Научная статья на тему 'Состояние преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами'

Состояние преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШАЕМЫЕ ЖЕНЩИНАМИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / CRIMES COMMITTED BY WOMEN / ROAD SAFETY / VIOLATION OF TRAFFIC RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрпалова Диана Николаевна

Эффективное предупреждение преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, невозможно без установления актуального состояния данного вида преступлений. В результате анализа официальной статистической информации о лицах, осужденных по приговорам суда, установлены общие данные относительно уровня, динами и структуры преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, а также некоторые характеристики состояния исследуемых преступлений, относящиеся к личности осужденного. Обоснована целесообразность определения в качестве объекта криминологического исследования преступлений, совершаемых женщинами в сфере безопасности дорожного движения, прежде всего, связанных с нарушением правил дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statе of road safety crime committed by women

Effective prevention of crimes in the field of road safety committed by women is impossible without establishing the current status of this type of crime. As a result of the analysis of official statistical information about persons convicted of court verdicts, general data are established regarding the level, dynamics and structure of crimes in the field of road safety committed by women, as well as some characteristics of the state of the investigated crimes related to the personality of the convicted person. The expediency of defining as an object of criminological research, crimes committed by women in the field of road safety, primarily related to violation of traffic rules, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Состояние преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами»

УДК 343.9

Юрпалова Диана Николаевна

инженер-электроник дежурной части отдела (Южный район), Управление МВД России по г. Новороссийску Milena.555@mail .ru Diana N. Yurpalova

Electronics Engineer on duty of the department (South region)

Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Novorossiysk

[email protected]

Состояние преступлений в сфере безопасности дорожного движения,

совершаемых женщинами

Statе of road safety crime committed by women

Аннотация. Эффективное предупреждение преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, невозможно без установления актуального состояния данного вида преступлений. В результате анализа официальной статистической информации о лицах, осужденных по приговорам суда, установлены общие данные относительно уровня, динами и структуры преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, а также - некоторые характеристики состояния исследуемых преступлений, относящиеся к личности осужденного. Обоснована целесообразность определения в качестве объекта криминологического исследования преступлений, совершаемых женщинами в сфере безопасности дорожного движения, прежде всего, связанных с нарушением правил дорожного движения.

Annotation. Effective prevention of crimes in the field of road safety committed by women is impossible without establishing the current status of this type of crime. As a result of the analysis of official statistical information about persons convicted of court verdicts, general data are established regarding the level, dynamics and structure of crimes in the field of road safety committed by women, as well as some characteristics of the state of the investigated crimes related to the personality of the convicted person. The expediency of defining as an object of criminological research, crimes committed by women in the field of road safety, primarily related to violation of traffic rules, is substantiated.

Ключевые слова: преступления, совершаемые женщинами, безопасность дорожного движения, нарушение правил дорожного движения.

Keywords: crimes committed by women, road safety, violation of traffic rules.

Хотя в реальной действительности преступность характеризуется как совокупность различных актов индивидуального поведения, совершаемых стихийно, по своей природе она является целостным образованием, которому

присущи общие свойства, определенные системообразующие связи и закономерности. Преступность как системное, относительно массовое и устойчивое явление можно измерить с помощью различных статистических показателей [1, с. 35, 37; 2, с. 6-10]. Эффективное противодействие преступности требует наличие соответствующих достоверных данных о ее реальных масштабах и состояния. Максимально полная и достоверная информация об уровне и состоянии преступности в стране позволяет выработать и реализовать эффективную криминологическую политику и минимизировать уровень преступности [3, с. 48].

В практической деятельности состояние преступности рассматривается как широком, так и в узком смыслах. В широком смысле под состоянием преступности понимается вся совокупность ее количественно-качественных показателей. В узком смысле под состоянием преступности понимается зарегистрированная на определенной территории и за определенный период времени преступность [4, с. 75-114]. Исследование состояния преступности осуществляется на основании изучения данных статистического учета количества выявленных фактов совершения преступлений, а также - лиц их совершивших; изучения материалов судебно-следственной практики и иных эмпирических данных.

К сожалению, как отмечает А.Н. Игнатов, свойственные многим странам недостатки ведомственной системы учета преступности, прежде всего, органов внутренних дел, в значительной мере обусловленные несовершенством самих форм статистической отчетности (из-за недостатков архитектоники и несогласованность их различных форм и показателей между собой) и методики учета преступности, не позволяют надлежащим образом вести учет тех или иных проявлений преступности, анализировать криминологическую информацию и отображать адекватную криминогенную «картину» [5, с. 6, 26].

Отсутствие в ведомственных статистических учетах показателей относительно преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, обусловливает необходимость обратиться к анализу официальной статистической информации о количественных показателях рассмотрения судами дел в порядке уголовного производства, прежде всего, данных о лицах, осужденных по приговорам суда по данному виду преступлений. Показатели судимости позволяют оценить как уровень криминализации общества и состояние преступности в нем, так и эффективность работы правоохранительной системы в части выявления, расследования и привлечения к ответственности виновных лиц по различными видам преступлений.

В отличие от статистической информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, другие формы статистической отчетности (в частности, первичный статистический учет выявленных фактов преступлений, а также - лиц, их совершивших, осуществляемый МВД России и иные формы, формируемые на его основе) не дают возможности в полном объеме и на надлежащем уровне исследовать криминологическую характеристику преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации

транспортных средств, совершенных женщинами. Так, в соответствии с формой федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» [6] учет показателей по преступлениям в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств осуществляется с 2012 года (максимально доступные данные). При этом за 2012-2013 гг. доступна лишь общая информация о совершенных преступлениях по разделу 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». За период времени с 2014 по 2016 годы данная форма статистического наблюдения содержит сведения о количестве преступлений, совершенных по ч.ч. 1-2 ст. 264 УК РФ и отдельно по ч.ч. 3-6 ст. 264 УК РФ. В 2017-2018 гг. структура сведений, содержащихся в указанной форме, изменилась: помимо количества преступлений, предусмотренных ч.ч. 1-2 ст. 264 УК РФ и отдельно ч.ч. 3-6 ст. 264 УК РФ, в нее включены сведения о количестве совершенных преступлений по ст. 264.1 УК РФ. Также необходимо отметить, что Раздел 4 - «Сведения о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц» данной формы статистического наблюдения не содержит информации о количестве преступлений, совершенных женщинами.

Анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [7] о числе осужденных по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта позволил дать следующую оценку состояния преступлений в сфере безопасности дорожного движения, в том числе, совершаемых женщинами.

За период с 2009 по 2018 гг. за преступления в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств осуждено 352 342 человек, из них: за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ) - 236 человек; за нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ) - 9 человек; за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) - 118 804 человек; за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) -232 526 человек; за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ) -37 человек; за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) - 7 человек; за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ) - 5 человек; за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ) - 718 человек.

Следует отметить, что наибольший показатель по количеству осужденных лиц - 232 526 человек (66% от всех лиц, осужденных по данной категории деяний) приходится на лиц, совершивших нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). При этом датой начала действия данной уголовной нормы является 01.07.2015 года, в связи с чем, корректным является определение

показателей состояния преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств за период с 2015 по 2018 гг.

Общее количество лиц, осужденных за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств за период с 2015 по 2018 гг. составляет 272 268 чел. В структуре преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств следует выделить: нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ), на долю которого приходится 85,4% осужденных лиц; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) - 14,5%; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ) -0,04%; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ) - 0,04%; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ) - 0,01%; нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ) - 0,003%; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) -0,003%; действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ) - 0,002%.

Таким образом, за период с 2015 по 2018 гг. в структуре преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств существенно преобладают и при этом имеют тенденцию к росту такие преступления, как нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). На втором месте по доле в общей структуре находится нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), при этом наблюдается тенденция постепенного снижения уровня судимости за данное преступление. Последнее может свидетельствовать об эффективности профилактического воздействия введения уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ.

Кроме того, на протяжении анализируемого периода имеет место снижение уровня таких преступлений, как:

- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ);

- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ);

- недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ );

- нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ);

- действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ).

Хотя, исходя из уровня судимости, общая (суммарная) доля указанных деяний в структуре преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств составляет 0,098%. Указанное свидетельствует о позитивных изменениях состояния преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

За период с 2013 по 2018 годы из общего количества лиц, осужденных за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, 9,9% (11021 человек) составили женщины. При этом наибольшие количество женщин по отношению к мужчинам (50% от общего количества осужденных лиц) осуждено за нарушение требований в области транспортной безопасности, повлекшие, по неосторожности, причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 2 ст. 263.1 УК РФ). Однако следует отметить, что столь высокий показатель обусловлен тем, что за данное преступление на протяжении указанного периода было осуждено всего два человека.

Исходя из анализа судебной статистики, за указанный период женщинами, преимущественно, совершались такие преступления, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ) и нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 268 УК РФ), за которые, соответственно, к ним были применены меры уголовно-правового воздействия. Так, осужденные по ч. 1 ст. 264 УК РФ женщины составляют 8,5% от общего числа лиц, осужденных по данной категории преступлений; по ч. 3 ст. 268 УК РФ - 7,7%. Следует также отметить, что доля женщин среди лиц, подвергнутых административному наказанию и совершивших нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, за 2013-2018 годы составляет 2,6% общего числа лиц, осужденных по данной категории преступлений.

Довольно редко за указанный период женщины были осуждены:

- за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст.

263 УК РФ) - 2% от общего количества лиц, осужденных по указанной статье;

- за нарушение правил дорожного движение и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст.

264 УК РФ) - 1,3%;

- за нарушение правил дорожного движение и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ) - 1,2%;

- за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 268 УК РФ) - 1% соответственно.

Наименьшее количество женщин осуждено за указанный период за совершение таких преступлений в сфере безопасности дорожного движения, как:

- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ) - 0,9%;

- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ) - 0,5%;

- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ч. 1 ст. 268 УК РФ) - 0,4%;

- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ) - 0,2%.

Указанные показатели, а также тот факт, что по иным составам преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств не было осуждено ни одной женщины, на наш взгляд, обусловлен, прежде всего, гендерной спецификой сферы трудовой деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также -психофизиологическими особенностями женщин и обусловленной ими спецификой их криминальной активности.

Так, как утверждает Д.О. Кузьменко, преимущество среди лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, связанные с наездами на пешеходов, мужчин (97%), обусловлена тем, что женщины в 50 раз меньше чем мужчины употребляют спиртные напитки, в 10 раз больше стремятся к порядку и соблюдению требования законов, в том числе, действующие в сфере безопасности дорожного движения [8, с. 14].

Исходя из анализа статистических данных за анализируемый период, структуру преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых женщинами, определяют такие группы преступных деяний, как:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 КУ РФ);

2) нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ);

3) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ);

4) нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ);

5) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).

Количественный анализ позволяет сделать вывод о том, что в структуре преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых женщинами, преобладают такие деяния, как: нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) - 65,41% и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) - 34,21%.

Доля же таких деяний, как:

- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 КУ РФ);

- нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ), незначительна и составляет в структуре преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых женщинами - 0,04%, 0,01% и 0,05%, соответственно.

Очевидно, что ввиду малозначительных показателей доля указанных преступлений в структуре рассматриваемых преступлений мала и существенного влияния на общую их криминологическую характеристику не оказывает.

За период с 2013 по 2018 годы из общего количества лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере безопасности дорожного движения, 9,9% (11021 человек) составили женщины. Количественный анализ позволяет сделать вывод о том, что в структуре преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых женщинами, преобладают такие деяния, как: нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) - 65,41% и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) - 34,21%.

С учетом изложенного, целесообразно в качестве объекта криминологического исследования рассматривать, прежде всего, преступления совершаемые женщинами в сфере безопасности дорожного движения.

Непосредственно структуру преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, определяют следующие деяния:

1) нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) - 65,9%;

2) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ) - 26,4%;

3) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или

эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ) - 4,7%;

4) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, или сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 2 ст. 264 УК РФ) - 1,5 %;

5) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ) - 0,7%;

6) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, или сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 4 ст. 264 УК РФ) - 0,6 %;

7) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, или сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 6 ст. 264 УК РФ) -0,04 %.

Таким образом, в структуре преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, преобладают такие преступные деяния, как управление транспортным средством:

а) лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

б) лицом имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой ст. 264 УК РФ, а также нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (реже смерть человека).

Анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о числе осужденных по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта позволяет также определить некоторые характеристики состояния преступлений, совершаемых женщинами в сфере безопасности дорожного движения, относящиеся к личности осужденного.

В частности, за период с 2014 по 2018 годы из общего количества женщин, осужденных за совершение преступлений в сфере безопасности

движения и эксплуатации транспортных средства, 1,4% (150) составили беременные женщины.

Относительно соотношения доли беременных женщин к общему числу осужденных женщин за конкретные составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, данное соотношение таково:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ) - 1,6%;

2) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 2 ст. 264 УК РФ) - 2,2%;

3) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 268 УК РФ) - 1,6%;

4) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 4 ст. 264 УК РФ) - 3,3%;

5) нарушение правил дорожного движение и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 5 ст. 268 УК РФ) - 1,4 %;

6) нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) - 1,1%.

Таким образом, беременные женщины совершают преступления, связанные, преимущественно, с нарушением правил дорожного движения. Так, беременные женщины составляют 1,6% осужденных женщин по ст. 264 УК РФ (при этом наибольшая их доля приходится на деяния, связанные с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека - 2,2%, а также смерти человеку - 3,3%) и 1,1% осужденных женщин по ст. 264.1 УК РФ.

За период с 2014 по 2018 годы из общего количества женщин, осужденных за совершение преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 5,2% (583) составили женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет.

При этом женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, осуждено за:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ) - 5,4%;

2) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 2 ст. 264 УК РФ) - 7,4%;

3) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 268 УК РФ) - 8,9%;

4) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 4 ст. 264 УК РФ) - 6,6%;

5) нарушение правил дорожного движение и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 5 ст. 268 УК РФ) - 9,8 %;

6) нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) - 4,8%.

Таким образом, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, совершают преступления, связанные преимущественно с нарушением правил дорожного движения: 7,4% от общего числа осужденных женщин по ст. 264 УК РФ (при этом наибольшая их доля приходится на деяния, связанные с причинением по неосторожности смерти двум и более лицам - 9,8%, а также смерти человеку -8,9%) и 4,81% осужденных женщин по ст. 264.1 УК РФ.

Также, следует учитывать, что за период с 2014 по 2018 годы из общего количества женщин, осужденных за совершение преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 0,2% (21), составили несовершеннолетние лица. При этом наибольшее количество несовершеннолетних (25 %) осуждено за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения либо, сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 6 ст. 264 УК РФ). На втором месте среди совершаемых несовершеннолетними женщинами преступлений находится нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряженное с оставлением места его совершения (ч. 4 ст. 264 УК РФ) - 8,2%. Также, имеет место незначительная доля несовершеннолетних женщин, осужденных за преступления, предусмотренные: ч. 2 ст. 264 УК РФ - 3,7 % несовершеннолетних женского пола из общего числа осужденных данной категории преступлений женщин; ч. 5 ст. 264 УК РФ -1,4%; ч. 3 ст. 264 УК РФ - 0,7%; ч. 1 ст. 264 УК РФ - 0,1%; ст. 264.1 УК РФ -0,03%.

Как можем видеть, доля преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенных несовершеннолетними, в структуре «женской преступности» данного вида незначительна, что объективно обусловлено, прежде всего, спецификой субъекта преступлений данной категории. Однако следует отметить, что при незначительной доле несовершеннолетних от общего числа женщин, осужденных за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (0,5%), ими совершаются наиболее тяжкие преступления, повлекшие по неосторожности причинение смерти одному (ч. 4 ст. 264 УК РФ - 8,2%) или нескольким лицам

(ч. 6 ст. 264 УК РФ - 25%), совершенные в состоянии опьянения, либо сопряженные с оставлением места его совершения преступления.

Следует отметить, что динамика преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенных рассмотренными категориями лиц женщин (беременными, имеющими детей в возрасте до 3 лет, а также несовершеннолетними), в целом, соответствует динамике преступлений данной категории, совершаемых женщинами.

Таким образом, осуществленный анализ позволяет сделать следующие выводы. Проблемы установления и ограниченность характеристик состояния преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, обусловлены несовершенством ведомственных и федеральных статистических учетов преступлений данного вида.

За период с 2009 по 2018 гг. за преступления в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств осуждено 352 342 человек. В структуре преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств существенно преобладают и при этом имеют тенденцию к росту такие преступления, как нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). На втором месте по доле в общей структуре находится нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), при этом наблюдается тенденция постепенного снижения уровня судимости за данное преступление. Последнее может свидетельствовать об эффективности профилактического воздействия введения уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ. Также, о позитивных изменениях состояния преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств свидетельствует, исходя из уровня судимости, стабильное снижение уровня иных видов преступлений, предусмотренных Главой 27 УК РФ, общая (суммарная) доля которых не превышает 0,3%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За период с 2013 по 2018 годы из общего количества лиц, осужденных за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, 9,9% (11021 человек) составили женщины. При этом в структуре совершаемых ими преступлений преобладают такие деяния, предусмотренные ст. 264.1 УК РФ - 65,41% и ст. 264 УК РФ - 34,21%. Указанное выше определяет целесообразность определения в качестве объекта криминологического исследования, прежде всего, преступлений, совершаемых женщинами в сфере безопасности дорожного движения.

Непосредственно структуру преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, определяют следующие деяния, предусмотренные:

1) ст. 264.1 УК РФ - 65,9%;

2) ч. 1 ст. 264 УК РФ - 26,4%;

3) ч. 3 ст. 264 УК РФ - 4,7%;

4) ч. 2 ст. 264 УК РФ)- 1,5 %;

5) ч. 5 ст. 264 УК РФ - 0,7%;

6) ч. 4 ст. 264 УК РФ - 0,6 %;

7) ч. 6 ст. 264 УК РФ - 0,04 %.

Изменения в динамике преступлений в сфере безопасности движения, совершенных женщинами, соответствуют трендам, имеющим место в динамике преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, в целом.

Вызывает тревогу то обстоятельство, что каждое пятнадцатое преступление в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств совершается беременными женщинами (1.4%) или женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет (5,2%). При этом ими, как и женщинами, в целом, ими совершаются преступления, связанные, преимущественно, с нарушением правил дорожного движения. При незначительной доле несовершеннолетних от общего числа женщин, осужденных за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (0,5%), ими совершаются наиболее тяжкие преступления, повлекшие по неосторожности причинение смерти одному (ч. 4 ст. 264 УК РФ - 8,2%) или нескольким лицам (ч. 6 ст. 264 УК РФ - 25%), совершенные в состоянии опьянения, либо сопряженные с оставлением места его совершения преступления.

Литература:

1. Криминология: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.И. Авдийского, Л.А. Букалеровой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018.

2. Игнатов А.Н. Понятие общеуголовной преступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1 (39). С. 6-10.

3. Игнатов А.Н. Об уровне преступности и деятельности правоохранительных органов (часть 1) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 27. С. 48-59.

4. Ольховик Н.В., Прозументов Л.М. Оценка состояния преступности в томской области // В книге: Региональные проблемы общественной безопасности. Агибалов Г.П., Карелин Д.В., Ольховик Н.В., Прозументов Л.М., Рощина И.В. и др. Редактор: Л.М. Прозументов / Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет. Томск, 2013. С. 75-114.

5. Игнатов А.Н. Убийство: криминолого-статистическое исследование: Монография. Симферополь: «Крымучпедгиз», 2012.

6. Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений. Форма федерального статистического наблюдения №4-ЕГС / Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное организационно-аналитическое управление. Управление правовой статистики // [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics

7. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации (2013-2018 гг.). Форма № 10-а. / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. cdep.ru

8. Кузьменко Д.О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: дис. ...канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

Literature:

1. Criminology: a textbook for academic undergraduate / ed. V.I. Avdiyskogo, L.A. Bukalerovoy. 2nd ed., Revised. and add. M.: Yurayt Publishing House, 2018.

2. Ignatov A.N. The concept of common crime // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 1 (39). S. 6-10.

3. Ignatov A.N. On the level of crime and the activities of law enforcement agencies (part 1) // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2012. No. 27. S. 48-59.

4. Olkhovik N.V., Prozumentov L.M. Assessment of the state of crime in the Tomsk region // In the book: Regional problems of public safety. Agibalov G.P., Karelin D.V., Olkhovik N.V., Prozumentov L.M., Roshchina I.V. et al. Editor: L.M. Prozumentov / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Tomsk State University. Tomsk, 2013.S. 75-114.

5. Ignatov A.N. Murder: Criminological and Statistical Research: Monograph. Simferopol: Krymuchpedgiz, 2012.

6. Information about the state of crime and the results of the investigation of crimes. Form of federal statistical observation No. 4-EGS / Prosecutor General of the Russian Federation. The main organizational and analytical department. Office of legal statistics // [Electronic resource]. URL: http://crimestat.ru/analytics

7. Report on the number of convicted persons for all crimes of the Criminal Code of the Russian Federation (2013-2018). Form No. 10-a. / Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation // Electronic resource. URL: http://www. cdep.ru

8. Kuzmenko D.O. Criminological analysis of traffic crimes related to pedestrian collisions: dis. ... cand. legal sciences. Tambov, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.