УДК: 614.8:656.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В.В. Тимакова
В статье изложены вопросы безопасности дорожного движения в зарубежных странах и Российской Федерации, аналитические сведения о состоянии системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, основные направления её совершенствования. Рассмотрены вопросы нормативного, организационного, технического и методического обеспечения повышения эффективности деятельности МЧС России в области ликвидации последствий автоаварий, освещены вопросы научной деятельности в данной области и реализации целевых программ.
Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортные происшествия, международный опыт, безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, федеральная целевая программа.
В последние годы безопасность дорожного движения вышла на передний план в формировании политики многих европейских стран, а также европейских и международных организаций. По сравнению с передовыми зарубежными странами в России показатели потерь в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) значительно выше (погибших до 30 тыс. человек, раненых около 250 тыс.), что обусловлено плохим качеством дорожной сети, недостаточной подготовкой водительского состава, низкой дисциплиной участников дорожного движения, слабой правовой подготовкой населения по вопросам безопасности дорожного движения, несвоевременным оказанием помощи пострадавшим в ДТП, что требует принятия неотложных комплексных мер всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ.
Проблема является настолько серьезной для всего человечества, что в 2005 году Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных аварий. Его цель заключается в том, чтобы почтить память жертв дорожно-транспортных происшествий и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз напомнить государствам о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения. В принятой резолюции Генассамблея призвала государства предпринять конкретные и решительные меры для предупреждения автомобильных аварий и смягчения их последствий. .
В канун Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая прошла в Москве в ноябре 2009 года Россия предложила объявить период с 2011 по 2020 год «Десятилетием действий», официальный старт «Десятилетия» назначили на 11 мая 2011 года». Масштабный проект призван стабилизировать, а затем сократить прогнозируемый уровень смертности в
Вилена Владимировна Тимакова - научный сотрудник отдела «Развитие системы спасения пострадавших в ДТП» Центра «Нормативного регулирования», г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, каб. 627, контактный тел: (499) 449-90-33
результате ДТП. Россия принимает самое активное участие в этих мероприятиях - ведь именно по инициативе нашей страны ООН и было принято решение об объявлении «Десятилетия Действий» [4].
По данным ООН, дорожно-транспортные происшествия занимают 10-е место в списке наиболее частых причин смерти людей. США занимает 27 место. Согласно городской статистике, каждые 24 минуты в Нью-Йорке происходят ДТП с участием пешеходов и автомобилей. К счастью, большинство происшествий обходится без трагических последствий. В среднем еженедельно только в крупнейшем городе США под колесами автомобилей погибают 5 человек.
Наиболее безопасными в мире являются дороги Нидерландов (49 смертельных случаев на 1 млн. жителей), Швеция, Норвегия, Великобритания, Швейцария, Германия, Финляндия, Дания, Япония и Исландия (79 смертей в ДТП на 1 млн.). В Европе ДТП уносят жизни около 350 человек в день или свыше 127 тыс. человек в год, что сопоставимо с гибелью населения среднего по размерам города.
Более 90 % случаев гибели в результате ДТП происходит в развивающихся странах, на которые приходится менее половины всех автомобилей. Почти половина смертей в ДТП в мире приходится на пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов, а в развивающихся странах этот показатель доходит до 80 %. Наиболее часто смерти в результате ДТП фиксируются в государствах Африки (200 и более смертей на 1 млн. населения), чуть реже - в странах Ближнего Востока. В "бедных" странах наибольшее количество погибших составляют пешеходы, велосипедисты и пассажиры общественного транспорта [2].
Большинство мегаполисов Европы сумело значительно снизить уровень смертей в автокатастрофах. Лучше всех с этой задачей справились Дублин, Осло и Лиссабон: число трагических случаев здесь уменьшилось на 12%, 10% и 9% соответственно. Отмечены успехи гг. Софии, Братиславы, Мадрида, Бухареста, Варшавы, Парижа, Копенгагена и Таллина. Практически нулевая динамика у гг. Рима и Лондона, а вот в г. Хельсинки, по данным европейского совета по безопасности дорожного движения
(European Transport Safety Council, ETSC), число летальных исходов в результате ДТП выросло.
И в любом случае поездки по Европе на автомобиле остаются достаточно безопасным занятием, если сравнивать с ситуацией в России.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Он определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
С 2006 по 2012 год в решении мероприятий федеральной целевой программы (далее - Программа) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» принимает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Основные усилия данной программы направлены на комплексное решение таких задач как:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
- подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5481, ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ от 22 августа 1995 г. ФЗ-151 «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей», № 3-ФЗ «О полиции» от 7.02.2011 г.
За последние шесть лет МЧС России проводилась целенаправленная работа по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях и выполнению мероприятий по реализации Программы.
Основное внимание при этом уделялось вопросам своевременного реагирования пожарно-
спасательных подразделений на дорожнотранспортные происшествия. Указанная задача решалась за счет сокращения времени на обнаружение и оповещение о ДТП, обеспечения быстрого выдвижения спасателей к месту ДТП, совершенствования взаимодействия с подразделениями МВД России, Минздравсоцразвития России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, участвующими в ликвидации последствий ДТП, улучшения технологии проведения аварийноспасательных работ, внедрения авиационноспасательных технологий при ликвидации последствий ДТП, разработки более совершенных образцов аварийно-спасательной техники, оборудования и инструмента.
В результате выполнения Программы и соответствующих региональных и муниципальных программ число погибших в ДТП сократилось с 34,5 тыс. человек в 2004 году до 26,5 тыс. человек в 2010 году.
Результаты реализации Программы позволили Российской Федерации войти в число стран - лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах, существенно опередив по этому показателю практически все европейские и азиатские страны, Соединенные Штаты Америки и Австрию, что свидетельствуют об эффективности использования программно-целевого подхода при решении проблем по обеспечению безопасности дорожного движения.
Однако абсолютные значения основных показателей аварийности по сравнению с развитыми странами мира остаются большими, что диктует необходимость продолжения начатой работы.
Принятие Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», разработка Программы и ее последующая реализация позволят, по предварительным оценкам, сократить смертность населения в ДТП к 2020 году в полтора раза по сравнению с 2010 годом [3].
Мероприятия, выполненные в рамках Программы позволят повысить:
- уровень подготовки специалистов, участвующих в оказании помощи пострадавшим в ДТП;
- эффективность работ по разработке транспортных средств и деблокированию пострадавших, сократить время проведения спасательных работ;
- улучшить информированность населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.
Ключевыми направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения зарубежными специалистами многих стран признаны:
- снижение рисков в дорожном движении;
- создание более безопасной дорожной среды;
- переход к более совершенным и безопасным транспортным средствам;
- обеспечение соблюдения правил дорожного движения;
- совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП.
В большинстве стран государственная политика нашла свое воплощение в национальных программах снижения уровня аварийности.
В настоящее время во многих странах разрабатываются национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения со сроками выполнения конкретных мероприятий и распределением соответствующих ресурсов. В результате анализа международного опыта определен следующий алгоритм разработки национальных программ повышения уровня безопасности дорожного движения:
- разработка программы начинается с анализа причин аварийности и выявления проблем, решение которых в максимальной степени будет способство-
вать уменьшению количества ДТП и снижению тяжести их последствий;
- из общего перечня мер в программу включаются наиболее эффективные в социальном и экономическом планах мероприятия;
- программа предусматривает постоянное отслеживание результатов ее реализации и возможность внесения при необходимости соответствующих коррективов.
В настоящее время национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения действуют в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Канаде, Латвии, Литве, Малайзии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, Португалии, Республике Корея, Саудовской Аравии, США, Турции, Финляндии, Швеции, Японии [1].
В Японии действующая в настоящее время программа безопасности дорожного движения входит в общую программу мероприятий по обеспечению безопасности транспорта.
В Великобритании принятая в 2000 г. программа «Дороги будущего безопаснее для всех» разрабатывалась как отдельный план действий, но с учетом положений десятилетнего плана развития транспорта. В 2004 г. программа включена в национальную стратегию развития транспорта на период до 2030 г. «Будущее транспорта».
В отдельных странах дополнительно к национальным программам обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются специальные программы. В Республике Корея, кроме общей программы снижения аварийности, действует программа создания «интеллектуальной транспортной системы» с применением современных высокотехнологичных навигационных средств.
Утверждаются программы обычно на высшем уровне государственной власти и управления. В Дании, Италии, Швеции программы принимаются парламентами. В Мексике после одобрения парламентом программу утверждает президент страны. В Болгарии, Республике Корея, Финляндии, Японии национальные программы принимаются соответствующими постановлениями правительств, в Турции
- решением премьер-министра. В некоторых странах (Австрия, Австралия, Бразилия, Великобритания) право утверждения программ предоставлено министрам ведущих министерств, причем в Великобритании - после одобрения парламентом.
В качестве конкретных примеров приведем варианты национальных программ ряда государств.
Швеция
Национальным планом развития дорожнотранспортной системы на 2004-2015 гг. предусмотрена программа обеспечения безопасности дорожного движения. В целях координации усилий участников данного плана и контроля за его исполнением действует так называемый «Национальный форум координации безопасности дорожного движения». Особое внимание в плане уделяется проблеме обустройства, совершенствования и развития улично-
дорожной сети. Те мероприятия, которые реализуются на национальных и региональных дорогах, финансируются государством.
Финляндия
В настоящее время в стране реализуется национальная программа по обеспечению безопасности дорожного движения, разработанная по поручению министерства транспорта и связи Консультативным комитетом по безопасности дорожного движения и утвержденная правительством. Ближайшая цель программы - снизить травматизм на дорогах Финляндии. Программа включает в себя около 50 направлений работы с указанием ответственных за каждое из них ведомств. Программы обеспечения БДД на региональном уровне разрабатывают губернские правления. Муниципалитеты могут разрабатывать собственные программы обеспечения БДД в рамках своей компетенции.
Нидерланды
Среди национальных программ по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо выделить, прежде всего, так называемый План мобильности, разработанный правительством в соавторстве с органами местного самоуправления и общественными организациями. Данный план будет определяющим для развития политики правительства в области транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения до 2020 года.
На уровне Минтранса также будет принят ряд мер по укреплению безопасности на дорогах. В частности, данное министерство поставило цель сократить в ближайшее время число ежегодных смертей в результате ДТП с 1 100 до 900 человек за счет дополнительных отчислений для выполнения программы укрепления безопасности на дорогах.
Греция
В стране разработан стратегический план обеспечения дорожной безопасности, в целом одобренный правительством в ноябре 2004 года. План предусматривает принятие конкретных мер по следующим направлениям:
- реорганизация системы выдачи водительских удостоверений. Предусматриваются более тщательное обучение и строгое проведение экзаменов для кандидатов в водители.
- совершенствование системы контроля за поведением водителей.
- проведение целенаправленной компании по информированию общественности о необходимости принимаемых мер безопасности на дорогах.
- ужесточение контроля за техническим состоянием автотранспорта и повышение порога его безопасности.
- совершенствование дорожной инфраструктуры страны. Запланировано систематическое и регулярное проведение работ, направленных на поддержание дорог в исправном состоянии, строительство дорог, отвечающим современным требованиям безопасности.
- организация эффективного контроля за выполнением плановых мероприятий. Жесткое соблю-
дение графика реализации предусмотренных планом мер. Четкое и полное финансовое обеспечение проводимых работ.
- совершенствование надзора за дорожным движением. Активизация патрулирования дорог силами полиции. Создание специальных подразделений дорожной полиции, обслуживающих национальные дороги, а также регулировщиков дорожного движения. Создание эффективной системы административных наказаний нарушителей и взимания с них серьезных денежных штрафов.
- устранение последствий дорожных аварий. Создание условий, позволяющих оперативно и быстро перевозить раненых в больницы. Создание системы психологической поддержки тех, кто прямо или косвенно оказался вовлеченным в дорожнотранспортное происшествие.
Япония
Государственной комиссией общественной безопасности совместно с главным полицейским управлением разработана программа мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте, которая предусматривает комплекс мер в этой области как на общегосударственном, так и на региональном уровне.
Таким образом, необходимо поощрять поиск новых возможностей активизации работы в области безопасности дорожного движения. Исключить все ДТП в обозримом будущем нереально, однако есть весомые свидетельства того, что количество и удельные показатели связанных с ними смертельных случаев и серьезных травм можно за короткое время значительно снизить, сосредоточившись на ключевых факторах риска и более широком и эффективном внедрении принципов и мер безопасности, которые подтвердили свою правильность и действенность в разных странах.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [Электронный ресурс] URL: http://www.fcp-pbdd.ru
2. Совершенствование системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях: монография. Москва: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
3. Проект Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
4. Время действовать: материалы первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения 19-20 ноября 2009.
Центр «Нормативного регулирования»
SOME ASPECTS OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE IN TRAFFIC SAFETY
V. Timakova
In article traffic safety issues in foreign countries and the Russian Federation, analytical data on a condition of system of rescue of victims in road and transport incidents, the basic directions of its perfection are stated. Questions of standard, organizational, technical and methodical maintenance of increase of efficiency of activity of the Ministry of Emergency Measures of Russia in the field of liquidation of consequences of autofailures are considered, questions of scientific activity in the field and realizations of target programs are taken up.
Key words: Safety, road and transport incidents, the international experience, safety of traffic, traffic safety, the federal target program.