Научная статья на тему 'Перспективы развития европейской системы управления железнодорожным движением'

Перспективы развития европейской системы управления железнодорожным движением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Европейский Союз / законодательство Европейского Союза / железнодорожный транспорт / трансъевропейская сеть / Европейская система управления железнодорожным движением (ERTMS) / European Union / legislation of the European Union / railway transport / trans-European network / European Railway Traffic Management System (ERTMS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталия Феликсовна Кислицына

Статья посвящена анализу роли железнодорожного транспорта в деятельности Европейского Союза. Акцентируется внимание на необходимости реализации проекта трансъевропейской транспортной сети, где железнодорожный транспорт является одним из ключевых звеньев. Более того, в работе рассматривается законодательная часть данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the European railway traffic control system’s development

This article is devoted to the analysis of the role of rail transport in the activities of the EU. Attention is focused on the need to implement the project of the trans-European transport network, where railway transport is one of the key links. Moreover, the work considers the legislative part of this issue.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития европейской системы управления железнодорожным движением»

Закон и право. 2022. № 1. С. 242-244. Law and legislation. 2022;(1):242-244.

Научная статья

УДК 341 NIION: 1997-0063-1/22-056

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-242-244 MOSURED: 77/27-001-2022-1-256

Перспективы развития европейской системы управления железнодорожным движением

Наталия Феликсовна Кислицына

Институт международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта, Москва, Россия, kis-nataliya@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу роли железнодорожного транспорта в деятельности Европейского Союза. Акцентируется внимание на необходимости реализации проекта трансъевропейской транспортной сети, где железнодорожный транспорт является одним из ключевых звеньев. Более того, в работе рассматривается законодательная часть данного вопроса.

Ключевые слова: Европейский Союз, законодательство Европейского Союза, железнодорожный транспорт, трансъевропейская сеть, Европейская система управления железнодорожным движением (ЕЯТМБ).

Для цитирования: Кислицына Н.Ф. Перспективы развития европейской системы управления железнодорожным движением // Закон и право. 2022. № 1. С. 242—244. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1242-244.

Original article

Prospects of the European railway traffic control system's development

Nataliya F. Kislitsyna

Institute of International Transport Communications of the Russian University of Transport, Moscow, Russia, kis-nataliya@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to the analysis of the role of rail transport in the activities of the EU. Attention is focused on the need to implement the project of the trans-European transport network, where railway transport is one of the key links. Moreover, the work considers the legislative part of this issue.

Keywords: European Union, legislation of the European Union, railway transport, trans-European network, European Railway Traffic Management System (ERTMS).

For citation: Kislitsyna N.F. Prospects of the European railway traffic control system's development // Law and legislation. 2022;(1):242—244. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-242-244.

Если говорить о транспорте, следует прокомментировать один из важнейших асПектов, к нему относящийся. Транспорт представляет собой важнейшее звено в экономике любого суверенного государства. То, каким образом осуществляется транспортное сообщение, то, как развивается транспортная инфраструктура, то, насколько актуализированы правовые рычаги регламентации в сфере транспорта, именно от этого всего зависит, пойдет ли в

© Кислицына Н.Ф. М., 2022.

гору экономика государства, сможет ли оно выйти на должный уровень взаимодействия с остальными акторами международных отношений. В связи с этим очень важно сформировать грамотное регулирование транспортным комплексом в рамках каждого конкретного государства.

Необходимо обратить внимание на особенности железнодорожного транспорта и в целом на значение международных железнодорожных сообщений. Данный вопрос достаточно подробно рассмотрен в работе известного ученого, цивилиста, профессора В.Н. Гречухи.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

Прежде всего, ученый акцентирует внимание на том, что «международные железнодорожные перевозки характеризуются впечатляющими масштабами перемещения пассажиров грузов на значительные расстояния». Более того, ученый говорит об интересных особенностях данных видов перевозок, при которых используется железнодорожный транспорт: «при международ -ных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующих взаимоотношения железных дорог разных стран. Применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров и грузов вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дороги другого государства» [1].

Таким образом, мы видим, что на данный момент не существует какой-либо идеальный и эффективный вид транспорта, хотя указанные преимущества и недостатки играют не последнюю роль. Железнодорожный транспорт предполагает, что к нему должно быть, в определенном смысле слова, особое отношение.

Строительство трансъевропейской транспортной сети (ТЕК-Т), которая основана на взаимосвязи и функциональной совместимости национальных транспортных сетей, включая железнодорожные, имеет большое значение для экономической конкурентоспособности Европейского Союза (ЕС) и его сбалансированного и устойчивого развития.

Одна из целей ЕС в железнодорожном секторе — модернизировать внедрение Европейской системы управления железнодорожным движением (ЕЯТМБ) на шести коридорах ЕЯТМБ к 2015 — 2020 гг., которые охватывают ряд важных грузовых маршрутов. На шесть маршрутов приходится примерно пятая часть грузовых железнодорожных перевозок Европы. Возникает вопрос, что представляет собой ЕЯТМБ.

Согласно данным, предоставленным с официального сайта ЕС, ЕЯТМБ — это крупный промышленный проект, реализуемый ЕС, проект, который сделает железнодорожный транспорт более безопасным и конкурентоспособным. В последние годы ЕЯТМБ стала актуаль-

ной темой в разговорах о европейских железных дорогах.

Цели, которые реализует ЕС в рамках указанного проекта, можно выразить следующим образом:

1) ERTMS является европейским стандартом для автоматической защиты поездов (ATP) и систем управления и контроля. Он создает более эффективную и безопасную интероперабельную железнодорожную систему в Европе. Он способствует упрощению железнодорожных перевозок между государствами-членами и является важным элементом единого европейского железнодорожного пространства;

2) ERTMS — это система безопасности, которая обеспечивает соблюдение поездами ограничений скорости и статуса сигнализации. Из-за своего характера и требуемых функций в настоящее время эта система частично устанавливается у рельсового пути, а частично — на борту.

Одним из важнейших вопросов, обсуждаемых и реализуемых среди государств — членов ЕС, является принятый в 2010 г. Регламент, касающийся европейской железнодорожной сети для конкурентоспособных грузовых перевозок (Регламент EU 913/2010) [2].

Регламент вступил в силу 9 ноября 2010 г., разработан в рамках совместной деятельности Европейского парламента и Совета ЕС.

Данный нормативно-правовой акт был разработан с единственной целью — повышения привлекательности и эффективности международных железнодорожных грузовых перевозок, чтобы железные дороги могли увеличить свою конкурентоспособность и рыночную долю на европейском транспортном рынке.

Для достижения вышеуказанной цели в Регламенте четко сформулированы задачи. Они состоят в следующем:

а) развивать железнодорожные грузовые коридоры с точки зрения пропускной способности и производительности инфраструктуры для удовлетворения рыночного спроса, как в количественном, так и в качественном отношении;

б) заложить основу для предоставления грузовых услуг хорошего качества, отвечающего ожиданиям клиентов.

Ожидается, что железнодорожные грузовые коридоры, которые будут созданы на основе вышеуказанного Регламента, сформируют общеевропейскую сеть для конкурентоспособных грузовых перевозок. Это потребует не только со-

LAW & LEGISLATION • 01-2022

трудничества между координаторами инфраструктуры в каждом коридоре. Важное значение будет иметь также сотрудничество между координаторами инфраструктуры и организациями коридора в нескольких коридорах.

Список источников

1. Международное транспортное право: Учебник / В.Н. Гречуха. М.: Юрайт, 2015.

2. Регламент EU 913/2010 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= CELEX%3A32010R0913 (Дата обращения: 15.10.2021)

References

1. International transport law: Textbook / V.N. Grechukha. M.: Yurayt, 2015.

2. EU Regulation 913/2010 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=CELEX% 3A32010R0913 (Accessed: 15.10.2021)

Информация об авторе Кислицына Н.Ф. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the author

Kislitsyna N.F. — candidate of law, associate professor

Статья поступила в редакцию 27.10.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.

The article was submitted 27.10.2021; approved after reviewing 08.1 2.2021; accepted for publication 14.12.2021.

учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багме-та. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

Л ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022 244 -

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.