Научная статья на тему 'О некоторых особенностях финансирования сельского хозяйства России'

О некоторых особенностях финансирования сельского хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / РОССЕЛЬХОЗБАНК / КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / КРЕДИТ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Н. А.

В статье отражена значимость сельского хозяйства как составной части экономики всей страны. Показано взаимодействие государства и банков при финансировании агропромышленного комплекса, сделан упор на работу Россельхозбанка. Оценена важность сельскохозяйственных инвестиций в Калужской области и проанализирована их динамика. В ходе проведенных исследований выявлены существующие в данной отрасли проблемы и намечены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях финансирования сельского хозяйства России»

о некоторых особенностях финансирования сельского хозяйства россии

Н. а. ВАСИЛЬЕВА,

аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: yaistorik@yandex.ru

Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга

В статье отражена значимость сельского хозяйства как составной части экономики всей страны. Показано взаимодействие государства и банков при финансировании агропромышленного комплекса, сделан упор на работу Россельхозбанка. Оценена важность сельскохозяйственных инвестиций в Калужской области и проанализирована их динамика. В ходе проведенных исследований выявлены существующие в данной отрасли проблемы и намечены возможные пути их решения.

Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственная безопасность, инвестиции, Россельхозбанк, Калужская область, кредит, государство.

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. В АПК занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов и создается около трети валового национального дохода. Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и промышленность сырьем. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях народнохозяйственного комплекса. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. Весьма характерно, что при устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой 7—8 рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. В то же время высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и пог-

лощать материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т. д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяют устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса.

В современных условиях развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. К угрозам продовольственной безопасности страны можно отнести следующие: наличие ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отставание в инновационной сфере, сокращение национальных генетических ресурсов, наличие дефицита квалифицированных кадров.

Складывающаяся ситуация на мировом продовольственном рынке и продолжающийся рост на продовольствие в мире неизбежно оказывают влияние и на Россию. Несмотря на то, что в России отмечается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (за 1999—2007 гг. — почти на 40 %), на внутреннем рынке отмечается рост цен на продукты питания. Образовавшийся дефицит продовольствия собственного производства способствовал резкому наращиванию объемов импорта. В целом по стране импорт продовольствия составляет 46 %, а в крупных городах — до 70 %. В то же время ведущие страны мира поддерживали и поддерживают высокий уровень самообеспечения: США и Франция — 100 %, Германия - 93 % [2, с. 35-39].

Большинство стран официально рассматривают аграрную политику в качестве приоритетной, стратегической. Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе сис-

- 19

темой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку менее монополизированного сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора. В России данные мероприятия в период с 2005 по 2008 гг. проводились в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который с начала 2008 г. трансформировался в 5-летнюю Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446).

Пока же государственная поддержка в Российской Федерации уступает западной по размерам и «качеству» экономического стимулирования вывода агропроизводителя на уровень самообеспечения, о чем свидетельствуют следующие данные. Если объем государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в 2005 г. в Европейском союзе составил 133,8 млрд долл., в США—42,7 млрд долл., то в России он был равен 0,9 млрд долл. [1, с. 41]. Правда, следует отметить, что эти данные отражают ситуацию, когда в нашей стране только начиналась реализация приоритетного национального проекта, а к 2008 г. ситуация несколько улучшилась: удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны повысился до 4,7 % против 4,5 % в предыдущем году. Кроме того, прирост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве составил 6,3 %, когда в целом по стране этот показатель был равен 6,2 % [8, с. 12]. Итак, положительная динамика налицо, но до уровня стран Европы и США еще далеко.

Вышесказанное еще раз подтверждает необходимость развития сельского хозяйства в стране и инвестирования в эту отрасль как государственных средств, так и частных. Важно помнить и о том, что сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности.

При этом независимо от национальной принадлежности, уровня развития, форм собственности, методов его организации, сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особен-

20 -

ности, существенно отличающие его от всех других отраслей народнохозяйственного комплекса.

Во-первых, в качестве главного, незаменимого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. Для поддержания качественного состояния земли требуются значительные материально-технические и финансовые вложения. При этом окупаемость основных объемов инвестиций растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство.

Во-вторых, в процессе производства сельскохозяйственной продукции деятельность человека самым тесным образом переплетена с неподвластными ему природными условиями, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

Еще одно существенное отличие сельскохозяйственного производства от большинства секторов экономики заключается в том, что оно менее эффективно по сравнению с большинством секторов экономики. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем в промышленности.

Кроме того, сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия и требования рынка. Так, при изменении спроса или предложения на сельхозпродукцию предприятия данной отрасли в силу естественных причин не могут быстро приспособиться к новой ситуации.

Следует отметить, что эти ярко выраженные особенности сельского хозяйства существенно снижают его привлекательность для инвесторов. Сезонный характер производства и высокая фондоемкость; иммобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий; наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК.

В первую очередь, поэтому большинство банков с большим нежеланием кредитуют сельское хозяйство. Из ведущих банков страны основными кредиторами этой отрасли являются кредитные организации с государственным участием. Но их участие в поддержке АПК — отчасти государственная необходимость, продиктованная решениями Пра-

вительства России. Бесспорным фаворитом здесь является Россельхозбанк, но и значимость других банков нельзя недооценивать. Так, начиная с 2009 г. Сбербанком России на нужды сельского хозяйства выдано 125,7 млрд руб. [5]. Внешэкономбанк, в приоритетах которого вообще не было такого направления деятельности, как поддержка сельского хозяйства, с 2009 г. приступил к реализации некоторых проектов данной отрасли. К примеру, на развитие производства индюшатины в городе Шахты Ростовской области банком было выдано около 100 млн евро; на строительство предприятий по переработке сахарной свеклы в Тамбовской области — 30 млн долл. [8, с. 4-5].

По последним данным, доля Россельхозбанка в общем объеме кредитов, предоставленных АПК, составляет 58 %. Учитывая этот факт, представляется интересным рассмотреть некоторые особенности его деятельности.

Россельхозбанк начал свою деятельность в 2000 г., и на начало 2009 г. величина кредитного портфеля банка достигла 465,7 млрд руб. За 2008 г. кредитный портфель вырос на 173 млрд руб., или почти на 60 %; вложения в агропромышленный комплекс страны повысились на 127 млрд руб., достигнув 373,4 млрд руб. Доля кредитных вложений непосредственно в АПК составила 80 % [6, с. 15].

Динамика роста кредитного портфеля Рос-сельхозбанка представлена на рисунке. Причем значительное увеличение кредитного портфеля в сфере АПК наблюдается в 2005 и 2006 гг. (3,5 и 3,8 % соответственно), что связано с началом реализации приоритетного национального проекта и говорит о его эффективности в области финансового обеспечения АПК.

50045040035030025020015010050 0

5,1

23

9,6

33,9

39_

п10,5

130,7

25,7

246,4

01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.06.2009

□ АПК ■ Другие сектора

Источник: Трушин Ю. В. Россельхозбанк: кредитная политика обеспечивает рост произ водства / Ю. В. Трушин // Деньги и кредит. 2009. № 8. С. 4.

Кредитный портфель Россельхозбанка, млрд руб.

Приоритетным направлением деятельности банка является кредитная поддержка Государственной программы развития сельского хозяйства. Предприятиям и организациям, участвующим в реализации данной программы в 2008 г., выдано 159 тыс. кредитов объемом 255 млрд руб., или около 80 % всех кредитов банка. Для сравнения: за 2006— 2007 гг. общая сумма выданных кредитов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» составила 153 млрд руб. [7, с. 7].

Сегодня банк предлагает сельчанам 11 диверсифицированных кредитных продуктов, что практически полностью обеспечивает потребности клиентской базы. Наиболее успешно реализуется специальная банковская программа «Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования». За прошедший год количество договоров по ней выросло более чем в полтора раза — до 16 тыс., ссудная задолженность увеличилась до 63 млрд руб. С помощью этих средств сельхозтоваропроизводители смогли приобрести 4,5 тыс. тракторов, 3,4 тыс. зерноуборочных и 1 тыс. кормоуборочных комбайнов, а также комплекты оборудования для животноводческих и птицеводческих предприятий и для кормопроизводства. Достаточно активно развивается и программа «Кредит на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных под его залог»: ссудная задолженность по ней выросла на 32 % — с 2,4 до 3,2 млрд руб.

Кроме того, банк реализует следующие кредитные программы: кредит на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения под их залог; кредит под залог приобретаемого имущества для сельскохозяйственных кооперативных рынков; кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств и иных субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК и др.

Между тем, Россельхозбанк осуществляет динамичное развитие розничных программ кредитования. Так, в 2008 г. физическим лицам было выдано 203 тыс. кредитов в сумме 30,4 млрд руб. Объем розничного кредитного портфеля на конец 2008 г. составил 58 млрд руб. С гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, за прошедший год было заключено около 127 тыс. кредитных договоров на сум-

373,4

444,0

му 20 млрд руб., всего же начиная с 2006 г. — 419 тыс. и 62 млрд руб. соответственно. Кроме того, в настоящее время кредитами банка пользуется каждое седьмое реально действующее крестьянское (фермерское) хозяйство. За прошлый год им предоставлено более 7 тыс. кредитов в объеме около 17 млрд руб. [6, с. 17].

Все большие масштабы в нынешних условиях приобретает кредитная поддержка социального развития села — жилищно-коммунального хозяйства, строительства и приобретения жилья, газификации, водоснабжения, получения образования, покупки бытовой техники, автомобилей. За 2008 г. на эти цели выдано более 63 тыс. кредитов на сумму 8 млрд руб. Более 500 тыс. сельских семей пользуются кредитами Россельхозбанка, выданными как для развития сельхозтоваропроизводства, так и на решение социально-бытовых проблем.

Немаловажен и тот факт, что региональная сеть кредитной организации продолжает расширяться. Так, если в 2004 г. у банка было 62 региональных филиала, то в 2008 г. их стало уже 78 [7, с. 8]. Таким образом, последовательно решается стратегическая задача по обеспечению присутствия банка во всех ведущих аграрных территориях страны.

Хотелось бы особо отметить, что доля Рос-сельхозбанка в общих объемах кредитной поддержки со стороны российских банков, оказанной гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, составила 75 %, крестьянским (фермерским) хозяйствам — 70 %, а сельскохозяйственным потребительским кооперативам — почти 90 %. Эти показатели еще раз убедительно подтверждают, что Россельхозбанк по праву занимает одно из ведущих мест на рынке финансовых услуг в сфере АПК.

Наряду с имеющейся положительной динамикой в области кредитования необходимо заострить внимание на структуре просроченной задолженности. Можно отметить, что 98,2 % кредитов Рос-сельхозбанка погашается в срок. Тем не менее прослеживается и тенденция роста просроченной задолженности. Объем кредитов, не погашенных своевременно, увеличился за год с 2,3 до 8,5 млрд руб., что составляет 1,8 % суммы кредитного портфеля. Чтобы уменьшить влияние возможного ухудшения качества кредитного портфеля на устойчивость банка, заблаговременно создаются резервы на возможные потери по ссудам. На начало года резерв составлял более 13,8 млрд руб., или 3 % суммы кредитного портфеля.

Становится очевидным, что в условиях кризиса ключевая проблема для всей банковской

22

системы страны, представляющая наибольший риск, связана с неизбежным ухудшением финансового положения многих заемщиков и возникновением трудностей с погашением своих обязательств перед кредитным учреждением.

Более того, в настоящее время принято решение о пролонгации краткосрочных кредитов, выданных в 2008 г. на срок до 180 дней, и последующей возможной пролонгации инвестиционных ссуд до 3 лет в связи с возникшей в отрасли проблемой оплаты поставляемой продукции, производимой отсрочкой платежа. Банкам придется в значительно меньшей степени рассчитывать на запланированный ранее возврат полученных кредитов. Но эта нежелательная для банков мера позволит предприятиям закончить год, реализовать выращенный урожай, получить необходимые деньги и направить их на погашение взятых кредитов.

Вторая важнейшая проблема, влияющая на темпы и масштабы функционирования банка, — объективно складывающийся дефицит «длинных» ресурсов для кредитования, а также значительное их удорожание. В то время, когда для увеличения инвестиционной активности необходимо увеличение сроков кредитования агропредприятий до 10—15 лет. Напомним, что в настоящее время долгосрочные кредиты выдаются максимум на 8 лет.

Учитывая вышесказанное, необходимо еще раз отметить важность взаимодействия государства и банков при финансировании сельского хозяйства, тем более в условиях кризиса. Высокозначимой движущей силой социально-экономического развития государства является также слаженная инвестиционная деятельность на региональном уровне, в частности в Калужской области. При всей актуальности данной темы она не получила должного освещения в научной литературе. Автором сделана попытка раскрыть основные направления и особенности финансирования сельского хозяйства в указанном регионе.

В настоящее время на территории Калужской области функционируют: 460 сельскохозяйственных организаций, 2 184 крестьянских (фермерских) хозяйств, 195,5 тыс. личных подсобных хозяйств населения.

Основное направление специализации сельскохозяйственного производства — молочно-мясное скотоводство. Наряду с основной отраслью сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются птицеводством, выращи-

ванием зерновых культур, картофеля, овощей, льна-долгунца. Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий вырос с 6,5 млрд руб. в 2000 г. до 18,5 млрд руб. в 2008 г. [3].

Основополагающим фактором, способствующим развитию производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции, является привлечение инвестиций в АПК области. Главными препятствиями в создании условий динамичного развития аграрного сектора являются низкая конкурентоспособность продукции; устаревшие высокозатратные технологии; недостаток финансовых ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства; нехватка подготовленных кадров. Поэтому необходимость привлечения инвестиций в АПК является одной из важнейших задач на ближайшие годы, без решения которой невозможно оздоровление и развитие аграрного сектора региона.

К основным факторам, обеспечивающим инвестиционную привлекательность Калужской области в настоящее время, относятся выгодное географическое положение; относительно развитые системы транспортных коммуникаций и связи; близость емких рынков сбыта; наличие проработанной нормативно-правовой базы, предусматривающей широкий спектр поддержки инвестиций (возможность предоставления гарантий администрацией региона, льготы по налогообложению для инвесторов, реализующих проекты в сельском хозяйстве); высокий научный потенциал, позволяющий выполнять научные разработки как прикладного, так и академического характера.

Несмотря на свою относительно небольшую площадь, Калужская область весьма неоднородна по экономическому развитию. В регионе четко выделяется группа высокоразвитых территорий, компактно расположенных на северо-востоке (Обнинск, Балабаново, Малоярославец), в центре (Калуга и Кондрово) и отчасти на юго-западе (Людиново и Киров). До реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» интерес инвесторов к сельскохозяйственным организациям был пропорционален их удаленности от Московского региона. Гораздо труднее было привлечь инвестора в Ульяновский, Спас-Деменский, Хвастовичский районы, чем в Ме-щовский, а тем более Жуковский и Тарусский. В настоящее время инвесторы проявляют конкретные намерения по реализации масштабных

инвестиционных проектов на всей территории области, в том числе и в районах, традиционно не привлекавших их ранее. Косвенно это служит подтверждением того, что привлекательным становится сам сельскохозяйственный бизнес, а не возможность получения дохода на спекулятивных сделках купли-продажи земли.

Для обеспечения реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Калужской области был предусмотрен комплекс мер по привлечению кредитных ресурсов и инвестиций:

• содействие в получении кредитов на 8 лет под модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов с субсидированием из федерального бюджета 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

• субсидирование процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по привлекаемым кредитам: 5 % — из бюджета области и содействие в получении субсидирования 95 % — из федерального бюджета. Был установлен предельный размер кредита: для личных подсобных хозяйств — до 300 тыс. руб.; для крестьянских (фермерских) хозяйств — до 3 млн руб.; для создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов — до 10 млн руб.;

• стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

• создание системы земельно-ипотечного кредитования.

Законом Калужской области от 06.11.2007 № 360-03 была утверждена областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008—2012 годы». Цели и задачи программы базируются на системе целей и задач, определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. с учетом специфики проблем, существующих в Калужской области.

Программа направлена на достижение трех главных целей:

1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродоволь-

- 23

ственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами.

2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.

Ключевым направлением развития сельского хозяйства остается привлечение частных инвестиций. Так, за последние три года в сельскохозяйственное производство области было привлечено порядка 9 млрд руб. инвестиционных ресурсов. С 2005 г. и по состоянию на 01.01.2009 кредитные договора с коммерческими банками по восьмилетнему кредитованию оформили 49 сельскохозяйственных организаций на сумму 2,89 млрд руб., пятилетние кредиты в объеме 2,55 млрд руб. оформили 96 сельскохозяйственных организаций [3]. Таким образом, можно предположить, что средний размер восьмилетних кредитов выше.

Высокую активность в период реализации нац-проекта проявили администрации муниципальных районов, имеющих наибольшее количество кредитуемых объектов: Сухиничского — 11, Малояросла-вецкого — 8, Дзержинского — 10, Перемышльского — 9, Людиновского — 5. Важным результатом реализации национального проекта «Развитие АПК» явилось обновление производственных мощностей за счет строительства, реконструкции и модернизации объектов животноводства. За период реализации ПНП введено в эксплуатацию более 63 тыс. скотомест в реконструированных и модернизированных животноводческих комплексах (фермах), 4,5 тыс. скотомест во вновь построенных животноводческих комплексах. А в 2008 г. начали функционировать еще 6 165 скотомест крупного рогатого скота и свиней с одновременным внедрением современных технологий содержания животных.

Кроме того, в 2008 г., воспользовавшись льготным кредитованием и государственной поддержкой, сельскохозяйственные организации области приобрели 2 764 головы высокопродуктивного крупного рогатого скота. Активное обновление основных производственных фондов животноводства проведено в сельскохозяйственных организациях Дзержинского, Сухиничского, Перемышльского, Медынского, Людиновского и Кировского муниципальных районов.

Сумма заемных средств, привлеченных на развитие малых форм хозяйствования на селе, за последние три года составила 755 млн руб., в том числе

24 -

593 млн руб. предоставили коммерческие банки; 162 млн руб. (2 386 займов) сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы.

За 2006—2007 гг. 1,7 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, получили кредиты на сумму 285 млн руб., а 42 крестьянских (фермерских) хозяйства — на сумму 58,3 млн руб. Тогда как в 2008 г. 1 159 субъектов малых форм хозяйствования получили более 245 млн руб. То есть в 2008 г. освоено примерно столько же кредитов, сколько было получено за два предыдущих года.

Необходимым условием дальнейшего развития малого бизнеса на селе наряду с субсидируемым кредитованием является формирование собственной инфраструктуры сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции.

На начало января 2008 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области) в регионе зарегистрировано 145 кооперативов, в том числе в рамках национального проекта создано 122 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из них 88 кредитных, 22 снабженческо-сбы-товых и 12 перерабатывающих. По числу созданных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов Калужская область занимает первое место в Центральном федеральном округе, а в целом по числу сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных в рамках реализации ПНП, уступает только Белгородской области.

Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также создание максимально благоприятных условий для сбыта их продукции достигается мероприятиями по увеличению их инвестиционной привлекательности и доступности кредитов. Данные мероприятия в свою очередь обеспечиваются привлечением кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки молока и мяса.

Государственная поддержка осуществляется на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Все целевые показатели развития кредитования предприятий АПК области имеют хорошую тенденцию к росту (табл. 1). Интересно, что дальнейшее

субсидирование кредитов будет направлено в первую очередь на увеличение объема инвестиционных кредитов почти в 6,5 раза по сравнению с 2006 г., а размер краткосрочных кредитов, наоборот, несколько сократится и в 2012 г. будет ниже уровня 2006 г.

Говоря об источниках финансирования, важно отметить, что размер федеральных субсидий в два раза будет превышать областные вливания (табл. 2). В целях обеспечения финансово-устойчивой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей области государственная поддержка по субсидированию процентных ставок инвестиционных кредитов будет увеличиваться. Между тем, объем средств для субсидирования краткосрочных кредитов на протяжении всех пяти лет действия программы останется неизменным. Это позволяет сделать вывод о целенаправленной деятельности государства в целях обеспечения сельского хозяйства долгосрочными инвестициями, в котором оно так нуждается.

Таким образом, с целью привлечения частного инвестора в сельскохозяйственное производство органы государственной власти Калужской области реализуют комплекс мер по стимулированию и регулированию инвестиционных процессов, формированию благоприятных условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Подчеркнем, что развитие потенциала агропромышленного сектора — одно из ключевых направлений экономи-

ческой политики Калужской области. Привлечение и наращивание инвестиционного потенциала в области возможно за счет отечественных инвесторов и эффективного использования уже полученных инвестиций.

Но не только государство в целом и регионы в частности способны повлиять на объемы инвестиционных кредитов. Немаловажной здесь является и роль кредитных организаций, которые в настоящее время получили возможность принимать в качестве залога для ипотечных кредитов сельскохозяйственные земли. Данный вид обеспечения является привлекательным как для банков, так и для сельхозпроизводителей.

При этом кредитные организации банковского сектора становятся участниками земельных отношений, что само по себе повышает их заинтересованность в инвестировании в аграрный сектор экономики.

Практика показывает, что система кредитных услуг, связанных с использованием земли, может эффективно работать при наличии следующих условий:

• нормативно-правового поля (собственность на землю, платность землепользования, возможность купли-продажи, аренды, залога земельных участков);

• земельной кадастровой системы (учет земельных участков, оценка земли, регистрация прав

Таблица 1

Целевые индикаторы и показатели областной программы по повышению инвестиционной привлекательности, обеспечению доступности кредитных ресурсов в 2006—2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2006, отчет 2007, оценка 2008 2009 2010 2011 2012

Объем инвестиций, привлеченных в сельскохозяйственное производство, млн руб., всего 3 931,0 4 811,3 7 501,2 8 497,0 8 943,0 9 594,1 10 002,2

Из них объем субсидируемых кредитов, всего 1 671,0 2 411,3 5501,2 6 697,0 7 743,0 8 494,1 9 002,2

В том числе: краткосрочные 326,0 200,0 220,1 227,7 240,0 237,8 243,1

инвестиционные 1 345,0 2 211,3 5 281,1 6 469,3 7 503,0 8 256,3 8 759,1

Уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции, % 6,9 9,2 10,7 12,4 14,2 16,9 23,7

Удельный вес прибыльных организаций, % 69,0 71,0 83,0 84,8 84,8 85,3 86,0

Таблица 2

Государственная поддержка в рамках областной целевой программы по развитию кредитования

Наименование мероприятия Источник финансирования Сумма расходов, млн руб. В том числе по годам:

2008 2009 2010 2011 2012

Субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам Областной бюджет 35,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0

Федеральный бюджет* 70,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0

Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам Областной бюджет 1 050,2 142,8 198,5 216,8 238,7 253,4

Федеральный бюджет* 2 156,6 341,7 397,0 433,7 477,4 506,8

*Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемые Калужской области до 2012 г. на мероприятия программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый период.

_ 25

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

на землю, сервитуты и ограничения использования земли);

• кредитной системы (земельные и универсальные коммерческие банки);

• системы обеспечения легитимности залоговых операций (страхование, земельные биржи и аукционы, земельный (межевой) суд, ценные земельные бумаги, земельная инспекция);

• системы оказания консалтинговых услуг участникам залоговых операций (информационных, картографических, землемерных, землеустроительных и других).

Существующие залоговые организационно-экономические механизмы обеспечивают главным образом жилищную ипотеку, а хороших залоговых инструментов земельной ипотеки в стране нет. Дороговизна и сложность процедур оформления земли в собственность является еще одной серьезной причиной, сдерживающей широкомасштабное развитие ипотечного кредитования сельхозтоваропроизводителей. Весьма существенными, на наш взгляд, являются также проблемы исчисления рыночной стоимости земельного участка для целей определения его залоговой стоимости в качестве предмета ипотеки. Таким образом, система ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения может стать перспективным направлением в сфере финансового обеспечения сельского хозяйства, причем достижение возможно максимального положительного эффекта при использовании данного инструмента будет зависеть от быстроты решения перечисленных проблем.

Между тем, дальнейшее укрепление экономики аграрного сектора в значительной мере зависит от инвестиционно-интеграционных процессов в АПК. Эффективным инструментом при этом, как показывает мировой опыт, является переход на кластерные инновационные технологии экономического развития. В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации в качестве стратегических задач определили реализацию кластерной политики, в том числе в агропромышленном производстве. Кластерный подход позволяет выявить преимущественную форму взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Деятельность компаний в рамках кластера оказывается эффективнее, чем в других объединениях при иных типах организации. Опыт ряда регионов России (Краснодарский край, Ростовская, Вологодская области и др.) свидетельствует о том, что в прогностических разработках следует отказаться от доминирования традиционного отраслевого подхода.

26 -

Еще одним фактором, сдерживающим развитие кредитования в сельской местности, является ограниченность доступа сельского населения, сельских предпринимателей, малых и средних сельхозтоваропроизводителей к рынку финансовых ресурсов. На наш взгляд, для решения данной проблемы наряду с существующей банковской инфраструктурой могут быть задействованы и другие финансовые институты, в большей степени отвечающие инвестиционным потребностям средних и мелких сельхозтоваропроизводителей и сельского населения. В настоящее время именно кредитная кооперация способна в значительной мере снять эту ограниченность, поскольку ее деятельность базируется на принципах самопомощи и самоорганизации сельского населения.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» расширяются и усложняются формы взаимодействия сельских кредитных кооперативов с банковским сектором, при этом в качестве ведущего партнера выступает Россельхозбанк. На современном этапе развития кредитной кооперации приоритетным направлением внесистемной территориальной диверсификации деятельности сельских кредитных кооперативов является предоставление ими собственной филиально-представительской сети банковским посредникам. Также возможно использование коммуникационной, информационной и расчетной сетей Россельхозбанка как вновь создаваемыми кредитными кооперативами (с ассоциированным членством банка), так и уже функционирующими сельскими кредитными кооперативами.

Необходимо отметить, что перечисленные направления взаимодействия банков и кредитной кооперации взаимовыгодны не только субъектам возникающих отношений, но и имеют социально-экономическую значимость, способствуя повышению устойчивости развития сельских территорий. В частности, банк имеет возможность снизить трансакционные издержки, быстро увеличить свое присутствие в сельской местности, а также минимизировать кредитные и инвестиционные риски, которые он передает региональным системам сельской кредитной кооперации. Одновременно проведение банковских кредитов через региональные системы сельской кредитной кооперации многократно увеличит их ресурсную базу и рыночную капитализацию. В совокупности это позволитзначительно упростить процедуры получения льготных государственных кредитов для мелких и средних товаропроизводителей по сравнению с банковскими технологиями, повысить их доступность и гибкость по условиям, то есть создаст предпосылки

для удовлетворения растущего спроса на кредитные ресурсы со стороны сельских территорий. Напомним, что государство в рамках Государственной программы активно поддерживает развитие кредитной кооперации, а банковский сектор охотно сотрудничает с товаропроизводителями.

Итак, за последние несколько лет уровень финансирования сельского хозяйства значительно возрос. Об этом говорит и масштабная деятельность Россельхозбанка, осуществляемая на территории всей страны, и работа, проводимая отдельными регионами. Несмотря на выявленную положительную динамику, в сельском хозяйстве России остается еще очень много нерешенных проблем. Их наличие подтверждает необходимость сохранения ведущей роли государства. Однако не менее важна и инициатива частных инвесторов, в первую очередь кредитных организаций. От степени и качества взаимодействия государства и банков будет зависеть дальнейшее развитие нашей страны.

Список литературы

1. Богданов А. Г. Роль кредитно-финансовых институтов в реализации стратегии повышения инвестиционной привлекательности АПК: мотивы, проблемы, решения / А. Г. Богданов // Деньги и кредит. 2007. № 8. С. 38—45.

2. Денисов В. П., Горохова В. А. Законодательное обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации: проблемы требуют решения / В. П. Денисов, В. А. Горохова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 11. С. 35-39.

3. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: www.admoblkaluga.ru, свободный.

4. Расширяют кредитную и инвестиционную деятельность (по материалам Интернет-портала Правительства Российской Федерации) // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 3. С. 4-6.

5. Сбербанк России [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: www. sbrf. ru, свободный.

6. Трушин Ю. В. Курс на развитие АПК / Ю. В. Трушин // АПК: экономика и управление. 2009. № 5. С. 15-22.

7. Трушин Ю. В. Россельхозбанк: кредитная политика обеспечивает рост производства / Ю. В. Трушин // Деньги и кредит. 2009. № 8. С. 3-9.

8. Ушачев И. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации / И. Ушачев // АПК: экономика и управление. 2009. № 3. С. 12-30.

Подписка eUBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.