Дорофеев И.Н., Файбусович К. Б. Актуальные вопросы организационно-структурного обеспечения деятельности... ют ряды следователей, не желая работать в условиях но и общественного мнения, которое, к сожалению,
СО го
жесткого информационно-психологического прес- зачастую находится не на стороне правоохранитель- н
и я
С рэ
Список литературы к
т
синга со стороны не только криминального мира, ных органов.
1. Alport, G. W., Postman, L. The psychology of rumor. - N.Y.: Holt, 1947. - 247 p.
теоретические аспекты : монография. - Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2006. - 274 с.
9. Гросс, Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. - Новое изд., перепеч. с изд. 1908 г. - М.: ЛексЭст, 2002. - 1088 с.
10. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. - Т. 4. - М.: Русский язык, 2000. - 779 с.
11. Линовский, В. А. Опыт исторических розысканий о следственном уголовном судопроизводстве в Рос-
Д
2. Ахиезер, Л. С. Россия: критика исторического опыта. - Т. 3. - М.: Философское общество СССР, 1991. - 470 с. т
е
3. Баршев, Я. И. Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному б
р
ч о
в
3
5. Белкин, Р. С. Репортаж из мастерской следователя. Рассказы о криминалистике. - М.: Норма, 1998. - 333 с. у
6. Винер, Н. Кибернетика и общество. - М.: Изд. ин. лит., 1958. - 200 с. в
е с
8. Григорьев, А. Н. Информация и информационное взаимодействие в расследовании преступлений: т
е
т рэ
судопроизводству. - М.: ЛексЭст, 2001. - 211 с. Р
4. Белкин, Р. С. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов / 3-е изд., дополн. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. - 837 с.
5. Белкин, Р. С. Репор
6. Винер, Н. Киберн
7. Гафнер, В. В. Информационная безопасность : учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 324 с.
Й
Р о о
сии. - М.: ЛексЭст, 2001. - 240 с. и
я
12. Моисеев, Н. Н. Универсум, информация, общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 200 с. ^
13. Образцов, В. А. Криминалистика : курс лекций. - М.: Юнифир, 1996. - 447 с.
14. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 17-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.
15. Потеряхин, А. Л. Психология слухов : научно-практическое пособие. - Черновцы, 2000. - 68 с.
16. Следственный комитет сегодня опроверг информацию о тяжёлом состоянии бизнесмена Алексея Мельникова [Электронный ресурс] // Сайт «Новости 33». - 2016. - 9 сент. - Режим доступа: http://novosti33.ru/ event/ofitsialnyj-kommentarij (дата обращения: 30.01.2018).
17. Зверинцева, Татьяна. Следствие ведут маньяки. Сотрудника СК проверяют на причастность к изнасилованиям [Электронный ресурс] // Сайт «Lenta.ru». - 2013. - 29 окт. - Режим доступа: https://lenta.ru/ articles/2013/10/29/firstsk (дата обращения: 30.01.2018).
18. Соколов, А. В. Информация: феномен? Функция? Фикция? // А.В. Соколов. Ретроспектива-60: Тр. проф. Аркадия Соколова для библиотекарей и информатиков. - СПб.: Независимая гуманит. акад., 1994. - С. 221-235.
19. Толковый словарь русского языка: В 3 т. - Т. 3: Р - Я / ред. Д.Н. Ушаков. - М.: Вече; Мир книги, 2001. - 671 с.
20. Шибутани, Т. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1969. - 403 с.
21. Юзвишин, И. И. Информациология, или Закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. - 3-е изд., испр. - М.: Радио и связь, 1996. - 214 с.
© Григорьев А. Н., Мешков В. М., 2018
к» о
УДК 351.81
И. Н. Дорофеев, К. Б. Файбусович
ДОРОФЕЕВ, Игорь Николаевич, начальник отделения научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. Тел: + 7 (499) 745-81-48. E-mail: [email protected].
DOROFEYEV, Igor Nicolayevich, Candidate of Law, Associate Professor, Section Head at the Research Center (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia). Address: Russia, 125993, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. Tel: + 7 (499) 745-81-48. E-mail: [email protected].
ФАЙБУСОВИЧ, Константин Борисович, главный редактор редакционно-издательского отдела Академии управления МВД России, кандидат экономических наук. Адрес: Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. Тел: +7 (499) 745-81-43. Электронная почта: [email protected].
FAIBUSOVICH, Konstantin Borisovich, Ph. D. (Economics), Chief Editor of the Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia). Address: Russia, 125993, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. Tel: +7 (499) 745-81-43. E-mail: [email protected].
о
<N
^
s s
о о О Рч
Л
н
(D
ё О
а
(D «
S
и
^
5
!i о и
а
6
а
(D Н (D
С
й и л О w
S
и н о
(D
m
Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность
Актуальные вопросы организационно-структурного обеспечения деятельности органов внутренних дел на транспорте по борьбе с преступлениями в сфере грузовой работы
Current problems in providing organizational and structural support to transport police units charged with
combating criminal designs on freight and cargoes
В статье рассматриваются актуальные вопросы организационно-структурного обеспечения деятельности органов внутренних дел на транспорте по борьбе с преступлениями в сфере грузовой работы. Авторы рассмотрели правовые и организационные особенности функционирования подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы.
Ключевые слова: организационно-структурное обеспечение деятельности органов внутренних дел на транспорте, организация деятельности по борьбе с преступлениями в сфере грузовой работы, функционирование подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы.
The work is focused on burning issues of how to provide organizational and structural support to transport bodies and units of the Ministry of the Interior that combat criminal attempts to steal or damage freight or cargoes in transit. The authors analyze legal as well as organizational provisions intended to make for smooth functioning of these bodies and units.
Keywords: organizational and structural provisions for work of branches and units of the Ministry of the Interior on transport, organization of work to combat criminality in freight traffic, functioning of units charged with combating attempts to steal or damage freight or cargoes.
В процессе выработки и принятия стратегических решений в целях оптимизации организационной структуры МВД России неизбежно возникают вопросы о целесообразности функционирования отдельных служб и даже самостоятельных направлений оперативно-служебной деятельности. В ходе институциональных преобразований последнего десятилетия Министерство внутренних дел Российской Федерации подверглось кардинальным структурным изменениям, оказывавшим существенное влияние на состояние её отдельных функций и задач.
В ходе административной реформы органы внутренних дел на транспорте (далее - ОВДТ) также претерпели кардинальную реструктуризацию. Ранее существовавший территориально-ведомственный принцип оперативного обслуживания объектов Министерства транспорта России был заменён на территориально-административный принцип построения ОВДТ применительно к расположению федеральных округов. В результате этого процесса 20 УВДТ были преобразованы в 8 Управлений на транспорте по федеральным округам и 2 самостоятельных линейных управления (Восточно-Сибирское и Забайкальское ЛУ на транспорте). Однако на этом процесс реформирования транспортной полиции не закончился. С различной степенью активности он продолжается и поныне. Начиная с 2011 г., в научной литературе [2, 4] и на практике [1] идёт обсуждение целесообразности сохранения органов внутренних дел на транспорте как самостоятельной управленческой вертикали. Остро дискутируется вопрос о необходимости пересмотра отдельных задач и функций Главного управления на транспорте МВД России (далее - ГУТ МВД России). При этом некоторые аспекты реформирования транспортной полиции стали выходить за рамки обсуждения и постепенно переходят в пло-
скость реализации практических решений. Так, в 2016 г. Министерством был инициирован вопрос о целесообразности слияния (объединения) подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы (далее - ПБППГ) со службой уголовного розыска ОВДТ. Поводом для возможного начала такой процедуры послужил тезис о том, что данные службы в процессе своей деятельности выявляют и раскрывают одинаковые составы преступлений общеуголовной направленности. Однако, по нашему мнению, подобный подход к мотивации возможных структурных преобразований может иметь массу негативных последствий в обеспечении транспортной безопасности. Поэтому при реализации структурных преобразований ОВДТ требуется проведение комплексного научного мониторинга, позволяющего спрогнозировать возможность наступления как реальных, так и вероятных последствий в сфере обеспечения правопорядка на объектах транспортного комплекса.
Практическая значимость рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что большинство населения страны, в т.ч. и сотрудники полиции, в силу различных причин могут выступать пассажирами железнодорожного, воздушного или водного транспорта. В этой связи вопросы обеспечения имущественной безопасности пассажиров и юридических лиц при перемещении их багажа, грузов и собственности различными видами транспорта носят предметный характер и требуют самостоятельного научного осмысления. Безусловно, к таким вопросам относится и организационно-структурное обеспечение деятельности органов внутренних дел на транспорте, в чьи функции входит борьба с преступлениями в сфере грузовой работы объектов транспортной инфраструктуры.
Дорофеев И.Н., Файбусович К. Б. Актуальные вопросы организационно-структурного обеспечения деятельности...
В связи с этим считаем необходимым сконцентрировать особое внимание на концептуальных положениях, раскрывающих специфику функционирования подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте, которые имеют правовые, организационно-управленческие и организационно-тактические особенности деятельности.
Общая специфика работы подразделений органов внутренних дел на транспорте заключается в том, что она осуществляется по двум основным направлениям: в сфере пассажирских перевозок и по линии грузовой работы объектов транспортной инфраструктуры. При этом организация их деятельности осуществляется в особых правовых и организационных условиях, связанных с особенностями осуществления круглосуточного технологического процесса перевозок и документооборота, а также протяженностью объектов оперативного обслуживания.
Прежде чем остановиться на особенностях организации их деятельности, необходимо обратиться к истории создания и развития таких подразделений в структуре органов внутренних дел на транспорте.
В системе Министерства внутренних дел подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы были созданы 26 марта 1980 г. как единая специальная служба, в функции которой вошли выявление и раскрытие всех видов преступлений в сфере грузовой работы и грузовых перевозок.
Поводами такого решения послужили следующие причины. В 70-е гг. прошлого века в стране произошел значительный рост потерь от несохранных перевозок грузов на транспорте. Органы внутренних дел на транспорте не справлялись с хищениями народнохозяйственных грузов. На достаточно низком уровне находилась квалификация работников уголовного розыска и БХСС в сфере борьбы с преступлениями в грузовой работе. Особое беспокойство стали вызывать факты разобо-рудования авто- и сельхозтехники, а также кражи внешнеторговых грузов. Вследствие этого раскрываемость краж грузов в ряде регионов по итогам 1980-1982 гг. не превышала 10 %, при этом более половины хищений совершалось с участием самих работников транспорта. Это потребовало принятия кардинальных организационных мер. В целях наведения должного порядка в сфере грузовых перевозок постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29 января 1980 г. № 78 было предложено создать в МВД СССР единую систему органов внутренних дел на железнодорожном, морском и речном транспорте. В структуре ГУВДТ СССР образована оперативно-розыскная часть (ОРЧ) для раскрытия хищений в особо крупных размерах и носящих межрегиональный характер, в управлениях внутренних дел на транспорте и линейных органах была создана целостная и уникальная по своему назначению Служба по борь-
бе с преступными посягательствами на грузы. В её функции вошло выявление и раскрытие всех видов преступлений в сфере грузовых перевозок, которые ранее входили частично в функции уголовного розыска и БХСС.
В современных условиях подразделения БППГ ОВДТ по-прежнему являются самостоятельными структурными подразделениями органов внутренних дел на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, которые осуществляют свою деятельность, в т.ч. оперативно-розыскную, в области грузовой работы объектов транспорта. В своей работе они нацелены на принятие правовых, управленческих и тактических мер по декриминализации сферы грузовых перевозок объектов транспортной инфраструктуры.
По содержанию целей, задач и функций указанные подразделения являются уникальными. Во-первых, в структуре ГУ(У) МВД России таких подразделений нет. Во-вторых, их компетенция находится на стыке деятельности по линии обеспечения экономической безопасности объектов транспортной инфраструктуры в части выявления и раскрытия преступлений с участием работников транспорта, они ведут борьбу с общеуголовными преступлениями по линии уголовного розыска, связанными с хищениями перевозимых грузов, и др.
Сотрудники БППГ ОВДТ, имеющие непосредственное отношение к организации борьбы с преступлениями в сфере грузовой работы, должны, кроме общеправовых знаний, обладать следующими специальными познаниями:
- знать структуру и основные функции руководителей и материально ответственных лиц, обеспечивающих организацию обслуживания грузоперевозок;
- правила пользования воздушным, водным и железнодорожным транспортом;
- формы отдельных ведомственных документов отчётности и её местонахождение;
- правила коммерческой работы, а также основания и порядок составления коммерческих актов;
- специфику осуществления различных форм межгосударственных перевозок и таможенных режимов и т. д.
Одним из приоритетных направлений работы подразделений БППГ является борьба с хищениями и разоборудованием устройств СЦБ, т.к. такие преступления несут повышенную общественную опасность и могут стать причиной сходов и крушений грузовых составов.
В настоящее время в результате проведенных изменений технологического процесса грузоперевозок на железнодорожном транспорте произошло сокращение пунктов коммерческого осмотра. Они остались только по границам железных дорог, что в итоге негативно сказалось на состоянии сохранности перевозимых грузов, т.к. место происшествия может находиться за несколько тысяч километров.
СО а>
0 т я я я
С рэ
Я
-
1
Я
а> т а> Р
у р
>-1 о
В 3
у
я я
(Я а> Р о
е
а> т
рэ
СО
1=1
Р о о с Я Я
№
к» о
Криминалистика, криминология и оперативно-розыс!
22 Безусловно, для борьбы с такими преступлениями
сЗ требуются особые навыки и умения, т.к., несмотря на
^ общую методику их раскрытия, преступления, свя-
^ч занные с хищениями из подвижного состава, имеют
^ существенную специфику. Особенности также имеют
§ формы и методы осуществления оперативно-розыск-
^ ной деятельности.
^ Кардинальные реформы транспортного ком-
р? плекса повлекли за собой расширение задач службы.
^ К числу приоритетных задач в деятельности указана
Й ных подразделений ОВДТ необходимо отнести: оит - обеспечение антитеррористической защи-& щённости объектов транспорта путём пресечения ни фактов несанкционированного доступа к перевоз-^ имому багажу, почтовым отправлениям и грузам; ког - организация внешнего взаимодействия с
й транспортными предприятиями, экспедиционными р
и логистическими компаниями, а также органами вер
те домственного управления и контроля; ет
д - выявление фактов поставок и использования
-
тк неаутентичных, некондиционных и восстановленных деталей и элементов подвижного состава; и - осуществление мероприятий, направленных
я на проверку обоснованности эксплуатации феде-и рального имущества (складской и иной технической ® инфраструктуры);
- выявление фактов незаконной эксплуатации воздушных судов организациями, имеющими сертификаты эксплуатанта коммерческой гражданской авиации;
- выявление нарушений установленного порядка осуществления лицензируемой деятельности, связанной с обеспечением и снабжением топливом воздушных судов, и др.
Наряду с предприятиями, организациями и учреждениями Минтранса на объектах обслуживания ОВДТ функционируют многочисленные перевозочные организации и компании, в т.ч. различных форм собственности, занятые в сфере грузовых перевозок. Только на железнодорожном транспорте зарегистрировано более 2,5 тыс. собственников подвижного состава. На отдельных участках юрисдикции подразделений БППГ может находиться до 300 предпринимательских структур, оказывающих услуги объектам транспортной инфраструктуры, в т.ч. в сфере грузовой работы.
К числу условий, обусловливающих специфику деятельности подразделений БППГ ОВДТ, необходимо отнести прогностические факторы.
По оценкам экспертов, транспортная система России в обозримом будущем может занять важное геополитическое положение в мире, что во многом предопределит её стратегию и политику экономического развития в ближайшие десятилетия. В частности, наличие прямых выходов к морям, системы воздушной и морской навигации предоставляют нашему государству уникальные возможности участия в международных перевозках, обладания абсолют-
|я деятельность
ной монополией в трансъевропейском транспортном коридоре. В этой связи важнейшая задача России в предстоящий период - в полной мере реализовать своё выгодное географическое положение как естественного транзитного моста между Европой и экономически бурно развивающейся Юго-Восточной Азией [5].
Одной из самых мощных железнодорожных линий в мире является Транссибирская магистраль (Транссиб), протяженность которой составляет почти 10 тыс. км. Магистраль пересекает всю территорию России с запада на восток и связывает европейские государства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На западе она через территорию Белоруссии выходит на Брест, далее в Польшу и страны Западной Европы. Кроме того, через Санкт-Петербург указанная транспортная магистраль обеспечивает подходы к российским портам на Балтийском море, далее соединяясь с железнодорожной сетью Финляндии, а также других скандинавских стран. На юго-западе Транссиб выходит на сеть железных дорог Украины и далее соединяется с железнодорожными магистралями Центральной и Южной Европы. На востоке магистраль подходит к Тихому океану и дальневосточным портам России и далее выходит на сеть железных дорог Монголии, Китая и КНДР [4, с. 75].
Коридор «Север - Юг» позволяет самым коротким путём перевозить грузы между Европой и Ираном, Индией и странами Юго-Восточной Азии.
Кроме того, аналитические прогнозы и оценки развития мировой экономики свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия основные финансовые и товарные потоки будут постепенно сосредоточиваться в треугольнике «США - Европа - Дальний Восток». Однако товарные потоки из Старого Света идут в Азию преимущественно кружным морским путём. Так, основной поток корейских грузов идет в Европу из порта Пусан морским путём через Суэцкий канал. Транспортировка занимает 40-45 суток. Используя Транссиб, можно сократить время в пути вдвое. Проведённый эксперимент по доставке контейнеров на расстояние 10 тыс. км из Находки до Бреста показал, что такое расстояние покрывается за 7 суток [4].
Согласно прогнозу, общий объём транзита по территории России может составить от 1330 до 4200 тыс. тонн. Ожидается, что почти весь грузопоток будет «контейнеризированным» и может составить примерно 260 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Это, в свою очередь, потребует организационных усилий транспортной полиции по сохранности перевозимых грузов [3, с. 25].
Итак, несмотря на внешнюю схожесть функций с подразделениями ЭБиПК и уголовного розыска, служба БППГ ОВДТ выполняет специфические задачи по противодействию преступлениям в отдельном сегменте деятельности объектов транспортной
Погребной А. А., Краинский А. В. Повреждения оконных стёкол выстрелами из пневматического оружия
экономической безопасности транспортной сферы, возимого груза, что неминуемо скажется на общем уровне имеющих свои хронические проблемы и недофинан- защищённости объектов транспорта от преступных п( сирование. гательств и обеспечения транспортной безопасности.
инфраструктуры - в сфере грузовых перевозок на По нашему мнению, слияние (объединение) данной ГО
участке транспортных связей «отправитель - пере- службы ОВДТ повлечёт за собой потерю профессиональ- н
возчик - получатель». Поэтому слияние (объедине- ного ядра, утрату необходимых специфических знаний и к
ние) службы БППГ ОВДТ может негативно сказаться навыков выявления и раскрытия хищений в условиях кру- О
на современном состоянии как транспортной, так и глосуточного перемещения подвижного состава и пере- К
т
■
Я
имеющих свои хронические проблемы и недофинан- защищённости объектов транспорта от преступных пося- Я
р
у р
>-1
Список литературы к
1. Об оптимизации задач и функций ГУТ МВД России : обращение ГУТ МВД России в Академию управ- го ления МВД России от 9 сентября 2016 г. № 14/5046 «» // Дело № 49 НИЦ Академии управления. - Т. 3. - С. н 160-184. В
2. Бедринский, А. А., Дорофеев, И. Н. Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних р дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. - 2011. - № 3. - С. 34-39. и
3. Дорофеев, И. Н., Алабердеев, Р. Р., Владимиров, С. И., Васев, А. В., Корабельников, М. А. Организация и т
а
СО
тактика борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями на объектах транспортного комплекса : учебное пособие / под ред. И. Н. Дорофеева. - М.: Академия управления МВД России, 2016. - 52 с
4. Дорофеев, И. Н., Пестов, Н. Н. Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних Й дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 2. С. 74-77. о
5. Файбусович, К. Б. Взаимодействие и планирование деятельности органов внутренних дел по снижению рейдерской активности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 2. - С. 146-149.
о с
я я
№
© Дорофеев И.Н., Файбусович К.Б., 2018
УДК 343.983.2
А. А. Погребной, А. В. Краинский
ПОГРЕБНОЙ, Алексей Анатольевич, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела судебных экспертиз Научно-исследовательского института криминалистики ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 125080, Москва, ул. Врубеля, 12. Тел. 8 (963) 966-52-03. E-mail: [email protected].
POGREBNOY, Alexey Anatolievich, Leading Researcher, Research De-partment of Forensic Examination, Research Institute of Criminalistics, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Science (Law). Address: Russia, 125080, Moscow, Vrubelya str., 12. Ph.: +7 (963) 966-52-03.
КРАИНСКИЙ, Александр Владимирович, преподаватель кафедры трасологии и баллистики учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России. Адрес: Россия, 400089, Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. 8 (8442) 31-43-06. E-mail: [email protected].
KRAINSKIY, Alexander Vladimirovich, Lecturer, Chair of Trasology and Ballistics Educational-Scientific Complex of Field Criminalist Activity, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya str., 130. Ph.: 8 (8442) 31-43-06.
Повреждения оконных стёкол выстрелами из пневматического оружия: характеристика следов и выяснение обстоятельств происшествия
Damage to window-panes made by air gun shots: characterization of traces and elucidation of circumstances of the incident
к> о
В статье приведены экспериментальные данные о параметрах повре-ждений 4-мм строительных оконных стёкол, причиненных снарядами к пневматическому оружию с плоской, остроконечной и закругленной вершинкой на скоростях 165-174 м/с. Проведен предварительный анализ следов, дана оценка изменчивости признаков повреждений. Выделены предельные дистанции разрушения стекла разными типами пуль, признаки направления полета пули и признаки, указывающие на применение пуль к пневматическому оружию.
Ключевые слова: пневматическое оружие, обстоятельства происше-ствия, следы выстрела.
The article presents experimental data on the damage parameters of 4-mm construction window-panes caused by shotgun shells for air guns with flat, pointed and rounded head at speeds 165-174 m/s. A preliminary analysis of the traces has been carried out; an assessment of the variability of the signs of damage has been made. The author has determined maximum distances of glass destruction made by different types of bullets. The signs of direction of the bullets flight and the signs indicating the use of bullets for pneumatic weapons are identified.
Keywords: pneumatic weapon, circumstances of the incident, traces of the shot.