Научная статья на тему 'Теоретические основы административно-правового регулирования правопорядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры'

Теоретические основы административно-правового регулирования правопорядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
общественный порядок / общественная безопасность / объекты транспортной инфраструктуры / правовое регулирование / общественные отношения / акты незаконного вмешательства / public order / public safety / objects of transport infrastructure / legal regulation / public relations / acts of unlawful interference

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Геннадьевич Бачурин

В статье рассматриваются проблемы защиты объектов транспортной инфраструктуры и проведение государственных мер превентивного характера в области охраны железнодорожного, воздушного и водного транспорта и комплексного подхода в выработке мер противодействия от внешних посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of administrative and legal regulation of law and public safety on objects of transport infrastructure

The article deals with the problems of protecting transport infrastructure facilities and the implementation of state preventive measures in the field of protection of railway, air and water transport and an integrated approach in developing countermeasures against external encroachments.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы административно-правового регулирования правопорядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры»

Закон и право. 2022. № 2. С. 40-42. Law and legislation. 2022;(2): 40-42.

Научная статья

УДК 342.98 NIION: 1997-0063-2/22-069

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-40-42 MOSURED: 77/27-001-2022-2-269

Теоретические основы

административно-правового регулирования правопорядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры

Александр Геннадьевич Бачурин

Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, vooky22@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы защиты объектов транспортной инфраструктуры и проведение государственных мер превентивного характера в области охраны железнодорожного, воздушного и водного транспорта и комплексного подхода в выработке мер противодействия от внешних посягательств.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, объекты транспортной инфраструктуры, правовое регулирование, общественные отношения, акты незаконного вмешательства.

Для цитирования: Бачурин А.Г. Теоретические основы административно-правового регулирования правопорядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры // Закон и право. 2022. № 2. С. 40—42. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-40-42.

Original article

Theoretical foundations of administrative and legal regulation of law and public safety on objects of transport infrastructure

Alexander G. Bachurin

Barnaul Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia,

Barnaul, Russia, vooky22@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problems of protecting transport infrastructure facilities and the implementation of state preventive measures in the field of protection of railway, air and water transport and an integrated approach in developing countermeasures against external encroachments.

Keywords: public order, public safety, objects of transport infrastructure, legal regulation, public relations, acts of unlawful interference.

For citation: Bachurin A.G. Theoretical foundations of administrative and legal regulation of law and public safety on objects of transport infrastructure // Law and legislation. 2022; (2):40—42. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-2-40-42.

Проблема обеспечения и поддержания безопасности на транспорте, с учетом современного положения России как на политической, так и на экономической мировых аренах, без сомнения, представляет собой немалую значимость и актуальность для страны и является одной из приоритетных на сегодняшний день.

© Бачурин А.Г. М., 2022.

В виду проведенных реорганизаций органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) решение вопроса по охране общественного порядка и общественной безопасности (далее — ООП и ОБ) осуществляется за счет привлечения к охране правопорядка приданных сил, которые, при нехватке сил патрульно-постовой службы ОВДТ, осуществляют сопровождение электропоездов пригородного и дальнего сообщения [4].

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

В состав приданных сил, осуществляющих посильную помощь ОВДТ, входят представители различныгх коммерческих организаций, предприятий транспорта и ОАО РЖД: ФГП ВО ЖДТ России (подразделения военизированной охраны, осуществляющие деятельность по охране объектов транспорта и перевозимых грузов), представители ДНД, создаваемые на предприятиях железнодорожного транспорта, казачьи формирования [5], сотрудники войск Национальной гвардии и огромного количества ЧОП, осуществляющих охрану имущества дороги, транспортных предприятий и подвижного состава. На объектах воздушного транспорта в эту деятельность в полной мере вовлечены сотрудники САБ [3].

Следует признать, что привлекаемые к охранной деятельности сотрудники и работники транспорта осуществляют охрану общественного порядка и безопасности на вокзалах зачастую без сотрудников полиции. Но мы прекрасно понимаем, что и военнослужащие Росгвардии, не обладая тем опытом работы на объектах транспорта, который имеется у сотрудников транспортной полиции, реальным образом на ситуацию повлиять не могут [4].

В рамках подготовки данной работы были изучены приказы Минтранса России об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном, воздушном, водном и морском транспорте, а также порядка категорирования и проведения оценки уязвимости на объектах транспорта. В результате было определено, что выделяют три уровня безопасности транспортной инфраструктуры:

Первый уровень — предусматривает защиту от потенциальных угроз, когда есть вероятность опасности незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Он действует постоянно.

Второй уровень — требует степень защиты от непосредственной угрозы, созданной конкретными условиями и факторами.

Третий уровень — уровень прямых угроз деятельности транспортной инфраструктуры.

Первый и второй уровни могут быть объявлены и отменены решением либо оперативных штабов, либо главой Минтранса, либо МВД России.

В целом обязательства субъекта транспортной инфраструктуры в деятельности обеспечения транспортной безопасности можно представить в следующих действиях:

■ подача заявок на проведение категориро-вания всех ОТИ и / или ТС, находящихся

в собственности или эксплуатируемых на иных законных основаниях;

■ привлечение специализированной организации для проведения оценок уязвимости ОТИ и / или ТС на основе заключения публичного договора [1], обеспечение утверждения результатов оценок уязвимости в установленные законодательством сроки;

■ в соответствии с полученными на предыдущем этапе результатами оценок уязвимости проведение комплекса мероприятий по разработке планов по обеспечению транспортной безопасности на объектах;

■ реализация и внедрение утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности на объектах транспорта и инфраструктуры в определенные законом сроки.

Процедура категорирования осуществляется для приписывания интересующих объектов к установленным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных последствий от них.

Категория присваивается объекту транспортной инфраструктуры Федеральным органом исполнительной власти в сфере транспорта. Ка-тегорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры.

Установленная последовательность мероприятий по проведению оценки уязвимости объектов (Федеральный закон «О транспортной безопасности» и приказ Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87) [2] предусматривает, что оказание услуг по оценке уязвимости объектов проводится только специализированными и аккредитованными для этих целей организациями, прошедшими данную процедуру в Федеральных агентствах по видам транспорта, в соответствии с публичным договором по тарифам и регламентируется Федеральной службой по тарифам России.

Специализированные организации проводят оценку степени защищенности объектов от посягательств и незаконного вмешательства. Итоги проведенной ими работы представляют собой:

■ подробное изложение технико-технологических характеристик рассматриваемого объекта, процедуры построения процесса его эксплуатации, установление границ и зон защищенности, а также реестр подверженных воздействию извне объекта транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

■ структурирование системы одобренных субъектом транспорта действий, предпринимаемых по защите от актов незаконно-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2022

го вмешательства, а также мониторинг и утверждение степени ее соответствия предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов инфраструктуры и транспортных средств;

■ изложение вариантов по реализации защиты от потенциальных угроз применительно к модели возможной угрозы;

■ определение недостающих мер, рекомендуемых к принятию субъектом транспортной инфраструктуры на объекте ТИС в соответствии с регламентом по реализации этих мер безопасности на транспорте.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в условиях, когда еще не сложились единые подходы и требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению данных документов, зачастую эта задача становится непосильной для субъекта. В итоге субъекты вынуждены прибегать к услугам специализированных организаций, способных в установленные сроки гарантированно выполнить весь комплекс услуг и работ в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также обеспечить сопровождение подготовленной документации и ее рассмотрение в Федеральных агентствах транспорта.

В связи с этим обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры — юридических лиц, которые являются их собственниками или эксплу-атантами. В результате при проявлении актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта и его объектов данные ситуации отражаются на общем состоянии общества и вызывают чувства обеспокоенности и незащищенности от таких проявлений.

Список источников

1. Постановление Правительства России от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС» // http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102128662

2. Приказ Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объек-

тов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_100834/

3. Приказ Минтранса России от 17.10.1994 № 76 «О введение в действие Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_100834/

4. Вачанов Н, Жерновой М. Перспективы взаимодействия ОВД с общественными формированиями по обеспечению правопорядка // Профессионал. 2008. № 2.

5. Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях: Учеб. пособие / Сост. Д.В. Ковалев, В.Ю. Егоров, А.В. Желтобрюх, А.А. Со-шин, П.М. Фидель. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 124 с.

References

1. Decree of the Government of Russia dated March 31, 2009 № 289 «On approval of the rules for the accreditation of legal entities for the assessment of the vulnerability of OTI and TS» // http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102128662

2. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated April 12, 2010 № 87 «On the procedure for assessing the vulnerability of transport infrastructure facilities and vehicles» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_100834/

3. Order of the Ministry of Transport of Russia dated October 17, 1994 № 76 «On the Entry into Force of the Standard Regulations on the Aviation Security Service of the Airport» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_100834/

4. Vachanov N, Zhernovoi M. Prospects for the interaction of the police department with public formations to ensure law and order / / Professional. 2008. № 2.

5. Training of police officers to serve in the protection ofpublic order in special conditions: Study guide / Comp. D.V. Kovalev, V.Yu. Egorov, A.V. Yellow-bellied, A.A. Soshin, P.M. Fidel. Irkutsk: FGKOU VO VSI MIA of Russia, 2016. 124 p.

Информация об авторе

Бачурин А.Г. — кандидат юридических наук

Information about the author

Bachurin A.G. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 06.1 2.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 06.12.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.