Научная статья на тему 'Направления кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Направления кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГГ / ЗАЛОГ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ИПОТЕКА / ЗЕМЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЗЕМЛЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" / КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ / ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ / РЫНОК ЗЕМЛИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Екатерина Александровна, Переходов Павел Павлович

В силу определенных специфических особенностей аграрная сфера нуждается в кредитной поддержке. Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обуславливают необходимость предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям заемных средств. В статье рассмотрены направления развития кредитной поддержки сельского хозяйства: поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержка и развитие кредитных организаций, поддержка специализированных организаций, способствующих снижению кредитных рисков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей»

Направления кредитного обеспечения сельскохозяйственных

товаропроизводителей

Шкарупа Екатерина Александровна к.э.н., доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградский государственный университет

shkarupa volsu@mail.ru

Переходов Павел Павлович аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградский государственный университет

parikp@rambler. ru

Аннотация: В силу определенных специфических особенностей аграрная сфера нуждается в кредитной поддержке. Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обуславливают необходимость предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям заемных средств. В статье рассмотрены направления развития кредитной поддержки сельского хозяйства: поддержка сельскохозяйственных

товаропроизводителей, поддержка и развитие кредитных организаций, поддержка специализированных организаций, способствующих снижению кредитных рисков

Ключевые слова: государственная поддержка, Государственная

программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., залог, земельная ипотека, земельно-ипотечное кредитование, земля, малые формы хозяйствования, ОАО «Россельхозбанк», коммерческий кредит, особенности сельскохозяйственного кредитования, рынок земли, сельскохозяйственная кредитная кооперация

Annotation: Owing to certain specific features the agrarian sphere needs credit support. Seasonality of agricultural production and the nature of formation of expenses connected with it and stocks cause need of granting to agricultural producers of borrowed funds. In article the directions of development of credit support of agriculture are considered: support of agricultural producers, support

and development of the credit organizations, support of the specialized organizations promoting decrease in credit risks

Keywords: the state support, State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the food for 2008-2012, pledge, a land mortgage, land mortgage lending, the earth, small forms of managing, JSC Rosselkhozbank, the commercial credit, features of agricultural crediting, the earth market, agricultural credit cooperation

Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обуславливают необходимость предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям заемных средств. Из-за длительности производственного цикла отсутствуют источники непрерывного финансирования [4].

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители ограничены и в возможности финансирования последующего производственного цикла за счёт собственных доходов, полученных в предыдущем цикле. Помимо длительности производственного цикла, привлечение финансирования затруднено в связи со сложностью прогнозирования выручки сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Очень важно понять, как особенности сельскохозяйственного производства влияют финансовую составляющую сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее формирование и воспроизводство.

Указанные особенности определяют необходимость создания условий для постоянного финансирования сельскохозяйственного производства, предоставления заемных средств.

Кредитная система сельского хозяйства с точки зрения институционально подхода состоит из банковских и парабанковских организаций и включает следующих субъектов: сельскохозяйственный товаропроизводитель (заемщик кредитных средств), потенциальный кредитор (кредитная организация), готовый предоставить кредитные средства, государство, регулирующее кредитные отношения посредством

нормативной базы.

Проанализируем результаты Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» за 2012 год и за период 2008-2012 и определим основные проблемы, с которыми сталкивались сельскохозяйственные товаропроизводители в процессе освоения ими заемных кредитных ресурсов.

Направления кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно сгруппировать в три блока:

1) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) поддержка и развитие сети кредитных учреждений;

3)поддержка специализированных учреждений, способствующих снижению кредитных рисков

Поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно осуществлять по направлениям: обеспечение залоговой базы и повышение платежеспособности.

Задача повышения платежеспособности является одной из основных, предусмотренных в Государственной программе.

Она решалась за счет возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями,

осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных

потребительских кооперативах. Размер получаемого возмещения устанавливался в процентах к ставке рефинансирования Центрального банка России, действующей на момент заключения кредитного договора. Финансирование осуществлялось за счет предоставления субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации на условиях обязательного финансирования.

В 2008-2012 гг. осуществлялся переход от форсированного использования кредитования с субсидированием части процентной ставки к ее стабилизации и все большему ограничению. Долгосрочные обязательства государства по субсидированию переходящих инвестиционных кредитов при одновременном росте объема субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) нарастали с каждым годом. Увеличивались выплаты из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок (рисунок 1).

Рисунок 1 - Субсидии из федерального и региональных бюджетов, перечисленные получателям по инвестиционным и краткосрочным кредитам (займам), млрд руб. [1].

Из федерального и региональных бюджетов за 2008-2012 гг перечислено сельскохозяйственным товаропроизводителям 337,3 млрд руб. субсидий (282,6 млрд руб. из федерального и 54,7 млрд руб. из региональных бюджетов). Сумма субсидий по инвестиционным и краткосрочным кредитам (без субсидий малым формам хозяйствования на селе) из федерального и региональных бюджетов. которая была выплачена в 2012 году составила 78,4 млрд руб. (из региональных бюджетов - 11,5 млрд руб.).

В 2011 г. эти суммы были меньше - соответственно 75,7 млрд руб. и 10,9 млрд руб. На субсидирование процентных ставок по кредиту в

среднем за 2008-2012 гг. приходилось 43% всего ресурсного обеспечения Государственной программы из федерального бюджета (в 2012 г. - 48%).

Были сокращены иные направления финансирования связанные с тем, что в рамках Государственной программы субсидируются не только кредиты (займы), выданные в текущем году, но и кредиты, выданные еще до начала реализации Приоритетного национального проекта развития АПК (рисунок 2)

Свою роль сыграли пролонгация и рефинансирование уже взятых кредитов (займов) с одновременным распространением на них субсидирования в рамках антикризисных мер и мер по ликвидации последствий засухи 2009-2010 гг., увеличение доли финансирования из федерального бюджета с 2/3 до 80% ставки ЦБ РФ, введение более льготных условий для производителей молока и мяса КРС, ежегодное расширение перечня субсидируемых кредитов.

Рисунок 2 - Общий объем субсидируемых инвестиционных и краткосрочных кредитов (без малых форм хозяйствования) с учетом переходящих кредитов, млрд руб.

Несмотря на то, что за годы реализации Г осударственной программы удалось решить задачу повышения доступности кредитов и избежать

кризиса неплатежей, для некоторых сельскохозяйственных

товаропроизводителей остается проблема дефицита залоговой базы.

Преодолению дефицита залоговой базы могли бы способствовать: развитие системы земельно-ипотечного кредитования, кредитование под залог будущего урожая, приобретаемой техники.

Приоритетность развития системы земельно-ипотечного кредитования обусловлена тем, что земли сельскохозяйственного назначения являются базовой предпосылкой и основой производства в сельском хозяйстве и могут быть выступать в качестве обеспечения по кредиту [7].

Основная проблема, препятствующая развитию земельно-ипотечного кредитования заключается в несовершенстве законодательного обеспечения. Отсутствует четкая система правового регулирования земельного рынка, учитывающая интересы всех участников ипотечного процесса и позволяющая в полной мере реализовать функции залога земли. Неопределенность в разграничении государственной собственности на землю, отсутствие у потенциальных заемщиков надлежаще оформленных прав собственности на земельные участки не только сдерживает развитие земельно - ипотечного кредитования, но и является препятствием для коммерческих банков использовать землю в качестве предмета залога.

Среди основных причин, которые сдерживают становление ипотечного сельскохозяйственного кредитования в России, можно выделить:

отсутствие твердых законодательных гарантий частной собственности на землю, прав залогодателей и кредиторов (инвесторов), недоверие людей к властям и проводимой социально-экономической политике;

недостаточно эффективная государственная поддержка землевладельцев и землепользователей, занимающихся

сельхозпроизводством, на фоне низкой доходности хозяйствования на земле, высочайшей потребности в инвестициях, низкой покупательной способности населения;

высокая стоимость работ по формированию земельных участков и оказанию землеустроительных услуг (межевание, постановка на кадастровый учет и т.д.);

неправомерная ориентация оценки залоговой стоимости земельных участков, в основном, на их рыночные цены при отсутствии развитого рынка сельхозугодий;

недостаток информации о ценах на землю, недоступность юридических знаний по вопросам оформления прав и сделок;

слабое методическое обоснование технологии проведения кредитных сделок, в которых обеспечением исполнения обязательств выступает залог земельных участков;

порядок обращения взыскания на заложенное имущество, в том числе неоднозначное толкование законодательства по поводу прав залогодержателя в случае невыполнения залогодателем своих обязательств [6].

Фактором, сдерживающим развитие земельной ипотеки также является низкая кадастровая стоимость земельных участков, отсутствие объективной стоимости земельных угодий. Существует количество индивидуальных характеристик и факторов, влияющих на стоимость земли, и резко снижающих вероятность поиска объекта-аналога. В данном случае все упирается в отсутствие информации о рынке земли. По оценкам специалистов в области недвижимости, рыночная цена выше кадастровой стоимости земельных участков.

Поэтому создание условий для земельно-ипотечного кредитования следует считать ключевым моментом государственной политики в области кредитования сельскохозяйственных организаций. Так, с 2011 года

осуществляется новая мера государственной поддержки фермеров в оформлении земельных участков в собственность.

Факторы, влияющие на развитие системы земельно - ипотечного кредитования можно представить в виде следующей схемы (рисунок 3).

Внутренние

- Стабильность политического и экономического развития

- Денежно-кредитная

политика

- Уровень инфляции

- Законодательная база ипотечного кредитования

- Уровень развития фондового рынка, в том числе регионального

- Потребности сельского хозяйства в кредитных ресурсах - Уровень платежеспособности предприятий сельского хозяйства

Факторы федерального уровня

Факторы общей компетенции

Факторы регионального уровня

- Стандартизация процедур оформления и продажи закладных - % ставка по ипотечному кредитованию - Уровень развития банковской системы

- Бюджетная политика

федерального и регионального руководства

- Неопределенность и несовершенство информации

- Объем земель сельскохозяйственного назначения - Цена земли

Рисунок 3- Факторы, влияющие на развитие системы земельно ипотечного кредитования

Одним из факторов, препятствующим получению кредитных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями является их неустойчивое финансовое положение, ограниченный инвестиционный потенциал. Поэтому на наш взгляд, одним из первоочередных направлений, направленных на устранение этой проблемы является методы финансового оздоровления сельскохозяйственных. Это возможно путем списания долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставления им льготных кредитов или субсидирования определенной части процента по

кредитам региональным бюджетом, увеличения объема бюджетной поддержки отрасли, предоставления налоговых льгот.

Система сельскохозяйственного страхования, которая могла бы решить проблему обеспечения возвратности кредита, расширить доступ большему кругу сельскохозяйственных товаропроизводителей, слабо развита

Основными проблемы, препятствующими развитию сельскохозяйственного страхования являются: диспропорция развития страхового рынка по регионам, отсутствие четкой государственной политики в страховании, снижение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что влияет на возможность увеличения страхового портфеля страховых компаний, наличие элементов обязательного страхования, в то время как определяющим в развитии страхования должны быть добровольные виды, несовершенство налогообложения страховой деятельности и юридического обеспечения страхового дела. Другая проблема заключается в следующем: хозяйство понесло ущерб в тот период, когда еще можно спасти часть урожая, например, пересевом, но затяжной процесс выплаты возмещения не позволяет сделать это вовремя и снизить сумму ущерба.

Поэтому задача государства в данной проблеме является приоритетной и должна состоять в контроле за процессом сельскохозяйственного страхования, которое включает в себя: эффективное использование страховых резервов и бюджетных средств, достоверность сведений, которые указанны в договорах сельскохозяйственного страхования, правильность расчетов страховых взносов и обоснованность страхового возмещения.

Важно определить и законодательно закрепить, понятие «страховой случай» и установления предельных сроков, когда необходимо возместить возмещение после наступления страхового случая.

С принятием Закона о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования произошли изменения и в ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Так, часть 3 ст. 7 была дополнена: «В качестве условия предоставления за счет средств Федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по определенным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям Федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования».

Получается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель не будет иметь возможности получать субсидии по кредитам, семенам и т.д, если не будет застрахован с государственной поддержкой.

В принципе, 50%-ное субсидирование страхового взноса существовало и до принятия Закона. Однако, если раньше страхователь полностью оплачивал страховой полис и затем получал компенсацию в размере 50% страхового взноса, то с принятием Закона он напрямую будет оплачивать только 50% взноса, а вторые 50% на расчетный счет страховой компании уплатит уполномоченный орган.

К основным направлениям совершенствования

сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, можно отнести: возможность применения зарубежного опыта сельскохозяйственного страхования, создание системы

сельскохозяйственной экспертизы с государственным участием, оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в сфере обеспечения сельскохозяйственного страхования, объединение усилий страховых объединений по своевременной и полной выплате страховых выплат, корректировка законодательного обеспечения сельскохозяйственного страхования.

Заемные средства сельскохозяйственные товаропроизводители могут получить и от других контрагентов(кооперативов, поставщиков ресурсов).

Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации можно выделить одним из важных направлений поддержки тех

сельскохозяйственных товаропроизводителей, для кого банковские услуги являются не всегда доступными (субъекты малого агробизнеса).

Главной составляющей таких микрофинансовых услуг является микрокредитование, заключающееся в предоставлении займов на сравнительно небольшие суммы. Положительными сторонами предоставления кредитных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям является скорость, индивидуальный подход, гибкая политика в отношении предоставляемого обеспечения под выдаваемые займы, индивидуальный подход. Тем не менее главным недостаток данной формы кредитования является высокая процентная ставка.

Отсутствие финансовых ресурсов у сельскохозяйственных потребительских кооперативов сказываются на невозможности выдачи займов работающим сельскохозяйственным товаропроизводителям. Кредитные кооперативы постепенно теряют свои позиции на рынке кредитных ресурсов. Если в первые три года реализации Государственной программы ими было предоставлено около 6% всех кредитных средств, то к 2012 г. этот показатель снизился до 2,2%. Их клиенты стали заемщиками Сбербанка и прочих коммерческих банков (рисунок 4).

На современном этапе государство содействует развитию кредитной кооперации только через возмещение процентной ставки по кредитам.

Для устойчивого развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо наращивать и развивать их членскую базу; создавать резервы и регулировать нормативы; расширять перечень источников формирования фонда финансовой взаимопомощи; обеспечивать формирование резервов, адекватных объему деятельности;

развивать кооперативную организацию и создавать общие кооперативные институты, обеспечивающие страхование вкладов, распространить грантовую поддержку на сельскохозяйственные кооперативы.

Рисунок 4 -Удельный вес кредитов, выданных малым формам хозяйствования различными кредиторами, % [1].

Коммерческий кредит также можно отнести к форме кредитного обеспечения сельскохозяйственного товаропроизводителя. Отношения коммерческого кредитования важны для сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку влияют на длительность финансового цикла - предварительная оплата покупаемых материальных ресурсов увеличивает финансовый цикл, негативно отражаясь на финансовой устойчивости покупателя. Приобретая материальные ресурсы на условиях рассрочки (отсрочки платежа) покупатель сокращает финансовый цикл, тем самым улучшая свое финансовое положение.

Дальнейшему развитию сельскохозяйственного кредитования будет способствовать развитие сети кредитных учреждений, в том числе контролируемых государством, и коммерческих банков, используя в качестве стимулирование их деятельности такие рычаги, как налоговые льготы и регулирование нормы обязательного резервирования. Так,

освобождение или снижение минимальных обязательных резервов приведет к снижению стоимости кредита для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для формирования капитала коммерческих банков возможно привлечение как бюджетных средств, так и привлечение частного капитала - финансовых ресурсов коммерческих организаций и частных лиц, в том числе через систему с использованием налогового стимулирования. Расширение добросовестной конкуренции должно способствовать снижению стоимости и расширению предложения капитала.

Одним из пунктов Программы является техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие. Целью мероприятия повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства.

Для этого необходимо решить вопрос по стимулированию приобретения сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами машин для растениеводства и кормопроизводства, что возможно с помощью агролизинга. Необходимость развития агролизинга обусловлена ограниченными финансовыми возможностями для приобретения сельскохозяйственной техники, что требует присутствия и непосредственного участия государства [5].

В агролизинговой сделке участвуют: производители и собственники сельскохозяйственного оборудования и техники, собственники недвижимости, владельцы скота; финансово - кредитные организации; инвесторы, государство; лизингодатели; лизингополучатели -сельскохозяйственные товаропроизводители (рисунок 5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заемные средства финансовые средства

возврат заемных средств и процентов по нимпо ним

дивиденды, продукция

денежные средства

сервисные дополнитель Лизинго

ные услуги получатели

Лизингодатели

лизинговые платежи (денежные средства, продукция)

объект лизинга

Рисунок 5- Субъектно-объектная структура агролизинга [4]

Как форма государственной поддержки агролизинг оказался весьма недостаточным. Это объясняется:

- несовершенством самой системы распределения финансовых средств федерального лизингового фонда (отсутствует федеральный лизинг во многих регионах РФ);

- технику по лизингу получают, в основном стабильно развивающиеся хозяйства, которые представляют незначительную часть сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- существующие на сегодня объемы лизингового фонда крайне незначительны и покрывают всего 4-5% потребностей, поэтому в лизинговой деятельности участвуют единицы сельскохозяйственных товаропроизводителей , и он мало влияет на положение дел в сельском хозяйстве;

- не учитывается специфика крестьянских (фермерских) хозяйств [5]

Выраженная сезонность производства, растянутый во времени производственный цикл и несовпадение рабочего периода с периодом производства, требуют особого подхода к кредитованию сельхозтоваропроизводителей и составлению графика расчетов по агролизингу, учитывая неравномерное поступление денежной выручки в течение года и региональных особенностей сельскохозяйственного производства.

В рамках Государственной программы за 2008-2012 гг. на техническую и технологическую модернизацию отрасли было предусмотрено привлечь 255,3 млрд руб. кредитов и предоставить бюджетам субъектов Российской Федерации 38,1 млрд рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по этим кредитам.

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации на ссудный счет заемщиков поступило кредитных средств в сумме 226,2 млрд руб., или 89% к плановому показателю, в том числе в 2012 г. - 48,3 млрд руб. Из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на указанные цели за весь период реализации Государственной программы было выделено 35,9 млрд руб. (94,2% к плану), в том числе в 2012 г. - 9,9 млрд руб.

За 2008-2012 гг. планировалось поступление в сельскохозяйственные предприятия и К(Ф)Х, включая индивидуальных предпринимателей, 176 тыс. энергонасыщенных и ресурсосберегающих тракторов, 55,4 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов.

В результате парк тракторов к уровню 2006 г обновился на 40%, зерноуборочных комбайнов на 50%.

Основываясь на проведенных исследованиях, нами предложены направления государственной поддержки лизинга посредством совершенствования налоговых и финансово-кредитных инструментов (рисунок 6).

Рисунок 6- Меры государственной поддержки агролизинга

Необходима налоговая политика, стимулирующая развитие и совершенствование системы лизинга в сельском хозяйстве[3]. Участие государства в лизинге сельскохозяйственной техники должно быть сохранено, при этом лизинг техники на основе средств коммерческих банков должен осуществляться самостоятельно и благодаря налоговым льготам конкурировать на рынке лизинговых услуг с государственным лизингом [2].

Предложенные направления позволят расширить систему кредитования сельского хозяйства, восстановив при этом главное назначение лизинга как формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие которого будет стимулировать переход отрасли на инновационный путь развития.

На наш взгляд, такие государственные учреждения как ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк должны стать в первую очередь институтами развития, основная задача которых состоит в реализации государственных программ развития сельского хозяйства страны, а не в получении прибыли.

Библиографический список:

1.Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году и за период 2008-2012 года Государственной программы Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» URL: http://base.consultant.ru/

2. Налоговое регулирование малого бизнеса / Е.Б.Дьякова, Е.А. Шкарупа // Проблемы и перспективы модернизации налоговых систем / Материалы международной интернет-конференции 20 октября-22 октября 2009 года. - Орел: ОрелГТУ, 2010. - С. 192-198

3. Направления развития налогового регулирования малого

предпринимательства в сельском хозяйстве / Е.Б.Дьякова, Е.А. Шкарупа // Развитие финансово-кредитной сферы и социальная политика региона: сборник научных трудов. - Волгоград: Волгоградское научное

издательство, 2008. - С. 26-34

4.Тимофеева, Г.В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы: монография / Г.В. Тимофеева. -Волгоград: ВолГУ, 2005. - 384с.

5.Шкарупа, Е.А. Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки / Е.А. Шкарупа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2012. -№2 (21). - С.128-133

6. Чередникова, А.О. Развивать земельно-ипотечное кредитование / А.О. Чередникова // АПК: экономика, управление. - 2010. - №1. - С. 48-50.

7.Development of Land and mortgage lending as an innovative form of credit support for agricultural organizations / Е.А. Шкарупа // SCIENTIFIC ENQUIRY IN THE CONTEMPORARY WORLD: THEORETICAL BASKS AND INNOVATIVE APPROACH. Vol.5 Economics FL, USA, L&L Publishing, 2012. - С.161-162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.