Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ НА 2011-2020 ГГ'

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ НА 2011-2020 ГГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГЕРМАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / ТРАНСПОРТНЫЙ РИСК / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Турищева А.А.

Рассмотрен опыт Федеративной Республики Германия по разработке комплекса мер, направленных на достижение целевых показателей безопасности дорожного движения, отраженных в национальной программе безопасности дорожного движения Германии на 2011-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MAIN PROVISIONS OF THE NATIONAL ROAD SAFETY PROGRAM OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY FOR 2011-2020

The experience of the Federal Republic of Germany in developing a set of measures aimed at achieving the road safety targets reflected in the German national road safety program for 2011-2020 is considered.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ НА 2011-2020 ГГ»

Научная статья © Турищева А.А., 2022

NIION: 2021-0084-1/22-077 УДК 656.13.05

MOSURED: 77/27-026-2022-1-276

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ НА 2011-2020 ГГ.

Анна Александровна Турищева

Научный центр БДД МВД России aturishcheva2@mvd.ru

Аннотация. Рассмотрен опыт Федеративной Республики Германия по разработке комплекса мер, направленных на достижение целевых показателей безопасности дорожного движения, отраженных в национальной программе безопасности дорожного движения Германии на 2011-2020 гг.

Ключевые слова: программа безопасности дорожного движения, безопасность дорожного движения, Германия, социальный риск, транспортный риск, участники дорожного движения

Для цитирования: Турищева А.А. Об основных положениях национальной программы безопасности дорожного движения Федеративной Республики Германия на 2011-2020 гг. // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 63-69.

Original article

ON THE MAIN PROVISIONS OF THE NATIONAL ROAD SAFETY PROGRAM OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY FOR 2011-2020

Anna A. Turishcheva

Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» aturishcheva2@mvd.ru

Abstract. The experience of the Federal Republic of Germany in developing a set of measures aimed at achieving the road safety targets reflected in the German national road safety program for 2011-2020 is considered.

Keywords: road safety program, road safety, Germany, social risk, transport risk, road users

For citation: Turishcheva A.A. On the main provisions of the national road safety program of the Federal Republic of Germany for 2011-2020 // Road safety. 2022. № 3. P. 63-69.

Проблема дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее острых во всем мире.

Провозглашение периода 2011-2020 гг. Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения1 нашло свое отражение в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» от 10 мая 2010 г. № 64/2552 [3].

Спустя 5 лет, в сентябре 2015 г., Генеральной Ассамблеей ООН утверждены исторические Цели в области устойчивого развития (ЦУР), одна из которых (Цель 3.6) предполагает двукратное сокращение числа смертей и травм в результате ДТП во всем мире к 2020 г. [6].

В этой связи большинство стран сосредоточили свои усилия на достижении указанной цели, разработав дополнительный комплекс мер, закрепленных в собственных национальных стратегиях [7].

При рассмотрении успехов, достигнутых в области снижения дорожно-транспортного травматизма, наибольший интерес представляют страны, добившиеся максимального снижения показателей дорожно-транспортной аварийности (социальный риск3, транспортный риск4 и иные относительные показатели БДД).

Одной из таких стран является Федеративная Республика Германия, которая входит в группу стран с высоким уровнем дохода, площадь страны составляет 357578 км2, население (2021 г.) - 83 155 тыс. че-

1 Далее - «БДД».

2 Далее - «Десятилетие действий».

3 Количество погибших на 100 000 населения.

4 Количество погибших на 10 000 транспортных средств.

ловек, количество зарегистрированных транспортных средств на 1 января 2021 г. составило 59 млн [10].

Ответственность за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения в Германии возложена на Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры5. BMDV отвечает за разработку и контроль национальных программ безопасности дорожного движения, а также за реализацию поставленных в этих документах целей [8].

В период с 1970 по 2010 г. количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий6 в Германии сократилось на 81%, количество пострадавших - на 30%.

По статистическим данным Федерального дорожно-исследовательского института Германии (BASt) [10] в 1970 г. на дорогах Германии в результате ДТП погибли 19 193 человека, ранены 531 795. К 2010 г., спустя 40 лет, при увеличении объема дорожного движения7 втрое число погибших в результате ДТП снизилось до 3648 человек, раненых -до 371 170.

Но, несмотря на столь впечатляющие результаты, даже один погибший человек - это уже очень много. В связи с этим правительство Германии приняло решение не останавливаться на достигнутых успехах и продолжить реализацию мер по борьбе с дорожно-транспортным травматизмом.

5 Bundesministerium für Digitales und Verkehr, BMDV.

6 Далее - «ДТП».

7 Объем дорожного движения - фактическое суммарное количество транспортных средств и пешеходов за продолжительный период времени.

В рамках Десятилетия действий в Германии принята национальная программа безопасности дорожного движения на 2011-2020 гг.8 [11], направленная на обеспечение безопасной и устойчивой среды для всех участников дорожного движения.

Основная цель Программы заключалась в сокращении в указанный период количества погибших в результате ДТП на 40%. Данный показатель установлен с учетом цели ЕС по сокращению смертности на 50%.

Немаловажное значение в Программе уделялось оказанию содействия лицам с ограниченными возможностями путем беспрепятственного доступа к транспортной инфраструктуре; формированию культуры поведения участников дорожного движения, характеризующейся ответственным отношением и взаимным уважением; продвижению технических инноваций немецкой автомобильной индустрии [4].

Рассмотрим основные направления деятельности, которые легли в основу Программы 2011-2020.

I. Человеческий фактор

Данное направление деятельности сосредоточено на реализации мер, направленных на изменение поведения участников дорожного движения в зависимости от их возрастных групп и статуса участия в дорожном движении (водитель, пассажир, пешеход и др.).

Дети и молодежь

В 2010 г. на дорогах Германии погибли 205 детей и подростков в возрасте до 17 лет, из которых 104 ребенка в возрасте до 14 лет и 101 подросток в возрасте от 15 до 17 лет. Данные показатели составляли 6% от всех погибших в результате ДТП в Германии за этот период. Более двух третей (65%, 134) погибли либо в качестве пассажира в транспортном средстве (93), либо в качестве водителя/пешехода, который не был виновен в ДТП (41). В подгруппе детей до 15 лет 46% погибли в качестве пассажира автомобиля (48). При этом большое количество детей были неправильно пристегнуты в легковых автомобилях. Так, в 2010 г. около четверти детей в возрасте от 6 до 11 лет пристегивались только ремнем безопасности для взрослых, что не соответствовало их возрасту, 3% детей этой возрастной группы вообще не были пристегнуты.

Программа 2011-2020 предусматривала необходимость осуществления следующих инициатив в указанной области: реализация программ, направленных на обеспечение безопасности детей-участников дорожного движения, повышение значения обучения основам безопасности дорожного движения в процессе школьного и внешкольного образования, проведение информационных кампаний по поощрению использования детских удерживающих устройств в транспортных средствах, а также добровольному использованию велосипедных шлемов детьми и молодежью, выпуск на регулярной основе Атласа ДТП с участием детей.

Начинающие водители

В 2010 г. в Германии 17% всех ДТП с пострадавшими (около 48 000) произошли по вине начинающих водителей.

Водители-новички чаще всего попадают в ДТП сразу же после того, как начинают управлять транспортным средством без сопровождения. Риск возникновения ДТП снижается только тогда, когда стаж вождения приближается к нескольким тысячам километров, что обуславливало необходимость активизации работы по повышению безопасности дорожного движения начинающих водителей. В Программе

8 Далее - «Программа 2011-2020», «Программа».

2011-2020 предусмотрены оптимизация существующей системы предварительной подготовки водителей в соответствии со схемой «Сопровождение с 17 лет» и введение «нулевого промилле» для данной категории водителей.

Пожилые участники дорожного движения

В 2010 г. пожилые участники дорожного движения (65 лет и старше) стали участниками 11% ДТП от их общего количества, при этом общая доля пожилых людей в Германии составляла на тот момент около 20%.

Однако из-за особенностей физической конституции пожилых людей риск гибели или травматизма в результате ДТП у них намного выше, нежели у более молодых участников дорожного движения. Возраст каждого четвертого погибшего в результате ДТП (25%, 910) составил 65 лет и старше. Процент ДТП, произошедших по вине самих пожилых людей, столь же высок, как и среди молодых людей, при этом он увеличивается по мере старения пожилых людей.

В рамках Программы 2011-2020 BMDV запланировано проведение ряда исследований, касающихся вопросов подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного участия в дорожном движении пожилых людей с учетом их дифференциации по возрастным группам, а также предоставление медицинских консультаций относительно их пригодности к управлению транспортным средством.

Велосипедисты

В 2010 г. в Германии 71 103 велосипедиста зарегистрированы в качестве участников ДТП с пострадавшими, более 62 000 велосипедистов получили ранения, 381 человек погиб. Каждый десятый погибший в результате ДТП был велосипедистом. Возраст половины погибших велосипедистов (197) составил 65 лет и старше, 26% (99) - от 45 до 64 лет. Три четверти всех погибших в ДТП велосипедистов были старше 45 лет.

Большинство ДТП с участием велосипедистов в 2010 г. произошло в населенных пунктах, при этом погибли 58% велосипедистов (223), количество раненых и погибших в населенных пунктах велосипедистов от общего количества раненых и погибших велосипедистов составило 90%.

В рамках Программы 2011-2020 активно поддерживалось проведение кампаний, направленных на добровольное использование велосипедных шлемов, повышение осведомленности о важности использования одежды из световозвращающих материалов, а также информирование велосипедистов не только об их правах, но и об обязанностях в отношении безопасного поведения на дороге.

Мотоциклисты

В 2010 г. в Германии 26 710 мотоциклистов стали участниками ДТП с пострадавшими, что эквивалентно 4,8% от общего количества участников ДТП. Доля мотоциклистов во всех ДТП со смертельным исходом составляет 17,4% (635 из 3648 погибших).

Возраст, опыт и образ жизни мотоциклистов по-разному влияют на их поведение на дороге, в частности на соблюдение скоростного режима и вероятность стать участником ДТП. В Программе 2011-2020 отмечено, что при разработке и совершенствовании форм информационно-разъяснительной работы для конкретных целевых групп мотоциклистов необходимо учитывать эти различия, особенно в вопросах информирования о безопасности дорожного движения.

Так же как и велосипедистам, водителям и пассажирам мотоциклов жизненно важно быть вовремя замеченными на дороге, особенно в темное время суток. В Программе 2011-2020 обозначено, что BMDV

в партнерстве с органами по стандартизации планирует разработать основные характеристики световоз-вращающих материалов для улучшения видимости мотоциклистов, тем самым предотвращая ДТП с их участием.

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также под воздействием лекарственных средств

Практика управления транспортным средством в состоянии опьянения давно вызывает обеспокоенность и остается серьезным элементом социально-экономической и демографической проблемой общества стран [5].

В 2010 г. в Германии произошло 16 000 ДТП с пострадавшими из-за управления транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также под воздействием лекарственных средств. Алкогольное опьянение в качестве причины ДТП выявлено в 29 случаях на 1000 водителей, попавших в ДТП, влияние других опьяняющих веществ выявлено в 2,3 случаях на 1000 водителей. У молодых водителей (18-20 лет и 21-24 года) влияние алкоголя зафиксировано в 35 и 43 случаях на 1000 участников ДТП соответственно.

В Программе 2011-2020 предусмотрено, что деятельность федерального правительства Германии в области обеспечения безопасности дорожного движения будет по-прежнему сосредоточена на возрастной группе водителей 18-24 лет с особым вниманием на управление ими транспортным средством в состоянии опьянения.

Запланировано проведение разносторонних научных исследований, направленных на определение степени влияния различных наркотических и лекарственных средств на БДД, результаты которых послужат основой для принятия конкретных решений.

Учитывая тот факт, что многие водители, управляя транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, предназначенных для лечения острых и хронических заболеваний, зачастую даже не осведомлены об их негативном влиянии на восприятие и реакцию в дорожном движении, требовалась более четкая и подробная маркировка указанных лекарственных препаратов. В рамках Программы 2011-2020 BMDV высказало готовность лоббировать совместно с Федеральным министерством здравоохранения Германии (BMG) соответствующее обозначение и классификацию лекарственных препаратов на основе результатов международного исследовательского проекта DRUID.

Усталость и отвлечение внимания во время управления транспортным средством

Длительное управление транспортным средством требует высокой степени концентрации. По мере того, как водители устают, их способность концентрироваться на дорожном движении заметно снижается, что сопряжено с большими рисками и вероятностью совершения ДТП. Вызвать или усилить состояние утомления способны такие факторы, как недостаток или плохое качество сна, продолжительный стресс, длительное нахождение за рулем, монотонность маршрута, употребление лекарственных препаратов. Программой 2011-2020 предусмотрено, что BMDV планирует лоббировать реализацию мер, направленных на повышение осведомленности водителей о рисках, связанных с усталостью во время управления транспортным средством. Кроме того, планировалось дополнительно профинансировать научные исследования, целью которых является разработка мер по

предотвращению ДТП, вызванных усталостью или отвлечением внимания водителя, включая меры технического характера, а также определение предельных физиологических параметров человека в этой области.

II. Инфраструктура

Важная основа обеспечения безопасности дорожного движения - четко функционирующая и эффективная инфраструктура. Благоустройство дорожной сети способствует устранению факторов, повышающих риск возникновения ДТП, а наиболее опасные места с повышенной концентрацией ДТП должны быть спроектированы таким образом, чтобы минимизировать риски возникновения ДТП и их последствия.

Соблюдение обязательных требований в области безопасности дорожного движения к содержанию дорог, дорожных сооружений, установке и эксплуатации элементов обустройства автомобильных дорог в целом способствует повышению защищенности участников дорожного движения [1].

Дороги вне населенных пунктов

Несмотря на то, что в Германии на дорогах вне населенных пунктов происходит всего около четверти всех ДТП с пострадавшими, погибшие на них составляют около 60% от общего количества погибших в стране.

В 2010 г. в Германии на дорогах вне населенных пунктов произошло почти 74 000 из 288 297 ДТП с пострадавшими, погибли 2207 человек. Тяжесть ДТП на дорогах вне населенных пунктов - 30 смертельных случаев на 1000 ДТП с пострадавшими, что значительно выше, чем средние показатели по Германии -13 смертельных случаев на 1000 ДТП с пострадавшими.

Большое количество погибших в результате ДТП на дорогах вне населенных пунктов связано с более высокой скоростью движения по сравнению с движением в населенных пунктах, с вероятностью выезда на встречную полосу движения, а также с наличием пересечений дорог, которые отсутствуют на автомагистралях. Последствия ДТП на встречной полосе и с участием транспортных средств, выезжающих за пределы проезжей части, как правило, наиболее тяжкие.

В Программе 2011-2020 обозначено, что в связи с тяжестью последствий ДТП на дорогах вне населенных пунктов необходимо продолжить практику инфраструктурной модернизации мест концентрации таких ДТП с целью уменьшения их последствий в рамках следующих направлений.

1. Организация дополнительной полосы движения, предназначенной для обгона, с целью предотвращения выезда транспортных средств на встречную полосу движения (т.н. дороги «2+1»).

2. Предотвращение ДТП, связанных с наездом на придорожное препятствие, в том числе посредством оснащения транспортных средств системой контроля полосы движения, повышения пассивной безопасности транспортных средств, проектирования дорожных ограждений, шумовых полос по краю проезжей части или же полного устранения препятствий в зависимости от скоростного режима, интенсивности движения, расстояния между препятствием и дорогой, а также других параметров.

3. Улучшение системы безопасности для мотоциклов, в том числе разработка дополнительных секций барьерных ограждений, предотвращающих проскальзывание мотоциклистов под ограждением в момент ДТП.

4. Повышение безопасности дорожного движения на перекрестках.

5. Установка видимых для участников дорожного движения стационарных систем контроля скорости в местах концентрации ДТП.

6. Проведение научной оценки реализации на территории страны различных мер, направленных на предотвращение ДТП с дикими животными, с целью выбора оптимального решения данной проблемы.

Автомагистрали

В 2010 г. в Германии на автомагистралях произошло в общей сложности 18 829 ДТП с пострадавшими, в которых пострадали 29 303 участника дорожного движения, 430 из которых погибли. В 1237 случаях ДТП произошли на месте производства дорожных работ, в 3078 ДТП с пострадавшими среди участников были грузовые транспортные средства с максимально допустимой массой более 3,5 тонн.

Наиболее частые причины ДТП на автомагистралях - превышение скоростного режима, несоблюдение дистанции и ошибки при совершении обгона.

В Германии автомагистрали считаются самым безопасным типом дорог. Несмотря на то, что на них приходится 32,5% общего трафика, здесь происходит лишь 6,5% ДТП с пострадавшими.

Тем не менее, несмотря на безопасность автомагистралей, в Программе 2011-2020 указано на необходимость принять следующие меры.

1. Предотвращение ДТП на участках дорог с продольным уклоном за счет организации шумовых полос.

2. Организация дополнительной полосы движения на уклонах автомагистралей с интенсивным движением, предназначенной для грузовых транспортных средств, движущихся с низкой скоростью.

3. Использование активных систем переменного ограничения скоростного режима в местах концентрации ДТП, а также на участках с повышенным трафиком.

4. Использование обочины с твердым покрытием в качестве временной полосы движения транспортных средств в часы пик в целях снижения загруженности определенных участков автомагистрали с повышенным трафиком.

5. Повышение безопасности дорожного движения на участках проведения дорожных работ, в частности посредством разработки руководств по их управлению и безопасности.

6. Проведение исследования причин выезда водителей на встречную полосу движения в целях выработки решений по предотвращению данного правонарушения, в том числе изменение схемы дорожной разметки на развязках с автомагистралями, а также установка дополнительных специальных предупреждающих знаков.

7. Организация дополнительных парковочных мест и стоянок для отдыха водителей грузовых транспортных средств, а также внедрение в среднесрочной перспективе телематических способов обнаружения свободных мест в зоне парковки с возможностью передачи этой информации водителям в сети Интернет или с помощью навигационных устройств.

Автомобильные технологии

В Программе 2011-2020 обозначена готовность к внедрению в национальное законодательство Германии основных положений Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза о применении интеллектуальных транспортных систем (ITS) в области дорожного транспорта и взаимодействии с другими видами транспорта (Директива ITS) [10], целью которой является создание необходимой основы, позволяющей ускорить внедрение и использова-

ние интеллектуальных транспортных систем для автомобильного транспорта.

Кроме того, в Программе активно лоббируется разработка систем помощи водителю, основанных на алгоритмах взаимодействия и оповещения, использовании информации, полученной от других транспортных средств или инфраструктуры (например, разработка приложений в рамках исследовательского проекта SIM-Td (Safe Intelligent Mobility, Безопасная интеллектуальная мобильность).

Велосипедная среда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДТП с участием велосипедистов происходят не только в результате их столкновения с транспортными средствами, но и наезда на пешеходов.

В этой связи велосипедная инфраструктура должна быть спроектирована таким образом, чтобы водители транспортных средств могли своевременно заметить велосипедистов, а также по возможности исключить вероятность столкновения велосипедистов с пешеходами. В Программе 2011-2020 указано, что BMDV в рамках своей нормативной компетенции реализует все возможные меры для обеспечения выполнения этих требований.

III. Автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность Германии достигла больших успехов в области обеспечения безопасности дорожного движения в основном за счет усовершенствования оборудования пассивной безопасности транспортных средств. Наиболее яркие примеры пассивной безопасности - оснащение транспортного средства ремнями и подушками безопасности, модернизация пассажирских сидений, а также усовершенствование передней части автомобиля путем внедрения соответствующих инженерных решений в целях обеспечения защиты пешеходов в случае ДТП.

В Программе 2011-2020 указано, что BMDV планирует и дальше поддерживать деятельность по совершенствованию ремней безопасности и удерживающих устройств в транспортных средствах, в том числе разработку стандартов безопасности удерживающих систем для перевозки людей с ограниченными возможностями. Принятые стандарты впоследствии планировалось рекомендовать ЕС для включения в положение об официальном утверждении типа автомобилей.

На момент принятия Программы 2011-2020 благодаря развитию электротехники и информационных технологий значительно возросла роль активной безопасности транспортных средств, в частности новых возможностей предотвращения ДТП с помощью «интеллектуальных» систем автомобиля.

Однако для отдельных видов транспортных средств все еще требовалась оптимизация систем безопасности с целью уменьшения количества ДТП или смягчения их последствий.

Как указано в Программе 2011-2020, дальнейшие улучшения в области автомобильной промышленности планировалось реализовывать уже на общеевропейском уровне, достигнув единой стандартизации при производстве. BMDV заявило о продолжении тесного сотрудничества со своими партнерами во всех органах ЕС, а также о лоббировании на этом уровне развития немецкой автомобильной техники.

В связи с этим ряд мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения Германии, реализован в рамках европейского Регламента о согласованных требованиях к конструкции транспортных средств. В дальнейшем планировалось в обязательном порядке оснастить новые легковые и грузовые транспортные средства электронной системой контроля

устойчивости (ESC), при этом грузовые, также как и пассажирские транспортные средства - усовершенствованными системами экстренного торможения, системами предупреждения о выезде за пределы полосы движения, системами контроля давления в шинах.

В Программе 2011-2020 указано, что будут проводиться научные исследования о необходимости установки алкогольных блокираторов на транспортные средства водителей, привлеченных к ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в рамках реабилитационных программ [2].

В декабре 2010 г. в Германии принят закон об использовании зимних шин, согласно которому транспортные средства, движущиеся по слякоти, утрамбованному снегу или обледенелой поверхности дороги, в обязательном порядке должны быть оснащены зимними шинами маркировки M+S (грязь+снег). Штрафы за нарушение этого правила были удвоены и составили

40 евро. В случае если при этом транспортное средство создает помеху для других участников дорожного движения, штраф увеличивается до 80 евро. Помимо этого водитель получает один штрафной балл в Центральный реестр нарушителей правил дорожного движения.

Рассмотрев ключевые элементы Программы 2011-2020 и подводя итог ее реализации, необходимо отметить, что в 2020 г. в Германии произошло 264 499 ДТП с пострадавшими, в результате которых погибли 2719 человек, что на 25,5% меньше показателей 2010 г. [9], ранены 327 550 человек - на 11,8% меньше, чем в 2010 г. [12].

Несмотря на предпринятые меры и значительный прогресс почти по всем показателям аварийности, Германия не достигла национальной цели по снижению смертности в результате ДТП на 40% (2405 погибших), заявленной в Программе 2011-2020 (см. рис. 1).

5000 4000 3000

3618

4009

3600

3377

3459

3206

3180

3275

3046

2719

2000 1000 о

2405

2010 2011 2012 2013 2014 2015 —Кол-во погибших в результате ДТП

2016 2017 2018 » Целевой показатель

2019

2020

Рисунок 1 - Количество погибших в ДТП в Германии (2010-2020 гг.)

Социальный риск в стране с 2010 по 2020 г. сни- Далее представлены основные показатели, по-

зился на 26,7% (с 4,5 до 3,3), транспортный риск - на лученные в результате реализации Программы за пе-42,9% (с 0,7 до 0,4). риод с 2010 по 2020 г. (см. табл. 1).

Таблица 1

2010 2020 Изменения

Общее количество ДТП 2 411 271 2 245 245 -166026 (-6,9%)

Общее количество ДТП с пострадавшими: 288 297 264 499 -23798 (-8,3)

в населенных пунктах 195 833 183 412 -12421 (-6,3%)

вне населенных пунктов (без учета автомагистралей) 73 635 65 850 -7785 (-10,6%)

на автомагистралях 18 829 15 237 -3592 (-19%)

Общее количество погибших в результате ДТП: 3648 2719 -929 (-25,5%)

в населенных пунктах 1011 810 -210 (-19,9%)

вне населенных пунктов (без учета автомагистралей) 2207 1592 -615 (-27,9%)

на автомагистралях 430 317 -113 (-26,3%)

пешеходов 476 376 -100 (-21%)

водителей/пассажиров:

мотоциклов 709 552 -157 (-22,1%)

легковых автомобилей 1840 1170 -670 (-36,4%)

велосипедов 381 426 +45 (+11,9%)

лиц в возрасте до 15 лет 104 48 -56 (-53,9%)

от 18 до 24 лет 690 326 -364 (-52.8%)

65 лет и старше 910 894 -16 (-1,8%)

Общее количество раненых в результате ДТП: 371 170 327550 -43620 (-11,8%)

в населенных пунктах 238 131 213 985 -24146 (-10,1)

вне населенных пунктов (без учета автомагистралей) 104 166 90 266 -13900 (-13,3%)

на автомагистралях 28 873 23 299 -5574 (-19,3%)

пешеходов 29 663 23 482 -6181 (-20,9%)

водителей/пассажиров:

мотоциклов 43 507 37 663 -5844 (-13,4%)

легковых автомобилей 211 556 157912 -53644 (-25,4%)

велосипедов 65 192 91 847 +26655 (+40,9%)

лиц в возрасте до 15 лет 28 525 22 414 -6111 (-21,4%)

от 18 до 24 лет 72 482 498 84 -22598 (-31,2%)

65 лет и старше 39 592 45 311 +5719 (+14,4)

В этой связи в целях закрепления успехов от реализации рассмотренной Программы 2011-2020, а также использования потенциала технического и социального развития, в октябре 2020 г. представлена очередная национальная программа безопасности дорожного движения Германии на 2021-2030 гг., в качестве основных задач которой определены сокращение смертельных случаев в результате ДТП на 40% к 2030 г., а также значительное снижение числа тяжелораненых (без конкретного показателя).

Список источников:

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 128 с.

2. Гавренков В.В., Ляхов П.В. Обзор опыта использования автономных технических средств определения уровня содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе (на примере Швеции) // Сборник научных трудов ФКУ «Нц БДД МВД России» по итогам научно-практической конференции «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра». М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. С. 57-69.

3. Гордеева А.Д., Турищева А.А. Опыт реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) на примере Австрийской Республики // Вестник экономической безопасности. 2022. №» 2. С. 57-63. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-57-6.

4. Гордеева А.Д., Турищева А.А., Гавренков В.В. и др. Информационный обзор: актуальные вопросы международного сотрудничества и современные зарубежные практики в области безопасности дорожного движения. Т. 19 плана НИОКР ФКУ «НЦ БДД МВД России» на 2021 год.

5. Порташников О.М., Антонов С.Н., Баканов К.С. и др. Выявление и доказывание сотрудниками Госавтоинспекции фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения: методические рекомендации. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2016. 56 с.

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

7. Турищева А.А. Разработка и реализация национальной политики Швейцарии в области обеспечения безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения:

состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1. С. 423-428.

8. Турищева А.А. О реализации мер, предусмотренных национальными программами безопасности дорожного движения Федеративной Республики Германия // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 258-266. DOI 10.24412/2073-0454-2022-5-258-266.

9. 15th Annual Road Safety Performance Index (PIN) Report, European Transport Safety Council, 2021.

10. Directive of the european parliament and of the council. Laying down the framework for the deployment of Intelligent Transport Systems in the field of road transport and for interfaces with other transport modes. Brussels, 16.12.2008. COM (2008) 887 final. 2008/0263 (COD).

11. Road Safety Programme 2011. Federal Ministry of Transport, Building and Urban Development.

12. URL: https://www.bast.de/EN/Publications/Media/

Traffic-and-Accident-Data.pdf?_blob=publicationFile&v=11

(дата обращения: 12.09.2022).

References:

1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Isaev M.M. Law enforcement in the field of road safety in 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 128 p.

2. Gavrenkov V.V., Lyakhov P.V Review of the experience of using autonomous technical means for determining the level of alcohol in exhaled air (on the example of Sweden) // Collection of scientific papers of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» based on the results of the scientific and practical conference «Science and practice in ensuring road safety: yesterday, today, tomorrow». M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2020. P. 57-69.

3. Gordeeva A.D., Turishcheva A.A. Experience in the implementation of the first Decade of action to ensure road safety (2011-2020) on the example of the Republic of Austria // Bulletin of economic security. 2022. № 2. P. 57-63. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-57-6.

4. Gordeeva A.D., Turishcheva A.A., Gavrenkov VV and others. Information review: topical issues of international cooperation and modern foreign practices in the field of road safety. V. 19 of the R&D plan of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» for 2021.

5. Portashnikov O.M., Antonov S.N., Bakanov K.S. Identification and proof by employees of the State traffic

inspectorate of the facts of driving vehicles by drivers in a state of intoxication: methodological recommendations. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2016. 56 p.

6. Resolution of the UN General Assembly of 25.09.2015 A/RES/70/1 «Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development».

7. Turishcheva A.A. Development and implementation of Switzerland's national policy in the field of road safety // Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement. 2021. № 1. P. 423-428.

8. Turishcheva A.A. On the implementation of measures provided for by national road safety programs of the Federal Republic of Germany // Bulletin of the Moscow University of

the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 5. P. 258266. DOI 10.24412/2073-0454-2022-5-258-266.

9. 15th Annual Road Safety Performance Index (PIN) Report, European Transport Safety Council, 2021.

10. Directive of the European parliament and of the council. Laying down the framework for the deployment of Intelligent Transport Systems in the field of road transport and for interfaces with other transport modes. Brussels, 16.12.2008. COM (2008) 887 final. 2008/0263(C0D).

11. Road Safety Program 2011. Federal Ministry of Transport, Building and Urban Development.

12. URL: https://www.bast.de/EN/Publications/Media/

Traffic-and-Accident-Data.pdf?_blob=publicationFile&v=11

(date of access: 12.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

А.А. Турищева - старший научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д.17, Москва, Россия, 121170

Information about the author

A.A. Turishcheva - Senior Researcher of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 13.12.2022; принята к публикации 16.12.2022. The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 13.12.2022; accepted for publication 16.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.