Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (2011-2020 ГГ.)'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (2011-2020 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев М.М.

В статье приводится характеристика преступности, непосредственно посягающей на интересы безопасности дорожного движения. В качестве анализируемого периода выбраны 2011-2020 гг., когда в стране реализовывались мероприятия в рамках провозглашенного ООН Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND TRENDS OF ROAD TRAFFIC CRIME IN THE RUSSIAN FED-ERATION DURING THE IMPLEMENTATION OF THE DECADE OF ACTIONS TO ENSURE ROAD SAFETY (2011-2020)

The article describes the characteristics of crime that directly encroach on the interests of road safety. The analyzed period is 2011-2020, when the country implemented activities within the framework of the UN Decade of Action for Road Safety.Keywords: road safety, decade of action road safety, convict, crime, criminal policy

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (2011-2020 ГГ.)»

УДК 34 © М.М. Исаев, 2021

NIION: 2021-0084-3/21-006 MOSURED: 77/27-026-2021-3-205

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ (2011-2020 ГГ.)

Максим Михайлович Исаев,

научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

misaev56@mvd.ru

Аннотация. В статье приводится характеристика преступности, непосредственно посягающей на интересы безопасности дорожного движения. В качестве анализируемого периода выбраны 2011-2020 гг., когда в стране реализовывались мероприятия в рамках провозглашенного ООН Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, осужденный, преступность, уголовная политика

Для цитирования: Исаев М.М. Состояние и тенденции дорожно-транспортной преступности в Российской Федерации в период реализации десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.) // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 28-32.

THE STATE AND TRENDS OF ROAD TRAFFIC CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE IMPLEMENTATION OF THE DECADE OF ACTIONS TO

ENSURE ROAD SAFETY (2011-2020)

Maxim M. Isaev,

Researcher of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Abstact. The article describes the characteristics of crime that directly encroach on the interests of road safety. The analyzed period is 2011-2020, when the country implemented activities within the framework of the UN Decade of Action for Road Safety.

Keywords: road safety, decade of action road safety, convict, crime, criminal policy

For quotation: Isaev M.M. The state and trends of road traffic crime in the Russian Federation during the implementation of the decade jf actions to ensure road safety (2011-2020) // Road safety. 2021. № 3. Р. 28-32.

С целью стабилизации и последующего сокращения прогнозируемого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий1 2011-2020 годы провозглашены Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения [1].

Это событие послужило стартом новой вехи борьбы с дорожно-транспортным травматизмом во всем мире на национальном, региональном и глобальном уровнях, поскольку до реализации данных положений вопросы безопасности дорожного движения рассматривались

преимущественно в контексте индивидуальных интересов внутри каждого государства [2].

Концепция Десятилетия действий заключается в том, что передвижение должно быть безопасным для всех участников дорожного движения в мире.

Достижение поставленных во многом амбициозных целей предполагает использование обширного инструментария, задействования многочисленных ресурсов различной

направленности.

Не остается без внимания в рассматриваемом аспекте и уголовная политика государства. Приходится констатировать, что пренебрежение правилами безопасного поведения на дорогах влечет не просто негативные, но и общественно опасные последствия, выраженные, в частности, в человеческих жертвах.

Усугубляющаясяобстановкавчастиотдельных противоправных проявлений предопределила необходимость уголовно-правовой квалификации действий, не повлекших жертв, но создающих огромный риск наступления таких последствий. Речь идет об управлении транспортными средствами при наличии признаков повторности, которое было криминализировано в отечественном уголовном законодательстве в 2015 году [3].

В рамках настоящей статьи в контексте дорожно-транспортной преступности будут рассмотрены следующие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации2:

нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ);

1 Далее - «ДТП». 28

2 Далее - УК РФ. Безопасность дорожного движения

№ 3/2021

управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (ст. 264.1 УК РФ);

недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ);

нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, допущенное пассажиром, пешеходом или другим участником движения (ст. 268 УК РФ).

Общее количество зарегистрированных в отчетном периоде преступлений3, посягающих непосредственно на безопасность дорожного движения, возросло, что обусловлено изменениями, внесенными в законодательство в 2015 году. С 1 июля 2015 года преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ), дополнены ст. 264.1,

устанавливающей уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, имеющим признаки опьянения и подвергнутым наказанию за совершение аналогичного правонарушения или преступления, совершенного в состоянии опьянения (части 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ) [4].

Абстрагируясь от преступлений, подлежащих квалификации по ст. 264.1 УК РФ, с 2015 года отмечается снижение суммарного количества остальных преступлений против БДД.

Снижение общего количества

зарегистрированных преступлений против БДД наблюдается начиная с 2017 года. Также происходит снижение доли преступлений против БДД в общей структуре преступности (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика количества зарегистрированных преступлений против БДД и их доля в общей структуре преступности с учётом введения ст. 264.1 УК РФ

На протяжении нескольких последних (+0,6%) повторного управления транспортным

лет количество практически всех преступлений средством в состоянии опьянения (ст. 264.1

против БДД характеризуются снижением. Вместе УК РФ) (рис. 2). с тем, в 2020 году отмечается незначительный рост

Рис. 2. Динамика количества зарегистрированных преступлений, посягающих на безопасность

дорожного движения

3 Статьи 264, 264.1, 266, 268 УК РФ. Далее также преступления против БДД.

Преступления против БДД имеют сравнительно низкую степень латентности. В этой связи структура и динамика дорожно-транспортной преступности будут охарактеризованы через призму осужденных за совершение таких преступлений.

Учитывая, что в основной массе преступление против БДД совершается одним лицом, отметим, что на протяжении всего анализируемого периода число осужденных составляет более трех четвертей от общего количества зарегистрированных преступлений против БДД (например, по итогам 2020 года - 75,1%).

Наиболее подробно будут охарактеризованы преступления, ответственность за которые установлена статьями 264 и 264.1 УК РФ. Осужденные по перечисленным статьям среди всех осужденных за совершение преступлений против БДД имеют удельный вес 99,97% (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение числа осужденных в 2020 году за совершение преступлений против БДД

Необходимо понимать, что ст. 264 УК РФ характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим общественно опасным последствиям нарушения ПДД. При совершении преступления, ответственность за которое установлена ст. 264.1 УК РФ, действия лица связаны с полным осознанием общественной опасности своих действий, к тому же систематических.

Исходя из этого,с позиции законопослушности

наиболее злостными являются лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 264.1 УК РФ.

На протяжении анализируемого периода прослеживается тенденция к снижению доли осужденных по ст. 264 УК РФ, которые на момент совершения преступлений находились в состоянии опьянения (либо скрылись с места ДТП4) (части 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ) (рис. 4).

осуждено 131?0 1443б 152б? 11б59 д2б6 10414 10383 д469 90б6

всего

2% (211) 2% (240) 1% (239) 2% (259) 3% (262) 1% (152) 1%(152) 1% (123) 1% 1121) 2% (83) -------- -------- -------- 4% (458) ---------------------— - ' .....—

11% (1152)

- 1 1

11% (1510) 26% (3404) 13% (1908) 25% (3668) 12% (1871) 26% (3942)

14% (1821) 14% (2087) 15% (2314)

43% (5650) 41% (5960) 42% (6339)

24% (2803)

35% (3205)

45% (4694)

10% (1047) 25% (2640) 10% (946) 26% (2489) 9% (848) 26% (2329) 11% (868) 25% (1924)

14% (1401) 14% (1289) 12% (1113) 16% (1218)

45% (4697) 44% (4189) 47% (4283) 43% (3299)

Рис. 4. Распределение числа осужденных по частям ст. 264 УК РФ в период с 2011 по 2020 г.

При этом наиболее выраженное снижение числа осужденных по ст. 264 УК РФ, которые находились в состоянии опьянения, по сравнению с

предыдущим годом происходило в 2015 и 2016 годах и составило 26,8% и 19,3% соответственно (рисунок 5).

4 С апреля 2019 года Федеральным законом от 23.04.2019 № 65-ФЗ части 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ дополнены квалифицированным составом, связанным с оставлением места ДТП.

Рис. 5. Темпы изменения числа осужденных по ст. 264 УК РФ, совершивших преступление в состоянии опьянения

Аналогичное явление наблюдалось и для удельного веса осужденных, совершивших преступление в состоянии опьянения, от всех осужденных по ст. 264 УК РФ (в 2015 году их удельный вес среди всех осужденных по ст. 264 УК РФ составил 34%, что немногим меньше аналогичного показателя 2014 года (37%), а в 2016 году - 24%).

С большей долей вероятности обозначенная динамика значений удельного веса обусловлена введением уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ), что оказало общее превентивное воздействие.

Отмеченное снижение во многом достигнуто за счет уменьшения удельного веса осужденных, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, которое фиксировалось в среднем в 96% нарушениях правил дорожной безопасности, допущенных в состоянии опьянения, которые повлекли наступление тяжких последствий (тяжкого вреда здоровью или гибель людей).

Вместе с тем на протяжении анализируемого периода отмечено увеличение удельного веса, который имеют осужденные, находившиеся в момент совершения 264 в состоянии наркотического опьянения, что тем не менее не оказало влияния на общую динамику преступности в части состояния опьянения.

Необходимо обратить внимание на увеличение доли осужденных по частям 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ от их общего числа в 2020 году. Данное явление во многом обусловлено дополнением перечисленных квалифицированных составов пунктами, предусматривающими уголовную ответственность

56954

30558

9664 11602 14816

3

гм

за совершение преступного деяния, сопряженного с оставлением места ДТП. При этом удельный вес осужденных, находившихся в состоянии опьянения, по сравнению с предыдущим годом снизился.

Переходя к рассмотрению состояния судимости по ст. 264.1 УК РФ, отметим, что введенной в 2015 году нормой охвачен более широкий спектр противоправных действий, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

Так, действовавшая до 1 июля 2015 года ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ предусматривала административную ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ), или передачу управления такому лицу (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ), совершенную повторно. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и подвергнутым наказанию за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, как и совершение перечисленных нарушений в обратном порядке, подлежало квалификации по основному составу нарушения. Действия лица, отказавшегося от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при наличии признака повторности не были выделены в квалифицированный состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 12.26 КоАП РФ.

Новой нормой УК РФ, введенной в 2015 году, все перечисленные действия охвачены, чем обусловлен значительный рост количества установленных противоправных деяний, связанных с повторным управлением транспортным средством лицом, имеющим признаки опьянения (рис. 6). 85257 81171

73106 68035 68438

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 6. Противоправные деяния, связанные с повторным управлением ТС с признаками опьянения

Говоря о виде опьянения (в том числе о поведении лица, т.е. невыполнении законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), которое установлено при управлении транспортными средствами у лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение аналогичного правонарушения, необходимо отметить, что с начала действия ст. 264.1 УК РФ более чем 90 из 100 осужденных по указанной статье управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. При этом, несмотря на небольшой на общем фоне удельный вес наркотического опьянения, произошло значительное увеличение осужденных, находящихся на момент совершения преступления в таком состоянии (с 0,3% до 2,1% - в 7 раз).

Наряду с этим почти в 2 раза увеличилась доля, которую составили осужденные по ст. 264.1 УК РФ при иных основаниях привлечения к ответственности, кроме опьянения (отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

В завершение отметим, что реализация уголовно-правовых мер по праву может признаваться одной из составляющих государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Зачастую несоблюдение требований безопасного поведения на дороге влекут общественно опасные последствия, что, непременно, требует незамедлительного принятия мер реагирования. Из представленных сведений устанавливается общий тренд снижения основных показателей дорожно-транспортной преступности в России. Вместе с тем актуальность противодействия такому явлению не снижается, что обусловлено показателями состояния аварийности, находящимися на недопустимо высоком уровне, препятствующем развитию государства, общества и благополучию граждан [5-10].

Список источников:

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» от 10 мая 2010 года № 64/255 // URL: // https://www.who.int/ roadsafety/ (дата обращения: 18.11.2021).

2. Гордеева А.Д. О некоторых подходах безопасной системы в рамках реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Международная научно-практическая конференция. Под общей редакцией А.И. Каплунова. СПб., 2021. С. 590-594.

3. Порташников О.М., Антонов С.Н., Баканов К.С., Молчанов П.В., Сальников С.П. Выявление и доказывание сотрудниками Госавтоинспекции фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения: методические рекомендации. М., 2016.

4. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 05.01.2015.

5. Дымберов А.Д., Князев А.С., Бородина С.Г., Бурмистров А.О., Дедюлин Е.В. Анализ структуры, тенденций и закономерностей дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2015 год // Отчет о НИР (МВД России).

6. Князев А.С., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года: информационно-аналитический обзор . М.: Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017.

7. Князев А.С., Линник Т.М., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года // Отчет о НИР.

8. Линник Т.М., Боронина В.С., Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года: информационно-аналитический обзор М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор / Под общей редакцией Д.В. Митрошина. М., 2020.

10. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.