Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / CRIMINAL LIABILITY / VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES / DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION / DRIVING A VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подчерняев Александр Николаевич

Рассматриваются уголовно-правовые нормы, обеспечивающие защиту общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения от противоправных посягательств. В качестве наиболее актуальных исследуются некоторые вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 и 264.1 УК РФ. Подробно анализируются статистические показатели состояния аварийности на дорогах страны, обобщены сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине пьяных водителей. Сформулированы тезисы о развитии законодательных норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения уголовно-правовыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подчерняев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ENSURING THE SAFETY OF THE ROAD MOVEMENT OF CRIMINAL LAW MEANS AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the criminal law that protects public relations in the field of road safety from unlawful encroachments. As the most relevant author explores some issues of qualifying crimes under Art. Art. 264 and 264.1 of the Criminal Code. Statistical indicators of the state of accidents on the roads of the country are analyzed in detail, information on road traffic accidents committed by drunk drivers is summarized. The article formulates the theses on the development of legislation that provides road safety through criminal law.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 343.2 АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПОДЧЕРНЯЕВ,

кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Рассматриваются уголовно-правовые нормы, обеспечивающие защиту общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения от противоправных посягательств. В качестве наиболее актуальных исследуются некоторые вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 и 264.1 УК РФ. Подробно анализируются статистические показатели состояния аварийности на дорогах страны, обобщены сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине пьяных водителей. Сформулированы тезисы о развитии законодательных норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения уголовно-правовыми средствами.

Ключевые слова: уголовная ответственность, нарушения правил дорожного движения, развитие уголовного законодательства, управление транспортным средством.

A. N. Podchernyaev, Candidate of Juridical Sciences, Chief in Criminal Law, Criminology and Psychology, Orel law institute of the Ministry of the interior of the Russian Federation named after V. V. Lukjanov; e-mail: aleksmoscow@mail.ru, tel.: 8 (4862) 41-47-13.

Peculiarities of ensuring the safety of the road movement of criminal law means at the present stage

Abstract. The article discusses the criminal law that protects public relations in the field of road safety from unlawful encroachments. As the most relevant author explores some issues of qualifying crimes under Art. Art. 264 and 264.1 of the Criminal Code. Statistical indicators of the state of accidents on the roads of the country are analyzed in detail, information on road traffic accidents committed by drunk drivers is summarized. The article formulates the theses on the development of legislation that provides road safety through criminal law.

Key words: criminal liability, violations of traffic rules, development of criminal legislation, driving a vehicle.

Обеспечение безопасности дорожного движения является важнейшей составляющей защиты жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, стремительный технический прогресс облегчает жизнь, повышает комфортность проживания, совершенствует коммуникативные процессы. Вместе с тем динамичное развитие объектов эксплуатации транспорта сопровождается повышением рисков. Существенное увеличение количества технических средств, предназначенных для передвижения, а также их динамические и другие характеристики диктуют необходимость выполнения определенных мер предосторожности всеми участниками процесса эксплуатации транспорта, несоблюдение которых может повлечь наступление негативных последствий. Указанные обстоятельства относятся также и к дорожному движению, в котором такими мерами являются Правила дорожного движения, отступление от которых зачастую влечет травмы, а во многих случаях - жертвы.

По мнению участников Государственного совета по вопросам безопасности дорожного дви-

жения, задачи защиты жизни и здоровья граждан нашей страны в современных реалиях повышения уровня автомобилизации являются важнейшими. В крупных регионах на 1 тыс. населения зарегистрировано в среднем 300 машин. Автопарк и далее будет расти, и это реальный вызов всем участникам дорожного движения1. Сегодня по дорогам страны передвигаются около 50 млн транспортных средств. Однако несмотря на некоторое снижение в течение последних лет, этот показатель остается значительным, что предопределяет показатели дорожной обстановки и сопровождается такими негативными последствиями, как дорожно-транспортные происшествия (далее -ДТП) и жертвы.

Согласно официальным данным ГИБДД России в 2013 г. в Российской Федерации было поставлено на учет 176,2 тыс. дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, в которых погибли 22,6 тыс. и получили ранения

1 См.: Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения 14 марта 2016 г в г. Ярославле. URL : http://kremlin.ru/events/president/news/51506

233,3 тыс. человек. В 2014 г. - 173,8 тыс. ДТП, в которых погибли 22,8 тыс. и получили ранения 229,1 тыс. человек. За 2015 г. зарегистрировано 184 тыс. ДТП, в которых погибли 23,1 тыс. и получили ранения 231,1 тыс. человек. В 2016 г. погибли 20,3 тыс. и получили ранения 221,1 тыс. человек в 173,6 тыс. ДТП по вине водителей. В 2017 г. произошло 169,4 тыс. ДТП, в которых погибли 19 тыс. и получили ранения 215,3 тыс. человек2.

На снижение показателей ДТП в истекшем периоде, а также жертв в результате их совершения указал в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедшем 28 февраля 2018 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сохранилась тенденция сокращения общего числа зарегистрированных ДТП... Цифры неплохие в целом как тенденция, но абсолютные величины пока слишком велики»3.

Охрана общественных отношений в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта обеспечивается уголовным законом. За совершение дорожно-транспортного происшествия водителем транспортного средства в случае наступления по неосторожности тяжких последствий, таких как тяжкий вред здоровью участника дорожного движения или его смерть, уголовным законодательством предусмотрена ответственность4.

Криминализация рассматриваемых общественно опасных деяний является важной составляющей уголовной политики государства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках которой вырабатываются цели, задачи, направления, формы, средства и методы защиты участников дорожного движения уголовно-правовыми средствами. Выбор подобных мер, гарантирующих состояние безопасности от таких посягательств, носит уголовно-политический характер [2].

Нарушения в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе повлекшие тяжкие последствия, оцениваются действующим законодательством как преступления. Обеспечение безопасности дорожного движения уголовно-правовыми средствами реализуется

2 См.: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL : http://www.gibdd.ru/stat/

3 Расширенное заседание коллегии МВД России. URL : http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/56949

4 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации

от 13 июня 1996 г № 63-Ф3 : в ред. от 27 дек. 2018 г.,

ст. 264 // СПС КонсультантПлюс.

целым рядом норм в основном главы 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» и предусматривает уголовную ответственность как в отношении водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов, иных участников дорожного движения, так и лиц, ответственных за ремонт транспортных средств, выпуск их в эксплуатацию, а также лиц, своими действиями разрушающих, повреждающих, приводящих в негодное состояние объекты транспортной инфраструктуры, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств.

Наиболее распространенными видами преступлений, согласно статистике, являются нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) и нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). Показательно, что именно данные составы преступлений выделяются в ежегодном статистическом сборнике ГИАЦ МВД России, подвергаются количественному анализу и публикуются в официальных источниках наряду с другими актуальными сведениями о состоянии преступности в нашей стране.

Действительно, ежегодно регистрируется значительное количество преступлений по ст. 264 УК РФ. При этом наблюдается тенденция к снижению данного вида противоправных деяний. Если в 2013 г. было зарегистрировано 28 249 преступлений, в 2014 г. - 28 437, то уже в 2015 г. этот показатель составил 26 662, в 2016 г. - 22 013, в 2017 г. было зарегистрировано 21 007 таких преступлений. Таким образом, с 2015 г. характер отрицательной динамики можно определить как устойчивый, а в сравнении с 2013 г. снижение составило 25 %. По ст. 264.1 УК РФ анализ показателей осуществляется с 2017 г. и составляет 81 171 преступление, что, как видно, значительно (почти в четыре раза) выше5.

Представляется целесообразным в связи с этим рассмотреть некоторые особенности квалификации по ст. 264 и 264.1 УК РФ в контексте современных уголовно-правовых средств обеспечения безопасности дорожного движения. Вообще, касаясь вопроса квалификации преступлений в сфере дорожного движения, следует отметить, что уголовно-правовая оценка преступных деяний является неотъемлемой и даже в определенной

5 См.: Состояние преступности в Российской Федерации в 2013-2017 гг. URL : http:// мвд.рф/Deljatelnost/statistics

степени основной составляющей правоприменительной деятельности в сфере защиты охраняемых УК РФ интересов и общественных отношений от преступных посягательств. Данная категория выступает эффективным инструментом достижения целей уголовного законодательства в контексте рассматриваемой темы.

К уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ привлекается лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом более суровое наказание предусмотрено за причинение по неосторожности смерти человеку (чч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ), а также смерти двум или более лицам (чч. 5 и 6 ст. 264 УК РФ). Частями 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ предусмотрен квалифицирующий (особо квалифицирующий) признак «совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения». За совершение данного преступления в зависимости от наличия конструктивных признаков уголовным законодательством установлена ответственность в виде лишения свободы на срок от двух месяцев (минимальный срок в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 56 УК РФ) по ч. 1 ст. 264 УК РФ до девяти лет по ч. 6 ст. 264 УК РФ.

Положения об уголовной ответственности водителей, допустивших дорожно-транспортное происшествие, в уголовном законодательстве не новы. Интересно, что ст. 211 УК РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами» предусматривала ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения либо причинившее существенный материальный ущерб либо смерть потерпевшего или повлекшее причинение ему тяжкого телесного повреждения или гибель нескольких лиц6.

Обращает на себя внимание и тот факт, что санкция за совершение приведенного преступления в зависимости от наступивших последствий предусматривала лишение свободы на срок до

трех лет либо от трех до пятнадцати лет. Таким образом, УК РСФСР предусматривал более строгий верхний предел санкции в виде лишения свободы. Кроме этого, как видно из содержания ст. 211 УК РСФСР, наступала уголовная ответственность не только за тяжкие последствия в результате нарушения правил дорожного движения, но и за менее значительные по тяжести повреждения (включая легкие телесные) или материальный ущерб.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения представляется наиболее опасным нарушением правил дорожного движения. Как видно из приведенных выше статистических данных, управление транспортным средством лицом, подвергнутым административному наказанию, т. е. управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения или отказавшимся от освидетельствования, подвергнутым ранее административной ответственности за аналогичные правонарушения, превалирует над иными составами преступлений в сфере безопасности дорожного движения, главным образом над ст. 264 УК РФ, что небезосновательно вызывает определенную озабоченность. К тому же, судя по статистическим данным, за 11 месяцев 2018 г. зарегистрировано 68 239 таких преступлений, что позволяет судить о прогнозируемом значении по итогам года, сопоставимом с показателями 2017 г.7

Состояние опьянения водителя закономерно влечет снижение у него уровня ощущения опасности. При этом стиль езды часто приобретает вид экстремального. Замедляются процессы реакции, пьяному водителю становится трудно ориентироваться в пространстве, вследствие чего закономерно допускаются ошибки в управлении автомобилем, неадекватное поведение на дороге. Очевидно, что в подобных ситуациях под угрозу ставится как собственная жизнь водителя, так и жизнь находящихся в салоне пассажиров, а также иных участников дорожного движения.

Показатель смертности в ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, в среднем составляет 22 % от общего количества летальных исходов в дорожно-транспортных происшествиях. Причем за прошедший год этот показатель увеличился с 16 % - в 2015 г. до 29 % - в 2017 г. Действительно, в 2015 г. количество ДТП, совершенных пьяными водителями, составило 15,3 тыс., число погибших - 3,7 тыс., 21,2 тыс. че-

6 См.: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2018 г. URL : http:// мвд.рф/folder/101762/item/15304733

7 См.: Уголовный кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 27 окт. 1960 г., ст. 211 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.

ловек получили ранения различной степени тяжести, в 2016 г. - 15,6 тыс. ДТП, в которых погибли 4,5 тыс. и получили ранения 21,3 тыс. человек. В 2017 г. - 14,9 тыс. ДТП, в которых погибли 4,3 тыс. и получили ранения 20,3 тыс. человек. Таким образом, при сокращении количества дорожно-транспортных происшествий, а также пострадавших в них участников дорожного движения доля ДТП со смертельным исходом, совершенных пьяными водителями, увеличивается8.

Действующий уголовный закон определяет состояние опьянения лица, совершившего преступление, как негативное обстоятельство. Так, судья или суд, осуществляющий назначение наказания, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств, связанных с его совершением, личности виновного может признать совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, в качестве отягчающего обстоятельства (ч. 1.1 ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание»)9.

Состояние опьянения, в том числе сильного (за исключением патологической формы), не может считаться критерием невменяемости лица (патологическое опьянение - психоз острый и скоротечный, сочетающий признаки сумеречного помрачения сознания и галлюцинаторно-бредовые переживания. На фоне глубокого помрачения сознания возникают аффективные расстройства)10. В соответствии со ст. 23 УК РФ «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения» субъект, допустивший уголовно наказуемое деяние в состоянии опьянения, спровоцированном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, подвергается уголовному преследованию.

С 2009 г. состояние опьянения водителя транспортного средства включено в качестве кон-

8 См.: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL: http://www.gibdd.ru/stat/

9 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части конкретизации понятия «состояние опьянения» : Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 328-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

10 См.: Патологическое алкогольное опьянение.

URL : http://медпортал.com/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/ patologicheskoe-alkogolnoe-opyanenie.html

структивного признака в ряд составов преступлений в сфере безопасности дорожного движения11. Указанное обстоятельство призвано обеспечить более строгую уголовную ответственность в отношении субъектов преступлений, в которых такое состояние резко повышает степень общественной опасности самого деяния и, как следствие, лица, его совершающего.

Так, нарушение водителем транспортного средства, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. В случае причинения смерти человеку по неосторожности в результате нарушения таким лицом правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ч. 4 ст. 264 УК РФ), используется санкция в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет. В случае причинения по неосторожности смерти двум и более лицам (ч. 6 ст. 264 УК РФ) водитель подвергается наказанию в виде лишения свободы на срок от четырех до девяти лет. В соответствии со ст. 264 УК РФ также применяется дополнительный вид наказания, связанный с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» была введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ и устанавливает санкцию в виде лишения свободы на срок до двух лет за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, который ранее привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, либо имеет непогашенную судимость за совершение преступления, предусмотренного чч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ либо ст. 264.1 УК РФ, а равно за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Однако внимание законодателя к проблеме управления транспортным средством в состоянии опьянения лицом, привлекавшимся ранее

11 См.: О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федер. закон от 13 февр. 2009 г. № 20-ФЗ : ред. от 31 дек. 2014 г // СПС КонсультантПлюс.

к административной ответственности за такое нарушение Правил дорожного движения, проявлялось и ранее. В частности ст. 211.1 УК РСФСР «Управление транспортным средством в состоянии опьянения» была предусмотрена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года. Очевидно, что представленные положения являются примером административной преюди-ции. При этом санкция советского уголовного законодательства в случае совершения данного преступления лицом, ранее судимым за это же противоправное деяние, была заметно строже -до трех лет лишения свободы12.

Уголовно-правовые нормы об уголовной ответственности водителей, допустивших управление транспортным средством в состоянии опьянения, тех лет не содержали конкретизации состояния опьянения. Кроме этого, советский уголовный закон не предусматривал отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в качестве конструктивного признака состава преступления.

Юридическое закрепление понятия «опьянение» в действующем законодательстве также отсутствует. Вместе с тем в соответствии с примечанием 2 к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения (в ст. 264 и 264.1 УКРФ), следует считать водителя транспортного средства в случае выявления факта употребления им веществ, влекущих алкогольное опьянение. Указанные обстоятельства должны определяться освидетельствованием при выявлении установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях значений концентрации абсолютного этилового спирта в крови водителя или наркотических средств в его организме. Кроме этого, лицом, находящимся в состоянии опьянения, следует считать водителя транспортного средства, который не выполнил законное требование о прохождении освидетельствования.

Вместе с тем необходимо признать, что современные на первый взгляд тенденции об усилении уголовной ответственности водителей транспортных средств, совершивших нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии опьянения, повлекшее тяжкие последствия, либо повторно находящихся в состоянии опьянения при

12 См.: Уголовный кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 27 окт. 1960 г, ст. 211 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.

управлении автомобилем, не новы и базируются на положениях уголовного законодательства РСФСР.

Кроме причин объективного характера - выявленных тенденций роста количества ДТП по вине водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, значение введения уголовной ответственности заключается также и в том, что она может по праву рассматриваться в качестве сдерживающего фактора для потенциальных нарушителей дорожного движения. Так, если, например, административную ответственность можно пережить сравнительно безболезненно, то уголовное осуждение является серьезным изъяном в биографии субъекта, и его наличие, вероятно, негативно скажется на личной и трудовой деятельности. Юридическое закрепление состояния опьянения водителя транспортного средства в криминализирующее обстоятельство, представляется, должно снизить на дорогах страны число лиц, допускающих вождение автомобиля в состоянии опьянения, реализовать превенцию уголовно-правовых норм [1, с. 227].

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения с учетом интенсивного развития объектов транспортной инфраструктуры в последние годы становится объективной необходимостью и обязательным элементом деятельности государственных институтов. Основным сдерживающим механизмом, устанавливающим определенные стандарты дорожного движения, являются Правила дорожного движения, отступление от которых чревато наступлением негативных последствий, в том числе ранениями и смертью людей.

Современные уголовно-правовые средства обеспечения безопасности дорожного движения отвечают вызовам сегодняшнего дня и учитывают грубые нарушения Правил дорожного движения, а также иных норм и предписаний, ведущих к тяжким последствиям или создающих реальную угрозу их наступления. Одним из наиболее актуальных направлений правоохранительной деятельности государства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения следует считать борьбу с таким правонарушением, как управление транспортным средством в состоянии опьянения. Законодательные меры уголовно-правового характера носят своевременный характер и заложили прочные предпосылки к снижению уровня правонарушений на дорогах страны.

Список использованной литературы

References

1. Баранчикова М. В., Подчерняев А. Н. Особенности криминализации управления транспортным средством в состоянии опьянения // Современные проблемы уголовной политики : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 25 сент. 2015 г. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. Т. 1.

2. Цепелев В. Ф. Уголовно-политическая обусловленность уголовного законодательства // Уголовное право. 2017.№ 4.

1. Baranchikova M.V., Podchernyaev A.N. Sovremennye problemy ugolovnoj politiki: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 25 sent. 2015 g. (Current problems of criminal policy: proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference, September 25, 2015), Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, vol. 1.

2. Tsepelev V.F. Ugolovnoepravo (Criminal law), 2017, No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.