РАЗВИТИЕ АПК
УДК 330.322.14
КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Е. А. ШКАРУПА, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Е-таИ: shkarupa_volsu@mail. ги
П. П. ПЕРЕХОДОВ, аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения
Е-таП perekhodov. pavel@gmail. сот Волгоградский государственный университет
В статье показаны специфические особенности сельскохозяйственного кредитования. Дана оценка современным действующим механизмам кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотрено современное состояние кредитования в условиях выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Ключевые слова: государственная поддержка, залог, земельное ипотечное кредитование, малые формы хозяйствования, сельскохозяйственная кредитная кооперация.
Кредитование сельского хозяйства не всегда учитывает объективные особенности данного сектора экономики, обусловливающие дополнительную потребность в заемных ресурсах, зависимость сельхозпроизводителя от природных условий, сезонности и других факторов. Не учитывает оно и специфических условий, заключающихся в экономической дифференциации сельскохозяйственных организаций. несовместимость финансово-кредит-
ного механизма с реальным положением дел в данной сфере производства привела к недоступности по разным причинам кредитных ресурсов для основной массы сельскохозяйственных организаций, и в связи с этим - к отсутствию у них не только расширенного, но и простого воспроизводства. Большая часть кредитов приходится на ссуды заготовительным и лизинговым организациям, и лишь незначительная часть достается непосредственно сельскохозяйственным организациям.
В связи с этим в сельском хозяйстве значительно повышается роль внешних, и прежде всего возвратных, источников финансирования. Система сельскохозяйственного кредитования выступает важнейшей специфической сферой, функционирование которой обеспечивает аккумуляцию временно свободных денежных средств и их перераспределение в соответствии с потребностями сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании денежных фондов на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления продукции [1].
Важнейшим шагом в развитии сельского хозяйства России, и в частности кредитования
сельскохозяйственных организаций, стал приоритетный национальный проект развития АПК на 2006-2007 гг. (далее - проект), в котором мера субсидирования процентной ставки стала основной формой поддержки по двум из трех направлений -ускоренному развитию животноводства и стимулированию развития малых форм хозяйствования. Из федерального бюджета субсидировались затраты на уплату процентных ставок по целевым кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, а по кредитам (займам), выданным для малых форм хозяйствования, - в размере 95 % ставки рефинансирования.
итогом реализации национального проекта стал значительный рост привлеченных кредитов в данный сектор экономики. По расчетам Минсель-хоза России, по объемам вновь привлеченных субсидируемых инвестиционных кредитов в сельское хозяйство в 2007 г. по сравнению с 2005 г. произошел рост в 9,9 раза (получено 251 млрд руб.), а по малым формам хозяйствования - в 287 раз (получено субсидий на 86 млрд руб.). За два года было создано 1 090 кредитных кооперативов [2]. Работа в этом направлении была продолжена в 2008-2010 гг. в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Госпрограмма).
Субсидирование процентной ставки является основным инструментом поддержки финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и самым значимым по выделяемому финансированию. Так, в 2010 г. из федерального бюджета на эти цели было выделено 69,5 млрд руб., или на 14 % больше, чем было предусмотрено по плану, в то время как финансирование остальных мер сократилось на 33 % по сравнению с планом [6]. Такое сокращение стало необходимым из-за быстрого нарастания долгосрочных обязательств государства по субсидированию переходящих инвестиционных кредитов при одновременном бурном росте объема субсидируемых краткосрочных кредитов (займов). Свою роль в росте обязательств государства сыграла возможность пролонгировать, дофинансировать и брать кредиты на рефинансирование уже взятых кредитов (займов) с одновременным распространением на них субсидирования в рамках антикризисных мер и мер по борьбе с засухой 2009-2010 гг.
В целях субсидирования сельхозпроизводителей в 2010 г. было получено 1 063,3 млрд руб.
заемных средств, при этом средств из федерального бюджета по Госпрограмме в 2010 г. всего было выделено 110,7 млрд руб. вместо запланированных 120 млрд руб. Ни по одному другому мероприятию Госпрограммы у государства не возникает переходящих обязательств, поэтому их финансирование сокращалось.
Снижение доли ОАО «Россельхозбанк» и увеличение доли ОАО «Сбербанк России» в общем объеме кредитных средств, привлекаемых на реализацию инвестиционных проектов в области сельскохозяйственного производства, продолжилось и в 2011 г. Так, доля ОАО «Россельхозбанк» в 2011 г. составила 44,4 % против 51,6 % в 2010 г., а доля ОАО «Сбербанк России», наоборот, увеличилась с 37,6 % в 2010 г. до 42,8 % в 2011 г. [4].
необходимо отметить, что доступность субсидируемых кредитов в значительной мере зависит от ставки Центрального банка РФ, к которой привязан расчет этой субсидии. Так, повышение ставки ЦБ РФ на 1 % снизит реальный объем вновь привлекаемых субсидируемых кредитов почти на 13 % при неизменном финансировании на расчетный период 2013-2020 гг. [4]. Таким образом, программа субсидирования процентных ставок, несмотря на ее важность, приобрела доминирующее значение в структуре государственной поддержки.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. стала продолжением государственной поддержки кредитования сельского хозяйства, основными направлениями которой являются: пополнение уставных капиталов специализирующихся на поддержке АПк институтов развития и субсидирование процентной ставки при предоставлении кредитов сельскому хозяйству, направленные на достижение его финансовой устойчивости [3].
В рамках осуществления основных мероприятий данной Государственной программы предусматривается обеспечение доступа к краткосрочным заемным средствам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: • сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), крестьянским (фермерским) хозяйствам по кредитным договорам (договорам займа) на приобретение ма-
териальных ресурсов для проведения сезонных работ в растениеводстве;
• организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациям потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа) на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции растениеводства, закупку муки для производства хлебобулочных изделий;
• сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, сельскохозяйственным потребительским кооперативам по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в целях строительства, реконструкции и модернизации хранилищ.
Одним из важнейших направлений в деятельности ОАО «Россельхозбанк» является кредитование сельхозпроизводителей на текущие цели -проведение сезонных полевых работ, пополнение оборотных средств, приобретение кормов, молодняка для откорма и т. д. Поскольку у заемщиков не всегда имеется достаточное залоговое обеспечение по кредитам на проведение сезонных полевых работ, предоставляются кредиты на эти цели под залог продукции будущего урожая сельскохозяйственных культур. Таким образом, на проведение сезонных полевых работ и приобретение кормов в 2010 г. банк выдал 120,9 млрд руб. [5].
Кроме того, ОАО «Россельхозбанк» осуществляет кредитно-финансовую поддержку предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, кредитование рыбоводных хозяйств, строительства, реконструкции и модернизации мощностей для первичной обработки и хранения зерна, предоставляет также кредиты на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения под их залог.
В Госпрограмме особо выделяется роль сельскохозяйственных кредитных кооперативов в достижении финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, и прежде всего
малых форм хозяйствования. Кредитная кооперация создает реальные предпосылки и условия для выхода сельского хозяйства из кризиса, стабилизации и подъема производства сельскохозяйственной продукции, улучшения снабжения населения качественными и дешевыми продуктами питания.
Перспективы развития кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей связаны с созданием сельскохозяйственных кооперативных и других банков, действующих на принципах кредитной кооперации. Это будет способствовать удешевлению кредитов и предотвратит утечку целевых кредитных ресурсов в несельскохозяйственные сферы, созданию конкурентной среды в сфере банковского обслуживания даже в отдаленных сельских районах.
Присущая сельскому хозяйству высокая капиталоемкость и относительно низкая фондоотдача, несовпадение по времени периодов затрат и получения доходов диктуют необходимость специфических форм кредитной поддержки банков сельскохозяйственных организаций товаропроизводителям.
Приоритетность развития системы земельного ипотечного кредитования обусловлена тем, что земли сельскохозяйственного назначения являются базовой предпосылкой и основой производства в сельском хозяйстве и могут выступать в качестве обеспечения по кредиту. Эффективное функционирование механизма залога земель сельскохозяйственного назначения способствует привлечению долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство и улучшению экономического состояния сельскохозяйственных организаций.
Существенной причиной, ограничивающей развитие земельно-ипотечного кредитования, является отсутствие у потенциальных заемщиков надлежаще оформленных прав собственности на земельные участки по причине безграмотно проведенной приватизации сельскохозяйственных угодий и высокой стоимости землеустроительных работ. В связи с этим с 2011 г. осуществляется новая мера государственной поддержки фермеров в оформлении земельных участков в собственность.
Земельно-ипотечное кредитование в России носит высокорисковый характер ввиду низкой ликвидности сельскохозяйственных земель, нестабильности процентных ставок, недостаточности высоколиквидных банковских активов, неплатежеспособности сельскохозяйственных организаций.
В целях обеспечения сельскохозяйственных организаций заемными источниками необходимо
создание финансовых институтов, находящихся во взаимосвязи между собой и образующих целостность, которая обеспечивает передачу кредитных ресурсов на рынке ссудного капитала от инвесторов к заемщикам, специализирующихся на ипотечном кредитовании, как под залог земельных участков, так и хозяйств в целом. Главная задача финансовых институтов будет состоять в осуществлении кредитных и гарантийных операций, предоставлении дополнительных гарантий при оформлении кредита, превышающего кадастровую стоимость до величины рыночной.
При становлении кредитных земельных систем важна роль государства, его активное участие в формировании земельных ипотечных банков, создании кредитных ресурсов, предоставлении льготных кредитов. Сложные ипотечные сделки требуют жесткого контроля и регулирования со стороны государства, отлаженной работы регистрационной системы. Поэтому создание условий для земельного ипотечного кредитования следует считать ключевым моментом государственной политики в области кредитования сельскохозяйственных организаций.
Фактором, тормозящим развитие системы земельно-ипотечного кредитования, является несовершенство законодательства. Отсутствует четкая система правового регулирования земельного рынка, учитывающая интересы всех участников ипотечного процесса и позволяющая в полной мере реализовывать функцию залога земли. По-прежнему остается неопределенность в разграничении государственной собственности на землю, которая сдерживает развитие земельного ипотечного кредитования, являясь значительным препятствием для коммерческих банков в плане использования земли в качестве предмета залога.
Несмотря на то, что система земельного ипотечного кредитования в России находится на стадии становления, можно говорить об успехах в продвижении этого инновационного продукта.
Объем земельно-ипотечного кредитования в рамках национального проекта «Развитие АПК» составил 6,6 млрд руб. Только в течение 2008 г. под залог земель сельскохозяйственного назначения было предоставлено кредитов на сумму 4,5 млрд руб. К настоящему времени в систему земельно-ипотечного кредитования вовлечено почти 300 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации является одним из важных направлений финансовой поддержки малых форм хозяйство-
вания на селе. Сельскохозяйственная кредитная кооперация создает возможность противостоять коммерческим банкам, укрепляет финансовое положение сельскохозяйственных организаций, обеспечивает более широкий доступ к финансовым услугам малого бизнеса и сельского населения.
При рассмотрении перспектив развития сельской кредитной кооперации целесообразно учесть положения, содержащиеся в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2020 г. В этих положениях кредитные кооперативы и микрофинансовые организации не осуществляют банковских операций и не являются кредитными организациями. Главной их целью является финансовое обеспечение деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Применяемые указанными организациями процедуры по выдаче ссуд и предоставлению займов менее формализованы и зарегулированы по сравнению с процедурой банковского кредитования, основываются на непосредственном взаимодействии с клиентами, их бизнесом и социальным окружением, на конкретном анализе их финансовых потребностей и возможностей [6].
Необходимость дальнейшего развития системы сельской кредитной кооперации можно объяснить значительной численностью различных категорий хозяйств, нуждающихся в финансовых ресурсах. Поэтому и размеры кредитов, их длительность должны быть разнообразными, учитывающими возможности и защищающими интересы производителя. При этом основным условием является необходимость оказания государственной поддержки для ее роста и развития. Кредитная кооперация может заполнить финансовый вакуум, способствуя росту сельскохозяйственного производства и уровня жизни крестьян.
Авторы считают, что дальнейшее развитие кредитной кооперации позволит:
• вовлечь свободные денежные средства предприятий и отдельных граждан в производственную и хозяйственную деятельность;
• обеспечить удовлетворение потребности в кредитных ресурсах на более льготных условиях по сравнению с рыночными;
• создать конкуренцию на финансовом рынке;
• способствовать решению социально-экономических проблем на селе [8].
Одним из направлений развития кредитования сельскохозяйственных организаций является возможность кредитования сельскохозяйственных
организаций коммерческими банками через использование гарантий государства. В некоторых регионах уже появились гарантийные фонды. Реализация такого подхода обеспечит сельскохозяйственным организациям больший доступ к финансовым средствам. В качестве залога они могут предложить землю, находящуюся в собственности. При этом государство, предоставляя гарантии по кредитам, может резервировать денежные средства в специализированном фонде в определенной доле от объема предоставленных коммерческими банками кредитов. В случае неплатежеспособности сельскохозяйственных организаций государство могло бы компенсировать банку часть потерь. Государственные гарантии могут предоставляться на часть испрашиваемого кредита для приобретения оборудования и последующей передачи его сельскохозяйственным организациям.
Гарантийные фонды могут выступать и в качестве страховщиков, предоставляя гарантии кредиторам лизинговых компаний по возврату им лизинговых платежей, а также гарантии по возврату кредитов, предоставленных по финансированию.
Поэтому, по мнению авторов, необходимо использовать бюджетные средства не только для финансирования инвестиционных проектов, но и для формирования гарантийных фондов, позволяющих привлечь значительно больший объем средств.
В целях совершенствования кредитования сельскохозяйственных организаций коммерческими банками можно предложить следующие направления:
• развитие льготного кредитования сельского хозяйства на сезонные нужды производства;
• создание и поддержка целевых фондов кредитования с выдачей ссуд непосредственным сельскохозяйственным организациям;
• развитие льготного кредитования под залог имущества;
• развитие кредитных кооперативов, создание и поддержка земельных банков. Совершенствование системы кредитования
сельскохозяйственных организаций необходимо осуществлять с учетом наличия в них коллективных организаций, хозяйств населения, крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Поддержку более слабых сельхозпроизводителей можно осуществлять через разработку и реализацию программ финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций и модернизацию их производства, что усилит роль государства в регулировании и поддержке системы кредитования сельскохозяйственных организаций. Все эти направления кредитных отношений банков с сельскохозяйственными организациями с участием государства позволят создать стройную и прозрачную систему кредитования сельского хозяйства, соответствующую современным условиям хозяйствования и действующим принципам банковского кредитования.
Список литературы
1. Буздалов И. Н. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки // АПК: экономика, управление. 2009. № 4. С. 57-61.
2. Гатаулина Е. А. Кредитование сельского хозяйства: современные вызовы и пути их решения // Экономические науки. 2011. № 3. С. 315-318.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // URL: http: //www. rshb. ru/gosprograms/now/agro. php.
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http: //www. mcx. ru.
5. Официальный сайт ОАО «Россельхозбанк». URL: http: //www. Tshbsuf.
6. Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2020 года. URL: http: //www expert. ru/expert.
7. ЧередниковаА. О. Развивать земельно-ипотечное кредитование // АПК: экономика, управление. 2010. № 1. С. 48-50.
8. Шкарупа Е. А. Направления развития сельскохозяйственного кредитования // Вестник Евразийской академии административных наук. 2011. № 2. C. 13-18.