Научная статья на тему 'Железнодорожные законодательные пакеты ЕС — правовая основа для развития железнодорожного транспорта'

Железнодорожные законодательные пакеты ЕС — правовая основа для развития железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский Союз / законодательство ЕС / железнодорожный пакет / Дорожная карта / транспортная политика / European Union / EU legislation / railway package / Roadmap / transport policy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Наталия Феликсовна Кислицына

Данная статья посвящена анализу одной из важнейших составляющих будущего развития железнодорожного транспорта. В работе рассмотрен весь период, в течение которого принимались железнодорожные законодательные пакеты. Акцентируется внимание на тесной взаимосвязи всех видов транспорта. Более того, в статье подчеркивается, что все предпринимаемые меры законодательного характера направлены на конечную цель — реализацию Дорожной карты ЕС 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU Railway Legislative Packages — a legal basis for the development of railway transport

This article is devoted to the analysis of one of the most important components of the future development of railway transport. The paper considers the entire period during which the railway legislative packages were adopted. Attention is focused on the close relationship of all types of transport. Moreover, the article emphasizes that all measures taken of a legislative nature are aimed at the ultimate goal the implementation of the 2011 EU Roadmap.

Текст научной работы на тему «Железнодорожные законодательные пакеты ЕС — правовая основа для развития железнодорожного транспорта»

Закон и право. 2022. № 2. С. 219-221. Law and legislation. 2022;(2):219-221.

Научная статья УДК 341

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-219-221

NIION: 1997-0063-2/22-118 MOSURED: 77/27-001-2022-2-31Î

Железнодорожные законодательные пакеты ЕС — правовая основа для развития железнодорожного транспорта

Наталия Феликсовна Кислицына

Институт международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта, Москва, Россия, kis-nataliya@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу одной из важнейших составляющих будущего развития железнодорожного транспорта. В работе рассмотрен весь период, в течение которого принимались железнодорожные законодательные пакеты. Акцентируется внимание на тесной взаимосвязи всех видов транспорта. Более того, в статье подчеркивается, что все предпринимаемые меры законодательного характера направлены на конечную цель — реализацию Дорожной карты ЕС 2011 года.

Ключевые слова: Европейский Союз, законодательство ЕС, железнодорожный пакет, Дорожная карта, транспортная политика.

Для цитирования: Кислицына Н.Ф. Железнодорожные законодательные пакеты ЕС — правовая основа для развития железнодорожного транспорта // Закон и право. 2022. № 2. С. 219—221. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-219-221.

Original article

EU Railway Legislative Packages — a legal basis for the development of railway transport

Nataliya F. Kislitsyna

Institute of International Transport Communications of the Russian University of Transport, Moscow, Russia, kis-nataliya@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to the analysis of one of the most important components of the future development of railway transport. The paper considers the entire period during which the railway legislative packages were adopted. Attention is focused on the close relationship of all types of transport. Moreover, the article emphasizes that all measures taken of a legislative nature are aimed at the ultimate goal - the implementation of the 2011 EU Roadmap.

Keywords: European Union, EU legislation, railway package, Roadmap, transport policy.

For citation: Kislitsyna N.F. EU Railway Legislative Packages — a legal basis for the development of railway transport // Law and legislation. 2022;(2):219—221. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-219-221.

На сегодняшний день, важной составляющей политики ЕС в отношении железнодорожного транспорта являются «железнодорожные законодательные пакеты». В период с 2001 по 2016 г. были приняты четыре законодательных пакета с целью постепенного от-

© Кислицына Н.Ф. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 02-2022

крытия рынков железнодорожных транспортных услуг для конкуренции, обеспечения интеропе-рабельности национальных железнодорожных систем и определения соответствующих рамочных условий для развития единого европейского железнодорожного пространства.

К ним относятся правила взимания платы и распределения пропускной способности, общие положения о лицензировании железнодорожных

предприятий и сертификации машинистов поездов, требования безопасности, создание Европейского агентства железных дорог и железнодорожных регулирующих органов в каждом государстве-члене, а также права пассажиров на железнодорожном транспорте.

На наш взгляд, следует сконцентрировать внимание на результатах каждого из указанных «железнодорожных законодательных пакетов».

Первый железнодорожный пакет, принятый в 2001 г., позволил железнодорожным операторам получить доступ к трансъевропейской сети на недискриминационной основе. Оценка реализации этого пакета, проведенная Европейской Комиссией в середине 2006 г., показала, что, хотя практическая реализация его положений все еще продолжалась, видимые эффекты были видны. Относительное положение железных дорог по отношению к другим видам транспорта стабилизировалось, замечен достаточно высокий уровень безопасности железнодорожного транспорта, потеря занятости была частично компенсирована созданием рабочих мест на вновь созданных железнодорожных предприятиях, а показатели железнодорожных перевозок были лучшими в странах, где рынок железнодорожных грузовых перевозок стал конкурентоспособным за короткие сроки.

Второй железнодорожный пакет 2004 г. ускорил либерализацию железнодорожных грузовых перевозок, полностью открыв рынок железнодорожных грузовых перевозок для конкуренции с 1 января 2007 г. Кроме того, в рамках этого пакета было создано Европейское железнодорожное агентство, расположенное в Валансьене (Франция), введены общие процедуры для расследования происшествий и создание полномочных органов по безопасности в каждом государстве — члене ЕС.

Третий железнодорожный пакет, принятый в октябре 2007 г., ввел к 2010 г. права открытого доступа для международных железнодорожных пассажирских перевозок, включая каботаж. Операторы могут принимать и высаживать пассажиров на любой станции международного маршрута, в том числе на станциях, расположенных в том же государстве-члене. Кроме того, в третьем железнодорожном пакете были введены европейские водительские права, позволяющие машинистам поездов перемещаться по всей европейской сети (сертификация трансграничных водителей предусмотрена с 2009 г., а для всех остальных водителей — с 2011 г.).

Четвертый железнодорожный пакет — это набор из шести законодательных текстов, предназначенных для создания единого рынка железнодорожных услуг (Единое европейское железнодорожное пространство).

Его главная цель — оживить железнодорожный сектор и сделать его более конкурентоспособным по сравнению с другими видами транспорта. Он состоит из двух «опор», которые обсуждались в основном параллельно.

«Техническая составляющая», принятая Европейским парламентом и Советом ЕС в апреле 2016 г., включает:

1) Регламент (ЕС) 2016/796 об Агентстве железных дорог Европейского Союза и отменяющий Регламент (ЕС) № 881/2004;

2) Директиву (ЕС) 2016/797 об интеропера-бельности железнодорожной системы в Европейском Союзе (пересмотр Директивы 2008/ 57 / ЕС);

3) Директиву (ЕС) 2016/798 по безопасности на железнодорожном транспорте (переработка Директивы 2004/49 / ЕС).

«Рыночная опора», принятая в декабре 2016 г., включает:

1) Регламент (ЕС) 2016/2338, вносящий поправки в Регламент (ЕС) 1370/2007, который касается заключения государственных контрактов на оказание услуг по внутреннему пассажирскому транспорту по железной дороге («Регламент РБО»);

2) Директиву 2016/2370/ЕС, вносящую поправки в Директиву 2012/34/ЕС, которая касается открытия рынка внутренних услуг пассажирских перевозок по железной дороге и управления железнодорожной инфраструктурой («Директива управления»);

3) Регламент (ЕС) 2016/2337, отменяющий Постановление (ЕЭС) 1192/69 о нормализации счетов железнодорожных предприятий.

Таким образом, мы видим, что как институты ЕС, так и каждое государство — член ЕС предпринимают немало усилий с целью развития железнодорожного транспорта, прежде всего, максимальное внедрение данного вида транспорта в мировую транспортную систему, а также систему единого транспортного пространства ЕС.

Более того, в результате анализа законодательных мер, а именно постепенное принятие четырех железнодорожных пакетов, еще раз доказывает, что для эффективности работы различ-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

ных видов транспорта требуются не только меры экономического характера, но и законодательные в том числе.

Список источников

1. Директива 2012/34 / ЕС Европейского парламента и Совета от 21.11.2012 о создании единого европейского железнодорожного пространства // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32012L0034 (Дата обращения: 15.10.2021)

2. Регламент (ЕС) № 881/2004 Европейского парламента и Совета от 29.04.2004 о создании Европейского железнодорожного агентства // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/

TXT/?qid=1445259097536&uri=CELEX:02 004R0881-20090101 (Дата обращения: 15.10.2021)

References

1. Directive 2012/34 / EU of the European Parliament and of the Council of 21 November 2012 on the creation of a single European railway area // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A32012L0034 (Accessed: 15.10.2021)

2. Regulation (EC) № 881/2004 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 establishing the European Railway Agency // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?qid=1445259097536&uri=CELEX-02004R0881 -20090101 (Accessed: 15.10.2021)

Информация об авторе

Кислицына Н.Ф. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the author

Kislitsyna N.F. — candidate of law, associate professor

Статья поступила в редакцию 24.1 2.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 24.1 2.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

LAW & LEGISLATION • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.