Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ'

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турищева Анна Александровна

На примере Федеративной Республики Германия рассмотрен опыт реализации мер, направленных на достижение целевых показателей в области обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках соответствующих национальных программ на 2011-2020 и 2021-2030 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Турищева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE MEASURES PROVIDED BY THE NATIONAL ROAD SAFETY PROGRAMS OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Using the example of the Federal Republic of Germany, the article examines the experience of implementing measures aimed at achieving targets in the field of road safety within the framework of the relevant national programs for 2011-2020 and 2021-2030.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/l 0.24412/2073-0454-2022-5-258-266 NIION: 2003-0059-5/22-454 MOSURED: 77/27-003-2022-05-653

О реализации мер, предусмотренных национальными программами безопасности дорожного движения Федеративной Республики Германия

Анна Александровна Турищева

Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, Москва, Россия, aturishcheva2@mvd.ru

Аннотация. На примере Федеративной Республики Германия рассмотрен опыт реализации мер, направленных на достижение целевых показателей в области обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках соответствующих национальных программ на 2011-2020 и 2021-2030 гг.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, национальная программа в области безопасности дорожного движения, транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, зарубежный опыт, целевые показатели, реализация мер Для цитирования: Турищева А. А. О реализации мер, предусмотренных национальными программами безопасности дорожного движения Федеративной Республики Германия // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 5. С. 258266. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-258-266.

Original article

On the implementation of the measures provided by the national road safety programs of the Federal Republic of Germany

Anna A. Turishcheva

Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, aturishcheva2@mvd.ru

Abstract. Using the example of the Federal Republic of Germany, the article examines the experience of implementing measures aimed at achieving targets in the field of road safety within the framework of the relevant national programs for 2011-2020 and 2021-2030.

Keywords: road safety, national road safety program, vehicle, traffic accident, foreign experience, targets, implementation of measures

For citation: Turishcheva A. A. On the implementation of the measures provided by the national road safety programs of the Federal Republic of Germany. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):258-266. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-258-266.

В мае 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2011-2020 гг. Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения с целью стабилизации, а затем снижения прогнозируемого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) в мире за счет активизации деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях [6].

Одновременно Европейским советом по безопасности дорожного движения (ETSC)1 в качестве рекомендации странам предложено разработать и принять национальные программы и планы по обеспечению безопасности дорожного движения, которые будут направлены на достижение цели по сокращению количества погибших в ДТП на 50 % к 2020 г. [16].

© Турищева А. А., 2022

Наибольший интерес в плане реализации программных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, представляют страны, чьи усилия привели к значительному снижению относительных показателей в этой области (социальный риск2, транспортный риск3 и иные показатели БДД).

Одной из таких стран является Федеративная Республика Германия, которая добилась значитель-

1 ETSC является независимой некоммерческой организацией, деятельность которой посвящена сокращению смертельных случаев и травм на транспорте в Европе. ETSC был основан в 1993 г. в качестве объективного источника по оказанию консультаций по делам транспортной безопасности Европейской Комиссии и Европейскому Парламенту, и странам-членам Евросоюза

2 Количество погибших на 100 тыс. населения.

3 Количество погибших на 10 тыс. транспортных средств.

JURISPRUDENCE

ных успехов в снижении уровня дорожно-транспортного травматизма, а также в настоящее время входит в группу стран с самыми низкими показателям безопасности дорожного движения.

Социальный риск в стране с 2010 по 2020 гг. снизился на 26,7 % (с 4,5 до 3,3), транспортный риск — на 26,6 % (с 0,7 в 2010 г. до 0,5 в 2019 г.). В период с 2010 по 2020 гг. в Германии количество погибших в ДТП сократилось на 25 %.

Федеративная Республика Германия входит в группу стран с высоким уровнем дохода, площадь страны составляет 357 578 км2, население — 83 166 711 человек, протяженность дорог — 645 тыс. км [20], в 2020 г. количество зарегистрированных транспортных средств составило 58 158 344 (из них легковых — 47 715 977) [21].

В Германии ответственность за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения возложена на Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры (BMDV)4. BMDV отвечает за разработку и контроль национальных стратегий безопасности дорожного движения, включая национальные программы действий по обеспечению безопасности дорожного движения, а также за реализацию поставленных в этих документах целей.

С 2007 г. в Германии [22] в качестве ключевого подхода в области безопасности дорожного движения используется программа Vizion Zero5. В настоящее время данным подходом в своей работе руководствуются Немецкий совет по безопасности дорожного движения6 и Немецкая служба безопасности дорожного движения7, а также почти все федеральные правительства страны.

В рамках Десятилетия действий в Германии принята национальная программа безопасности дорожного движения на 2011-2020 гг. (далее — Программа 2011-2020, Программа), направленная на обеспечение безопасной и устойчивой мобильности для всех участников дорожного движения.

Основная цель Программы заключалась в сокращении за период 2011-2020 гг. количества погибших в результате ДТП на 40 %. Данный показатель установлен с учетом цели ЕС по сокращению смертности на 50 %. Программой поставлены конкретные цели для каждой федеральной земли Германии.

Программа 2011-2020 включала три сферы деятельности: «человек», «инфраструктура» и «техника», в каждую из которых входил перечень конкрет-

ных мероприятий. Наибольшее внимание уделялось оказанию содействия лицам с ограниченными возможностями путем беспрепятственного доступа к транспортной инфраструктуре; формированию культуры поведения, характеризующейся ответственным отношением и взаимным уважением всех участников дорожного движения; продвижению технических инноваций немецкой автомобильной индустрии [4].

Рассмотрим наиболее важные инициативы.

В 2017 г. принят закон о судебном преследовании водителей, участвующих в незаконных гонках, до принятия которого участие в них рассматривалось как административное правонарушение. С июля 2017 г. любое участие в незаконных гонках на дорогах общего пользования рассматривается как уголовное преступление, предусматривающее ответственность в виде штрафа или лишения свободы сроком до двух лет. Если в результате расследования будет доказано, что участие в незаконных гонках было сопряжено с угрозой жизни других лиц, срок назначения наказания в виде лишения свободы правонарушителя может составлять до пяти лет. Если в результате таких гонок совершено ДТП, в котором человек погиб или был серьезно травмирован — срок лишения свободы достигает десяти лет.

Правилами дорожного движения увеличена минимальная дистанция до 1,5 м в населенных пунктах и до 2 м вне населенных пунктов для транспортных средств грузоподъемностью свыше 3,5 т перед совер-

4 Bundesministerium ft>r Digitales und Verkehr, BMDV.

5 На государственном уровне программу «Vision Zero» впервые приняли в октябре 1997 г. в стране разработки — Швеции. В основе программы лежат два этических принципа: нетерпимость к гибели или тяжелому травмированию людей и недопустимость отношения к подобным авариям как к неизбежному злу автомобилизации. Благодаря этому программа также получила название «принцип нулевой терпимости». Концепция возлагает ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей, которые обязаны учитывать человеческий фактор на этапе строительства, минимизировав вероятность ДТП. Предположительно, «человек несовершенен», он может ошибаться за рулем, а, будучи пешеходом, склонен выбирать способ перемещения, безопасный лишь на его субъективный взгляд. Проектировщики должны заботиться в первую очередь о безопасности и удобстве улиц для всех участников дорожного движения, а не о скорости и удобстве передвижения.

6 Deutsche Verkehrssicherheitsrat e. V. (DVR).

7 Deutschen Verkehrswacht e.V. (DVW).

шением обгона пешеходов, велосипедистов или электросамокатов.

Снижена скорость до 11 км/ч при совершении транспортными средствами грузоподъемностью свыше 3,5 т поворота направо в населенных пунктах.

Основной причиной ДТП в Германии, как и во многих других странах, является превышение скоростного режима. В 2019 г. в результате ДТП по этой причине погибло 963 человека (32 % от всех участников дорожного движения), 53 687 получили ранения, 13 769 из которых — тяжелые [23].

Для борьбы с нарушителями скоростного режима усилены санкции: для водителей, превысивших скорость более чем на 20 км/ч в городе и более чем на 25 км/ч за его пределами, предусмотрена ответственность в виде запрета права на управление транспортным средством (далее — ТС) на один месяц. Вдвое увеличился штраф (с 10 до 20 евро) за превышение скоростного режима на 10 км/ч.

Усилена ответственность за некоторые правонарушения, например, использование смартфонов или планшетов во время управления ТС, блокирование аварийной полосы движения в случае ДТП или игнорирование специальных сигналов автомобилей экстренной помощи.

В Германии до 2017 г. движение на велосипеде по пешеходным дорожкам было разрешено только детям, а с 2017 г. введено разрешение на передвижение и для взрослых людей, сопровождающих ребенка на велосипеде. Кроме того, в этом же году для передвижения на электрических велосипедах установлено скоростное ограничение до 25 км/ч на специальных велосипедных дорожках внутри городских районов и на всех велосипедных дорожках за пределами города.

BMDV в 2018 г. предоставило федеральным землям финансирование в размере 25 млн евро для строительства высокоскоростных велосипедных маршрутов, что позволило увеличить велосипедные зоны на территории всей страны. В «велосипедных зонах», пересекающихся с дорогами общего пользования, скорость передвижения ТС ограничена до 30 км/ч.

С 2019 г. в Германии в дорожном движении могут участвовать электроскутеры (электросамокаты) только с максимальной разрешенной скоростью 20 км/ч. Движение электросамокатов допускается только по специальным велосипедным полосам на проезжей части, а также по специально организованным вело-

дорожкам вне проезжей части, при отсутствии которых данные средства передвижения могут двигаться по проезжей части, движение по пешеходным дорожкам и в пешеходных зонах запрещено. Минимальный разрешенный возраст для передвижения на электросамокатах составляет 14 лет, ношение шлема не обязательно. Гироскутеры и другие небольшие электромобили без рулевого управления и удерживающих устройств к дорожному движению не допускаются.

На протяжении всего периода действия Программы 2011-2020 проводились научные исследования и испытания возможности использования искусственного интеллекта для регулирования транспортных потоков и повышения уровня безопасности дорожного движения.

В соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/40/ЕС от 7 июля 2010 г. и Законом об интеллектуальных транспортных системах в области дорожного движения от 20 июня 2013 г. внедрены соответствующие интеллектуальные транспортные системы (далее — ИТС)8.

В 2017 г. принят закон о регулировании деятельности в сфере автоматизированного вождения и правовом равенстве водителя и компьютера. В результате, высоко и полностью автоматизированные системы вождения смогут в ближайшем будущем полностью взять на себя задачу управления ТС.

Реализация положения Директивы ЕС от 27 ноября 2019 г. № 2019/2144 позволит в период с 2022 по 2029 гг. реализовать поэтапное введение требований для новых ТС о наличии в них ряда технологических средств, направленных на повышение безопасности дорожного движения, среди которых системы экстренного торможения, удержания в полосе движения, интеллектуальный круиз-контроль (автоматическая

8 Cooperative Intelligent Transport Systems (C-ITS) — инновационная система, призванная обеспечить безопасность на немецких дорогах на основе объединения в сеть всех участников дорожного движения с функцией передачи ТС информации о текущей дорожной обстановке и возможных опасных ситуациях в режиме реального времени через WLANp и точным указанием месторасположения. Взамен ТС должны предоставлять информацию непосредственно в центр управления дорожным движением, например, о препятствиях или ДТП на пути следования. Таким образом, управление транспортным потоком становится еще более дифференцированным, эффективным и быстрым. Результат — увеличение безопасности, снижение количества ДТП, оптимизация использование дорожной сети, уменьшение заторов и выбросов CO2.

jjÉiSk.

-^pr-

Рис. 1. Количество погибших в ДТП в Германии (2010-2020 гг.)

корректировка скорости в соответствии с действующими на конкретном участке дороги ограничениями), автоматическое предупреждение водителя о снижении уровня его внимательности, оснащение грузовых автомобилей и автобусов системами предупреждения о рисках столкновения.

Подводя итог реализации Программы 2011-2020 необходимо отметить, что в 2020 г. в Германии произошло 264 499 ДТП с пострадавшими, в результате которых погибло 2719 человек, что на 25,5 % меньше показателей 2010 г. (3648 погибших) [9], ранено 327 550 человек — на 11,7 % меньше, чем в 2010 г. (371 170 раненых) [24].

Стоит отметить, что показатель снижения погибших в ДТП равный 25,5 % — это средний показатель по ЕС за период реализации Десятилетия действий. Так, в Королевстве Испания и Австрийской Республике снижение составило 44,6 и 44,9 % соответственно, во Французской Республике — 36,4 %, в Королевстве Швеция — 23,3 %, Итальянской Республике — 22,9 %, Финляндской Республике — 18,8 %.

В РФ снижение в этот период составило 39,2 % (с 26 576 в 2010 г. до 16 152 в 2020 г.) [1; 2; 4; 5; 7].

Несмотря на предпринятые меры и значительное снижение показателей, Германия не достигла национальной цели по снижению смертности в результате ДТП на 40 %, заявленной в Программе 2011-2020 гг. (см. рис. 1).

Как и другие страны мира, Германия по-прежнему сталкивается со значительными проблемами в области безопасности дорожного движения, в связи с чем в целях закрепления успехов от реализации Программы 2011-2020, а также использования потенциала технического и социального развития, в октябре 2020 г. представлена очередная национальная программа (далее — Программа 2021-2030) безопасности дорожного движения Германии на 2021-2030 гг.9.

В качестве основных задач определены сокращение смертельных случаев в результате ДТП на 40 % к 2030 г., а также значительное снижение числа тяжелораненых (без конкретного показателя).

Программа 2021-2030 напрямую связана с резолюцией ООН 74/299 [12], провозгласившей Второе Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2021-2030) с амбициозной целью сократить смертность и травматизм в результате ДТП во всем мире на 50 % к 2030 г., а также с декларацией Валетта по повышению безопасности дорог [13] и основами политики ЕС в области безопасности дорожного движения на период с 2021 по 2030 гг. — следующие шаги на пути к «Vision Zero» [11].

Будущее определяется долгосрочными процессами социальных изменений, которые окажут значительное влияние на такие сферы, как бизнес, политика, общество и, следовательно, на мобильность и дорожное движение.

На дорожном движении Германии, несомненно, отразятся такие прогнозируемые тенденции, как увеличение в ближайшие годы доли пожилых людей, рост урбанизации и цифровизации, в частности автоматизации ТС и их объединения в ИТС.

Люди становятся движущей силой новых форм мобильности, о чем свидетельствуют внедрение электрических автобусов, предложения по совместному использованию автомобилей и даже микроэлектромобилей, популяризация ходьбы и езды на велосипеде.

Учитывая скорость происходящих в мире изменений, динамику технологических и цифровых разработок, отражающихся на поведении участников дорожного движения, Федеральное правительство Германии планирует каждые два года действия Про-

9 Verkehrssicherheitsprogramm der bundesregierung 2021 bis 2030.

граммы 2021-2030 проводить критический анализ результатов прошедшего периода и на его основе корректировать ход дальнейших действий.

В Программе 2021-2030 отражено более 100 мер в 12 сферах деятельности в области безопасности дорожного движения.

Первая сфера и одновременно обязательное условие реализации указанных мер — совместное сотрудничество и ответственность за безопасную мобильность всех участников дорожного движения, органов власти на федеральном, земельном и местном уровнях, а также частных организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

Большое внимание уделяется международному и межведомственному обмену информацией в области безопасности дорожного движения, в том числе предоставлению правительством целевых грантов на реализацию соответствующих программ, научно-исследовательских разработок.

Программа 2021-2030 включает сферу, касающуюся актуализации правовых документов и технических требований в области безопасности дорожного движения: обновление ПДД Германии10, инструкций по устройству городских дорог, рекомендаций для объектов велосипедного и пешеходного движения, правил для светофоров, загородных дорог и автомагистралей, правил в отношении пассивной и активной безопасности ТС, разработка технических требований к системам помощи водителю, автоматизированным и автономным функциям вождения, пересмотр положений о допуске к управлению ТС после употребления алкогольных, наркотических и лекарственных средств.

Следующая сфера относится к реализации мер по улучшению дорожного климата, в том числе культуры вождения, взаимоотношений между участниками дорожного движения, планирования проектов дорожной инфраструктуры с целью минимизации дорожных конфликтов.

В рамках данной сферы проводятся исследования по изучению причин и последствий отвлечения внимания водителей, пешеходов и велосипедистов, а также выявления состояния фрустрации11 водителей и способов его устранения. Один из подходов заключается в распознавании степени фрустрации водителя на ранней стадии с помощью использования технических датчиков в ТС. В рамках проекта «Распознавание фрустрации в реальном времени для адаптивной автомобильной системы»12 в режиме реального времени

определяется текущая степень фрустрации водителя, влияющая на его концентрацию и безопасность дорожного движения. Чувствительная к эмоциям система М№Е использует камеры и датчики для определения негативных чувств водителя. В автоматическом режиме оцениваются видеозаписи лица, частота сердечных сокращений и размер зрачка. Планируется, что цифровой помощник будет снижать уровень стресса при помощи влияния светлых тонов, успокаивающих запахов, музыки и даже имитации «искусственного пассажира», который сможет выслушать водителя [18].

Отдельный вопрос касается деятельности, направленной на предотвращение ДТП, произошедших в результате наездов на диких животных. Развитие инфраструктуры автомобильного транспорта, в том числе увеличение плотности сети автомобильных дорог, интенсивности движения ТС, повышение скоростного режима, отсутствие боковой видимости полосы отвода являются причинами увеличения количества таких ДТП [8]. В рамках Программы Федеральное правительство Германии планирует разработать комплексную стратегию, направленную на решение проблемы ДТП с дикими животными. Документ будет включать информацию о проведении кампаний по повышению осведомленности об опасности столкновения с дикими животными на дорогах, установке системы предупреждающих знаков в местах их миграции. В рамках федеральной программы «Воссоединение» в существующей сети автомобильных дорог создаются дополнительные переходы для диких животных [19].

Пятая сфера касается автоматизации и цифровых технологий в автомобильном движении. Считается, что развитие технологии автономного вождения будет способствовать сокращению числа пострадавших в ДТП, вызванных человеческим фактором, снижению количества заторов, вредных выбросов в окружающую среду, времени, затраченного на дорогу. Автономное вождение способно обеспечить социальную вовлечен-

10 Straßenverkehrsordnung (StVO).

11 Фрустрация — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи // URL://https://psyc-hology.academic.ru/2793/%D 1 %84%D 1 %80%D 1 %83%D 1 %8

1 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F?

12 Real-Time frustration recognition for an adaptive In-Car system (F-RELACS).

JURISPRUDENCE

ность людей, которые не хотят или не могут сами управлять ТС, например, пожилые люди или люди с ограниченными физическими возможностями13.

Федеральный научно-исследовательский институт автомобильных дорог Германии14 разрабатывает требования и методы оценки функциональности автоматизированных ТС для их безопасного внедрения в дорожную сеть с целью минимизации аварийности и обеспечения безопасности остальных участников дорожного движения. Текущие аспекты включают требования к автономным автобусам, автоматическому рулевому управлению. Апробируется пилотный проект по использованию дистанционно-управляемых роботов-курьеров на дорогах общего пользования.

Федеральное правительство поддерживает развитие систем помощи водителю, установленных в легковых и грузовых ТС, мотоциклах и автобусах, что способствует повышению уровня автоматизации и является важным элементом повышения безопасности дорожного движения.

В планах федерального правительства установка «алкоблокираторов» на ТС водителей, ранее совершавших правонарушения в состоянии опьянения [3].

Использование ТС с низким уровнем шума, в частности электромобилей, требует применения дополнительных систем безопасности в целях привлечения к ним внимания других участников дорожного движения. В связи с чем планируется дальнейшее развитие специальных предупреждающих акустических систем для их установки на указанные ТС15.

В сфере грузоперевозок и логистики особое внимание будет уделено соблюдению установленного законом режима труда и отдыха водителей большегрузного транспорта. В качестве основной меры планируется увеличить на 30 % количество парковочных мест для грузового транспорта на федеральных трассах с возможностью использовать ИТС для оптимизации поиска доступного парковочного места.

Важным вкладом в повышение безопасности дорожного движения является установка на грузовых ТС и автобусах систем помощи водителю при повороте направо на дорогах с выделенной полосой для велосипедного движения.

Одной из основных сфер деятельности Программы 2021-2030 является популяризация использования велосипедов как наиболее экологически чистого вида транспорта. Учитывая ожидаемое увеличение интенсивности велосипедного движения,

необходимо предотвратить возможный рост количества ДТП с участием данного вида транспорта. В 2020 г. погибло 425 велосипедистов, что на 4,5 % меньше показателя 2019 г. (445 погибших). Ранено 91 847 — на 5,4 % больше, чем в 2019 г. (86 897) [24].

Центральное место в обеспечении высокого уровня безопасности дорожного движения при езде на велосипеде занимает безопасная дорожная инфраструктура, в том числе необходимость расширения инфраструктуры велосипедного движения. Этого можно достичь путем планирования дорожной сети с велодорожками, безопасного проектирования зон пересечения автомобильного и велосипедного движения, разделения указанных потоков. В рамках программы BMDV «Город и сельская местность», целью которой является создание привлекательной и безопасной инфраструктуры для велосипедистов, планируется создать новые велосипедные дорожки.

Отмечено также, что, начиная со средней школы, необходимо на протяжении всей жизни обучаться безопасной езде на велосипеде, изучать устройство рулевой колонки и тормозной системы, знать об обеспечении безопасности при перевозке детей, о необходимости использования приборов дополнительного освещения велосипеда в темное время суток, носить велосипедный шлем.

В целях пропаганды безопасной езды на велосипеде BMDV исследует возможности внедрения приложений виртуальной реальности, в том числе очков виртуальной реальности, с помощью которых участники дорожного движения могут виртуально ощутить опасность ДТП, почувствовать испуг от внезапно открывшейся двери автомобиля на пути следования или от столкновения на повороте.

Одной из сфер Программы 2021-2030 является обеспечение безопасности детей и подростков на дорогах.

13 «План исследований в области автономного вождения». Aktionsplan Forschung für autonomes Fahren. Ein übergreifender Forschungsrahmen von BMBF, BMWi und BMVI. 2019.

14 Bundesanstalt für Straßenwesen (BASt).

15 Акустическая система оповещения ТС (Acoustic Vehicle Alert System, (AVAS) — система звукового оповещения для ТС с низким уровнем шума, особенно для электромобилей. Это искусственно созданный звук, имитирующий звук двигателя внутреннего сгорания и издаваемый на низких скоростях для информирования участников дорожного движения о приближении ТС. Высота и частота, тембр и рокот должны показывать, с какой скоростью движется ТС, к какому классу оно относится, ускоряется ли оно в настоящее время или замедляется.

ДТП с участием детей до сих пор являются одной из самых больших проблем в Германии. В среднем каждые 23 мин. в 2020 г. на дороге получал травму ребенок до 15 лет. Всего в 2020 г. в Германии в ДТП попали 22 462 ребенка (-19,8 % по сравнению с 2019 г.). Из них погибло 48 детей, что на 7 % меньше, чем в 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 г. 41,1 % детей, получивших травмы в результате ДТП, —велосипедисты, 32,5 % — пассажиры автомобилей и 20,6 % — пешеходы [15].

Основная задача — информационная поддержка детей о необходимости соблюдения ПДД через воспитателей, учителей, педиатров, полицейских и, прежде всего, самих родителей как главных образцов для подражания. Для этих целей правительством дополнительно профинансирована разработка учебных материалов и проведение семинаров и обучающих курсов.

BASt поддерживает программы «Ребенок и дорожное движение» и «Дети в дороге», которые проводятся в дни дорожной безопасности в детских садах и на родительских вечерах. Программы разъясняют ПДД детям, содержат специальные упражнения на улучшение их восприятия, в том числе в игровой форме, инструкции по использованию велосипедных шлемов, поведению на проезжей части и др.

Кроме того, BASt издает Атлас ДТП, в которых пострадали дети, который позволяет выявлять, анализировать и, при необходимости, устранять места концентрации таких ДТП, а также определять меры безопасности для каждого конкретного места.

Муниципалитетами и федеральными землями Германии разрабатываются планы безопасных школьных маршрутов, включая велосипедные.

BMDV продолжит выпуск журнала для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Капитан Синий Медведь — фантастический учебник по дорожному движению», который выходит уже более 15 лет. Приключенческие истории и красочные головоломки в игровой форме мотивируют детей к изучению ПДД. Журнал выходит один раз в год тиражом 4,5 млн экземпляров, которые бесплатно рассылаются в детские сады и начальные школы, охватывая 85 % целевой аудитории.

Учитывая высокую популярность пеших прогулок в Германии, в Программе 2021-2030 одной из сфер деятельности является безопасность пешеходов всех возрастных групп.

Отдельно BMDV разрабатывает стратегию по повышению безопасности дорожного движения для пешеходов. Поддерживается проект «Безопасное проектирование внутригородских дорог» для улучшения условий пешеходного движения в городах, например, обеспечение хорошей видимости, возможность безопасного перехода для пешеходов.

Следующая сфера, предусмотренная в Программе 2021-2030, — обеспечение безопасности мотоциклистов. После водителей и пассажиров автомобилей, мотоциклисты чаще всего погибают в ДТП в Германии. Так, в 2020 г. погибли 552 мотоциклиста, что на 8,8 % меньше показателя 2019 г. (605 погибших). Ранено 37 663 — на 8,7 % меньше, чем в 2019 г. (41 260) [24]. Несмотря на снижение, показатели по погибшим и раненым мотоциклистам в Германии все еще очень высокие.

BASt проводит исследования по внедрению вспомогательных систем помощи мотоциклистам: экстренного торможения, антиблокировочных тормозных систем, адаптированных к безопасному прохождению поворота, систем стабилизации, а также анализ траекторий движения и критических дорожных ситуаций. Разрабатываются и готовятся к реализации соответствующие тестовые сценарии интеграции современных систем помощи мотоциклистам в программу оценки показателей безопасности ТС Euro NCAP.

На постоянной основе разрабатываются требования к удерживающим системам помощи водителю (защита от наезда на деревья и другие препятствия), к качеству дорожного покрытия (предотвращение скольжения), проводится переоценка уровня безопасности дорожных конструкций (мостовые ограждения, опоры дорожных знаков и рекламных конструкций), а также туннельной инфраструктуры с целью снижения последствий серьезных ДТП, в том числе с участием перевозчиков опасных грузов и ТС с альтернативными двигателями (электромобили).

Своевременное реагирование служб оказания первой помощи после ДТП — наиболее важный аспект в вопросах снижения тяжести их последствий. Федеральное правительство Германии поддерживает разработку мер, направленных на сокращение времени оказания помощи в ДТП, а также оптимизацию аварийно-спасательных работ. Примерами являются использование пилотируемых мультикоптеров в спасательных службах, сканирование маршрута спасения в целях оптимизации оказания помощи, упрощенный

JURISPRUDENCE

доступ к спасательным листам16, что особенно актуально в связи с распространением альтернативных двигателей ТС, новых систем безопасности с использованием особо прочных технических составляющих.

В обеспечении надежного алгоритма аварийно-спасательных работ немаловажную роль играет организация на дорогах спасательной полосы17. В целях повышения осведомленности водителей в этой области на информационных транспарантах на мостах размещается надпись «Спасательная полоса спасает жизни».

Несмотря на значительные достижения в области безопасности дорожного движения и предпринятые меры, количество погибших и раненых на дорогах Германии все еще недопустимо высокое. Реализация программ 2011-2020 и 2021-2030, рассмотренных в статье, еще раз доказывает, что обеспечение безопасности дорожного движения — это результат целенаправленных усилий, требующий повышенного внимания ко многим сферам деятельности, сплоченности и взаимодействия всех заинтересованных сторон, поддержки правительства, международного сотрудничества, создания безопасной мобильности, совершенствования правоприменительной деятельности, глубокого анализа результатов проделанной работы, реализации научных исследований, а также проведения на постоянной основе пропагандистских кампаний, направленных на все категории участников дорожного движения.

Список источников

1. Баканов К. С., Ляхов П. В. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 г. Информационно-аналитический обзор. М. : НЦ БДД МВД России, 2021.

2. Боронина В. С., Линник Т. М. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г. Информационно-аналитический обзор. М. : НЦ БДД МВД России, 2020.

3. Гавренков В. В., Ляхов П. В. Обзор опыта использования автономных технических средств определения уровня содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе (на примере Швеции): сб. науч. трудов ФКУ «НЦ БДД МВД России» по итогам науч.-практ. конф. «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра». М. : НЦ БДД МВД России, 2020. С. 57-69.

4. Информационный обзор: актуальные вопросы международного сотрудничества и современные за-

рубежные практики в области безопасности дорожного движения. Т. 19 плана НИОКР ФКУ «НЦ БДД МВД России» на 2021 г. // А. Д. Гордеева, А. А. Турищева, В. В. Гавренков, М. И. Никитин, В. Л. Расторгуев, В. А. Ясникова, А. А. Архаров.

5. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 г. Информационно-аналитический обзор. М. : НЦ БДД МВД России, 2021.

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/64/255 от 10 мая 2010 г.

7. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 гг. Аналитический обзор. М. : НЦ БДД МВД России, 2021.

8. Турищева А. А. О предупреждении дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных в Российской Федерации: сб. науч. трудов «Безопасность дорожного движения» / под общ. ред. Д. В. Митрошина. 2020. № 19. С. 208-219.

9. 15th Annual Road Safety Performance Index (PIN) Report, European Transport Safety Council, 2021.

10. Aktionsplan Forschung für autonomes Fahren. Ein übergreifender Forschungsrahmen von BMBF, BMWi und BMVI. 2019.

11. Commission staff working document. EU Road Safety Policy Framework 2021-2030 — Next steps towards «Vision Zero». European Commission (2019).

12. Resolution adopted by the General Assembly on 31 August 2020. A/RES/74/299.

13. Road safety endorsing the Valletta Declaration (2017).

14. Verkehrssicherheitsprogramm der bundesregierung 2021 bis 2030.

16 Спасательный лист (Rescue sheet) — предназначенный для спасателей при работе на месте ДТП лист бумаги формата A4 с распечатанной на нем цветной схемой расположения в ТС деталей и узлов, представляющих потенциальную опасность. На листе точно указаны места, где легче всего разрезать пострадавшее ТС. Спасательный лист рекомендуется всегда возить с собой, закрепив его под солнцезащитным козырьком со стороны водителя. Одновременно на внутренней стороне лобового стекла (под зеркалом заднего вида, либо в правом верхнем или нижнем углу) прикрепляется специальный стикер, оповещающий работников аварийных служб о наличии спасательного листа в ТС. В некоторых современных моделях ТС на внутренней стороне люка топливного бака и на центральной стойке кузова с противоположной стороны прикрепляют небольшую наклейку с QR-кодом, в котором зашифрована вся необходимая техническая информация для спасателей.

17 Спасательная полоса (Rettungsgasse) — полоса движения для беспрепятственного проезда спасательных служб на многополосных дорогах, которая формируется ТС в условиях затора или движения с низким скоростным режимом.

15. VerkehrsunfälleKinderunfäne im Straßenverkehr 2020. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2021.

16. URL://https://etsc.eu/wp-content/uploads/ETSC_ 2011_PIN_Report.pdf.

17. URL://http s://p sychology. academic.ru/

18. URL://http s ://www. auto-motor-und-sp ort. de/ver-kehr/neues-forschungs-projekt-f-relacs-gegen-stress-im-auto/

19. URL://https://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/An-lage/StB/bundesprogramm-wiedervernetzung. pdf? blob=publicationFile.

20. URL://https://ru.wikichi.ru/wiki/List_of_coun-tries_by_road_network_size.

21. URL://https://aussiedlerbote.de/2020/06/kolichest-vo-avtomobilej-na-dorogakh-germanii-prodolzhaet-rasti/?

22. URL://https://www. dvr. de/ueber-uns/vision-zero.

23. URL://https://www.destatis.de/

24. URL://https://www.b ast. de/EN/Publications/Me-

dia/Traffic-and-Accident-Data.pdf?__blob=publica-

tionFile&v= 11.

References

1. Bakanov K. S., Lyakhov P. V. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2020. Information and analytical review. M. : NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.

2. Boronina V. S., Linnik T. M., etc. Road traffic accidents in the Russian Federation for 12 months of 2019. Information and analytical review. M. : NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020.

3. Gavrenkov V. V., Lyakhov P. V. Review of the experience of using autonomous technical means for determining the level of alcohol content in exhaled air (on the example of Sweden): collection of scientific works of the Federal State Institution «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia» based on the results of scientific and practical conf. «Science and practice in ensuring road safety: yesterday, today, tomorrow». M. : NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. P. 57-69.

4. Information overview: topical issues of international cooperation and modern foreign practices in the field of road safety. Vol. 19 of the R&D plan of the Federal State Institution «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia» for 2021 // A. D. Gordeeva, A. A. Tu-rishcheva, V. V. Gavrenkov, M. I. Nikitin, V. L. Rastor-guev, V. A. Yasnikova, A. A. Arkharov.

5. Law enforcement activities in the field of road safety in 2020. Information and analytical review. M. : NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.

6. UN General Assembly resolution A/RES/64/255 of May 10, 2010.

7. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020. Analytical review. M. : NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.

8. Turishcheva A. A. On the prevention of road accidents involving wild animals in the Russian Federation: collection of scientific works «Road Safety» / under the general ed. D. V. Mitroshina. 2020. No. 19. P. 208-219.

9. 15th Annual Road Safety Performance Index (PIN) Report, European Transport Safety Council, 2021.

10. Aktionsplan Forschung für autonomes Fahren. Ein übergreifender Forschungsrahmen von BMBF, BMWi und BMVI. 2019.

11. Communication staff working document. EU Road Safety Policy Framework 2021-2030 — Next steps towards «Vision Zero». European Commission (2019).

12. Resolution adopted by the General Assembly on 31 August 2020. A/RES/74/299.

13. Road safety endorsing the Valletta Declaration (2017).

14. Verkehrssicherheitsprogramm der bundesregierung 2021 bis 2030.

15. VerkehrsunfälleKinderunfälle im Straßenverkehr 2020. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2021.

16. URL://https://etsc.eu/wp-content/uploads/ETSC_ 2011_PIN_Report.pdf.

17. URL://https://psychology.academic.ru/

18. URL://http s://www. auto-motor-und-sp ort. de/ver-kehr/neues-forschungs-projekt-f-relacs-gegen-stress-im-auto/

19. URL://https://www.bmvi. de/SharedDocs/DE/An-lage/StB/bundesprogramm-wiedervernetzung. pdf?__blob=publicationFile.

20. URL://https://ru.wikichi.ru/wiki/List_of_coun-tries_by_road_network_size.

21. URL://https://aussiedlerbote.de/2020/06/kolichest-vo-avtomobilej-na-dorogakh-germanii-prodolzhaet-rasti/?

22. URL://https://www. dvr. de/ueber-uns/vision-zero.

23. URL://https://www.destatis.de/

24. URL://https://www.bast.de/EN/Publications/Me-

dia/Traffic-and-Accident-Data.pdf?_blob=publication

File&v=11.

Статья поступила в редакцию 18.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 18.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.