Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В БРАЗИЛИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В БРАЗИЛИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортное происшествие / правовое регулирование / риски / стратегическое планирование / участники дорожного движения / road safety / road traffic accident / social risk / strategy / road users / Brazil

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна, Научный Центр Бдд Мвд России

Статья посвящена рассмотрению вопросов стратегического планирования и правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии. На основе проведенного исследования выявлены риски и угрозы в указанной сфере деятельности, а также наиболее значимые факторы, влияющие на состояние дорожнотранспортной аварийности. Проанализированы положения главного стратегического документа данной страны, основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области безопасности дорожного движения и устанавливающих соответствующую юридическую ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна, Научный Центр Бдд Мвд России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AND LEGAL REGULATION OF ROAD SAFETY IN BRAZIL

The article is devoted to the consideration of the main directions of Brazil's strategic planning in the field of road safety. On the basis of the analysis, the main risks and threats in this area of activity are identified, as well as the main factors of road traffic accidents. The provisions of the main strategic document of the country, as well as the main normative legal acts regulating relations in the field of road safety, as well as establishing the corresponding responsibility, are considered.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В БРАЗИЛИИ»

Научная статья УДК 34

Безопасность дорожного движения -

© Гордеева А.Д., Гусева А.А., 2024

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В БРАЗИЛИИ

'Анастасия Дмитриевна Гордеева, 2Анастасия Андреевна Гусева

1,2Научный центр БДД МВД России

'agordeeva9@mvd.ru

2aguseva50@mvd.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов стратегического планирования и правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии. На основе проведенного исследования выявлены риски и угрозы в указанной сфере деятельности, а также наиболее значимые факторы, влияющие на состояние дорожно-транспортной аварийности. Проанализированы положения главного стратегического документа данной страны, основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области безопасности дорожного движения и устанавливающих соответствующую юридическую ответственность.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, правовое регулирование, риски, стратегическое планирование, участники дорожного движения

Для цитирования: Гордеева А.Д., Гусева А.А. Стратегическое планирование и правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии // Безопасность дорожного движения. 2024. № 2. С. 64-70.

Original article

STRATEGIC PLANNING AND LEGAL REGULATION OF ROAD SAFETY IN BRAZIL

'Anastasia D. Gordeeva, 2Anastasia A. Guseva

'^Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

'agordeeva9@mvd.ru

2aguseva50@mvd.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the main directions of Brazil's strategic planning in the field of road safety. On the basis of the analysis, the main risks and threats in this area of activity are identified, as well as the main factors of road traffic accidents. The provisions of the main strategic document of the country, as well as the main normative legal acts regulating relations in the field of road safety, as well as establishing the corresponding responsibility, are considered. Keywords: road safety, road traffic accident, social risk, strategy, road users, Brazil

For citation: Gordeeva A.D., Guseva A.A. Strategic planning and legal regulation of road safety in Brazil // Road Safety. 2024. № 2. P. 64-70.

Более десяти лет вопросы дорожно-транспортного травматизма находят свое закрепление на самом высоком политическом уровне благодаря провозглашению Организацией Объединенных Наций (далее -ОНН) периодов 2011-2020 и 2021-2030 годов десятилетиями действий по обеспечению безопасности дорожного движения [1].

Благодаря этому деятельность в указанной области соответствующих международных организаций и большинства стран мира, включая компетентные государственные органы, организации и учреждения, коммерческие объединения и частный сектор, приняла глобальный и системный характер.

Государства стремятся к достижению общемировой цели по снижению к 2030 году количества погибших на дорогах мира на 50% (по отношению к базовому 2010 году), что соотносится с закреплением объявленных в 2015 году ООН Целей в области устойчивого развития [2].

Заявленная цель находит отражение в принимаемых стратегических документах глобального, регионального (имеются в виду объединения различных стран) и национального уровней.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению вопросов стратегического планирования и правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии.

До начала реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения состояние дорожно-транспортной аварийности в Бразилии имело негативную тенденцию: уровень дорожно-транспортной аварийности ежегодно рос, достигнув к 2012 году 42 000 погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее -ДТП) (на 10 000 погибших больше по сравнению с 2002 годом).

Указанный рост связывали с растущей автомобилизацией (в 2019 году Бразилия достигла уровня автомобилизации в 499 автомобилей на тысячу жителей), отсутствием системного подхода к планированию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также недостаточным финансированием этой деятельности.

Присоединение к объявленным ООН десятилетиям действий по обеспечению безопасности дорожного движения, включение вопросов безопасности дорожного движения в национальную повестку дня и участие в международных и региональных программах [3] послужило началом изменения подхода к проводимой национальной политике в рассматриваемой области деятельности.

По данным Министерства здравоохранения Бразилии, в результате ДТП в 2020 году погибли 32 716 человек (социальный риск, показывающий

количество погибших на 100 000 населения страны, в Бразилии составил 15,08) [4].

В том же документе отмечается, что смертность в результате ДТП является третьей причиной преждевременной смерти в стране, а также причиной гибели среди людей в возрасте 5-29 лет (что характерно для большинства стран мира).

В настоящее время в стране основным документом стратегического планирования является Национальный план по сокращению смертности и травматизма в дорожном движении (Pnatrans), принятый в соответствии с Законом № 13.614 от 11 января 2018 года, который дополнил статью 326-А Кодекса дорожного движения Бразилии и поставил новые задачи перед органами Национальной системы дорожного движения на период 2018-2028 годов.

В данном Национальном плане заявлена цель -спасти к 2028 году 86 000 жизней, а также вдвое сократить уровни социального и транспортного рисков.

Pnatrans является динамичным планом, позволяющим рассмотреть различные аспекты проблемы обеспечения безопасности дорожного движения с учетом его актуализации раз в два года (начиная с 2023 года), причем исполнение поставленных задач возложено на соответствующие органы.

Мониторинг указанного Национального плана осуществляется с помощью специально созданной тематической платформы, находящейся в открытом доступе в сети Интернет, что способствует реализации принципа гласности и помогает осуществлять более эффективное планирование различных инициатив, в том числе с учетом мнения общественности.

Для достижения прогресса в области обеспечения безопасности дорожного движения в качестве ключевых подходов применяются концепции, пропагандируемые большинством стран мира, - Безопасная система и Vision Zero.

По мнению Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), в странах, где применяется системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения, достигается наибольший прогресс, поскольку в данном случае приоритетом безопасной мобильности является сохранение жизни и здоровья людей [5].

В основе Безопасной системы лежит упреждающий подход, суть которого заключается в том, чтобы определить степень вероятности наступления потенциально возможных ДТП в будущем для определения всех возможных способов их предотвращения.

Концепция Vision Zero предполагает, что структура, функции и использование транспортной системы должны быть согласованы таким образом, чтобы никто не погиб и не получил серьезных травм [6].

Pnatrans включает шесть основных направлений (компонентов): управление в области обеспечения безопасности дорожного движения, безопасные дороги, безопасность транспортных средств, обучение правилам дорожного движения, помощь пострадавшим в ДТП, стандартизация и правоприменение.

Выбор указанных направлений в целом отражает рекомендации ООН, касающиеся необходимых компонентов любой успешной стратегии безопасности дорожного движения.

В соответствии с Глобальным планом осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения странам рекомендуется учитывать такие важные компоненты, как

управление, безопасность транспортных средств, безопасность дорог, принятие мер при ДТП, безопасность участников дорожного движения.

При этом каждый компонент должен быть рассмотрен комплексно с учетом четырех направлений деятельности: законодательство, правоприменение, образование и технология.

Первые четыре компонента Глобального плана нашли отражение в анализируемом Национальном плане, причем стандартизация и правоприменение выделены в самостоятельный компонент.

Что касается безопасности участников дорожного движения, то указанный компонент вошел в такое направление деятельности, как обучение правилам дорожного движения.

Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов, а также меры, которые планируется осуществить в период реализации Национального плана.

1. Управление в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Опыт реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020), когда большинством стран мира не был достигнут показатель по сокращению количества погибших в ДТП на 50% (по данным ВОЗ, лишь 10 странам удалось сократить количество погибших на 50%), подчеркнул важность и сложность проблемы реализации поставленных задач посредством эффективного управления безопасностью дорожного движения.

Эффективное управление, как показала практика, выходит за рамки простого управления стратегиями и действиями по обеспечению безопасности дорожного движения: оно включает в себя координацию между заинтересованными секторами (в том числе здравоохранение, транспорт, городское планирование), а также управление социальными факторами, воздействующими на устойчивое развитие, что в конечном итоге влияет на безопасность дорожного движения.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ, изложенными в Глобальном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в 2023 году, каждая страна самостоятельно решает, как организовать реализацию этой функции, чтобы обеспечить общую межсекторальную ответственность за результаты с помощью комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения.

Однако ВОЗ неоднократно указывала на необходимость создания в каждой стране национального агентства, отвечающего за безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 5 Кодекса дорожного движения Бразилии [7] Национальная система дорожного движения (Sistema Nacional de Transito) представляет собой совокупность учреждений и организаций федерального уровня, уровня штатов, федерального округа и муниципалитетов, целью которых является осуществление деятельности по планированию и управлению в области обеспечения безопасности дорожного движения, регистрации и лицензированию транспортных средств, подготовке водителей транспортных средств, инженерному обустройству автомобильных дорог, эксплуатации дорожной системы, охране общественных отношений в области безопасности дорожного движения, рассмотрению дел о

совершенных нарушениях и применению штрафных санкций в этой сфере деятельности.

Национальная система дорожного движения состоит из следующих органов и организаций.

1. Национальный совет по организации дорожного движения (Conselho Nacional de Transito, CONTRAN). Является координатором системы обеспечения безопасности дорожного движения. В его состав входят федеральные министры, в чью сферу деятельности включено решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Советы по организации дорожного движения штатов (CETRAN) и Совет по организации дорожного движения федерального округа (CONTRANDIFE). Являются координирующими органами в рамках соответствующих полномочий, разрабатывают целевые показатели по снижению числа погибших в результате ДТП для каждого штата, федерального округа. Членами советов являются граждане с признанным опытом работы в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Федеральная дорожная полиции.

4. Военная полиция штатов и федерального округа.

5. Коллегия по обжалованию административных правонарушений (Junta Administrativa De Recursos De Infrasoes, JARl).

6. Иные органы.

Высшим исполнительным органом Национальной системы дорожного движения является Национальный секретариат дорожного движения (SENATRAN), который входит в структуру Министерства транспорта Бразилии, отвечающего за государственную политику в области транспорта [8].

Основная цель Национального секретариата дорожного движения - координация органов Национальной системы дорожного движения при реализации национальной политики дорожного движения [9].

В соответствии со статьей 326-А Кодекса дорожного движения Бразилии действия членов Национальной системы дорожного движения в отношении Национального плана по сокращению смертности и травматизма в дорожном движении должны быть направлены в первую очередь на достижение ежегодной цели по снижению уровня смертности на душу населения, как это регламентировано Национальным советом по организации дорожного движения [10].

В соответствии со ст. 326-А Кодекса дорожного движения Бразилии по истечении 10 лет социальный и транспортный риски должны быть снижены в два раза по сравнению с базовым годом, которым определен год принятия Национального плана -2018 год.

Периодом мониторинга показателей являются 2019-2028 годы, однако с учетом того, что второе Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения рассчитано до 2030 года, мониторинг показателей эффективности будет проводиться до 2030 года.

Целевые показатели для штатов и федерального округа будут устанавливаться Национальным советом по организации дорожного движения после общественного обсуждения. Таким образом, реализуется право граждан на участие в этой деятельности.

Наряду с реализацией глобальных целей Национальным планом предусмотрены целевые показатели в отношении отдельных категорий участников дорожного движения. Так, например, предполагается сократить на 50% количество погибших в ДТП пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

Кроме того, запланировано увеличение не менее чем на 20% доли активных видов передвижения без ущерба для устойчивых видов транспорта.

2. Безопасные дороги.

Это направление деятельности имеет исключительно важное значение для достижения целей Национального плана, поскольку дорожные маршруты должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать равную доступность к участию в дорожном движении и удовлетворять потребности в мобильности всех участников дорожного движения, гарантируя приоритет наиболее уязвимым участникам, как это предусмотрено Национальной политикой городской мобильности [11] и Кодексом дорожного движения Бразилии.

Планирование, проектирование, строительство и содержание дорожно-транспортной инфраструктуры должны осуществляться согласно вышеуказанным требованиям.

В рамках мероприятий Рпа^а^ Национальный департамент транспортной инфраструктуры Бразилии проводит аудит безопасности дорожного движения на основных участках автомобильных дорог.

По состоянию на 2022 год 47% дорог уже получили оценку, согласно которой 68% проверенных федеральных дорог имеют 3 звезды, что соответствует целям Глобального плана Десятилетия действий ООН [12].

На большинстве участков дорог предполагается пересмотр ограничений скоростных режимов и приведение их к значениям, рекомендованным ВОЗ [13].

Кроме того, планируется внедрение новых элементов дорожного движения, позволяющих снизить скорость, таких как «шиканы» и «лежачие полицейские», увеличение ширины проезжей части.

Планируется реализовать внедрение безопасной инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов как наиболее уязвимых участников дорожного движения, изменить требования к строительству мостов, путепроводов и тоннелей.

Национальным планом предусмотрена разработка мер, стимулирующих повышение использования общественного транспорта и гарантирующих безопасность при его использовании.

В частности, к 2025 году планируется модернизация системы общественного транспорта, а также разработка критериев доступности, безопасности и комфортабельности автобусного парка.

На городских дорогах в период реализации Национального плана будут расширяться велосипедные маршруты, а на основных автомагистралях предполагается улучшение инфраструктуры для безопасного движения велосипедистов. Кроме того, планируется внедрить правила, направленные на повышение приоритета в дорожном движении велосипедистов в соответствии с принципами, заложенными в «Безопасной системе».

Для городов с населением более 250 тыс. жителей планируется реализация программы «Безопасные улицы», предусматривающей комплекс мер, на-

правленных на обеспечение безопасности уязвимых участников дорожного движения.

Большое внимание уделяется проведению научно-исследовательской работы, в частности выпуску руководств по инженерным решениям в области дорожного движения, направленным на защиту мотоциклистов, а также по выявлению и устранению мест концентрации ДТП с их участием.

Поскольку одной из целей Национального плана является снижение на 50% количества погибших в ДТП мотоциклистов, документом предусмотрены отдельные меры в отношении указанной категории уязвимых участников дорожного движения.

В частности, предполагается разработать и реализовать программу контроля скорости движения мотоциклов на автомагистралях, обновить нормативные правовые акты, касающиеся обязательных элементов защиты мотоциклиста, а также принять нормативное положение об установке металлических подкрылок в качестве защитного устройства для мотоциклистов, чтобы при падении мотоцикла ноги мотоциклиста оставались в безопасности.

3. Третьим компонентом Национального плана является безопасность транспортных средств.

Безопасность транспортных средств играет важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Многие автомобильные технологии призваны смягчить последствия столкновения, тем самым уменьшая тяжесть травм и предотвращая смертельные случаи.

Следует отметить, что автомобильный рынок Бразилии является одним из крупнейших в мире не только по размеру автопарка, но и по объемам производства автомобилей (по этому показателю страна входит в десятку мировых лидеров). Большинство крупных мировых производителей транспортных средств также присутствуют в Бразилии.

По данным Национальной ассоциации автопроизводителей (ANFAVEA) [14], в 2022 году Бразилия выпустила 2,17 млн единиц новых транспортных средств [15] (до пандемии эта цифра достигала 5 млн).

Среди стран Латинской Америки Бразилия занимает первое место по выпуску транспортных средств (например, в Аргентине за аналогичный период выпущено 553 434 единицы).

В рамках реализации данного компонента планируется внесение поправок в Декрет № 9.287/2018, согласно которым закупаемые для государственных нужд транспортные средства, особенно предназначенные для служб экстренной помощи, должны иметь более совершенные элементы безопасности.

В настоящее время разрабатываются законодательные предложения, касающиеся создания новой программы обновления автопарка страны, предусматривающей продажу на аукционах старых автомобилей только в качестве металлолома.

Путем предоставления налоговых льгот планируется создание программы стимулирования производства транспортных средств с высоким уровнем безопасности.

К 2025 году Бразилия планирует выпускать транспортные средства с обозначением классификации безопасности транспортного средства и национального знака безопасности.

Отдельные инициативы Национального плана касаются передовых технологий обеспечения безо-

пасности дорожного движения, в частности, автоматизации транспортных средств.

Так, например, к 2028 году планируется разработать законодательный акт, касающийся оборота автономных (беспилотных) транспортных средств на территории Бразилии.

Реализация указанного компонента предполагает строительство центров безопасности транспортных средств для проведения испытаний по оценке соответствия выпускаемых транспортных средств установленным требованиям безопасности на основе изучения повреждений, полученных в результате имитации ДТП, а также центров изучения ДТП.

4. Обучение правилам дорожного движения.

Инициативы в рамках этого направления в краткосрочной перспективе направлены на устранение поведения, сопряженного с риском совершения человеческих ошибок, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе - на формирование такой концепции мобильности, при которой создается система, где каждый человек может участвовать в улучшении общественного пространства, отдавая приоритет наиболее уязвимым участникам дорожного движения (пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам).

Указанный компонент включает реализацию трех направлений.

Во-первых, это включение изучения правил дорожного движения в образовательный процесс детей, молодежи и взрослых на основе реализации концепции, согласно которой любой человек способен внести свой вклад в обеспечение мобильности и безопасности движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, это уменьшение числа преднамеренных ошибок участников дорожного движения путем концентрации их внимания на последствиях поведения, сопряженного с риском.

Указанное направление включает в себя работу со средствами массовой информации для повышения информированности населения о том, что их возможные ошибки способны негативно влиять на функционирование системы организации дорожного движения.

В-третьих, обучение, подготовка и повышение квалификации технических специалистов и менеджеров, работающих в системе организации дорожного движения на различных уровнях управления, а также признание их совместной ответственности в создании и управлении указанной системой.

Идея формирования нового подхода к совершенствованию системы образования Бразилии заключается в том, чтобы сделать обучение основам безопасности дорожного движения обязательными не только в школе, но и в высших учебных заведениях, стимулируя вузы преподавать учебную дисциплину, касающуюся безопасности дорожного движения.

Планируется внедрить в ведомственных медицинских, военных и полицейских вузах курсы по травматологии и оказанию неотложной помощи при ДТП. Предполагаемый охват - до 10 тыс. человек в год.

В высших учебных заведениях планируется открытие аспирантуры с направлениями исследований, ориентированными на изучение вопросов, касающихся безопасности дорожного движения.

К концу периода реализации Национального плана предполагается, что до 10% аспирантов от общего числа всех аспирантов будут исследовать

вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Планируется открытие научно-исследовательских центров (государственных и коммерческих, в том числе на базе действующих университетов), основная деятельность которых будет сосредоточена на решении проблем безопасности дорожного движения.

Предполагается создание цифровых онлайн образовательных платформ, позволяющих непрерывно обучать государственных служащих, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения, а также кадрового резерва квалифицированных специалистов в области безопасности дорожного движения.

В рамках распространения пропагандирующей безопасность дорожного движения информации и освещения статистики ДТП предполагается использовать новые способы: на извещениях о вызове в суд и на штрафных квитанциях планируется указывать соответствующие сведения.

Для обмена информацией о фундаментальных концепциях подхода «Безопасная система» Национальный план предусматривает проведение тренингов для журналистов и специалистов по связям с общественностью (предполагаемый охват - до 200 специалистов ежегодно).

Для успешного освоения программы подготовки водителей и последующей сдачи теоретического экзамена предусмотрена разработка национального банка вопросов для всех теоретических экзаменов.

В 2022 году обновлены критерии и методики проведения психологического и физического обследований для получения или продления действия национального водительского удостоверения.

В 2023 году пересмотрены критерии аккредитации оценки деятельности центров подготовки водителей.

Помимо вышеперечисленных мероприятий, в Рпа^а^ уделено внимание важности проведения кампаний в средствах массовой информации, направленных на популяризацию изучения правил дорожного движения среди различных участников дорожного движения.

Ежегодно планируется проведение не менее 64 подобных информационных кампаний с акцентом на освещение действий, сопряженных с риском [16].

Органам Национальной системы дорожного движения предписано организовать взаимодействие с неправительственными организациями (охват должен доставлять до 255 организаций к 2030 году) для распространения образовательных материалов по пропаганде безопасности дорожного движения.

Кроме того, для уменьшения негативного влияния на экологию с 2021 года проводятся рекламные кампании, поощряющие использование общественного транспорта, велосипедов и пешие прогулки.

5. Пятый компонент - помощь пострадавшим в ДТП.

Своевременное и качественное реагирование специальных служб экстренной помощи в случаях совершения ДТП объективно способствует снижению тяжести их последствий.

Этот компонент представляет собой реализацию комплекса мер в части, касающейся несчастных случаев при осуществлении дорожного движения,

направленных на оказание помощи после ДТП и в последующий период.

В рамках реализации указанного компонента предполагается формирование и регулирование национальной политики в области медицинской помощи: совершенствование оказания доврачебной помощи, медицинской помощи, лечение в стационаре, а также повышение квалификации медицинских работников и внедрение программы стажировок медицинских работников с акцентом на направление, связанное с оказанием помощи пострадавшим в ДТП.

Для своевременного реагирования в случаях совершения ДТП планируется открытие новых отделений скорой помощи вдоль федеральных участков дорог с наиболее высоким уровнем аварийности, травматологических центров, распределенных рядом с основными магистралями (к 2030 году планируется обеспечить строительство 60 подобных центров), а также внедрение авиационной спасательной службы во всех столичных регионах.

К 2025 году планируется разработать программу профилактики ДТП, предназначенную специально для работников транспортной отрасли в городских условиях (водители общественного транспорта, такси, курьеры).

В текущем году планируется внедрение Национального реестра травм, включая базы данных как регионального, так и федерального уровня.

6. Последний компонент - стандартизация и правоприменение.

Целью данного направления является стимулирование соблюдения правил дорожного движения и, как следствие, исключение преднамеренного рискованного поведения участников дорожного движения с помощью законодательных норм, предусматривающих эффективные санкции.

Национальный план ставит целью улучшить нормативно-правовую базу по обеспечению безопасности дорожного движения: совершенствование административного законодательства, разработка стандартов строительства дорожной инфраструктуры и производства транспортных средств, внедрение средств фото- и видеофиксации соответствующих административных правонарушений.

Так, в 2025 году планируется совершенствование уголовного и административного законодательства в части пересмотра санкций за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за совершение ДТП с пострадавшими. Планируется ужесточение штрафных санкций за превышение разрешенного веса транспортного средства.

Кроме того, предполагается разработка законопроекта, гарантирующего возможность взыскания расходов на медицинское и социальное обеспечение пострадавших в ДТП, а также законопроекта об обязательном подключении водителей к электронной системе оповещения о ДТП.

На основании изложенного имеются достаточные основания утверждать, что рассмотренный опыт стратегического планирования и правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии представляет определенный интерес и заслуживает пристального внимания.

Эта латино-американская страна относится к крупнейшим в мире не только по величине территории и численности населения, но и по экономиче-

скому потенциалу, о чем свидетельствует растущий уровень автомобилизации.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время в Бразилии проводится масштабная работа по повышению уровня безопасности дорожного движения.

Реализуется значительный комплекс мероприятий, разработанных на основе системного подхода и направленных на уменьшение смертности и снижение тяжести дорожно-транспортного травматизма в результате совершения ДТП.

Очевидно, что перечисленные в настоящей статье направления деятельности тесно взаимосвязаны. При этом большое внимание уделяется научному обоснованию мер, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, что, на наш взгляд, абсолютно оправданно.

Значимыми представляются меры, направленные на образование в соответствующей области: начиная от обучения правилам дорожного движения в школах и заканчивая открытием аспирантур для подготовки исследований в области безопасности дорожного движения.

Показательно, что деятельность государственного сектора по обеспечению безопасности дорожного движения и принимаемым мерам базируется на принципе гласности: созданы соответствующие информационные платформы, доступ к которым имеет любой житель страны.

Общественность имеет право участвовать в голосовании за принятие тех или иных государственных решений, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, а также имеет доступ к ежегодным отчетам о проделанной работе и статистике ДТП.

Кроме того, благодаря новой созданной платформе негосударственные общественные организации могут направлять свои инициативы по совершенствованию деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По нашему убеждению, именно подобная консолидация усилий государства и общества в целом служит надежной гарантией успешного решения существующих проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Список источников

1. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: A/ RES/64/255 от 2 марта 2010 года, A/RES/74/299 от 31 августа 2020 года.

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (A/70/L.1) от 25 сентября 2015 года.

3. Пресс релиз «Важная веха: новая политическая декларация о снижении вдвое к 2030 году травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий» // URL: https://www.who.int/ru/news/item/30-06-2022-new-political-declaration-to-halve-road-traffic-deaths-and-injuries-by-2030-is-a-milestone-achievement (дата обращения: 14.02.2024).

4. URL: https://www.onsv. org.br /comuni cacao/brasil-tem-aumento-de-mortes-no-transito-em-2020 (дата обращения: 07.03.2024)

5. Глобальный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в 2023 году, Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2023. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO // URL: https://www.who.int/ru/news/item/13-12-2023-despite-notable-progress-road-safety-remains-urgent-global-issue (дата обращения: 13.03.2024)

6. Гордеева А.Д. О некоторых подходах безопасной системы в рамках реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Международная научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 26 марта 2021 г) / Под общей редакцией А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 590-594.

7. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/ l9503compilado html (дата обращения: 29.01.2024).

8. URL: https://www.gov.br/transportes/pt-br/assuntos/ transito (дата обращения: 29.01.2024).

9. URL: https://www.gov.br/transportes/ptbr/assuntos/ transito/senatran (дата обращения: 29.01.2024).

10. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/ l9503compilado.htm В редакции Закона 14.599 от 2023 года (дата обращения: 05.02.2024).

11. URL: https://antigo.mdr.gov.br/images/stories/ ArquivosSEMOB/cartilha_lei_12587.pdf (дата обращения: 06.02.2024).

12. URL: https://irap.org/ru/2022/05/26000-of-target-54000km-of-brazils-federal-highways-assessed-for-safety/ (дата обращения: 19.02.2024)

13. URL: https://app.powerbi.com/view?r=eyJrIjoiN jc0YmQwZjEt0TFjYy00Njg0LTk5N2Ut0GM0ZGRjNmM zOWYxIiwidCI6IjdiZjAxYzZhLWU2ZmItNDIxYS1iYmI yLWI5MGMzZWE4NjhmNyJ9&pageName=ReportSectio-ne0b5d14cf0e3243791de (дата обращения: 19.02.2024).

14. URL: https://anfavea.com.br/site/ (дата обращения: 27.02.2024).

15. Прохорова А.М., Гордеева А.Д., Кузнецова Н.М. и др. Современные зарубежные практики в области обеспечения безопасности дорожного движения: информационный обзор. ФКУ «НЦ бДд МВД России», 2019. 130 с.

16. URL: https://www.gov.br/transportes/ptbr/assuntos/ transito/pnatrans (дата обращения: 29.02.2024).

References

1. UN General Assembly resolutions: A/RES/64/255 dated 02.03.2010, A/RES/74/299 dated 31.08.2020.

2. UN General Assembly resolution (A/70/L.1) dated 25.09.2015.

3. Press release «A milestone: a new political declaration to halve road traffic injuries and fatalities by 2030» // URL: https://www.who.int/ru/news/item/30-06-2022-new-political-declaration-to-halve-road-traffic-deaths-and-injuries-by-2030-is-a-milestone-achievement (date of access 14.02.2024).

4. URL: https://www.onsv. org.br /comuni cacao/brasil-tem-aumento-de-mortes-no-transito-em-2020 (date of access: 07.03.2024).

5. Global Status Report on Road Safety 2023, Geneva: World Health Organisation, 2023. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO // URL: https://www.who.int/ru/news/item/13-12-2023-despite-notable-progress-road-safety-remains-urgent-global-issue (date of access 13.03.2024)

6. Gordeeva A.D. About some approaches of the safe system within the framework of the implementation of the first Decade of Action for Road Safety (2011-2020) // Actual problems of administrative and administrative-procedural law (Sorokinskie chteniya): International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, 26.03.2021) / Under the general editorship of A.I. Kaplunov. St. Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. P. 590-594.

7. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_ 03/leis/ l9503compilado html (date of access: 29.01.2024).

8. URL: https://www.gov.br/transportes/pt-br/assuntos/ transito (date of access: 29.01.2024).

9. URL: https://www.gov.br/transportes/ptbr/assuntos/ transito/senatran (date of access: 29.01.2024).

10. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/ l9503compilado.htm As amended by Law 14.599 of 2023 (date of access: 05.02.2024).

11. URL: https://antigo.mdr.gov.br/images/stories/ ArquivosSEMOB/ cartilha_lei_12587.pdf (date of access: 06.02.2024).

12. URL: https://irap.org/ru/2022/05/26000-of-target-54000km-of-brazils-federal-highways-assessed-for-safety/ (date of access: 19.02.2024).

13. URL: https: // app.powerbi.com/view?r=eyJrIjoi Njc0YmQwZjEt0TFjYy00Njg0Tk5N2Ut0GM0ZGRjNmM zOWYxIiwidCI6IjdiZjAxYzZhLWU2ZmItNDIxY1iYmIyL

WI5MGMzZWE4NjhmNyJ9&pageName=ReportSectione-0b5d14cf03243791de (date of access: 19.02.2024).

14. URL: https://anfavea.com.br/site/CcbraKa (date of access: 27.02.2024).

15. Prokhorova A.M., Gordeeva A.D., Kuznetsova N.M. et al. Modern foreign practices in the field of road safety: an informational review. Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2019. 130 p.

16. URL: https://www.gov.br/transportes/ptbr/assuntos/ transito/pnatrans (date of access: 29.02.2024).

Информация об авторах

А.Д. Гордеева - кандидат юридических наук, начальник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДДМВД России

А.А. Гусева - научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors

A.D. Gordeeva - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Departmentfor Support of Scientific, Editorial and Publishing Activities of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

A.A. Guseva - Researcher of the Department for Support of Scientific, Editorial and Publishing Activities of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 22.03.2024; принята к публикации 29.03.2024. The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 22.03.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.