Научная статья на тему 'Развитие функциональной структуры и определение оптимального организационно-штатного построения подразделений органов внутренних дел на транспорте'

Развитие функциональной структуры и определение оптимального организационно-штатного построения подразделений органов внутренних дел на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
транспорт / органы внутренних дел / взаимодействие / организационно-структурное построение / полиция / общественный порядок / общественная безопасность / компетенция / transport / internal affairs bodies / interaction / organizational and structural structure / police / public order / public security / competence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Николаевич Пестов

Органы внутренних дел на транспорте осуществляют свою деятельность в специфической обстановке, что определяет их организационно-структурное построение. Система построения органов внутренних дел в целом позволяет оперативно реагировать на происшествия и преступления несмотря на удаленность участков оперативного обслуживания. В статье рассматриваются некоторые подразделения, входящие в организационно-структурное построение, и особенности их деятельности на транспорте. Сделаны предложения по совершенствованию системы управления, приводятся мероприятия, которые позволят оптимизировать деятельность органов внутренних дел и повысить состояние защищенности на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николай Николаевич Пестов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the functional structure and determination of the optimal organizational and staffing structure of internal affairs units in transport

The internal affairs bodies in transport carry out their activities in a specific environment, which determines their organizational and structural structure. The system of building internal affairs bodies as a whole allows you to quickly respond to incidents and crimes, despite the remoteness of operational service areas. The article discusses some of the divisions that are part of the organizational and structural structure and the features of their activities in transport. The proposals for improving the management system and measures that will optimize the activities of internal affairs bodies and increase the state of security in transport are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие функциональной структуры и определение оптимального организационно-штатного построения подразделений органов внутренних дел на транспорте»

Закон и право. 2021. № 11. С. 266-269. Law and legislation. 2021;(11):266-269.

Научная статья УДК 351.81

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-266-269 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

Развитие функциональной структуры и определение оптимального организационно-штатного построения подразделений органов внутренних дел на транспорте

Николай Николаевич Пестов

Академия управления МВД России, Москва, Россия, pestov-nn@yandex.ru

Аннотация. Органы внутренних дел на транспорте осуществляют свою деятельность в специфической обстановке, что определяет их организационно-структурное построение. Система построения органов внутренних дел в целом позволяет оперативно реагировать на происшествия и преступления несмотря на удаленность участков оперативного обслуживания. В статье рассматриваются некоторые подразделения, входящие в организационно-структурное построение, и особенности их деятельности на транспорте. Сделаны предложения по совершенствованию системы управления, приводятся мероприятия, которые позволят оптимизировать деятельность органов внутренних дел и повысить состояние защищенности на транспорте.

Ключевые слова: транспорт, органы внутренних дел, взаимодействие, организационно-структурное построение, полиция, общественный порядок, общественная безопасность, компетенция.

Для цитирования: Пестов H.H. Развитие функциональной структуры и определение оптимального организационно-штатного построения подразделений органов внутренних дел на транспорте // Закон и право. 2021. № 11. С. 266—269. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-266-269

Original article

Development of the functional structure and determination of the optimal organizational and staffing structure of internal affairs units in transport

Nikolay N. Pestov

Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia,

Moscow, Russia, pestov-nn@yandex.ru

Abstract. The internal affairs bodies in transport carry out their activities in a specific environment, which determines their organizational and structural structure. The system of building internal affairs bodies as a whole allows you to quickly respond to incidents and crimes, despite the remoteness of operational service areas. The article discusses some of the divisions that are part of the organizational and structural structure and the features of their activities in transport. The proposals for improving the management system and measures that will optimize the activities of internal affairs bodies and increase the state of security in transport are presented.

Keywords: transport, internal affairs bodies, interaction, organizational and structural structure, police, public order, public security, competence.

For citation: Pestov N.N. Development of the functional structure and determination of the optimal organizational and staffing structure of internal affairs units in transport // Law and legislation. 2021;(11): 266—269. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-266-269

© Пестов Н.Н. М., 2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

Состояние транспорта является коренной проблемой «организации антропогенно-'^»«'то ландшафта и играет важнейшую роль в системе социальных взаимодействий всех видов» [1, с. 67].

Развитие экономики Российского государства невозможно без эффективного функционирования транспортной инфраструктуры, так как транспорт в первую очередь удовлетворяет потребности в перевозке пассажиров, перемещении грузов, способствуют укреплению внешнеэкономических связей, напрямую влияет на функционирование торговли и промышленности, поэтому «транспорт определяет облик экономического и социального развития» [4, с. 51].

В одном из первых документов стратегического развития транспорта новой России определялась цель интеграции транспортного комплекса страны в мировую транспортную систему [1].

Реализация этой цели требует постоянного совершенствования деятельности подразделений полиции при реализации своих полномочий в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

На современном этапе органы внутренних дел на транспорте России представляют собой единую систему органов и подразделений внутренних дел централизованного (федерального) подчинения по вертикали, обеспечивающих в пределах своей компетенции правопорядок на железнодорожном, воздушном и водном транспорте в специфической обстановке, обусловленной особенностями правового регулирования, спецификой технологических процессов перевозки пассажиров и грузов.

Одной из существенных особенностей организационно-структурного построения органов внутренних дел на транспорте (далее — ОВДТ) является то, что они строятся применительно к системе территориально-ведомственного управления Министерства транспорта Российской Федерации. При этом, в зависимости от географического расположения, в структуру Управлений на транспорте МВД России по федеральным округам могут входить подразделения полиции на железнодорожном, воздушном, речном либо морском транспорте. Это, в свою очередь, обеспечивает оперативную взаимосвязь всех его структурных подразделений в организации борьбы с преступностью на объектах всего транспортного комплекса страны.

ГУТ МВД России выполняет функции головного подразделения Министерства по организа-

ции деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, координации в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте. ГУТ МВД России осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Сложившая система позволяет в целом своевременно реагировать на происходящие на транспорте чрезвычайные происшествия, нарушения общественного порядка, а также раскрывать преступления межрегионального характера на участке пути следования подвижного состава без привязки к условностям географического или административного территориального деления страны, благодаря централизованной системе ведомственного управления и координации силами и средствами транспортной полиции, расположенными на значительном расстоянии друг от друга.

Организационно-структурное построение ОВДТ имеет существенную специфику.

По линии борьбы с преступлениями на объектах транспортного комплекса в структуре ОВДТ имеются оперативные подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (далее — БППГ), которые являются самостоятельными структурными подразделениями органов внутренних дел на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

Спецификой деятельности указанных подразделений является организация оперативного обслуживания относительно самостоятельного и обособленного направления работы объектов транспортной инфраструктуры от преступных посягательств. В своей деятельности руководители БППГ нацелены на принятие управленческих и тактических мер по декриминализации сферы грузовых перевозок на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

Компетенция рассматриваемых подразделений по своему содержательному аспекту является уникальной, поскольку находится на стыке деятельности по линии обеспечения экономической безопасности транспортной сферы, в части выявления и раскрытия преступлений с участием работников транспорта, и борьбы с преступлениями по линии уголовного розыска, связанными с хищениями перевозимых грузов, и др.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

По линии обеспечения общественного порядка на объектах транспортного комплекса формы обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта имеют определенную организационно-структурную специфику. При решении задач обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью на объектах железнодорожного транспорта наиболее распространенными формами осуществления транспортной полицией административной деятельности являются: патрульно-постовые наряды; посадочные группы; оперативно-поисковые группы; совместные специализированные группы транспортной полиции и ведомственной охраны; оперативные заслоны; наряды сопровождения поездов; специальные операции и оперативно-профилактические мероприятия (рейды).

Участки оперативного обслуживания ОВД на транспорте характеризуются значительной протяженностью транспортных артерий, большой разветвленностью транспортных коммуникаций, а также удаленностью объектов транспорта от линейного органа внутренних дел.

Группа организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних была образована в транспортном Главке в 1995 г. как структурная единица совместно с подразделением дознания. С этого момента трансляция управленческих решений из Главка в подразделения на места происходит через профильные отделы, отделения, группы ПДН УТ, ЛУ (ЛО) МВД России на транспорте [3, с. 84].

К особенностям функционирования ОВДТ необходимо отнести наличие ведомственных служб и подразделений, участвующих в борьбе с правонарушениями. Так, контрольные функции на объектах железнодорожного транспорта выполняют военизированная охрана железнодорожного транспорта, ведомственный ревизорский аппарат в сфере пассажирских перевозок.

Для совершенствования системы управления представляется необходимым реализация следующих мероприятий:

■ оптимизация аппаратов управления органов внутренних дел на транспорте путем перехода с трехуровневой структуры управления (окружной — межрегиональный — районный) на двухзвенную (межрегиональный — районный) посредством организационного построения по принципу совмещения полномочий одного межрегионального органа внутренних дел в границах расположения железной дороги —

филиала ОАО «Российские железные дороги»;

■ разработка критериев обслуживания новых транспортных объектов;

■ унификация методов и способов обеспечения безопасности объектов обслуживания, учитывающая присвоенную категорию;

■ формирование профессионально подготовленного кадрового состава, хорошо знающего работу транспортного комплекса, его «узкие места», и одновременно правильно учитывающего угрозы его безопасности в определении направлений ее обеспечения с учетом полномочий в правоохранительной составляющей транспортной безопасности;

■ техническое совершенствование деятельности транспортной полиции на основе использования наукоемких, высокотехнологичных специальных средств и программных продуктов, совместимых с используемыми на транспорте оборудованием и системами, а также посредством собственной специальной разработки и внедрения таких средств;

■ усиление роли научной организации процесса обеспечения безопасности транспортного комплекса;

■ закрепление функциональной нагрузки по контролю за деятельностью территориальных органов МВД России на транспорте в сфере транспортной безопасности, выявлению, анализу и формированию предложений по решению проблемных вопросов за конкретными штатными структурами;

■ расширение мер социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел на транспорте в связи с выполнением ими задач в условиях повышенной нагрузки и действия неблагоприятных условий и факторов служебной деятельности.

Усилия МВД России предлагается концентрировать:

■ на разработке порядка и критериев сбора и изучения общественного мнения пассажиров, граждан, проживающих вблизи объектов транспорта, о деятельности органов внутренних дел на транспорте;

■ на преодолении социального безразличия к принимаемым полицией мерам безопасности, конструктивном сотрудничестве людей с органами внутренних дел Российской Федерации по вопросам защиты социальных интересов в транспортной сфе-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

ре за счет активизации просветительско-пропагандистской работы и общественного поощрения конкретных результатов сотрудничества;

■ на публикации в существующих и создаваемых специализированных средствах массовой информации материалов о принимаемых полицией мерах, направленных на противодействие актов незаконного вмешательства;

■ на активизации предупреждения, выявления и пресечения экстремистской деятельности на объектах транспорта и в трудовых коллективах работников транспорта.

Достижению этой цели будет способствовать принятие федеральных законов, правительственных, межведомственных, а также внутриведомственных нормативных правовых актов, направленных на координацию деятельности сил обеспечения транспортной безопасности, определение направлений их совместной деятельности при реализации мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам, актуализацию мер юридической ответственности в условиях динамично развивающихся общественных отношений в транспортной сфере.

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2021 годы)» (с изм. и доп.). Утратило силу // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_86305/

2. Кирюхин В.В. Полиция Темзы Патрика Колкухуна — предтеча современной полицейской системы // Административное право и процесс. 2021. № 4.

3. Кирюхин В.В., Пестов Н.Н., Ускова А.С. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. М., 2020.

4. Пестов Н.Н., Кирюхин В.В., Янченко И.Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты: Монография. М., 2019.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 5, 2001 № 848 «On the Federal Target Program «Development of the transport system of Russia (2010 — 2021)» (with amendments and additions). Expired // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_86305/

2. Kiryukhin V. V. Patrick Colquhoun's Thames Police — the forerunner of the modern police system // Administrative law and Process. 2021. № 4.

3. Kiryukhin V.V., Pestov N.N., Uskova A.S. Administrative activities of the police for the prevention of juvenile delinquency: Textbook. Moscow, 2020.

4. Pestov N.N., Kiryukhin V. V., Yanchenko I.L. Ensuring law and order in transport by internal affairs bodies: historical, legal and organizational aspects: Monograph. M., 2019.

Информация об авторе

Пестов Н.Н. — кандидат юридических наук

Information about the author

Pestov N.N. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 05.07.2021; одобрена после рецензирования 08.08.2021; принята к публикации 14.08.2021.

The article was submitted 05.07.2021; approved after reviewing 08.08.2021; accepted for publication 14.08.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.