Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортный травматизм / дорожно-транспортное происшествие / показатели аварийности / road safety / road traffic injuries / road traffic accidents / crash rates / accident rates

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Анастасия Андреевна

В статье рассмотрены основные направления стратегического планирования Королевства Швеция в области обеспечения безопасности дорожного движения. Дана оценка основным мероприятиям, перечисленным в Плане действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2022-2025 годы в Швеции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING FOR ROAD SAFETY IN THE KINGDOM OF SWEDEN

This article reviews the main directions of the Kingdom of Sweden's strategic planning in the field of road safety. The main activities listed in the Swedish Road Safety Action Plan 2022-2025 are assessed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА»

Научная статья

© Гусева А.А., 2024

УДК 34

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА

Анастасия Андреевна Гусева

Научный центр БДД МВД России aguseva50@mvd.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления стратегического планирования Королевства Швеция в области обеспечения безопасности дорожного движения. Дана оценка основным мероприятиям, перечисленным в Плане действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2022-2025 годы в Швеции.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортный травматизм, дорожно-транспортное происшествие, показатели аварийности

Для цитирования: Гусева А.А. Стратегическое планирование в области обеспечения безопасности дорожного движения на примере Шведского Королевства // Современная наука. 2024. № 1. С. 11-14.

Original article

STRATEGIC PLANNING FOR ROAD SAFETY IN THE KINGDOM OF SWEDEN

Anastasia A. Guseva

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation aguseva50@mvd.ru

Abstract. This article reviews the main directions of the Kingdom of Sweden's strategic planning in the field of road safety. The main activities listed in the Swedish Road Safety Action Plan 2022-2025 are assessed.

Keywords: road safety, road traffic injuries, road traffic accidents, crash rates, accident rates

For citation: Guseva A.A. Strategic planning for road safety in the Kingdom of Sweden // Modern Science. 2024. № 1. P. 11-14.

Период 2021-2030 годов Генеральная Ассамблея ООН провозгласила вторым Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения [1].

Повестка дня на период до 2030 года, утверждающая цели устойчивого развития [2], включает два целевых ориентира, направленных на повышение безопасности дорожного движения (далее - БДД). Задача 3.6, относящаяся к разделу 3 «Хорошее здоровье и благополучие», оговаривает необходимость сократить к 2020 году вдвое во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), а задача 11.2, относящаяся к разделу 11 «Устойчивые города и населенные пункты», направлена на обеспечение того, чтобы все могли пользоваться безопасными, недорогими, доступными и экологически устойчивыми транспортными средствами (далее - ТС) [3].

Королевство Швеция является одной из передовых стран Европейского союза (далее - ЕС), которая добилась значительных успехов в обеспечении БДД, и в настоящее время входит в группу лидирующих стран с самыми низкими показателями дорожно-транспортной аварийности.

Во многом достичь высоких результатов по обеспечению БДД Швеция смогла благодаря принятию философии безопасности Vision Zero и обозначению промежуточных целей для отслеживания прогресса.

Концепция Vizion Zero, принятая в 1997 году, предполагает, что конструкция, функции и использование транспортной системы должны быть согласо-

ваны таким образом, чтобы в долгосрочной перспективе никто не погиб и не получил серьезных травм.

Согласно указанному документу в основе концепции лежит человеческий фактор, поэтому необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки его участников не приводили к смертельным исходам и серьезным травмам [4].

Согласно анализу тенденций в области БДД, опубликованному Транспортной Администрацией Швеции в 2023 году, цель в области БДД состоит в том, чтобы сократить к 2030 году число погибших в ДТП на 50% - с 266 (среднегодовое число в 20172019 годах) до 133 человек. Кроме того, планируется снизить количество серьезных травм минимум на 25% [5].

В дополнение к уже действующим национальным целям на уровне ЕС установлена цель достижения нулевой смертности в ДТП к 2050 году, а также промежуточная цель на 2030 год, которая предусматривает сокращение вдвое количества смертей по сравнению с базовым 2020 годом [6].

В рамках национального сотрудничества Транспортной Администрацией Швеции и Vision Zero установлены две совместные цели на период с 2020 по 2030 год - сокращение числа самоубийств (в частности, прыжков с мостовых сооружений) и снижение количества травмированных пешеходов в результате падения (поскальзывания) во время движения.

Для обеспечения уровня безопасности на дорогах органы власти под руководством Транспортной Администрации Швеции разработали стратегический

ПРАВО

11

документ на ближайшие четыре года - План действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2022-2025 годы (далее - План действий).

Указанный документ включает в себя 250 мероприятий, которые заинтересованные стороны намерены реализовать в течение этого периода с указанием вклада, который они хотят и могут внести в ближайшие несколько лет.

Следует отметить, что План действий не является первым документом стратегического планирования. Ранее в Швеции осуществлялся План действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2019-2022 годы (далее - первый План действий).

По итогам реализации первого Плана действий из 111 мероприятий, которые осуществляли 14 органов власти, 90 были оценены как перспективные и стали продолжением нового стратегического документа.

С учетом опыта первого Плана действий, принятых целевых ориентиров и тенденций в области обеспечения БДД План действий сфокусирован на шести приоритетных направлениях: регулирование скоростного режима; управление ТС в состоянии опьянения; безопасная езда на велосипеде; безопасность пешеходов (с акцентированием внимания на падениях);

предотвращение самоубийств; обеспечение лидерства в БДД. Однако власти Швеции отмечают, что План действий не содержит всех необходимых мер по обеспечению БДД для достижения поставленных целей к 2030 году.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений Плана действий, а также меры, которые планируется реализовать в этот период.

1. Регулирование скоростного режима. В рамках реализации мер по контролю за соблюдением скоростного режима Транспортная Администрация Швеции планирует уделить особое внимание формированию безопасной инфраструктуры дорожной сети.

К таким мероприятиям относится оборудование национальных дорог срединными барьерами, установка специальных шумозащитных полос, внедрение в городскую среду более безопасных перекрестков с круговым движением.

Глобальный план десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 20212030, разработанный Всемирной организацией здравоохранения для всех стран мира, предусматривает снижение скоростного режима в населенных пунктах до 30 км/ч. [7]. В связи с этим в Швеции планируется снижение базового ограничения скорости в городских районах до 30 км/ч, что станет важным шагом на пути к соблюдению ограничений скорости в стране.

Особое внимание уделяется системам автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, что вносит эффективный вклад в снижение скорости на дорогах и помогает сократить количество смертельных исходов (спасение около 20 человек в год).

Транспортная Администрация Швеции разработала и возглавляет проект, направленный на повышение соблюдения скоростного режима, - ге-

12 - L

офенсинг1. Геозонирование позволяет автоматически ограничивать скорость ТС в пределах заданных участков дорог, а также помогает определить области для переключения гибридных ТС на электроэнергию.

В настоящее время в Стокгольме и Гетеборге ведутся работы по геозонированию территории. Транспортная Администрация Швеции продолжает внедрение новых геозон.

Геозонирование актуально и для ограничения скорости набирающих популярность средств индивидуальной мобильности (электросамокатов, электровелосипедов, моноколес, гироскутеров). Например, в ряде городов Швеции скорость движения электросамокатов ограничена до 5 км/ч.

2. Управление транспортным средством в состоянии опьянения.

В 2020 году в результате ДТП, связанных с употреблением алкоголя или наркотических веществ, в Швеции погибли 53 человека [8].

Борьба с управлением ТС в состоянии опьянения является неотъемлемой частью иных задач, связанных с сохранением здоровья, обеспечением безопасности и предупреждением совершения нарушений среди граждан.

В связи с этим ведется работа по оснащению новых ТС системами контроля за состоянием водителя (например, с помощью камеры). Для таких ТС предлагается внедрить дополнительные баллы в системе оценки Euro NCAP2. Считается, что новая система оценки ускорит внедрение таких средств помощи водителю.

Особое внимание уделяется оборудованию ТС, занимающихся коммерческими перевозками, «технологией поддержки трезвости за рулем». В период реализации Плана действий автотранспортные компании планируют внедрить процедуры, позволяющие проверять профессиональных водителей на трезвость.

Профилактика ДТП всегда была и остается важнейшей задачей полиции [9], поэтому выборочные проверки водителей при помощи алкотестера по-прежнему являются основным способом предупреждения управления ТС в состоянии опьянения.

Проведение информационных кампаний и мероприятий по повышению осведомленности граждан об ответственности за данное правонарушение повышает эффективность работы полиции в этой области.

На момент разработки Плана действий в Швеции отсутствовало законодательство, позволяющее выборочно проводить процедуру освидетельствования на состояние наркотического опьянения без подозрения водителя в совершении правонарушения.

Употребление наркотических веществ в обществе растет, что влияет и на обеспечение БДД. В связи с этим властями страны разрабатываются стандарты на тестовое оборудование3, и прораба-

1 Геофенсинг - это собирательный термин, обозначающий географические области или маршруты, определенные в цифровой форме, где транспортные средства могут быть ограничены в скорости движения, проконтролированы или проинформированы о необходимости снижения скорости посредством цифровых правил дорожного движения.

2 Euro NCAP - «Европейская программа оценки новых автомобилей» -европейский комитет по проведению независимых краш-тестов с оценкой активной и пассивной безопасности ТС.

3 Разработкой стандартов занимается Шведский институт стандартов -

Simplified Interline Settlement (SIS).

тывается возможность проведения необходимого тестирования.

В Швеции разработана программа алкоблоки-ровки, которая позволяет лицам, привлеченным к ответственности за управление ТС в состоянии опьянения, сохранить за собой право управления. Данная программа предусматривает установку ал-козамка на ТС нарушителя и регулярные медицинские осмотры [10].

3. Безопасная езда на велосипеде.

Является важным элементом обеспечения

безопасности уязвимых участников дорожного движения, поскольку адаптация скорости, создание безопасных проездов, разделение потоков движения велосипедистов и пешеходов и автотранспорта, а также улучшение видимости зон для велосипедов снижают риски возникновения ДТП.

Муниципалитеты Швеции выделяют основную часть пешеходного и велосипедного движения, где приоритетными являются мероприятия по эксплуатации и обслуживанию дорог, особенно в зимнее время года.

Например, в городе Мальмё принимаются меры по регулярной уборке велосипедных и пешеходных дорожек от камней и песка, которые попадают с прилегающих озелененных территорий и дорог. В зимнее время года обеспечивается обработка от наледи и уборка снега.

Особое место в безопасной эксплуатации велосипеда занимает использование шлемов как детьми, так и взрослыми4. В рамках реализации Плана действий проводятся информационно-разъяснительные мероприятия, направленные на повышение мотивации велосипедистов к использованию шлемов, организуются курсы для начинающих велосипедистов, на которых участники изучают правила дорожного движения.

Велосипедный транспорт все больше электрифицируется, что приводит к появлению новых групп пользователей и новых типов ТС в дорожной среде.

В целях повышения безопасности незащищенных участников дорожного движения муниципалитеты Швеции внедряют геозонирование. Оно позволяет ограничить скорость электросамокатов на определенных участках до 5 км/ч, а также определить места, где запрещено на них передвигаться и парковать.

Помимо безопасной велосипедной инфраструктуры и безопасного использования велосипеда, власти Швеции делают акцент на том, что и сам велосипед должен быть безопасным.

В рамках программы Cycleuorope ведется работа по обеспечению большего количества велосипедов антиблокировочной системой тормозов (ABS), которая, по оценкам специалистов, снижает риск опрокидывания при торможении [11].

Особое внимание безопасности велосипедистов уделяется в зимнее время года. Велосипедистам рекомендуется использовать зимние шины, а также световозвращающие элементы для сокращения числа пострадавших в ДТП с их участием.

4. Безопасность пешеходов.

Пешеходное движение является важной составляющей транспортной системы. Однако для поддержания его устойчивости в долгосрочной перспективе необходимо обеспечивать его безопасность.

4 Почти 50% опрошенных жителей используют велосипедные шлемы.

Меры, направленные на обеспечение безопасной инфраструктуры, в том числе создание ровной поверхности, устранение препятствий, которые могут представлять опасность, особенно для маломобильных людей, позволяют снизить количество тяжелых травм пешеходов.

Одной из наиболее серьезных проблем в Швеции является падение пешеходов5. Более 95% тяжелых травм происходит в результате падений. Однако эта область является малоизученной, подчеркивается необходимость улучшения знаний об эффективных мерах, направленных на их защиту.

Наиболее частая причина падений - поскальзы-вание пешеходов на льду или снегу6. Многих происшествий можно избежать при более качественном содержании дорог в зимний период, а также уборке осенней листвы и укатке гравия в остальное время года.

Кроме того, на устойчивость при ходьбе влияет качество зимней обуви, в частности противоскользящие свойства подошвы. В ближайшие несколько лет Транспортная Администрация Швеции планирует разработать маркирующее обозначение с указанием характеристик скольжения зимней обуви. Использование пешеходами световозвращающих элементов или одежды из светоотражающих материалов также улучшает их видимость на дороге.

5. Предотвращение самоубийств.

Рост числа психических заболеваний в обществе способствует увеличению количества самоубийств. В связи с этим профилактика суицидов, происходящих в дорожном секторе, включена в регулярную работу по обеспечению БДД.

Примерно каждый десятый смертельный случай в дорожном движении связан с самоубийством, что составляет около 30 случаев в год. Кроме того, около 20 смертельных случаев в год происходит в результате прыжков с мостов7.

В рамках реализации Плана действий Транспортная Администрация Швеции планирует установить специальные барьеры для предотвращения прыжков с высоких мостов. На восьми высоких мостах и на таком же количестве виадуков над дорогами национальной дорожной сети уже установлены защитные ограждения.

В период реализации Плана действий Транспортная Администрация Швеции будет работать над повышением уровня знаний о самоубийствах в транспортной системе у основных заинтересованных сторон, предоставляя поддержку и информацию по этому вопросу, организуя ежегодные вебинары.

С целью углубленного изучения проблемы инициирован ряд научных исследований.

6. Обеспечение лидерства в безопасности дорожного движения.

Власти Швеции рекомендуют включать вопросы БДД в отчеты 66 компаний и государственных органов по устойчивому развитию, а также уделять больше внимания требованиям к закупкам.

5 Падение — это травматический случай, когда пешеход поскользнулся, споткнулся или упал на проезжей части дороги и причинил себе вред, при этом ни одно ТС не участвует в движении.

6 В период с декабря по март почти девять из десяти случаев падения на дорогах происходят из-за гололеда или снега.

7 Прыжки с мостов происходят преимущественно в городах и пригородах. Особенно уязвимы высокие мосты, а также мосты над дорогами с высокими скоростями и большими транспортными потоками.

Закупки являются важным инструментом воздействия на транспорт. В 2023 году Транспортная Администрация Швеции ввела требование о том, что закупаемые новые ТС обязательно должны быть оснащены системами помощи водителю, такими как система удержания в полосе, антиблокировочная система торможения и др.

Ежегодно страховая компания Швеции Folksam проводит анализ тенденций в области безопасности ТС и публикует рейтинг автомобилей, который содержит ряд требований к безопасности при закупке ТС [12].

Шведское Транспортное Агентство вносит свой вклад в обеспечение безопасности перевозок, проводя раз в три года совместно с полицией проверки грузового, автобусного и таксомоторного транспорта, в ходе которых проверяется крепление груза, наличие разрешений, скорость движения и т.д.

Благодаря реализации мер, перечисленных в Плане действий, дороги страны являются одними из самых безопасных в мире. Выстроенная система тесного сотрудничества между государственным и частным секторами, научным сообществом и заинтересованными сторонами будет способствовать дальнейшему развитию БДД Швеции.

Список источников

1. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ RES/74/299 // URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/ RES/74/299 (дата обращения: 11.03.2024).

2. URL: https://sdgs.un.org/ru/2030agenda (дата обращения: 13.03.2024).

3. Гордеева А.Д., Ляхов П.В. Обеспечение безопасности дорожного движения на международном уровне и в Российской Федерации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 29-39.

4. Гордеева А.Д. О некоторых подходах безопасной системы в рамках реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Международная научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 26 марта 2021 г.) / под общей редакцией А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 590-594.

5. URL:https://trafikverket.divaportal.org/smash/ record.jsfpid=diva2%3A1779579&dswid=4641 (дата обращения: 11.03.2024).

6. URL: https://bransch.trafikverket.se/for-dig-i-bransch-en/samarbete-med-branschen/Samarbeten-for-trafiksakerhet/ tillsammans-for-nollvisionen/ (дата обращения: 12.03.2024).

7. URL: https://www.who.int/ru/publications/m/item/glo-bal-plan-for-the-decade-of-action-for-road-safety-2021-2030 (дата обращения: 15.03.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL: https://www.divaportal.org/smash/get/diva2:1555-494/FULLT EXT01.pdf (дата обращения: 18.03.2024)

9. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) в сфере дорожного движения в новой регуляторной политике // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 28-32.

10. URL:https://www.transportstyrelsen.se/sv/ vagtrafik/korkort/forlorat-korkort/alkolas-efter-rattfylleri/ (дата обращения: 20.03.2024).

11. URL: http://cycleurope.com/ (дата обращения: 22.03.2024).

12. URL: https://www.folksam.se/ (дата обращения: 26.03.2024).

References

1. Improving road safety around the world: UN General Assembly Resolution A/RES/74/299 // URL: https:// undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/74/299 (date of access: 11.03.2024).

2. URL: https://sdgs.un.org/ru/2030agenda (date of access: 13.03.2024).

3. Gordeeva A.D., Lyakhov P.V. Ensuring road safety at the international level and in the Russian Federation // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VV Lukyanov. 2022. № 4(93). С. 29-39.

4. Gordeeva A.D. About some approaches of the safe system within the framework of the implementation of the first Decade of Action for Road Safety (2011-2020) // Actual problems of administrative and administrative-procedural law (Sorokinskie chteniya): International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, 26.03.2021) / under the general editorship of A.I. Kaplunov. SPb.: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. С. 590-594.

5. URL: https://trafikverket.divaportal.org/smash/record. jsfpid=diva23A177957 9&dswid=4641 (date of access: 11.03.2024).

6. URL: https://bransch.trafikverket.se/for-dig-i-bransch-en/samarbete-med-branschen/Samarbeten-for-trafiksakerhet/ tillsammans-for-nollvisionen/ (date of access: 12.03.2024).

7.URL:https://www.who.int/ru/publications/m/item/global-plan-for-the-decade-of-action-for-road-safety-2021-2030 (date of access: 15.03.2024).

8. URL:https://www.divaportal.org/smash/get/diva2:155-5494/FULLTEXT01.pdf (date of access: 18.03.2024).

9. Zyryanov S.M. State control (supervision) in the sphere of road traffic in the new regulatory policy // Road Safety. 2023. № 1. С. 28-32.

10. URL:https://www.transportstyrelsen.se/sv/vagtrafik/ korkort/forlorat-korkort/alkolas-efter-rattfylleri/ (date of access: 20.03.2024).

11. URL: http://cycleurope.com/ (date of access: 22.03.2024).

12. URL: https://www.folksam.se/ (date of access: 26.03.2024).

Информация об авторе

А.А. Гусева - научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author

A.A. Guseva - Researcher of the Departmentfor Support of Scientific, Editorial and Publishing Activities of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 27.03.2024; одобрена после рецензирования 03.04.2024; принята к публикации 10.04.2024. The article was submitted 27.03.2024; approved after reviewing 03.04.2024; accepted for publication 10.04.2024.

14 - LAW -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.