Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛОНДОНЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛОНДОНЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VISION ZERО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СТАНДАРТ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСОВ / ЛОНДОН

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ясникова В. А.

Рассмотрены особенности обеспечения безопасности дорожного движения в рамках лондонского плана действий Vision Zero, а также вопросы сокращения пострадавших (погибших и раненых) в результате ДТП в Лондоне путем реализации ряда мер, охватывающих пять основных направлений деятельности: безопасная скорость, безопасные улицы, безопасное поведение, своевременное реагирование после ДТП, безопасные транспортные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ясникова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING ROAD SAFETY IN LONDON

The article discusses the features of ensuring road safety in the framework of the London action plan «Vision Zero». Attention is paid to the issues of reducing the victims (dead and injured) as a result of an accident in London through the implementation of a number of measures covering five main areas of activity: safe speed, safe streets, safe behavior, timely response after an accident, safe vehicles.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛОНДОНЕ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-052 MOSURED: 77/27-026-2022-1-251

© Ясникова В.А., 2022

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛОНДОНЕ

Вера Андреевна Ясникова

Научный центр БДД МВД России [email protected]

Аннотация. Рассмотрены особенности обеспечения безопасности дорожного движения в рамках лондонского плана действий Vision Zero, а также вопросы сокращения пострадавших (погибших и раненых) в результате ДТП в Лондоне путем реализации ряда мер, охватывающих пять основных направлений деятельности: безопасная скорость, безопасные улицы, безопасное поведение, своевременное реагирование после ДТП, безопасные транспортные средства.

Ключевые слова: Vision Zero, обеспечение безопасности дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, Стандарт безопасности автобусов, Лондон

Для цитирования: Ясникова В.А. Особенности обеспечения безопасности дорожного движения в Лондоне // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 66-71.

FEATURES OF ENSURING ROAD SAFETY IN LONDON

Vera A. Iasnikova

Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation»

[email protected]

Abstract. The article discusses the features of ensuring road safety in the framework of the London action plan «Vision Zero». Attention is paid to the issues of reducing the victims (dead and injured) as a result of an accident in London through the implementation of a number of measures covering five main areas of activity: safe speed, safe streets, safe behavior, timely response after an accident, safe vehicles. Keywords: Vision Zero, traffic safety, traffic accident, Bus safety standard, London For citation: Iasnikova V.A. Features of ensuring road safety in London // Road safety. 2022. № 1. P. 66-71.

В настоящее время сформировано два основных подхода к обеспечению безопасности дорожного движения (далее - БДД): традиционный (классический) и подход «Безопасной системы». В рамках традиционного подхода разрабатываются поэтапные шаги для постепенного улучшения существующей практики, в то время как подход «Безопасной системы» ориентирован на работу в обратном направлении: от концепции устранения ДТП со смертельным исходом и тяжелыми травмами [1].

Крупные города по всему миру принимают концепцию Vision Zero с целью снижения смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Vision Zero - первоначально шведский подход к БДД, основанный на принципе безопасной системы и нулевой терпимости к смертности на дорогах, который переняли многие города и страны мира, преимущественно европейские [2].

В Соединенном Королевстве программа Vision Zero не принята на государственном уровне, но действует в ряде городов [3]. Например, в Лондоне реали-

зация программы является одним из направлений деятельности муниципальной службы «Транспорт Лондона», которая координирует общественный транспорт в городе и осуществляет выдачу разрешений городским такси и водному общественному транспорту на осуществление перевозочной деятельности [4].

Цель лондонского плана действий Vision Zero (далее - План Vision Zero) [5], рассчитанного на долгосрочный период, - исключить на дорогах Лондона все ДТП, в результате которых гибнут или получают серьезные ранения люди, а также довести до 80% долю участников дорожного движения, передвигающихся по городским дорогам пешком, на велосипеде или на общественном транспорте. При этом предполагается, что 70% лондонцев будут жить в пределах 400 м от стоянок городских велосипедов [6].

За годы реализации План Vision Zero показал значительные результаты по сокращению количества ДТП1 со смертельным исходом и серьезными травмами (рис. 1).

1 ДТП - это отдельные происшествия с участием одного или нескольких транспортных средств, мотоциклистов или велосипедистов, в результате которых погиб или пострадал человек.

Смертельные ДТП включают только те случаи, когда смерть наступает в течение 30 дней. Смерть от естественных причин или самоубийство не относятся к смертельным травмам.

К серьезным травмам относятся перелом, повреждение внутренних органов, тяжелые порезы, ожоги, сотрясения мозга, тяжелый общий шок, требующий стационарного лечения.

Нетяжелыми являются травмы, не требующие обязательной медицинской помощи: растяжение связок, хлыстовая травма шеи, ушибы, легкие порезы, легкий шок // URL: https://app.powerbi.com/view?r=eyJrIjoiNzgyZTc0ZmYtMjlmOC00ZGFmLWJmNzMtZWJkMjdhM-DU4MGY1IiwidCI6IjFmYmQ2NWJmLTVkZWYtNGVlYS1hNjkyLWEwODljMjU1MzQ2YiIsImMiOjh9 (дата обращения: 02.03.2022).

Рис. 1. Показатели аварийности за период реализации Плана Vision Zero в Лондоне2

Для достижения цели по исключению ДТП с погибшими и тяжелоранеными разработаны меры по пяти основным направлениям деятельности: безопасная скорость, безопасные улицы, безопасное поведение, своевременное реагирование участников дорожного движения после ДТП, безопасные транспортные средства.

Указанные направления сформированы исходя из того, что зачастую к ДТП с участием транспортных средств и велосипедистов или мотоциклистов приводят происшествия в местах их пересечения на поворотах. Самыми распространенными факторами риска возникнове-

ния ДТП являются превышение скорости и опасное вождение. В 2014-2016 гг. почти три четверти ДТП со смертельным исходом в Лондоне произошло на перекрестках.

Пешеходы и велосипедисты больше подвержены риску на окраинах города, нежели в центре, поскольку именно в этой части города выше вероятность ДТП с серьезными последствиями и летальным исходом из-за высокой скорости транспортных средств.

Первое направление - «Безопасная скорость» - подразумевает снижение скорости движения транспортных средств (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь между скоростью транспортного средства и риском смертельного исхода для взрослых пешеходов при лобовом столкновении

2 Данные за 2021 г. представлены с января по октябрь // URL: https://app.powerbi.com/view?r=eyJrIjoiNzgyZTc0ZmYtMjlmOC00ZGFmLW-JmNzMtZWJkMjdhMDU4MGY1IiwidCI6IjFmYmQ2NWJmLTVkZWYtNGVlYS1hNjkyLWEwODljMjU1MzQ2YiIsImMiOjh9 (дата обращения: 02.03.2022).

Чем выше скорость транспортного средства, тем меньше у водителя времени для того, чтобы избежать столкновения, и тем серьезнее последствия. У пешехода, сбитого на скорости 20 миль/ч (32 км/ч), вероятность выжить в пять раз выше, чем у пешехода, сбитого на скорости 30 миль/ч (48 км/ч).

В настоящее время в Лондоне разрешенная скорость в городской черте составляет 30 миль/ч (48 км/ч), на загородных дорогах - 60 миль/ч (95 км/ч), на автомагистралях - 70 миль/ч (110 км/ч).

С 2016 г. на некоторых улицах Лондона установлено ограничение скорости до 20 миль/ч (32 км/ч) (рис. 3)3.

Текущие ограничения скорости на TLRN

20 миль в час 30 миль в час 40 миль в час 50 миль в час 70 миль в час

Рис. 3. Текущие ограничения скорости на дорогах Лондона

В первую очередь это касается улиц, на которых Согласно Плану Vision Zero на дорогах Лондона расположены школы и детские сады, или улиц с преи- также планируется установить скоростные ограниче-мущественно пешеходным движением. ния: практически весь центр города будет иметь ско-

ростное ограничение до 20 миль/ч (рис. 4).

Текущие ограничения скорости на TLRN

20 миль в час

— 30 миль в час

— 40 миль в час

— 50 миль в час

_Ш 70 миль в час

Рис. 4. Планируемые изменения скорости на дорогах Лондона

3 TLRN - Transport for London Road Network - транспорт для лондонской дорожной сети, или транспорт для лондонской маршрутной сети.

Помимо ограничения скоростного режима на дорогах были установлены камеры видеонаблюдения, благодаря которым служба полиции активно использует технологию мобильного контроля скорости.

Второе направление - «Безопасные улицы». Поскольку на перекрестках совершается до 76% ДТП без пострадавших и до 73% ДТП, в которых погибли или получили ранения пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты, План Vision Zero подразумевает перепроектирование перекрестков, на которых велосипедисты и мотоциклисты особенно уязвимы [7].

Перепроектирование перекрестков планируется за счет изменения пешеходной инфраструктуры, строи-

тельства более широких пешеходных дорог и создания безопасных пересадок с автобуса на другие виды транспорта.

Третье направление - «Безопасное поведение участников дорожного движения» - включает в себя проведение социальных кампаний (социальной рекламы), образовательных программ и обучение безопасности дорожного движения велосипедистов, водителей мотоциклов и мопедов для снижения вероятности рискованного поведения участников дорожного движения и совершения ими ошибок.

Социальная реклама также активно используется на дорогах Российской Федерации (рис. 5).

а)

б)

в)

Рис. 5. Социальная реклама, направленная на снижение скорости, в Лондоне (а, б) и в Москве (в)

Четвертое направление - «Своевременное реагирование после ДТП» - заключается в развитии систематического обмена информацией и обучении водителей оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

Корпорация «Транспорт Лондона» в 2016 г. создала собственную службу для оказания всесторонней помощи пострадавшим в результате ДТП - линия Сары Хоуп [8].

Пятое направление - «Безопасные транспортные средства» - включает в себя комплекс действий, направленных на совершенствование конструкций и оборудования транспортных средств, которые в силу массы, скорости передвижения и других характеристик (автобусы, грузовые транспортные средства, такси, каршеринг) представляют большую травмоопас-ность для уязвимых участников дорожного движения.

Разработкой и введением стандартов безопасности для наиболее опасных типов транспорта занимается корпорация «Транспорт Лондона», разработавшая

Стандарт безопасности автобусов (далее - Стандарт) [9], предусматривающий правила безопасности, которым должны соответствовать все новые лондонские автобусы с конца 2018 г.

Согласно Стандарту принятие следующих мер будет способствовать обеспечению безопасности автобусов:

• установка средств контроля скорости на всех автобусах;

• проведение испытаний новых технологий (например, автоматическое экстренное торможение);

• разработка новой конструкции автобусов, позволяющей минимизировать возможность получения серьезных травм в результате ДТП;

• улучшение обзора водителя за счет анализа пространства вокруг автобуса, где могут находиться другие участники дорожного движения и подвергаться риску при его маневрировании;

• изменение дизайна передней части автобусов для мя столкновения (рис. 6). исключения возможности падения пассажиров во вре-

Улучшение прямого и непрямого обзора водителей

Снижение вероятности возникновения ситуаций с высоким риском ДТП

Новый дизайн салона, предусматривающий обязательные элементы конструкции, минимизирующие возможность получения травм

Изменение конструкции передней части автобусов для минимизации случаев падения пассажиров во время столкновения

Повышение визуальной и звуковой заметности автобусов для предупреждения участников дорожного движения

Установка средств контроля скорости

Автоматическое экстренное торможение

Рис. 6

В плане Vision Zero ставится отдельная цель по сокращению числа погибших и получивших травмы от ДТП с участием автобусов на 70% от уровня 20052009 гг. к 2022 г., а к 2030 г. - сведение таких случаев к нулю.

В настоящее время в Лондоне на грузовые транспортные средства приходится менее 5% трафика, но в 2016 г. они оказались вовлечены в 50% ДТП с летальным исходом с участием велосипедистов и в 23% ДТП - с участием пешеходов.

В этой связи разработан отдельный стандарт для грузовых транспортных средств.

Одна из целей плана Vision Zero - сократить утренний трафик грузовых транспортных средств на 10% к 2026 г. и перенести передвижение грузовых транспортных средств и грузоперевозки с наиболее загруженных улиц [10].

Улучшения конструкции грузовых транспортных средств возможно достигнуть благодаря взаимодействию с грузовой промышленностью. Например, за счет использования рейтинговой системы «Direct Vision», которая оценивает безопасность транспортного средства и в зависимости от того, насколько водитель видит окружающее пространство непосредственно из окна кабины, присваивает ему от нуля до пяти звезд [11].

С 2020 г. всем большегрузным автомобилям массой более 12 тонн необходимо специальное разреше-

ние для въезда в Лондон. К 2024 г. на улицы Лондона будут допущены только грузовые транспортные средства с рейтингом три звезды и выше или автомобили с прогрессивной системой безопасности.

Вышеперечисленные меры направлены на повышение уровня безопасности дорожного движения в столице Соединенного Королевства. Для достижения долгосрочных целей в рамках плана Vision Zero в Лондоне необходима дальнейшая плодотворная работа, интеграция усилий заинтересованных партнеров, в числе которых Правительство Великобритании, сектор здравоохранения, производители транспортных средств и др.

Список источников:

1. Гавренков В.В. О концепции «Безопасной системы» в Швеции // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1(4). С. 91-96.

2. Гордеева А.Д., Гавренков В.В., Турищева А.А., Никитин М.И., Расторгуев В.Л., Ясникова В.А., Архаров А.А. Актуальные вопросы международного сотрудничества и современные зарубежные практики в области безопасности дорожного движения: информационный обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. С. 36.

3. URL: https://tfl.gov.uk/corporate/safety-and-security/road-safety/vision-zero-for-london (дата обращения: 26.01.2022).

4. URL: https://tfl.gov.uk/ (дата обращения: 08.02.2022).

5. Лондонский план действий Vision Zero // URL:http://content. tfl.gov.uk/vision-zero-action-plan.pdf (дата обращения: 27.01.2022).

6. URL: https://www.london.gov.uk/what-we-do/transport/ improving-londons-roads/vision-zero-london (дата обращения: 26.01.2022).

7. URL: https://content.tfl.gov.uk/casualties-in-greater-london-2018.pdf (дата обращения: 27.01.2022).

8. URL: https://tfl.gov.uk/campaign/incident-support-service (дата обращения: 27.01.2022).

9. URL: https://content.tfl.gov.uk/bus-safety-standard-executive-

summary.pdf?_cf chl captcha tk =vm ph mmX1lbEnwoYkCYG

PjwJj8xvgB0uIPNzF8p1eQ-1643627309-0-gaNycGzNCL0 (дата обращения: 28.01.2022).

10. URL: https://www.clocs.org.uk/wp-content/uploads/2018/03/ Direct-Vision-Standards.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. URL: https://tfl.gov.uk/info-for/deliveries-in-london/ delivering-safely/direct-vision-in-heavy-goods-vehicles (дата обращения: 30.01.2022).

References:

1. Gavrenkov V.V. On the concept of a «safe system» in Sweden // Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement. 2021. № 1(4). Р. 91-96.

2. Gordeeva A.D., Gavrenkov V.V., Turishcheva A.A., Nikitin M.I., Rastorguev V.L., Iasnikova V.A., Arkharov A.A. Information review:

Topical issues of international cooperation and modern foreign practices in the field of road safety // M.: Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2021. P. 36.

3. URL:https://tfl.gov.uk/corporate/safety-and-security/road-safety/vision-zero-for-london (date of access: 26.01.2022).

4. URL: https://tfl.gov.uk/ (date of access: 08.02.2022).

5. Vision Zero London Action Plan // URL: http://content.tfl.gov. uk/vision-zero-action-plan.pdf (date of access: 27.01.2022).

6. URL: https://www.london.gov.uk/what-we-do/transport/ improving-londons-roads/vision-zero-london (date of access: 26.01.2022)

7. URL: https://content.tfl.gov.uk/casualties-in-greater-london-2018.pdf (date of access: 27.01.2022).

8. URL: https://tfl.gov.uk/campaign/incident-support-service (date of access: 27.01.2022).

9. URL: https://content.tfl.gov.uk/bus-safety-standard-executive-

summary.pdf?_cf chl captcha tk =vm ph mmX1lbEnwoYkCYG

PjwJj8xvgB0uIPNzF8p1eQ-1643627309-0-gaNycGzNCL0 (date of access: 28.01.2022).

10. URL: https://www.clocs.org.uk/wp-content/uploads/2018/03/ Direct-Vision-Standards.pdf (date of access: 30.01.2022).

11. URL: https://tfl.gov.uk/info-for/deliveries-in-london/ delivering-safely/direct-vision-in-heavy-goods-vehicles (date of access: 30.01.2022).

Информация об авторе

В.А. Ясникова - научный сотрудник отделения мониторинга и изучения зарубежного опыта отдела обеспечения научной и редакцион-но-издательской деятельности ФКУ «НЦ БДД МВД России»

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the author

V.A. Iasnikova - researcher at the department for monitoring and studying foreign experience of the department for Ensuring Scientific and Editorial Publishing Activities of the Federal State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 17.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.