УДК: 343.346.2 ББК: 67.408
СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ПОВЫШЕННУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
СТ. 264 УК РФ
ГУЛЬНАЗ ШАМИЛОВНА АЮПОВА,
адъюнкт очной формы обучения адъюнктуры Уральского юридического института МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected] Научный руководитель: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Р.А. Базаров Рецензент: начальник кафедры уголовного права УрЮИ МВД России кандидат юридических наук, доцент А.Н. Пашнин
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Дается уголовно-правовая оценка состояния опьянения водителя при квалификации преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Негативные последствия дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в состоянии опьянения, обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательства в целях более действенного противодействия преступлениям данного вида.
Ключевые слова: преступление, опьянение, водитель, освидетельствование, алкоголь, нарушение правил дорожного движения.
Annotation. Article is devoted to a criminal legal treatment of a state of intoxication of the driver at qualification of criminal violations of the rules of traffic and operation of vehicles. Negative consequences of the road accidents made in a state of intoxication cause need of continuous improvement of the legislation for more effective counteraction to crimes of this look.
Keywords: crime, intoxication, driver, survey, alcohol, traffic violation of the rules.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения повышает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в результате которых нередко наступают общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо смерти. Ежегодно на дорогах России по вине нетрезвых водителей погибает около 2 000 человек, кроме того около 18 000 человек получают ранения, то есть вследствие управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, каждые 45 минут погибает один человек [1].
Повышенная общественная опасность преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершаемых в состоянии опьянения, отмечена законодателем. Так,
состояние опьянения водителя является квалифицирующим обстоятельством ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ. Кроме того, согласно ст. 264.1 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, в случае, когда это лицо либо ранее было подвергнуто административному наказанию за совершение правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 или 3 ст. 12.8 или ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), либо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ.
Законодателем введены квалифицированные виды преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, в целях ужесточения наказания за их совершение, а
также в целях единообразного подхода к применению уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Статистические данные свидетельствует о масштабах проблемы «пьяной преступности», каждое третье преступление в России совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения [2]. Однако, по общему правилу, в соответствии с ч. 1.1 ст. 63 УК РФ, факт нахождения виновного лица в состоянии опьянения в момент совершения преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может быть признан обстоятельством, отягчающим наказание, то есть оценивается по усмотрению суда. Таким образом, изменения внесены только в ст. 264 УК РФ, что приводит к диссонансу Общей и Особенной частей УК РФ.
Под опьянением в уголовном праве принято понимать «состояние, при котором вменяемое лицо не в полной мере осознает фактический характер и (или) общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководит ими в результате осознанно-волевого употребления алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ» [3, с. 71].
Согласно приложению № 2 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 933н, признаками опьянения признаются изменения психической деятельности (неадекватное поведение, эмоциональная неустойчивость, замедление темпа мышления и т.п.) и нарушения двигательной сферы (двигательное возбуждение, заторможенность, тремор рук и т.п.). Таким образом, алкогольные или спиртосодержащие напитки, наркотические средства или иные одурманивающие вещества угнетающе действуют на центральную нервную систему, что негативно сказывается на способности водителя управлять транспортным средством и выполнять требования правил дорожного движения.
Действие опьяняющих веществ на организм человека зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести вид употребляемых напитков, веществ, средств, их количество, обстоятельства, время потребления и другое, к субъективным: пол, возраст, вес лица, способность организма к выработке тех или иных ферментов и другое.
Известно, что серотонин — химическое вещество, вырабатываемое организмом человека, именуемое «гормон счастья». Достаточный уровень се-
ротонина положительно влияет на эмоциональную устойчивость человека, его восприимчивость к стрессам и двигательную активность. При этом необходимо помнить о том, что как недостаток серотонина, так и его избыток приводят к депрессиям, к нарушению контроля возбудимости, а также могут вызывать панику или агрессию. Алкогольные и спиртосодержащие напитки, а также наркотические средства и иные одурманивающие вещества ускоряют выделение серотонина в организме человека, что провоцирует всплеск агрессивности и импульсивности, приводит к саморазрушительным поступкам, способствует агрессивному стилю вождения. Таким образом, поведение водителя, находящегося в состоянии опьянения, приобретает большую общественную опасность по сравнению с поведением того же лица в нормальных условиях.
Пребывание в состоянии опьянения значительно затрудняет способность лица контролировать свое поведение и влиять на развитие событий. Так, согласно приговору Красногорского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2015 г., С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 264 УК РФ, а именно: в нарушении правил дорожного движения, совершенном лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. С., управляя автомобилем, в условиях светлого времени суток двигался по 408-ому километру автомобильной дороги М-52 со скоростью около 80 км/ч, при этом в пути следования распивал спиртное. Со слов С., он чувствовал себя хорошо, и считал, что может контролировать ситуацию на дороге. Во время движения С., в нарушении горизонтальной дорожной разметки, пересекать которую запрещается, стал выполнять маневр обгона движущегося в попутном с ним направлении автомобиля, выехав на полосу встречного движения. О том, какая разметка была нанесена на дороге, С. не помнит, так как находился в состоянии опьянения. Он увеличил скорость и выехал на полосу встречного движения. Во время выполнения маневра С. под воздействием спиртного на некоторое время уснул и потерял контроль над управлением автомобиля. Продолжая неконтролируемое движение, С. проснулся и увидел перед своим автомобилем двух пешеходов А. и Б., неподвижно стоящих на левой по ходу движения обочине. С. не предпринял своевременную попытку к снижению скорости автомобиля, вследствие чего допустил наезд на пешеходов А. и Б., которые скончались на месте происшествия [4].
Обязательным признаком субъекта преступлений, в том числе предусмотренных ст. 264 УК РФ, является вменяемость. Понятие вменяемости в уго-
ловном законе не раскрывается, А.В. Бриллиантов определяет данный термин как «состояние психики человека, при котором он может адекватно осознавать социальную значимость своих действий, их фактический характер, оценивать возможные последствия своих действий» [5].
Как было сказано выше, наличие состояния опьянения ведет к нарушению способности лица контролировать свое поведение, лицо существенно утрачивает самоконтроль, в его поведении обнаруживаются низменные проявления, которые в трезвом виде сдерживаются. По мнению Б.А. Спасенникова, «состояние опьянения может порождать дефекты эмоциональной и волевой сферы, оказывает влияние на интеллектуальные процессы, определяет уменьшенную сиюминутную способность прогнозировать последствия своих действий (бездействия) и осознанно руководить ими, то есть может играть существенную роль в механизме преступного поведения» [6, с. 71].
В психиатрической и юридической литературе имеется классификация психических расстройств, среди которых в том числе выделяют временные психические расстройства. Как известно, временное психическое расстройство характеризуется тем, что длится определенное, чаще относительно непродолжительное время и заканчивается выздоровлением. Так, согласно ст. 21 УК РФ, лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие временного психического расстройства, не подлежит уголовной ответственности. К временным психическим расстройствам, в том числе относятся алкогольный психоз, белая горячка, патологическое опьянение и т.п. Вопрос о вменяемости виновного должен решаться в каждом конкретном случае специалистами и экспертами в данной области.
Формулировка ст. 264 УК РФ свидетельствует о том, что ч. 1 рассматриваемой статьи включает в себя любое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которое влечет за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности. Учитывая вышесказанное, а также положение п. 2.7 Правил дорожного движения, в соответствии с которым водителю, находящемуся в состоянии опьянения, запрещается управлять транспортным средством, можно сделать вывод, что управление транспортным средством в состоянии опьянения содержит признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. В связи с этим справедливо высказывание В.В. Головко и А.В. Козуна о наличии «противоречия между признаками основно-
го состава преступления и составов с отягчающими обстоятельствами, предусматривающими состояние опьянения», то есть «чч. 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 ст. 264 УК РФ говорят об одном и том же преступлении» [7, с. 23]. В связи с вышеуказанным предлагается исключить ч. 2, ч. 4, ч. 6 из ст. 264 УК РФ, а состояние опьянения включить в перечень обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ).
По мнению многих специалистов уголовного права, в том числе В.Н. Курченко, управление транспортным средством, находящимся в состоянии опьянения, лицом, подвергнутым административному наказанию за совершение правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 или 3 ст. 12.8 или ст. 12.26 КоАП РФ либо имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ, повлекшее указанные в ст. 264 УК РФ последствия, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ и соответствующей частью ст. 264 УК РФ [8, с. 40].
Таким образом, при квалификации деяния по совокупности ч. 2, ч. 4 или ч. 6 ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ, управление лица в состоянии опьянения учитывается дважды, что нарушает положение одного из важнейших принципов уголовного права России — принципа справедливости, согласно которому никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ст. 6 УК РФ), что является недопустимым.
С другой стороны, ст. 264.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лишь для тех водителей, в отношении которых административные меры оказываются недостаточными, то есть для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 или 3 ст. 12.8 или ст. 12.26 КоАП РФ либо имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является общественно вредным деянием, общественную опасность оно приобретает при наступлении общественно опасных последствий. При этом наступившее общественно опасное последствие не всегда объективно характеризует личность виновного, то есть даже малейшая оплошность может привести к гибели людей, в свою очередь совокупность грубых нарушений к таким последствиям может и не привести.
Так, управление транспортным средством в состоянии опьянения является общественно вредным деянием, и общественную опасность оно приобре-
тает, когда совершается повторно, что еще раз подтверждает справедливость вывода о необходимости исключения ч. 2, ч. 4, ч. 6 из ст. 264 УК РФ. В связи с вышеуказанным, вопрос об уголовной ответственности лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения впервые, может быть решен путем включения такого обстоятельства, как совершение преступления в состоянии опьянения, в перечень обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ).
Таким образом, употребление алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркотических средств и иных одурманивающих веществ повышает вероятность совершения преступлений, что свидетельствует о недопустимости рассмотрения состояния опьянения в качестве нейтрального по отношению к наказанию обстоятельства, то есть о необходимости включения совершения преступления в состоянии опьянения в перечень обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ). Кроме того, в целях обеспечения системного подхода к формулированию норм Общей и Особенной частей УК РФ, исключить ч. 2, ч. 4 и ч. 6 из ст. 264 УК РФ.
Литература
1. Статистика ДТП в России [Электронный ресурс]: URL: https:// www.1gai.ru (дата обращения: 06.04.2016).
2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: статистика и аналитика [Электронный ресурс]: URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 19.04.2016).
3. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Определение понятия «опьянения» в уголовном праве // Уголовное право. 2007. № 4. С. 67-71.
4. Приговор Красногорского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]: URL: http://sudact.ru/regular/ doc/ 3E20cVWgCWg8 (дата обращения: 19.04.2016).
5. Бриллиантов А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект. 2015. 1184 с.
6. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Опреде-
ление понятия «опьянения» в уголовном праве. С. 67-71.
7. Головко В.В., Козун А.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: пробелы законодательной конструкции и пути их преодоления // Научный вестник Омской академии МВД России. № 2 (45). 2012. С. 22-25.
8. Курченко В.Н. Применение новой статьи 264.1 УК РФ: разъяснения для практиков // Уголовный процесс. № 9. 2015. С. 38-44.
Reference
1. Statistika DTP v Rossii [Elektronnyy resurs]: URL: https:// www.1gai.ru (data obrashcheniya: 06.04.2016).
2. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: statistika i analitika [Elektronnyy resurs]: URL: https://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics (data obrashcheniya: 19.04.2016).
3. Spasennikov B.A., Spasennikov S.B. Opredelenie ponyatiya «op'-yaneniya» v ugolovnom prave // Ugolovnoe pravo. 2007. № 4. S. 67-71.
4. Prigovor Krasnogorskogo rayonnogo suda Altayskogo kraya ot 22 dekabrya 2015 g. [Elektronnyy resurs]: URL: http://sudact. ru/regular/doc/ 3E20cVWgCWg8 (data obrashcheniya: 19.04.2016).
5. Brilliantov A.V. Ugolovnoe pravo Rossii. Chasti Obshchaya i Oso-bennaya: 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Prospekt. 2015. 1184 s.
6. Spasennikov B.A., Spasennikov S.B. Opredelenie ponyatiya «op'-yaneniya» v ugolovnom prave. S. 67-71.
7. Golovko V.V., Kozun A.V. Narushenie pravil dorozhnogo dvizhe-niya i ekspluatatsii transportnykh sredstv: probely zakonodatel'noy konst-ruktsii i puti ikh preodoleniya // Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii. № 2 (45). 2012. S. 22-25.
8. Kurchenko V.N. Primenenie novoy stat'i 264.1 UK RF: raz"yasne-niya dlya praktikov // Ugolovnyy protsess. № 9. 2015. S. 38-44.