Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ В 2020 ГОДУ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ В 2020 ГОДУ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СУДИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев М.М.

В статье приводится характеристика осужденных за совершение отдельных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, непосредственно посягающих на безопасность дорожного движения (статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). На основании сведений, содержащихся в формах статистической отчетности о судимости Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, рассматриваются пол и возраст осужденных, образование, социальное положение, происходит сравнение данных характеристик между осужденными по ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаев М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THOSE CONVICTED IN 2020 FOR COMMITTING CRIMES THAT INFRINGE ON ROAD SAFETY

The article describes the characteristics of those convicted of committing certain crimes against traffi c safety and transport operation that directly infringe on road safety (Articles 264 and 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation). Based on the information contained in the forms of statistical reporting on the criminal record of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation, the gender and age of convicts, education, social status are considered, and these characteristics are compared between convicts under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ В 2020 ГОДУ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Исаев М.М.,

научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения

ФКУ «Научный центр БДД МВД России»

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ В 2020 ГОДУ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. В статье приводится характеристика осужденных за совершение отдельных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, непосредственно посягающих на безопасность дорожного движения (статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). На основании сведений, содержащихся в формах статистической отчетности о судимости Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, рассматриваются пол и возраст осужденных, образование, социальное положение, происходит сравнение данных характеристик между осужденными по ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, личность, осужденный, преступление, судимость

Isaev M.M.,

researcher of the Accident analysis division, Department for studying problems of regulatory legal and analytical support of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the

Ministry of the Interior of the Russian Federation»

CHARACTERISTICS OF THOSE CONVICTED IN 2020 FOR COMMITTING CRIMES THAT INFRINGE ON ROAD SAFETY

Abstract. The article describes the characteristics of those convicted of committing certain crimes against traffic safety and transport operation that directly infringe on road safety (Articles 264 and 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation). Based on the information contained in the forms of statistical reporting on the criminal record of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation, the gender and age of convicts, education, social status are considered, and these characteristics are compared between convicts under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: road safety, identity, convicted person, crime, criminal record

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в 2020 году в общей структуре преступности составили 4,3% от общего количества зарегистрированных преступлений. По сведениям МВД России, за 12 месяцев 2020 года зарегистрировано 87310 преступлений, ответственность за совершение которых установлена в главе 27 УК РФ, из них 99,7% приходится на ст. 264 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть) и ст. 264.1 УК РФ (повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения). Всего в 2020 году по указанным статьям было зарегистрировано 18629 и 68438 преступлений соответственно.

Говоря о состоянии судимости за совершение преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ, которые непосредственно посягают на безопасность дорожного движения (статьи 264, 264.1, 266 и 268 УК РФ), обратим внимание на то, что в связи с превалирующей долей в структуре преступности в области безопасности дорожного движения, в настоящей статье основное внимание будет уделено характеристике осужденных по статьям 264 и 264.1 УК РФ (далее - преступления против БДД).

8 _

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2020 году за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта осуждено 65449 (-4,6%) человек. Наибольшее число (63059 или 96,4%) составляют мужчины. Число женщин составило 2370 или 3,6%, при этом в сравнении с предыдущим годом оно возросло на 0,5%.

Доля женщин, осужденных за повторное управление транспортными средствами в состоянии опьянения (3%), меньше по сравнению с долей осужденных за нарушения правил БДД, повлекшими тяжкий вред здоровью или смерть (8,6%) (ст. 264 УК РФ) (рисунок 1).

На момент совершения преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, 26 (+4%) женщин находились в состоянии беременности, 108 (стаб.) - имели ребенка в возрасте до трех лет.

Для характеристики осужденных за совершение преступлений против БДД по возрасту будет введён коэффициент судимости - относительный показатель, выработанный для целей исследования состояния судимости за совершение преступлений против БДД по возрасту осужденных. Отражает число осужденных на 100 тыс. населения конкретной возрастной группы. - 2021 №1

Road safety

I женщины l мужчины

8,6%

91,4%

3%

97%

ст. 264

ст. 264.1

Рис. 1. Долевое соотношение мужчин и женщин, осужденных за совершение преступлений против БДД

Коэффициент судимости показывает, что среди осу- на 100 тыс. населения указанной возрастной группы

жденных по ст. 264 УК РФ наибольшее значение приходится в среднем 12 осужденных (рисунок 2). характерно для возрастной группы 18-24 года. Так

116,6

77

I ст. 264.1 I ст. 264

68,9

1,3 0,72

14-17

13-24 25-29 30-49 50 и более

Рис. 2. Коэффициент судимости за совершение преступлений против БДД по

возрасту

Коэффициент судимости по ст. 264.1 УК РФ характеризуется наиболее высокими значениями у возрастных групп 25-29 лет (116,6), 30-49 лет (77) и 18-24 года (68,9). Необходимо обратить внимание на то, что на возрастную группу от 25 до 49 лет приходится наибольшая доля осужденных за преступления, предусмотренные ст. 264.1 УК РФ и характеризующиеся полным осознанием общественной опасности сво-

их действий, выражающихся в управлении транспортным средством с признаками опьянения, будучи подвергнутым наказанию за совершение подобного рода противоправных действий ранее. Среди возрастных групп 14-24 года и 50 лет и старше преобладает доля осужденных за нарушение правил БДД, повлекших по неосторожности наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти (рисунок 3).

Рис. 3. Долевое соотношение возрастных групп осужденных за совершение преступлений против БДД

Исходя из имеющихся сведений о состоянии судимости установлено, что применительно к рассматриваемой категории преступлений, для лиц в возрасте от 25 до 49 лет превалируют преступления с умышленной формой вины. Вместе с тем, лица в возрасте до 24 и старше 50 лет более склонны к совершению преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта по неосторожности. Это может объясняться в том числе сравнительно небольшим опытом управления транспортными средствами у молодых людей, а также психофизиологическими особенностями людей пожилого возраста, что в совокупности оказывает негативное влияние на активную безопасность водителя и сдерживающее воздействие от управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Более половины (56% или 36664) осужденных за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в 2020 году составили трудоспособные лица без постоянного источника дохода. Менее третьей части занимают рабочие различных родов дея-

тельности (коммунального хозяйства, подсобные рабочие и т.п.) - 31% или 20695 (-3,7%). Следующие по величине доли, равные в среднем 3%, занимают служащие коммерческих и иных организаций, число которых в 2020 году составило 1842 (-13,4%), а также нетрудоспособные лица - 2157 (-19,1%). На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приходится около 2% от общего числа осужденных в 2020 году за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (1090; -9,8%). На осужденных, занимающихся иными видами деятельности, приходится менее 2% на каждый род занятий. Сопоставление долей, осужденных в зависимости от рода их деятельности позволяет установить, что среди трудоспособных лиц, не имеющих постоянного источника дохода (безработных), наибольшее значение имеет доля осужденных по статье 264.1 УК РФ, то есть за преступление, совершенное в состоянии опьянения, в то время, как лица, имеющие другой род деятельности, в большей степени совершают нарушение правил БДД (ст. 264 УК РФ) (рисунок 4).

Рис. 4. Долевое соотношение осужденных за совершение преступлений против БДД по роду деятельности

Лица, имеющие высшее образование, состав- числа осужденных за совершение преступлений, ляют четвертую часть (25,6%) от численности предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, составила всего населения страны. При этом доля лиц, име- 9,9%, предусмотренных ст. 264 УК РФ - почти в ющих данный уровень образования, от общего два раза больше и составляет 18,4% (рисунок 5).

среднее общее

36,7 37,

15,8 14,8

9,1 Н

среднее проф. высшее основное общее, начальное, нет

I население РФ ■ все преступления ■ 264 ■ 264.1

10

Рис. 5. Долевое соотношение населения РФ и осужденных за совершение преступлений по уровню образования

2021 №1

Road safety -

Лица, имеющие высшее образование, значительно реже совершают умышленные преступления против БДД (ст. 264.1 УК РФ) по сравнению с лицами, имеющими иной уровень образования или не имеющие его.

Таким образом, в рамках настоящей статьи дана общая характеристика осужденных за совершение преступлений против БДД в 2020 году. На основе приведённых статистических сведений представляется возможным установить, что лица в возрасте от 25 до 49 лет чаще совершают преступления с умышленной формой вины в контексте рассматриваемой категории преступлений (ст. 264.1 УК РФ), нежели преступления по неосторожности (ст. 264 УК РФ). Вместе с тем, лица в возрасте до 24 и старше 50 лет более склонны к совершению преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта по неосторожности, что с боль-

шей долей вероятности у молодых людей связано с небольшим стажем управления транспортными средствами и неуверенностью в навыках вождения, а для пожилых людей - их психофизиологическими особенностями, обусловленными возрастом. Перечисленные условия оказывают сдерживающее воздействие от сознательного совершения общественно опасных действий. Наибольшее число осужденных за преступления против БДД приходится на лиц, имеющих среднее профессиональное образование, что соответствует закономерностям, прослеживающимся в общей структуре преступности.

Литература:

1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. -М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.