- SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY -
УДК 34 © В.А. Ясникова, А.А. Архаров, В.Л. Расторгуев, 2021
NIION: 2021-0084-3/21-014 MOSURED: 77/27-026-2021-3-213
ПЕРЕДОВАЯ ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТОЛИЦАХ НЕКОТОРЫХ СТРАН
Вера Андреевна Ясникова,
научный сотрудник отдела ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170
Александр Алексеевич Архаров,
научный сотрудник отдела ФКУ «Научный центр БДД МВД России» [email protected]
Вячеслав Львович Расторгуев,
старший научный сотрудник отдела ФКУ «Научный центр БДД МВД России» [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ практики обеспечения безопасности дорожного движения в Боготе, Буэнос-Айресе и Лондоне. Представлен опыт по сокращению числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и защите уязвимых участников дорожного движения. Примеры исследований из Боготы, Буэнос-Айреса и Лондона иллюстрируют различные подходы к проводимой политике по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, передовая практика обеспечения безопасности дорожного движения, Vision Zero
Для цитирования: Ясникова В.А., Архаров А.А., Расторгуев В.Л. Передовая практика обеспечения безопасности дорожного движения в столицах некоторых стран // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 69-71.
ROAD SAFETY BEST PRACTICES IN SOME CAPITALS
Vera A. Iasnikova,
researcher FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
Alexander A. Arkharov,
researcher FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
Vyacheslav L. Rastorguev,
senior researcher FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Abstract. The paper analyses road safety practices in Bogotá, Buenos Aires and London. Experience on reducing the number of victims of road accidents and protecting vulnerable road users is presented. Examples of studies from Bogota, Buenos Aires and London illustrate different approaches to policies to reduce road traffic injuries.
Keywords: road safety, road accidents, best practices in road safety, Vision Zero
For quotation: Yasnikova V.A., Arkharov A.A., Rastorguev V.L. Best practices in ensuring road safety in the capitals of some countries // Road safety. 2021. № 3. P. 69-71.
Безопасность дорожного движения становится все более острой проблемой для многих городов. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий1 погибают около 1,3 млн человек, от 20 до 50 млн человек получают несмертельные травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности.[1]
Примеры исследований из Боготы, Буэнос-Айреса и Лондона иллюстрируют разнообразие подходов, предпринятых для лучшего понимания и предотвращения серьезных ДТП в городах. К положительному опыту следует отнести необходимость сбора и анализа данных о дорожно-транспортном травматизме, обеспечения
1 Далее - ДТП.
№ 3/2021
соблюдения скоростных ограничений, внедрения более безопасного проектирования улиц, а также прогнозирования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Каждое такое исследование иллюстрирует наилучшую практику в одной или нескольких из рассмотренных областей.
Введение безопасных скоростных ограничений на опасных участках дорог Боготы
В Боготе, крупнейшем и самом густонаселенном городе Колумбии, в последние годы предприняты значительные усилия по сокращению числа ДТП со смертельным исходом и травматизмом. В качестве оперативного плана для своей стратегии безопасности дорожного движения
_ 69
Road safety
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД
в 2016 году администрация приняла подход Vision Zero (Нулевая концепция) [2]. При поддержке международных экспертов в городе реализовано новое проектирование улиц, установлены контрольно-пропускные пункты безопасности дорожного движения, а также проведены массовые коммуникационные кампании, направленные на устранение ДТП.
В Боготе большинство смертельных случаев на дорогах приходится на пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. В основном такие ДТП происходят на магистральных дорогах2. На этих маршрутах в 2017 году зарегистрировано 70% погибших и 57% раненных от общего количества погибших [3].
В ответ на выявление основных факторов, способствующих ДТП, в Боготе разработана Программа управления скоростью (PGV) [4].
Программа PGV содержит руководящие принципы для обеспечения соблюдения скоростных ограничений, направленные на улучшение дорожной обстановки в городе и гарантирующие безопасность всех участников дорожного движения. В целях обеспечения соблюдения требований на пяти автомагистралях города установлены камеры контроля скорости. В рамках этой программы использовался поэтапный подход, предусматривающий анализ преимуществ снижения скоростного режима и распространение положительной практики на другие дороги. Смертельные ДТП отслеживались поочередно на каждой трассе, результаты сравнивались со средними показателями за предыдущие три года.
В 2019 году благодаря предпринятым усилиям спасены 46 жизней по десяти целевым трассам, что на 21% меньше числа погибших в ДТП по сравнению со средним показателем за четыре предыдущих года (2015-2018 гг.). Данные, полученные с помощью камер контроля скорости, указывают на улучшение соблюдения более низких скоростных ограничений, хотя доля транспортных средств, превышающих установленные ограничения скорости, осталась неизменной (около 20%) [5].
Правительство намерено сделать пешеходные и велосипедные прогулки более доступными для людей, сделав улицы безопасными. Пешеходам и велосипедистам отведено больше уличного пространства в центре города. В районе, где есть несколько пешеходных узких улиц, использование автомобилей теперь ограничено. Другие улицы преобразованы в общие пространства, где взаимодействуют несколько участников дорожного движения и пешеходы имеют приоритет.
В Буэнос-Айресе разработан план безопасности дорожного движения города [7], основанный на опыте, извлеченном из экспериментов по реконструкции улиц, а также наблюдений за такими показателями, как уровень использования шлемов, уважение пешеходов и недопустимость управления транспортным средством в состоянии опьянения. План определял цели, которые должны были быть достигнуты в городе в период с 2016 по 2019 год, а для сбора и публикации данных о ДТП создана наблюдательная станция безопасности дорожного движения. На основании базы данных о ДТП и поведении водителей определены отдельные группы участников дорожного движения, подверженные большему риску. Пешеходы являются второй группой с наибольшим количеством ДТП и серьезных травм после мотоциклистов.
Для дорог, где наблюдалось наибольшее число погибших, приняты меры по снижению числа наездов автобусов на пешеходов путем выделения зон быстрого проезда автобусов. Во-первых, установлены «лежачие полицейские». Во-вторых, введены штрафы для водителей автобусов, нарушающих правила дорожного движения, и лишение права на управление автобусом для водителей, нарушивших ограничение скорости или не остановившихся на красный свет3. В 2019 году данные по безопасности дорожного движения свидетельствовали о снижении на 50% числа нарушений правил дорожного движения водителями автобусов, повлекших наезд на пешеходов в городе [8].
Восстановление общественного пространства для пешеходов в Буэнос-Айресе
В Буэнос-Айресе, столице и крупнейшем городе Аргентины, в рамках стратегии рациональной городской мобильности значительно улучшена улично-дорожная часть. Городской план рациональной мобильности (SMP) [6] нацелен на повышение доступности и приоритетности общественного и немоторизованного транспорта, определены зоны повышенного риска во всех районах города с целью их реконструкции, ориентированной на повышение безопасности дорожного движения.
Снижение дорожной опасности с помощью стандартов безопасности транспортных средств в Лондоне
Лондон - один из городов, который поставил перед собой амбициозные задачи в области безопасности дорожного движения на ближайшие годы. Транспортная стратегия мэра [9], опубликованная в 2018 году, предусматривала подход Vision Zero [10] по сокращению числа погибших или тяжелораненых на улицах Лондона к 2041 году до нуля. Цель также состоит в том,
2 Автомагистраль - дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
70 -
3 В Буэнос-Айресе приостановление действия права на управление ТС - это процедура, применимая к водителям автобусов, которые превысили ограничение скорости или двигались на красный сигнал. Дорожная полиция сохраняет водительские права, налагает денежный штраф и дает разрешение на вождение автомобиля на срок до трех суток. Водитель должен заплатить штраф, чтобы вернуть водительское удостоверение.
Безопасность дорожного движения
№ 3/2021
SCIENTIFIC RESEARCH, D]
чтобы к 2030 году никто не погиб в ДТП с участием лондонского автобуса.
На ранних этапах большая часть намеченных мероприятий сформирована на основе общественного здравоохранения и включена в лондонский план Vision Zero. План ликвидации всех ДТП со смертельным исходом и серьезными травмами опирался на общую точку зрения как безопасности дорожного движения, так и активной мобильности - препятствовать использованию автомобилей на улицах Лондона. Для этого план Vision Zero сосредоточился на источниках дорожной опасности для пешеходов и велосипедистов, таких как превышение скорости и видимость транспортных средств.
В основе стратегии Vision Zero в Лондоне лежит понимание источников дорожной опасности. Учитываются все составляющие безопасной транспортной системы - скорость, проектирование улиц, транспортные средства, поведение и реакция после ДТП. В рамках этого глобального подхода повышение безопасности транспортных средств определено в плане как один из важнейших результатов. Над введением стандартов безопасности транспортных средств для наиболее опасных типов транспорта работала корпорация «Транспорт Лондона» (далее - Корпорация).
Корпорация разработала Стандарт безопасности автобусов (BSS) [11], предусматривающий правила безопасности, которым должны соответствовать все новые лондонские автобусы с конца 2018 года. Стандарт включает в себя такие технологии, как интеллектуальная помощь в определении скорости движения транспортного средства и автономное экстренное торможение, улучшение прямого и периферического зрения водителей, системы предотвращения ошибок торможения водителей и неуправляемых автобусов, а также визуальную и звуковую сигнализацию оповещения других участников дорожного движения (Pratt and Williams, 2020). В стандарте BSS также содержится информация по модернизации передней части автобусов для уменьшения воздействия столкновения.
(ICATED TO ROAD SAFETY -
Список источников
1. Дорожно-транспортные травмы // URL: https://www. who.inl/m/news-room/fact-sheets/delail/road-traffic-injuries (дата обращения: 18.10.2021).
2. Подробнее о концепции см.: Гавренков В.В. О концепции «безопасной системы» в Швеции // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1(4). С. 91-96.
3. Secretaría de Movilidad de Bogotá (2019) // Programa de Gestión de la Velocidad (Программа по управлению скоростью) // URL: https://www.movilidadbogota.gov.co/web/sites/default/files/ Paginas/2019-03-18/Programa%20de%20Gesti%C3%B3n%20 de%20la%20Velocidad%20para%20Bogot%C3%A1.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
4. Programa de Gestión de la Velocidad // URL:https:// www.movilidadbogota.gov.co/web/sites/default/files/ Paginas/23-09-2021/programa_de_gestion_de_la_velocidad.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
5. Secretaría de Movilidad de Bogotá (2019) // Programa de Gestión de la Velocidad (Программа по управлению скоростью) // URL: https://www.movilidadbogota.gov.co/web/sites/default/files/ Paginas/2019-03-18/Programa%20de%20Gesti%C3%B3n%20 de%20la%20Velocidad%20para%20Bogot%C3%A1.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
6. Buenos Aires - Toward Comprehensive Development and Sustainable Mobility // URL: https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757-899X/245/6/062022/pdf (дата обращения: 18.10.2021);
7. Официальный сайт Seguridad vial en Buenos Aires // URL: https://www.gba.gob.ar/seguridadvial (дата обращения: 18.10.2021).
8. Informe Estadístico sobre las Víctimas Fatales a Causa de Siniestros Viales en la Ciudad de Buenos Aires (Статистический отчет о смертельных жертвах в результате дорожно-транспортных происшествий в городе Буэно с-Айрес) // Gobierno de la Ciudad de Buenos Aires // URL:https://www.buenosaires.gob. ar/sites/gcaba/files/informe_victimas_fatales_2019_vf.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
9. Vision Zero action plan // Taking forward the Mayor's Transport Strategy // URL: https://content.tfl.gov.uk/vision-zero-action-plan.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
10. Подробнее о концепции см.: Гордеева А.Д. О некоторых подходах безопасной системы в рамках реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2021. С. 590-594.
11. Bus Safety Standard // URL: http://content.tfl.gov.uk/
bus-safety-standard-executive-summary.pdf?__cf_chl_captcha_
tk__=pmd_.TfIxw3szbLp0N2PcSvRRhY_6H0g9poLI9_eKtbN_ Bc-1634733158-0-gqNtZGzNAvujcnBszQSR (дата обращения: 20.10.2021).
№ 3/2021
Road safety
71