ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 336.47
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК
© л. В. ЩЕРБАКОВА, В. Р. ТУГУШЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected], [email protected]
Щербакова Л. В., Тугушева В. Р. - Современные формы и направления государственного регулирования инвестиций в АПК // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 634-638. - Предпринимаемые в последние годы меры государственной поддержки сельского хозяйства способствуют активизации инвестиционной деятельности. В материале рассмотрены современные формы и направления государственного регулирования инвестиций в АПК и их характерные черты, определенные особенностями организационно-экономических отношений в сельском хозяйстве, механизмы функционирования системы кредитования товаропроизводителей и сельского населения, и инновационного развития отрасли.
Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиционная активность, государственная поддержка, методы стимулирования инноваций в АПК.
Shcherbakova L. V., Tugusheva V. R. - Modern forms and tendencies of state investment regulation in the agroindustrial complex // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 634-638. - The recent efforts of the state to support agriculture contribute to enhancing investment activity. The article investigates the modern forms and tendencies of state investment regulation in agriculture and its characteristics, defined by peculiarities of the organizational and economic relations in agriculture, the mechanisms of credit system functioning directed at producers and farm people and innovative development of the industry.
Keywords: government regulation, investment activity, government support, methods of stimulating innovation in agriculture.
Необходимым условием развития рыночной экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал страны на новой научно-технической базе и определяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
Инвестиции играют важную роль, как на макро-, так и на микро уровне, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. Инвестиции в любой экономической системе являются стратегическим фактором экономической стабильности и оживления реального сектора экономики, способствуют преодолению кризисных явлений. Активизация инвестиционных процессов закладывает предпосылки для динамичного решения производственных, экономических и социальных проблем в любой сфере экономики страны.
Структурная реорганизация экономики всегда связана с перераспределением, переливом материальных, трудовых и финансовых ресурсов из неперспективных в стратегическом плане отраслей в отрасли, обозначенные в качестве приоритетных [1]. Именно поэтому особую актуальность и значимость приобретает инвестиционная составляющая приоритетов структурной перестройки экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях, связанная, прежде всего, с:
- поиском внутренних резервов;
- учетом опыта структурно-инвестиционных преобразований;
- корректировкой денежно-кредитной и финансовой политики;
- формированием долгосрочной финансовой политики;
- учетом региональных особенностей техникотехнологического и организационно-экономического потенциалов.
Как показывают исследования, ключевым признаком экономического роста выступают инвестици-
онная составляющая и эффективность государственного регулирования применительно к специфическим условиям воспроизводственного процесса.
В плане комплексного подхода к обеспечению устойчивого экономического роста необходимым условием является инвестиционная политика, включающая следующие формы:
- непосредственное управленческое воздействие государства на инвестиционный процесс за счет бюджетных средств;
- косвенное государственное регулирование инвестиций - создание условий нормативно-правового характера и инвестиционной поддержки;
- мобилизация инвестиционных ресурсов под технико-технологический и организационно-экономический комплекс развития экономики.
Инвестиционная составляющая экономического роста лежит в плоскости технологии и организации управления затратами посредством регулирующей роли государства в инвестиционном процессе по секторам экономики, включая, прежде всего, организационно-управленческий аспект, обеспечивающий ускоренную отдачу вложенных средств в развитие. При этом важным вопросом ускорения экономического роста является проблема взаимосвязи динамики инвестиций и экономического роста с учетом долгосрочных макроэкономических прогнозов развития.
В настоящий момент инвестиции способны помочь национальной экономике в преодолении влияния и последствий мирового экономического кризиса; инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Проблема инвестиций в нашей стране актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно получить огромную прибыль, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.
В отсутствии научно обоснованной инвестиционной и структурной политики государства экономическая динамика приобретает явно регрессивный характер и выражается в быстрой деградации ее технологической составляющей. Россия отстает на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий, определяющих ядро технико-технологического и организационно-экономического потенциалов.
Особенно это актуально для такой отрасли, как сельское хозяйство, которая в последние десятилетия работала в нашей стране в условиях жесточайшего дефицита инвестиционных ресурсов. необходимость активного государственного регулирования инвестиций в данной отрасли определяется особенностями организационно-экономических отношений в сельском хозяйстве: длительностью производственного цикла, сезонностью, высокими производственными рисками природно-биологического характера, монопольным положением поставщиков и потребителей продукции отрасли, диктующих в одностороннем порядке условия экономического взаимодействия [2].
Элементы рыночного механизма саморегулирования не в состоянии обеспечить не только расширенного, но и простого воспроизводства в отрасли. кроме того, потребность в государственной поддержке сельского хозяйства в России сегодня значительно выше, чем в развитых странах. Это определяется природноклиматическими, экономическими, материально-техническими, социальными, историческими условиями. Производство в сельском хозяйстве является наиболее рискованным, а также одним из наиболее капиталоемких и энергоемких. В связи с этим отрасль наименее привлекательна для инвесторов. В нее затруднен приток частного капитала из других отраслей и сфер национального хозяйства. недостаток ресурсов, получаемых от сбыта сельскохозяйственной продукции, предполагает высокую зависимость отрасли от возвратных источников финансирования.
Речь идет не о простом устранении проявившихся недостатков: хроническом недоинвестировании производства, нарушении воспроизводственного процесса, ухода государства с инвестиционного поля, отсутствии государственного механизма регулирования инвестиционной деятельности, а о необходимости поднять на качественно новую ступень системную организацию инвестиционной деятельности, рассогласованность функционирования которой снижает ее эффективность.
Предпринимаемые в последние годы меры государственной поддержки сельского хозяйства способствуют активизации инвестиционной деятельности. Но заложенный в них механизм реализации исходит из финансовых возможностей региона и собственных средств товаропроизводителей. Поэтому создается противоречие в управлении инвестиционной деятельностью, которое нуждается одновременно и в усилении централизации, и в повышении роли сельскохозяйственных организаций в осуществлении процессов возмещения и накопления [3].
В настоящее время экономические субъекты и органы государственной власти Российской Федерации заняты активным поиском инвестиционных ресурсов для возрождения и дальнейшего развития агропромышленного комплекса (АПК) и формирования отечественной продовольственной системы, соответствующей современным социально-экономическим требованиям. Последнее связывается с повышением инвестиционной активности в АПК и требует поиска новых инвестиционных инструментов.
Система сельскохозяйственного кредита, созданная и функционирующая при участии государства, является важнейшим механизмом государственного регулирования инвестиций в данной сфере, развитие и совершенствование элементов которого составляет основные задачи аграрной политики России, реализуемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [2].
Реформирование агарного сектора выявило проблемы, связанные с формированием специали-
зированных форм финансово-кредитной поддержки отрасли, обеспечением доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к внешним источникам финансирования основного и оборотного капитала, взаимодействием элементов системы финансово-кредитной поддержки агропромышленного сектора. Действующие формы и методы государственного регулирования системы сельскохозяйственного кредитования не привели к существенному росту темпов аграрного производства, отрасль по-прежнему остается малорентабельной.
В развитых странах мира кредитование сельского хозяйства представляется объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства, так как обеспечивает стимулирование инвестиционной, инновационной и деловой активности в отрасли, являющейся гарантом продовольственной и экономической безопасности страны. В каждой стране создавались свои системы поддерживающих институтов, главными характеристиками которых были высокий уровень государственного участия, особенно на начальных стадиях их формирования.
Одной из важнейших предпосылок инвестиционных вложений в сельскохозяйственное производство и надлежащего функционирования более совершенного механизма кредитования сельскохозяйственных организаций является институт земельноипотечного кредитования. Наиболее приемлемый вид недвижимости в сельском хозяйстве - земля, поскольку она может выступать средством обеспечения кредитных обязательств, почти не теряет своей стоимости и способна расти в цене в зависимости от спроса и предложения. С этой точки зрения создание условий для земельно-ипотечного кредитования следует считать ключевой частью государственной кредитной политики. Земельная ипотека позволит расширить возможности доступа сельскохозяйственных организаций к дешевым и долгосрочным кредитам для развития сельхозпроизводства. Однако система земельно-ипотечного кредитования в России находится в настоящее время на стадии становления [4].
Распространение земельной ипотеки в сельском хозяйстве сдерживается во многом из-за того, что на рынке недвижимости практически отсутствуют земельные участки на праве собственности. Еще одна причина, тормозящая развитие земельной ипотеки, связана с проблемами определения рыночной стоимости земельного участка для целей ипотеки.
Развитие ипотеки сельскохозяйственных земель во многом зависит от состояния федеральной нормативно-правовой базы, регулирующей земельно-ипотечные отношения. В этой области сохраняется ряд вопросов, недостаточная урегулированность которых в дальнейшем может стать существенным препятствием на пути развития процесса земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве.
В данной связи необходимо создание четкой системы управления земельными ресурсами. Одним из направлений становления земельно-ипотечного
кредитования может быть передача полномочий по контролю за всеми землями сельскохозяйственного назначения на уровень субъектов Российской Федерации. Это позволит обеспечить оперативность решения проблем развития ипотеки сельскохозяйственных земель на региональном уровне. Кроме того, на уровне государства необходимо ускорить создание системы земельно-ипотечного кредитования на основе:
- завершения инвентаризации неиспользуемых земель и постановки их на кадастровый учет;
- оптимизации механизма определения стоимости земельных участков для целей ипотеки в связи с несовершенством нормативно-правовой базы по залогу земель сельскохозяйственного назначения;
- максимального ускорения процедур оформления земельных участков в собственность сельскохозяйственных организаций.
для успешного развития инвестиционного процесса в сельском хозяйстве формы инвестиций должны активно развиваться. В настоящее время широко и успешно во всем мире применяется лизинг. Весьма прогрессивной мерой расширения поставок техники по лизингу является решение Совета директоров ОАО «Росагролизинг», в соответствии с которым утверждены новые условия работы компании, направленные на реализацию антикризисных мер. Однако используемые при оценке кредитоспособности заемщика нормы существенно ужесточают возможности использования лизинга для большинства сельскохозяйственных организаций. В частности, фактические значения основных показателей финансового состояния сельскохозяйственных организаций - коэффициента текущей ликвидности и отсутствие у них просроченной кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам и налогам в федеральный и местный бюджеты на дату подачи заявки - не соответствуют вышеназванным требованиям. Следовательно, уже по данному показателю не все сельскохозяйственные организации могут рассчитывать на получение техники в лизинг на антикризисных условиях.
В современных условиях основным источником привлечения финансовых ресурсов для сельскохозяйственных организаций является кредит с субсидированием процентной ставки. Однако низкий уровень доходности и убыточность отдельных организаций не позволяет воспользоваться этим инструментом государственной поддержки. Исследования показывают, что, несмотря на рост объемов кредитования сельскохозяйственных организаций, потребность в кредитных ресурсах значительно превышает их наличие. По данным Фонда развития сельской кредитной кооперации, неудовлетворенный спрос на заемные ресурсы у сельскохозяйственных организаций колеблется от 50 до 75 %.
В настоящее время неотъемлемым элементом кредитной системы является сельскохозяйственная кредитная кооперация, представленная в 78 субъектах Российской Федерации, в более чем 1000 сельских поселений. Сельскохозяйственная кредитная коопе-
рация наиболее развита в Волгоградской и Астраханской областях. В остальных регионах сельскохозяйственные кредитные кооперативы не сформировали еще достаточную ресурсную базу, которая позволяла бы им занять весомое место в региональной кредитной системе. Основной сдерживающий фактор при этом -отсутствие залоговой базы, необходимой для получения кредитов.
Правовой основой деятельности кредитных кооперативов являются ст. 116 Гражданского кодекса РФ, федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Однако ни один из этих законов не удовлетворяет современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку их содержание не раскрывает ее специфики. Следует отметить, что, несмотря на разработку и введение в действие Концепции сельской кредитной кооперации, ее реализация не в полной мере соответствует поставленным задачам. Согласно плану и основным этапам формирования и развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России, в 2006-2007 гг. должен был введен в действие Федеральный закон «О кредитной кооперации», который был принят в 2009 г., но его положения не распространяются на сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Представляя собой особую кредитную организацию, сельскохозяйственный кредитный кооператив требует специальной правовой базы, определяющей основы его функционирования.
В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. роль сельскохозяйственных кредитных кооперативов сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заемщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в сельскохозяйственных кредитных кооперативах. Предоставление займов осуществляется как за счет собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации сельскохозяйственных кредитных кооперативов, для расширения масштабов финансовой поддержки их членов целесообразно включить эти кооперативы в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации государственной программы.
Одной из наиболее перспективных форм инвестирования в отрасль является проектное финансирование. Его преимущество заключается в том, что процесс привлечения финансовых ресурсов не ограничивается каким-либо одним методом, а предполагает использование широкого спектра инвестиционных инструментов. За рубежом применительно к проектному финансированию существует специальный термин «financial designing», что в переводе на русский язык означает «финансовое конструирование». Проектное финансирование создает необходимые предпосылки для формирования механизма трансформации финансовых ресурсов государства и частного сектора
в финансовые ресурсы, предназначенные для развития АПК.
В условиях недостатка собственных финансовых ресурсов и ограниченности доступа к традиционным формам банковского кредитования, а также слабой залоговой базы многих сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий данная форма инвестирования является одним из способов формирования инвестиционных ресурсов для развития производственной и социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса, так как одной из характеристик проектного финансирования является финансирование под залог будущего денежного потока.
Осуществление проектного финансирования в АПК невозможно без разработки действенного механизма его реализации с учетом форм и методов, принятых в зарубежной практике. Такой механизм не только не исключает, а, напротив, предполагает активное государственное участие путем стимулирования и развития новых форм государственно-частного партнерства. В соответствии с этим необходимо обеспечить высокий уровень доступности инвестиционных ресурсов для агропромышленного комплекса посредством использования методов и форм проектного финансирования.
Проблемы проектного финансирования в АПК требуют теоретического соответствующего обеспечения, нетрадиционных практических подходов и решений, учитывающих реальные социально-экономические и политические процессы в России. Кроме того, необходимо учитывать факторы микро- и макроэкономической, а также институциональной среды функционирования агропромышленного комплекса.
Реализация Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также федеральных целевых программ позволила укрепить финансовое состояние отдельных сельскохозяйственных организаций. Несмотря на принимаемые меры, действующая система государственной поддержки сельскохозяйственных организаций не позволяет в достаточной степени решить проблемы, накопившиеся в сельском хозяйстве. Сложившимися инструментами государственной финансовой поддержки (субсидирование процентной ставки по кредитам, возмещение в размере 100% суммы первоначального взноса по договору лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, компенсация части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, приобретение новой сельскохозяйственной техники и оборудования) практически могут пользоваться только прибыльные сельскохозяйственные организации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что агропромышленный комплекс является достаточно специфичным, чтобы в условиях рыночной экономики самостоятельно обеспечить механизмы функционирования системы кредитования товаропроизводителей и сельского населения, и, соответственно, инновационного развития и устойчивости сельских территорий, и нуждается в эффективном государственном регулировании инвестиций в данную отрасль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колмыкова Т. С. Организационно-экономические основы инвестирования экономического роста и его устойчивости. Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Москва: МГИУ, 2010. 17 с.
2. Юняева Р. Р. Государственное регулирование кредитной системы в сельском хозяйстве // АПК: Экономика и управление. 2009. № 11. С. 27-35.
3. Сушкова Т. Ю. Системная организация инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона. Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Москва: ГНУ ВНИОПТУСХ Россельхозакадемии, 2010. 44 с.
4. Бобылева А. С. Механизмы формирования инвестиционных ресурсов сельскохозяйственных организаций региона // Экономическое развитие России в условиях мирового финансового кризиса. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КЦНТИ, 2009. Т. 3. С. 19-33.