изменению ситуации (табл. 2).
Если в 2000 г. средняя процентная ставка по кредитам составила 26%, то в 2005 г. — 15,5%.
В 2008 г. более 80% кредитов, полученных предприятиями сельского хозяйства, субсидировались государством.
Эти положительные тенденции во многом связаны с воссозданием и активным развитием национальной кредитно-финансовой системы обслуживания АПК и успешным становлением её ключевого звена — ОАО «Россельхозбанк». Наибольшая динамика выдачи кредитов отмечена в сфере инвестиционного кредитования. Значительно расширен спектр его продуктов, пополнен перечень видов отечественной и импортной техники и оборудования, подпадающих под условия программы «Кредит на приобретение сельскохозяйственной техники под её залог». В 2012 г. предполагается увеличение кредитного портфеля до 600 млрд. руб.
Активизировалось инвестиционное кредитование и в Ульяновской области. Только за один год доля кредитных ресурсов в составе источников финансирования инвестиций увеличилась с 12,9 до 29,7%. Наибольший объём долгосрочных кредитов в 2008 г. был привлечён в Мелекесском (78,2 млн. руб.), Новомалыклинском (63,6 млн. руб.), Новоспасском (53,7 млн. руб.), Ульяновском (48,7 млн. руб.) районах.
В рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (ЛПХ), в 2008 г. был получен 5791 кредит на сумму 801,6 млн. руб., что в два раза превышает уровень 2006 года. По объёму кредитования Ульяновская область заняла 3-е место в Приволжском федеральном округе и 6-е место по России.
Благодаря реализации программы ситуацию в сельском хозяйстве удалось стабилизировать и привлечь в эту сферу крупных инвесторов. Конкретно: около 2 млрд. руб. кредитных ресурсов позволили в 10 районах области ввести производственные мощности на 3 тыс. мест для КРС, 157 тыс. мест для откорма свиней.
Меры поддержки позволили существенно обновить машинно-тракторный парк за счёт приобретения в 2006 г. 323 единиц машин и оборудования на сумму 298 млн. руб., в 2007 г. — 583 единиц на 906,7 млн. руб., а в 2008 г. — 1603 единиц на 2,8 млрд. руб., что превысило уровень 2006 года в 5 раз.
Реализация современной аграрной политики предполагает изменение курса на долгосрочное кредитование. Большие надежды возлагаются на рост инвестиций за счёт использования земли в качестве залога, развития ипотечных отношений. Эта форма кредитования — одна из самых проверенных и надёжных в мировой практике. Она способствует снижению инфляции, сдерживает рост цен на потребительском и финансовом рынке. И в этом смысле выступает как антикризисный инструмент аграрной экономики.
Однако отсутствие ликвидного обеспечения кредитов у большинства сельхозтоваропроизводителей является одним из основных барьеров на пути инвестиций в этот сектор экономики. Предельно изношенные здания и сооружения, имеющаяся техника не могут составить серьезную залоговую базу.
При всеобщем признании актуальности проблемы для развития АПК она решается чрезвычайно медленно, поскольку не устраняются главные причины, сдерживающие процесс ипотечного кредитования [2].
В Ульяновской области 1,5 млн. га (т.е. 2/3 земель сельскохозяйственного назначения) находится в общей долевой собственности граждан. Это 165 тыс. земельных долей. Около 300 тыс. га
— это невостребованные земельные паи, которые невозможно использовать без проведения территориального землеустройства. В настоящее время межевание земельных участков проведено на 20% земель сельхозназначения (448 тыс. га). Площадь полностью обустроенных земель, которые могут быть вовлечены в оборот, составляет 168 тыс. га, или 7% площади сельхозугодий. В области до сих пор не проведена инвентаризация неиспользуемых земель и постановка их на кадастровый учёт. Неэффективно используются земли, находящиеся в федеральной собственности.
Система земельно-ипотечного кредитования в Ульяновской области начала работать в 2007 году. В ОАО «Россельхозбанк» разработана целевая программа, в которой определены условия кредитования сельхозпредприятий под залог земли. Однако при общем увеличении объёмов дол-
госрочных кредитов в области в 6—7 раз сделки залога земли занимают всего 0,3% в общих сделках частного сектора по купле, продаже, дарению, наследованию, залогу земли [3].
Руководство Ульяновской области разработало предложения по формированию цивилизованного рынка земли и развитию ипотечного кредитования:
— разработать и осуществить федеральную целевую программу «Землеустройство на землях сельскохозяйственного назначения (2009— 2012 гг.)», которая даёт возможность увеличить финансирование из бюджетов всех уровней на проведение территориального землеустройства и оформление земель в соответствии с действующим законодательством;
— Правительству РФ необходимо утвердить Концепцию системы ипотечно-земельного кредитования, разработанную Минсельхозом РФ и ОАО «Россельхозбанк» в 2007 году;
— создать единую национальную земельную службу, которая бы осуществляла и координировала вопросы землеустройства, земельного кадастра, мониторинг земли и другие функции по управлению земельными ресурсами;
— передать полномочия по контролю за всеми землями сельхозназначения на уровень субъектов РФ.
По мере решения данных вопросов, ОАО «Россельхозбанк» может формировать консолидированный земельно-ипотечный актив для эмиссии ценных бумаг, разрабатывать схемы и модели привлечения долгосрочных кредитных ресурсов, осуществления залоговых операций, осуществлять мониторинг и оказание консалтинговых услуг участникам ипотечного кредитования. Это существенно увеличит приток инвестиций в аграрный сектор экономики.
Литература
1. Басов А. Финансово-кредитное регулирование инвестиционного процесса в России. М., 2002.
2. Миндрин А.С. Организационно-экономические основы земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве.: рекомендации. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. 152 с.
3. Пожарников А.В., Шитов В.Н. Ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий. Ульяновск, 2007. 182 с.