Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЫРАБОТКИ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЫРАБОТКИ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортное происшествие / социальный риск / стратегия / Договор / Регламент / Директива / Решение / Рекомендация / Заключение / Европейский Совет / Европейская Комиссия / Европейский Парламент / Совет / Европейский cоюз / road safety / road traffic accident / social risk / strategy / Treaty / Regulation / Directive / Decision / Recommendation / Opinion / European Council / European Commission / European Parliament / Council / European Union

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анастасия Дмитриевна Гордеева

Статья посвящена рассмотрению основных механизмов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения в Европейском cоюзе. Проведен анализ принципов формирования нормативного правового регулирования отношений в области безопасности дорожного движения основными институтами ЕС. Рассмотрена наднациональная структура построения таких отношений. Проанализированы основные законодательные инициативы в области безопасности дорожного движения, документы стратегического характера в этой области, состояние безопасности дорожного движения EC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анастасия Дмитриевна Гордеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF A COMMON EUROPEAN UNION ROAD SAFETY POLICY

The article is devoted to the consideration of the basic principles of management in the field of road safety in the EU and the EU institutions that implement the directions in this area of activity. The article reviews the formation of normative legal regulation of relations in the field of road safety in the European Union. The supranational structure of building such relations is considered. The main legislative initiatives in the field of road safety, strategic documents in this area, the state of road safety in the European Union are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЫРАБОТКИ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 343.2/.7

© Гордеева А.Д., 2023

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЫРАБОТКИ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Анастасия Дмитриевна Гордеева

Научный центр бДд МВД России agordeeva9@mvd.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных механизмов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения в Европейском союзе. Проведен анализ принципов формирования нормативного правового регулирования отношений в области безопасности дорожного движения основными институтами ЕС. Рассмотрена наднациональная структура построения таких отношений. Проанализированы основные законодательные инициативы в области безопасности дорожного движения, документы стратегического характера в этой области, состояние безопасности дорожного движения EC.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, социальный риск, стратегия, Договор, Регламент, Директива, Решение, Рекомендация, Заключение, Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский Парламент, Совет, Европейский союз

Для цитирования: Гордеева А.Д. Правовые механизмы выработки единой политики Европейского союза в области обеспечения безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 57-63.

Original article

LEGAL MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF A COMMON EUROPEAN UNION ROAD SAFETY POLICY

Anastasia D. Gordeeva

Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» agordeeva9@mvd.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the basic principles of management in the field of road safety in the EU and the EU institutions that implement the directions in this area of activity. The article reviews the formation of normative legal regulation of relations in the field of road safety in the European Union. The supranational structure of building such relations is considered. The main legislative initiatives in the field of road safety, strategic documents in this area, the state of road safety in the European Union are analyzed.

Keywords: road safety, road traffic accident, social risk, strategy, Treaty, Regulation, Directive, Decision, Recommendation, Opinion, European Council, European Commission, European Parliament, Council, European Union

For citation: Gordeeva A.D. Legal mechanisms for the development of a common European Union road safety policy // Road Safety. 2023. № 3. P. 57-63.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является актуальной для всего мирового сообщества. Не случайно ее решение включено в перечень основных задач социально-экономической повестки дня ООН [1].

При этом предполагалось снижение количества погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в мире на 50% к 2020 году (по отношению к базовому 2010 году).

В целях общемирового снижения количества погибших и раненых в ДТП периоды 2011-2020 и 2021-2030 годов объявлены Генеральной Ассамблеей ООН десятилетиями действий по обеспечению безопасности дорожного движения [2].

Следует отметить, что период реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения характеризуется снижением количества погибших на дорогах Европейского союза (далее - ЕС) на 37% (с 29 691 погибшего в 2010 году до 18 844 - в 2020 году).

Прогресс в снижении смертности в результате ДТП в ЕС был достигнут лишь в 2012 и 2013 годах (с общим сокращением погибших на дорогах на 8%), затем последовали шесть лет стагнации с общим сокращением количества погибших в ДТП за период 2014-2019 годов всего на 6%.

В 2020 году произошло исключительное падение значения данного показателя на 17% по сравнению с 2019 годом, однако этот результат был тесно

связан с ограничениями на поездки из-за пандемии Covid-19.

За период реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения только одному государству-члену ЕС удалось сократить количество погибших в ДТП более чем на 50% - Литве, в которой смертность на дорогах снизилась на 60% [3].

Прошедший период Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения характеризуется разработкой многочисленных документов глобального, регионального и национального характера: концепций, стратегий, планов действий и др.

Особенностью выработки единой политики в ЕС является необходимость построения эффективной наднациональной системы управления государств-участников с учетом их национальных структур управления и особенностей законодательства.

Единое европейское пространство сформировалось в 50-х годах прошлого столетия путем создания Европейского объединения угля и стали [4], а в последующем - Европейского экономического сообщества [5] и Европейского сообщества по атомной энергии [6].

Более тесный союз между народами Европы был создан в результате подписания 7 февраля 1992 года Договора о Европейском союзе (Маастрихтский договор) [7] с изменениями и дополнениями, внесенными

Амстердамским [8], Ниццским [9] и Лиссабонским [10] договорами, что позволило установить единое экономическое, в том числе транспортное пространство.

В настоящее время ЕС представляет собой объединение 27 стран [11], в котором развитие транспортных отношений является краеугольным камнем европейской интеграцией и жизненно важно для осуществления свободного перемещения транспортных средств, людей и товаров.

Транспортная политика ЕС затрагивает широкий круг вопросов: от изменения климата до обеспечения безопасности перевозочной деятельности. Безопасность дорожного движения является частью «портфеля» транспортной политики ЕС.

Обеспечение эффективного развития отношений между государствами-членами ЕС в вопросах безопасности дорожного движения обусловливает необходимость выработки и проведения единой политики на территории ЕС, что достигается благодаря принятию документов стратегического планирования, гармонизации законодательства стран, входящих в ЕС, а также созданной наднациональной системе нормативного правового регулирования соответствующих отношений.

Таким образом, в области обеспечения безопасности дорожного движения ЕС имеет два уровня политического управления: наднационального и национального характера.

Общие ориентиры политики по обеспечению безопасности дорожного движения наднационального уровня разрабатываются основными институтами ЕС для последующей реализации на национальном уровне в странах ЕС. Такими институтами являются Европейский Совет, Европейская Комиссия, Совет и Европейский Парламент.

Европейский Совет - один из основных институтов ЕС, членами которого являются главы государств/правительств всех стран-членов ЕС, разрабатывает общие политические ориентиры и формирует приоритеты деятельности для последующего законодательного и управленческого планирования, что закреплено в статье 68 Договора о функционировании Европейского Союза [12].

Одним из приоритетных направлений деятельности ЕС, сформированных в политической повестке дня Европейского Совета, является повышение уровня безопасности дорожного движения [13].

Европейская Комиссия является главным исполнительным органом ЕС и состоит из председателя, 27 еврокомиссаров и представительств в каждой стране-члене ЕС.

Формирование законодательной и политической повестки Европейской Комиссии в отношении безопасности дорожного движения возложено на Департамент мобильности и транспорта (DG MOVE).

Глобальной целью ЕС, сформированной данным Департаментом, является стремление к нулевому уровню смертности на автомобильных дорогах к 2050 году [14].

В рамках первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения основным документом стратегического планирования в ЕС, носящим название «На пути к европейскому пространству безопасности дорожного движения», стали разработанные Европейской Комиссией политические ориентиры в области безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы [15].

Указанный документ представлял собой план действий с набором рекомендаций и мер, которые сформировали общие принципы управления в области безопасности дорожного движения при подготовке национальных стратегических документов.

Предлагаемые политические ориентиры стали основой, на которой компетентные органы стран ЕС разрабатывают собственные национальные инициативы.

Этим документом устанавливалась стратегическая цель по снижению количества погибших на дорогах ЕС на 50% в период с 2010 по 2020 год (что соотносится с глобальными целями ООН) и были сформированы семь основных задач:

повышение уровня образования и подготовки участников дорожного движения;

повышение эффективности соблюдения правил дорожного движения;

повышение безопасности дорожной инфраструктуры;

повышение безопасности транспортных средств;

содействие использованию современных технологий для повышения безопасности дорожного движения;

совершенствование деятельности служб экстренной помощи и помощи пострадавшим;

повышение безопасности уязвимых участников дорожного движения.

Признавая важность проблемы дорожно-транспортного травматизма на мировом уровне, период реализации второго Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движение также предполагает двукратное снижение количества погибших в ДТП (исходя из уровня 2019 года) в странах-членах ЕС, что закреплено в разработанных Европейской Комиссией основах политики безопасности дорожного движения на период 2021-2030 годов [16].

Совет - один из главных законодательных органов ЕС, который обеспечивает работу министров стран ЕС по направлениям деятельности (например, министры транспорта работают в рамках Совета ЕС по транспорту).

Заключение в отношении политики безопасности дорожного движения в рамках реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработанное Советом в декабре 2010 года, декларирует заявленные выше цели по снижению смертности в ДТП до 2020 года

[17].

Что касается второго Десятилетия действий, то в рамках Министерской конференции высокого уровня министры транспорта одобрили один из главных документов в области безопасности дорожного движения на уровне ЕС - Валлетскую декларацию, в которой установлена цель по снижению количества погибших на дорогах ЕС к 2030 году в два раза по отношению к базовому уровню 2020 года [18].

В рамках работы Совета ЕС 21-22 сентября 2023 года министры транспорта одобрили Барселонскую Декларацию [19], в которой безопасность определена в качестве приоритета транспортной системы.

Применение безопасного системного подхода (Safe system approach) требует принятия соответствующих мер в отношении безопасности участников дорожного движения, а также инвестиций в инфраструктуру, в частности, для защиты уязвимых участ-

ников дорожного движения - таких, как пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты.

Наряду с Советом одним из главных законодательных органов ЕС является Европейский Парламент, который состоит из председателя и 705 членов, избираемых непосредственно во всех государствах-членах ЕС.

В состав Европейского Парламента по направлениям деятельности входят комитеты. Вопросы транспортной политики, включая обеспечение безопасности дорожного движения, находятся в компетенции Комитета по транспорту и туризму [20].

В период первого и второго десятилетий действий по обеспечению безопасности дорожного движения Европейский Парламент неоднократно принимал профильные резолюции.

Например, в резолюции от 27 сентября 2011 года «О безопасности дорожного движения в Европе на 2011-2020 годы» Европейский Парламент призвал принять в качестве долгосрочной цели ЕС полное предотвращение гибели людей в ДТП.

По предложению Европейского Парламента совместно с Европейской Комиссией в ЕС планируется создание Агентства безопасности дорожного движения, которое позволит более эффективно координировать решение вопросов, касающихся безопасности дорожного движения, в странах ЕС [21].

Достижению целей по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма, определенных рассмотренными институтами ЕС, способствует формирование соответствующей нормативной правовой базы ЕС и ее последующая имплементация в национальные нормативные правовые акты стран ЕС.

Законодательство ЕС оказывает прямое влияние на формирование национального законодательства его членами и является частью их правовой системы [22].

Европейский союз основан на верховенстве права. Это означает, что каждое действие, предпринимаемое ЕС, основано на договорах, которые были демократически одобрены его членами.

В зависимости от юридической силы источники права в Европейском союзе подразделяются на источники первичного права и источники вторичного права.

Учредительные акты, а именно основополагающие договоры (treaties), и акты, их дополняющие и изменяющие, образуют правовую основу ЕС и относятся к источникам первичного права.

Так, правовая основа построения отношений в транспортной отрасли, целью которой является безопасность дорожного движения и содействие устойчивой мобильности, закреплена на уровне первичного права в статье 91 раздела VI Договора о функционировании Европейского Союза [12].

Систему источников вторичного права согласно статье 288 Договора о функционировании Европейского союза образуют:

1) регламенты (regulations);

2) директивы (directives);

3) решения (decisions);

4) рекомендации (recommendations);

5) заключения (opinions) [12].

Не касаясь других критериев классификации источников права ЕС, так же, как и характеристики их отдельных видов, остановимся на рассмотрении перечисленных выше видов источников вторичного права применительно к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

1. Регламент (Regulation) - это законодательный (в отдельных случаях - подзаконный) акт, который является обязательным для исполнения в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС. Регламент по своей природе относится к европейским законам.

Применительно к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения к таким видам актов относится, например, Регламент (ЕС) № 168/2013 Европейского Парламента и Совета от 15 января 2013 года, регулирующий отношения в области сертификации и надзора за рынком двух- и трехколесных транспортных средств и квадрициклов [23].

Данный европейский закон устанавливает правовые и технические требования к утверждению типов всех новых двух- и трехколесных транспортных средств и квадрициклов, а также требования к надзору за рынком указанных транспортных средств, их систем, компонентов и отдельных технических элементов, подлежащих официальному утверждению.

Отношения в области дорожного движения также регулируются Регламентом Совета (ЕС) № 2411/98 от 3 ноября 1998 года о признании на территории ЕС государственного регистрационного знака государства-члена, в котором зарегистрированы транспортные средства и их прицепы [24].

Регламент (ЕС) 2020/740 Европейского Парламента и Совета от 25 мая 2020 года о маркировке шин [25] устанавливает единые правила такой маркировки, что позволяет потребителям делать осознанный выбор при их покупке, а государствам-членам ЕС обеспечивает возможность повышать безопасность дорожного движения, экономическую и экологическую эффективность транспортных средств путем продвижения топливосберегающих, долговечных и безопасных шин с низким уровнем шума.

В отношении систем активной безопасности и защиты пешеходов и иных уязвимых участников дорожного движения действует Регламент (ЕС) № 78/2009 от 14 января 2009 года, устанавливающий требования к конструкции систем фронтальной защиты транспортного средства в случае лобового столкновения с другим транспортным средством.

2. Директива - это законодательный акт, устанавливающий цель, которую должны достичь страны ЕС [26].

Государства-члены ЕС обязаны транспонировать (перенести) Директиву в национальное законодательство в разумные сроки, указанные в ней (как правило, два года).

Директива по своей природе относится к европейскому рамочному закону, обязательному только в отношении достижения конкретной цели.

Профессор Копенгагенского университета Эллен Мастенбрук, исследующая вопросы имплемента-ции законодательства ЕС, в качестве отличительной особенности такого вида правового акта выделяет то, что Директива является обязательной в отношении результата, который она определяет, оставляя при этом каждому адресованному государству-члену свободу действий в выборе формы и способов его достижения [27].

В отличие от Регламента, который применяется непосредственно в государствах-членах после вступления в силу, Директиву сначала необходимо транспонировать в национальное законодательство.

К настоящему времени сложилась достаточная большая база директив, регулирующих отношения в сфере безопасности дорожного движения.

Среди основных из них - Директива 2006/126/ ЕС Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 года о водительских удостоверениях [28], Директива 2015/413/ЕС Европейского Парламента и Совета от 11 марта 2015 года о содействии трансграничному обмену информацией о правонарушениях в области дорожного движения [29], Директива Совета 1999/37/ЕС от 29 апреля 1999 г. о регистрационных документах на транспортные средства [30], Директива Совета от 16 декабря 1991 г. об обязательном применении ремней безопасности и детских удерживающих систем в транспортных средствах [31].

1 марта 2023 года Европейская Комиссия опубликовала предложения, касающиеся необходимости пересмотра следующих директив:

А. О водительских удостоверениях. Б. О содействии трансграничному обмену информацией о правонарушениях в области дорожного движения.

А. Пересмотр Директивы о водительских удостоверениях [32].

В настоящее время в странах ЕС действует принцип взаимного признания водительских удостоверений, закрепленный в статье 2 Директивы.

Поскольку практика выдачи и процедура оформления водительских удостоверений в государствах-членах различается, пересмотр Директивы позволит повысить уровень гармонизации национального законодательства различных стран ЕС.

Внесение изменений в Директиву [33] позволит: использовать в странах ЕС цифровое водительское удостоверение;

управлять транспортным средством с электроприводом массой до 4250 кг при наличии категории В;

сдавать экзамен и управлять транспортным средством в сопровождении с 17 лет для приобретения опыта вождения, что предоставит возможность молодым людям сдавать экзамен и самостоятельно управлять транспортным средством сразу по достижении 18 лет;

установить для начинающих водителей испытательный срок не менее 2 лет;

по достижении 70-летнего возраста продлевать водительское удостоверение каждые 5 лет;

проводить обязательное медицинское обследование при каждом продлении водительского удостоверения или возобновлении права на управление транспортным средством (действующая Директива не предписывает никаких медицинских осмотров водителей транспортных средств, за исключением проверки зрения).

Б. Пересмотр Директивы о содействии трансграничному обмену информацией о правонарушениях в области дорожного движения [34].

Указанная Директива является одним из столпов политики по повышению безопасности дорожного движения в ЕС и предусматривает взаимный обмен информацией о нарушениях в области дорожного движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценкам Европейской Комиссии, 40% трансграничных нарушений в области дорожного движения совершаются безнаказанно либо из-за того, что правонарушитель не был идентифицирован, либо потому, что оплата штрафных санкций не была обеспечена [35].

В настоящее время документ предусматривает взаимное признание следующих составов правонарушений: превышение скорости, неиспользование ремня безопасности, проезд на запрещающий сигнал

светофора, управление транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользование защитного шлема, выезд на запрещенную полосу движения и использование мобильного телефона или других коммуникационных устройств во время движения.

Основными направлениями пересмотра Директивы являются расширение перечня составов правонарушений, подлежащих взаимному признанию, пересмотр механизма реализации решений соответствующими компетентными органами, повышение эффективности информационного взаимодействия компетентных органов.

3. Решение - это разновидность акта вторичного права, который является обязательным для исполнения в полном объеме. Решение по своей природе относится к европейскому административному акту [36].

В соответствии с Решением № 585/2014/EU от 15 мая 2014 года о создании на территории ЕС единой службы eCall (система, используемая в транспортных средствах на территории ЕС, которая автоматически осуществляет бесплатный экстренный вызов по номеру 112, если автомобиль попал в серьезное ДТП) государства-члены были обязаны не позднее 1 октября 2017 года создать соответствующие центры экстренного реагирования, благодаря которым помощь пострадавшим в ДТП будет оказываться своевременно.

В соответствии с Решением Совета 93/704/EC создана база данных CARE, содержащая сведения о ДТП, в результате которых люди погибли или получили ранения, на территории всех стран ЕС [37].

4. Рекомендация - это разновидность правового акта, не носящего обязательный характер, в котором содержатся общие посылы в отношении какого-либо направления деятельности.

Так, например, в отношении безопасности дорожного движения действует Рекомендация Европейской Комиссии от 17 января 2001 года о максимально допустимом содержании алкоголя в крови для водителей механических транспортных средств (2001/115/EC) [38].

В качестве другого примера можно привести Рекомендацию Европейской Комиссии (ЕС) 2023/550 от 8 марта 2023 года о национальных программах планирования устойчивой городской мобильности [39].

5. Заключение - разновидность правового акта рекомендательного характера, содержащего юридическую оценку какой-либо ситуации, сложившейся в ЕС, а также разрабатываемых или принятых документов.

В области безопасности дорожного движения принято Заключение от 24 апреля 2023 года 11/2023 по Директиве о содействии трансграничному обмену информацией о правонарушениях в области дорожного движения.

К такому виду актов относится и Заключение от 25 апреля 2023 года 12/2023 о принятии Директивы о признании на территории всех стран ЕС решения о лишении права на управление транспортным средством.

Выбирая такой способ правового регулирования отношений, как рекомендации и заключения, компетентные органы ЕС желают добиться определенных действий от своих членов наиболее «мягкими» средствами.

Тем не менее государства обязаны в должной мере учитывать положения рекомендаций и заключений исходя из принципа верности, закрепленного ч. 3 ст. 4 Договора о Европейском союзе [40].

Порядок формирования обычной законодательной процедуры вторичного законодательства на уровне ЕС заключается в совместном принятии Европейским Парламентом и Советом Регламента Директивы или Решения по предложению Европейской Комиссии, что определено в статье 294 Договора о функционировании Европейского союза [12].

Законодательные предложения на уровне ЕС формируются Европейской Комиссией - главным и практически монопольным обладателем права законодательной инициативы.

Сформированный Европейской Комиссией проект законодательного акта проходит чтения на уровне Совета и Европейского Парламента - главных законодательных органов ЕС.

Процесс завершения обычной законодательной процедуры заключается в окончательном утверждении или отклонении законодательного акта. Следует отметить длительность процесса принятия решений на уровне ЕС в целом и по вопросам безопасности дорожного движения в частности: нередко он занимает до десятка лет.

Как инструмент проведения единой политики, формирование законодательной базы на уровне ЕС способствует и проведению согласованной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, гармонизации соответствующего национального законодательства стран ЕС, выработке единых намерений по повышению уровня безопасности дорожного движения.

Подводя итоги вышеизложенного, отметим, что, несмотря на то, что ЕС не удалось достичь цели снизить в два раза количество погибших в ДТП за период 2011-2020 годов, дороги стран ЕС являются самыми безопасными [41].

Так, общий уровень смертности на дорогах ЕС в 2022 году составил 4,6 погибших на 100 000 населения. В среднем по миру этот показатель равен 16,7, в Северной Америке - 11,9, в Юго-Восточной Азии - 15,8, в Центральной и Южной Америке - 17,2, в Африке - 27,8.

Показатели безопасности дорожного движения в разных государствах-членах ЕС существенно различаются [42]. При этом не существует единого пути к успеху, и, поэтому, учитывая политические и правовые национальные особенности, стратегия, успешная в одной стране, вполне может оказаться неудачной для применения в другой стране, не будучи адаптированной к национальным требованиям.

Тем не менее каждая страна обязана стремиться к улучшению дорожно-транспортной ситуации в следующем десятилетии, независимо от того, является она передовой или нет.

В этой связи на уровне ЕС используется различный набор правовых актов, имеющих как обязательный характер (Регламент, Директива, Решение), так и рекомендательный (Рекомендация, Заключение).

Более того, ряд документов декларируют результат, который должен быть достигнут правовыми средствами каждого государства ЕС самостоятельно. Данная система позволяет гибко подходить к выработке единой политики в сфере безопасности дорожного движения в рамках ЕС, учитывая национальные особенности.

Список источников

1. Гордеева А.Д., Ляхов П.В. Обеспечение безопасности дорожного движения на международном уровне и

в Российской Федерации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 29-39.

2. Резолюции генеральной Ассамблеи ООН: А/ RES/64/255 от 2 марта 2010 года, A/RES/74/299 от 31 августа 2020 года.

3. URL: https://etsc.eu/lithuania-awarded-road-safety-prize-after-deaths-fall-more-than-50-in-a-decade/ (дата обращения: 18.09.2023).

4. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex%3A11951K%2FTXT (дата обращения: 18.09.2023).

5. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX:11957E (дата обращения: 18.09.2023).

6. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=0J:C:2016:203:T0C (дата обращения: 18.09.2023).

7. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex%3A11992M%2FTXT (дата обращения: 18.09.2023).

8. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex%3A11997D%2FTXT (дата обращения: 19.09.2023).

9. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX:12001C/TXT (дата обращения: 19.09.2023).

10. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=0J:C:2007:306:T0C (дата обращения: 19.09.2023).

11. URL: https://european-union.europa.eu/ principles-countries-history/country-profiles_en?page=1 (дата обращения: 18.09.2023).

12. The Treaty on the functioning of the European Union // Official Journal of the European Union. 26.10.2012. С 326/47.

13. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ (дата обращения: 02.10.2023).

14. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/ document/ST-9994-2017-INIT/en/pdf (дата обращения: 02.10.2023).

15. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC0389 (дата обращения: 02.10.2023).

16. Commission staff working document «EU Road Safety Policy Framework 2021-2030 - Next steps towards «Vision Zero». Brussels. 19.06.2019 SWD (2019) 283 final.

17. Council conclusions on road safety, 02.12. 2010, paragraph 21, ST 16951/10 // URL: https:// data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9994-2017-INIT/en/pdf (дата обращения: 02.10.2023).

18. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2017/06/08/tte-serious-injuries-road/ // URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/ document/ST-9994-2017-INIT/en/pdf (дата обращения: 02.10.2023).

19. URL: https://www.lamoncloa.gob. es/serviciosdeprensa/notasprensa/transportes/ Documents/2023/220923-Barcelona-Declaration_ PEUE23_Versi6n%200ficial.pdf (дата обращения: 02.10.2023).

20. URL: https://www.europarl.europa.eu/ factsheets/en/section/198/transport-and-tourism-policy (дата обращения: 18.09.2023).

21. URL: https://multimedia.europarl.europa. eu/en/webstreaming/committee-on-transport-and-tourism_20220926-1500-C0MMITTEE-TRAN (дата обращения: 13.09.2023).

22. URL: https://www.europarl.europa.eu/ factsheets/en/sheet/6/sources-and-scope-of-european-union-law (дата обращения: 29.09.2023).

23. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02013R0168-20201114 (дата обращения: 18.09.2023).

24. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31998R2411 (дата обращения: 18.09.2023).

25. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02020R0740-20200605 (дата обращения: 18.09.2023).

26. URL: https://www.legislation.gov.uk/eut/teec/ article/288#:~:text=Article%20288(ex%20Article%20 249,applicable%20in%20all%20Member%20States. (дата обращения: 18.09.2023).

27. Mastenbroek E. The Politics of Compliance: Explaining the Transposition of EC Directives in the Netherlands. Ponsen & Looijen, Wageningen, Netherlands. 2007.

28. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02006L0126-20201101 (дата обращения: 18.09.2023).

29. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A32015L0413 (дата обращения: 18.09.2023).

30. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A01999L0037-20220324 (дата обращения: 28.09.2023).

31. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A01991L0671-20140320 (дата обращения: 28.09.2023).

32. Directive 2006/126/EC of the European Parliament and of the council dated 20.12.2006 on driving licences.

33. Пересмотр Директивы о водительских удостоверениях // URL: https://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/BRIE/2023/749788/EPRS_BRI (2023)749788_EN.pdf (дата обращения: 12.09.2023).

34. URL: https://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/BRIE/2023/747915/EPRS_ BRI(2023)747915_EN.pdf (дата обращения: 18.09.2023).

35. Гордеева А.Д. Правовые и организационные основы взаимного признания и исполнения компетентными органами государств-участников СНГ и иных иностранных государств решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 181 с.

36. Ширинский О.Ю. Европейское право: учеб. пособие. Минск: РИВШ, 2015. 132 с.

37. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A31993D0704 (дата обращения: 07.10.2023).

38. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32001H0115 (дата обращения: 18.09.2023).

39. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023H0550&q id=1695719489506 (дата обращения: 25.09.2023).

40. The Treaty on European Union // Official Journal of the European Union. 07.06.2016. C 202/3.

41. Гордеева А.Д., Ясникова В.А. Становление и развитие международно-правовых отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения. М.: ФКУ НЦ БДД МВД России, 2023. 73 с.

42. Шпорт С.В., Баканов К.С., Кекелидзе З.И. Целевые ориентиры государственной системы обес-печния безопасности дорожного движения в Россий-

ской Федерации // Медицина катастроф. 2021. № 1. С. 18-24.

References

1. Gordeeva A.D., Lyakhov P.V. Ensuring road safety at the international level and in the Russian Federation // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova. 2022. № 4(93). P. 29-39.

2. Resolutions of the UN General Assembly: A/ RES/64/255 dated 02.03.2010, A/RES/74/299 dated 31.08.2020.

3. URL: https://etsc.eu/lithuania-awarded-road-safety-prize-after-deaths-fall-more-than-50-in-a-decade/ (date of access: 18.09.2023).

4. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex%3A11951K%2FTXT (date of access: 18.09.2023).

5. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX:11957E (date of access: 18.09.2023).

6. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=0J:C:2016:203:T0C (date of access: 18.09.2023).

7. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex%3A11992M%2FTXT (access date: 09.18.2023).

8. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=celex%3A11997D%2FTXT (date of access: 19.09.2023).

9. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX:12001C/TXT (access date: 09/19/2023).

10. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=0J:C:2007:306:T0C (date of access: 19.09.2023).

11. URL: https://european-union.europa. eu/principles-countries-history/country-profiles_ en?page=1 (date of access: 18.09.2023).

12. The Treaty on the functioning of the European Union // Official Journal of the European Union. 26.10.2012. C 326/47.

13. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ (date of access: 02.10.2023).

14. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/ document/ST-9994-2017-INIT/en/pdf (date of access: 02.10.2023).

15. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC0389 (date of access: 02.10.2023).

16. Commission staff working document «EU Road Safety Policy Framework 2021-2030 - Next steps towards «Vision Zero». Brussels. 19.06.2019 SWD (2019) 283 final.

17. Council conclusions on road safety, 02.12. 2010, paragraph 21, ST 16951/10 // URL: https://data. consilium.europa.eu/doc/document/ST-9994-2017-INIT/en/pdf (date of access: 02.10.2023).

18. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2017/06/08/tte-serious-injuries-road/ // URL: https://data.consilium. europa.eu/doc/ document/ST-9994-2017-INIT/en/pdf (date of access: 02.10.2023).

19. URL: https://www.lamoncloa.gob. es/serviciosdeprensa/notasprensa/transportes/ Documents/2023/220923-Barcelona-Declaration

PEUE23_Versiôn%200ficial.pdf (date of access: 02.10.2023).

20. URL: https://www.europarl.europa.eu/ factsheets/en/section/198/transport-and-tourism-policy (date of access: 18.09.2023).

21. URL: https://multimedia.europarl.europa. eu/en/webstreaming/committee-on-transport-and-tourism_20220926-1500-C0MMITTEE-TRAN (date of access: 13.09.2023).

22. URL: https://www.europarl.europa.eu/ factsheets/en/sheet/6/sources-and-scope-of-european-union-law (date of access: 29.09.2023).

23. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02013R0168-20201114 (date of access: 18.09.2023).

24. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31998R2411 (date of access: 18.09.2023).

25. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02020R0740-20200605 (date of access: 18.09.2023).

26. URL: https://www.legislation.gov.uk/eut/teec/ article/288#:~:text=Article%20288(ex%20Article%20 249,applicable%20in%20all%20Member%20States (date of access: 18.09.2023).

27. Mastenbroek E. The Politics of Compliance: Explaining the Transposition of EC Directives in the Netherlands. Ponsen & Looijen, Wageningen, Netherlands. 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02006L0126-20201101 (date of access: 18.09.2023).

29. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A32015L0413 (date of access: 18.09.2023).

30. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A01999L0037-20220324 (date of access: 28.09.2023).

31. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A01991L0671-20140320 (date of access: 28.09.2023).

32. Directive 2006/126/EC of the European Parliament and of the council dated 20.12.2006 on driving licenses.

33. Revision of the Driving License Directive // URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ BRIE/2023/749788/EPRS_BRI (2023)749788_EN.pdf (date of access: 12.09.2023).

34. URL: https://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/BRIE/2023/747915/EPRS_ BRI(2023)747915_EN.pdf (date of access: 18.09.2023).

35. Gordeeva A.D. Legal and organizational basis for mutual recognition and execution by the competent authorities of the CIS member states and other foreign states of decisions in cases of administrative violations of traffic rules: dis. ...Cand. of Sciences in Jurisprudence. M., 2019. 181 p.

36. Shirinsky O.Yu. European law: textbook. allowance. Minsk: RIVSH, 2015. 132 p.

37. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX%3A31993D0704 (date of access: 07.10.2023).

38. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32001H0115 (date of access: 18.09.2023).

39. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023H0550&q id=1695719489506 (date of access: 25.09.2023).

40. The Treaty on European Union // Official Journal of the European Union. 07.06.2016. C 202/3.

41. Gordeeva A.D., Yasnikova V.A. Formation and development of international legal relations in the field of road safety. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 73 p.

42. Shport S.V., Bakanov K.S., Kekelidze Z.I. Target guidelines of the state system for ensuring road safety in the Russian Federation // Disaster Medicine. 2021. № 1. P. 18-24.

Информация об авторе

А.Д. Гордеева - кандидат юридических наук, начальник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности

Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the author

A.D. Gordeeva - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department for Support of Scientific, Editorial and Publishing Activities of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 16.10.2023; принята к публикации 20.10.2023. The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 16.10.2023; accepted for publication 20.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.