УДК 34 © В.А. Ясникова, 2021
NIION: 2021-0084-3/21-013 MOSURED: 77/27-026-2021-3-212
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Вера Андреевна Ясникова,
научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170
Аннотация. Ежегодно дорожно-транспортные происшествия являются одной из основных причин смертности в мире, что, безусловно, нельзя оставлять без внимания. В настоящей статье освещается реализация Первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. и начало Второго Десятилетия 2021-2030 гг.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН, Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы, Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2021-2030 годы, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие
Для цитирования: Ясникова В.А. Актуальные вопросы проводимой политики зарубежных стран в рамках реализации Первого и Второго Десятилетий действий по обеспечению безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 64-68.
TOPICAL ISSUES OF THE CURRENT POLICY OF FOREIGN COUNTRIES IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FIRST AND SECOND DECADES OF ACTION TO ENSURE ROAD SAFETY
Vera A. Iasnikova,
researcher Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Abstract: Every year road traffic accidents are one of the main causes of death in the world, which certainly cannot be ignored. This article highlights the implementation of the First Decade of Action for Road Safety 2011-2020. and the beginning of the Second Decade 2021-2030.
Keywords: United Nations, UN General Assembly, Decade of Action for Road Safety 2011-2020, Decade of Action for Road Safety 2021-2030, road safety, road traffic accident
For quotation: Iasnikova V.A. Topical issues of the current policy of foreign countries in the framework of the implementation of the First and Second Decades of Action to ensure road safety // Road safety. 2021. № 3. P. 64-68.
Дорожно-транспортный травматизм
представляет собой серьезную социальную и экономическую проблему, которая остается актуальной и в наши дни. Каждый год во всем мире дорожно-транспортные происшествия уносят жизни более 1,3 млн человек и не менее 50 млн человек получают травмы в результате таких происшествий. На протяжении долгого времени данная ситуация признается Организацией Объединенных Наций (ООН) и ее государствами-членамисерьезнойпроблемой.В2004годуВсемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк опубликовали Доклад о предотвращении дорожно-транспортного травматизма, в котором содержатся рекомендации для государств-членов по улучшению ситуации в области безопасности дорожного движения [1], а спустя 5 лет, в 2009 году, ВОЗ подготовила Доклад о положении дел в области безопасности дорожного движения, где впервые дана оценка глобальной ситуации в области дорожной безопасности 178 стран [2].
Международное сообщество было обеспокоено тем, что ситуация на дорогах принимает катастрофический характер и если не принять меры по изменению существующего положения,
то к 2020 году гибель в ДТП станет главной причиной смертности на дорогах. В этой связи в ноябре 2009 года состоялась Первая Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, которую принимало Правительство Российской Федерации. Результатом работы конференции стало принятие Московской декларации, в которой главами делегаций, а также представителями международных, региональных и субрегиональных правительственных и неправительственных организаций предложено Генеральной Ассамблее ООН провозгласить 20112020 гг. Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствующей резолюции A/RES/64/255, принятой Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашающей 2011-2020 годы Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения, поставлена следующая цель: стабилизировать, а затем снизить прогнозируемый уровень смертности в результате ДТП во всем мире за счет активизации деятельности, проводимой на национальном, региональном и глобальном уровнях. [3] При этом отметим, что конкретные целевые показатели безопасности дорожного движения в документе уста-
новлены не были, предоставляя самостоятельность в выборе каждой конкретной стране. И лишь спустя 5 лет они будут установлены в целях в области устойчивого развития, разработанных Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех».
В резолюции A/RES/64/255 содержится призыв ко всем государствам-членам установить собственные целевые показатели в области безопасности дорожного движения. Для реализации указанных положений и оказания помощи странам, ВОЗ и региональными комиссиями, действующими в консультации с другими партнерами по линии «Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения» и другими заинтересованными сторонами, Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг.
В основу Плана Десятилетия действий положены руководящие принципы, которые являются частью безопасного системного подхода. Цель подхода - создать систему дорожного транспорта, которая будет более гибкой в отношении ошибок людей, а также сможет учитывать уязвимость человеческого тела. Его отправным пунктом является признание человеческой ошибки и, таким образом, осознание невозможности полностью избежать дорожных аварий [4].
Данный план включает пять основных элементов. Первый элемент «Управление безопасностью дорожного движения» предусматривает необходимость закрепления страной ведущих учреждений по безопасности дорожного движения, а также разработку национальных стратегий, планов и целевых ориентиров в области БДД1. Задачей реализации второго элемента «Более безопасные дороги и мобильность» является повышение безопасности конструкций защитных дорожных сооружений, а также анализ и оценка дорожной инфраструктуры с целью совершенствования планирования, проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Третий элемент «Более безопасные транспортные средства» предусматривает внедрение современных технологий обеспечения безопасности транспортных средств. Четвертый элемент - «Более безопасное поведение пользователей дорог» -включает необходимость разработки комплексных программ, направленных на изменение правосознания участников дорожного движения. Пятый элемент «Ответные меры после ДТП» включает необходимость повышения оперативности реагирования соответствующих служб на ДТП с участием пострадавших.
Воспользовавшись указанными рекомендациями, страны разработали собственные ориентиры по снижению дорожно-транспортного травматизма, отличающиеся показателями целевых ориентиров.
Так, в рамках международной программы по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП «Vizion Zero»
страны стремятся снизить количество смертельных случаев на дорогах: на 50% в Швеции и на 33% в Норвегии. Стоит отметить, что Швеция является одной из первых стран, в которой в контексте безопасности дорожного движения возникла концепция «Безопасной системы». Так называемая концепция нулевой смертности «Vision Zero» строится на принципе «нулевой терпимости» на автодорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности движения [5].
Греция в третьем национальном стратегическом плане безопасности дорожного движения, одобренном в сентябре 2011 года, поставила перед собой цель сократить смертность на 50% в период с 2010 по 2020 год. Австралия в Национальной стратегии безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы, одобренной и опубликованной Австралийским транспортным советом 20 мая 2011 года, поставила цель сократить смертность и получение тяжелых травм в результате ДТП к 2020 году на 30% [6].
Нидерланды в Стратегическом плане безопасности дорожного движения на 2008-2020 годы поставили цель к 2020 году достичь следующих показателей: не более 500 погибших в ДТП и не более 10600 раненных, в сравнении с 2008 годом, когда количество погибших 750 человек, а раненых 8750 [7].
Отметим, что в Российской Федерации уже с 2006 года действовала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»2. Итогом реализации программных мероприятий стало сокращение на 18,9% числа погибших в ДТП. В количественном выражении этот показатель снизился с 34506 человек в 2004 году до 27991 человека в 2012 году [8].
В продолжение данной ФЦП в 2013 году утверждена новая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [9], которая поставила цель сократить смертность от ДТП к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 %) по сравнению с 2012 годом. Опираясь на статистические данные, стоит отметить, что данная цель достигнута - 16152 погибших в ДТП в 2020 году (57,7%) [10].
Для обсуждения промежуточных итогов Десятилетия действий в 2015 году в Бразилиа (Бразилия) состоялась Вторая Всемирная конференция высокого уровня по безопасности дорожного движения: время для результатов, по итогам которой принята Бразилианская Декларация. В документе отмечено, что, несмотря на определенный прогресс и улучшения во многих странах в середине Десятилетия, подавляющее число случаев смертности и травматизма в результате ДТП являются предсказуемыми и предотвратимыми и многое еще необходимо сделать. В этой связи государствам предлагается удвоить свои усилия по разработке и осуществлению национальных планов обеспечения БДД в соответствии с Глобальным планом Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг.
1 Далее - безопасность дорожного движения.
№ 3/2021 -
2 Далее - ФЦП.
Road safety
Стоит отметить, что призыв увеличить усилия направлении не были беспочвенны, ведь уже в по работе во взаимном направлении и определение 2016 году существовали риски недостижения обеспокоенности мирового сообщества в этом целевых показателей (рис. 1).
Рис. 1. Целевые показатели стран
В 2017 году Генеральная Ассамблея ООН призвала страны-члены принять надлежащие меры по повышению уровня безопасности дорожного движения и одобрила двенадцать добровольных глобальных целевых показателей для основных факторов риска в сфере безопасности дорожного движения. В числе прочих мер отмечено, что все страны к 2030 году должны присоединиться к одному или нескольким основным правовым документам ООН по безопасности дорожного движения.
В странах, включенных в базу IRTAD, смертность на дорогах снизилась на 5% в 2019 году по сравнению со средними показателями трехлетнего периода с 2016 по 2018 год. Наибольшее снижение отмечается в Швеции (-21,6%), Корее (-18%) и Швейцарии (-17,4%). Смертность на дорогах выросла в Дании (+7,2%), Нидерландах (+3,3%) и Бельгии (+2,9%). В Российской Федерации показатель смертности в результате ДТП в 2019 году был ниже на 6,8%, чем в 2018 году [11].
Помимо Российской Федерации, в период Десятилетия другими странами также проведена обширная работа на национальном и местном уровнях, были приняты национальные стратегии БДД, а также поставлены конкретные цели. Анализируя показатели смертности в результате ДТП, стоит отметить, что в 2020 году большинством стран поставленные цели по снижению уровня данного показателя достигнуты не были.
Так, например, в Нидерландах поставлена цель к 2020 году - не более 500 погибших в ДТП.
В 2020 году количество погибших составило 610, в исходном периоде (2010 году) - 1352.
В Дании поставлена цель - не более 120 погибших в ДТП. В 2020 году количество погибших составило 155, в то время как в 2010 году данный показатель был равен 255.
В Швеции поставлена цель - не более 133 погибших к 2020 году. В 2010 году показатель смертности в результате ДТП равен 266, тогда как в 2020 - 204 [12].
Отметим, что в Греции в 2010 году зафиксировано 1258 смертельных случаев. Поставленная к 2020 году цель (не более 629 погибших в ДТП) была достигнута - 2020 году показатель смертности составил 579 [13].
В таком же ключе достижение целевых ориентиров некоторых иностранных государств представлено далее на рисунке (рис. 2).
Основной причиной снижения показателей смертности на дорогах являлась изоляция, введенная во многих странах в ответ на пандемию ТОУГО-19.
Строгие ограничения, направленные на сокращение распространения вируса, привели к снижению передвижения людей и, как следствие, количества ДТП. Но наряду с этим, в некоторых странах было отмечено увеличение средней скорости и тяжести последствий ДТП (Дания, Швеция, Нидерланды) [14].
Рис. 2.
Для обмена накопленным опытом в процессе осуществления Плана Десятилетия действий, а также планирования будущих стратегических направлений обеспечения глобальной безопасности дорожного движения и определения путей ускорения действий на основе уже проверенных стратегий 19-20 февраля 2020 года в Стокгольме (Швеция) состоялась Третья Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, участие в которой приняли делегации более чем из 80 стран, в том числе и представители Российской Федерации.
В качестве итогового документа Конференции министр инфраструктуры Швеции Томас Энерот представил Стокгольмскую декларацию, в основу которой вошли Московская декларация 2009 года и Бразилианская декларация 2015 года. В рамках принятой Стокгольмской декларации отмечено, что поставленная цель по сокращению вдвое числа смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире не будет достигнута к 2020 году.
В связи с этим в августе 2020 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2021-2030 гг. Вторым Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения [15].
Отличительной особенностью Второго Десятилетия стала постановка конкретных целей для всех стран - предотвратить к 2030 году не менее 50% погибших и раненных в результате ДТП, а также и в дальнейшем стремиться к достижению 12 глобальных целевых показателей безопасности дорожного движения, одобренных Генеральной Ассамблеей в 2017 году.
Отметим, что в этой же резолюции Генеральная Ассамблея ООН предложила ВОЗ, региональным комиссиям ООН и партнерам по сотрудничеству в области безопасности дорожного движения ООН разработать новый план действий
на Второе Десятилетие для содействия в реализации целей Десятилетия [16], опубликование которого состоялось в октябре 2021 года. Новый план включает конкретные цели на Второе Десятилетие, уроки Десятилетия действий 2011-2020 гг., системный подход к безопасности, входящий в основу управления БДД, создание и внедрение системы безопасности, а также мониторинг и оценку глобального прогресса и результатов, достигнутых странами в течение Первого Десятилетия.
Список источников:
1. Справочная информация // Партнерство ООН по дорожной безопасности // URL: https://www.who.int/roadsafe-ty/decade_of_action/toolkit/background/ru/ (дата обращения: 18.08.2021).
2. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире // URL: https://www.who.int/violence_iniu-ry_prevention/road_safety_status/2009/ru/(дата обращения: 18.08.2021).
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ RES/64/255 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» // URL: https://www.who.int/violence_injury_pre-vention/publications/road_traffic/UN_GA_resolution-54-255-ru. pdf?ua=1 (дата обращения: 17.08.2021).
4. Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. // Партнерство ООН по дорожной безопасности // URL: https://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/ plan_russian.pdf?ua=1 (дата обращения: 17.08.2021).
5. Гордеева А.Д., Гавренков В.В., Митрошин Д.В., Турищева А.А., Карданов А.А. Актуальные вопросы международного сотрудничества и современные зарубежные практики в области безопасности дорожного движения: информационный обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2020. С. 21.
6. Road Safety Annual Report 2011 // International Transport Forum // URL: https://www.itf-oecd.org/road-safety-annu-al-report-2011 (дата обращения: 17.08.2021).
7. URL: https://stats.oecd.org/ (дата обращения: 22.09.2021).
8. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.08.2021).
9. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.08.2021).
10. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. С 4.
11. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. С. 3.
12. Road Safety Annual Report 2011 // International Transport Forum // URL: https://www.itf-oecd.org/road-safety-annu-al-report-2011 (дата обращения: 20.08.2021).
13. Ranking EU progress on road safety 15th road safety performance index report // Официальный сайт ETSC // URL: https://etsc.eu/15th-annual-road-safety-performance-index-pin-re-port/ (дата обращения: 20.08.2021).
14. Road Safety Annual Report 2020 // International Transport Forum // URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/ docs/irtad-road-safety-annual-report-2020_0.pdf (дата обращения: 17.09.2021).
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ RES/74/299 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/74/299 (дата обращения: 24.08.2021).
16. Global Plan for the Decade of Action for Road Safety 2021-2030 // URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/ documents/health-topics/road-traffic-injuries/global-plan-for-road-safety.12-oct.pdf?sfvrsn=65cf34c8_5 (дата обращения: 15.10.2021).