Научная статья на тему 'Некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта'

Некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
739
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / LAW-ENFORCEMENT BODIES ON TRANSPORT / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ КРАЖ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК / IDENTIFICATION AND DISCLOSURE OF BURGLARIES IN THE AREA OF FREIGHT TRANSPORTATION / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камбаров А.М.

В статье рассмотрены некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта. Традиционно грузовые перевозки являются сферой наибольшей криминальной уязвимости, в связи с чем по-прежнему актуальной остается защита перевозимых грузов от преступных посягательств. Автор, анализируя некоторые проблемы борьбы с кражами грузов на объектах железнодорожного транспорта, сделал выводы и ряд рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камбаров А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems encountered in detecting and solving instances of cargo theft from cargo trains and railroad storage and sorting facilities

This article discusses some of the problems on the identification and disclosure of thefts in the field of freight transportation by railway transport objects. Traditionally, freight transport is the area of greatest criminal vulnerability, why still need the protection of transported goods against criminal encroachments. The author, analyzing some of the problems of combating theft of cargo by railway transport objects, made conclusions and recommendations.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта»

_I

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

правоохранительной деятельности

А.М. КАМБАРОВ,

^ушатель* 2-го факультета, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

A.M. KAMBAROV, trainee** (Faculty 2), candidate of jurisprudence (Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 351.749.6

Некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта

Problems encountered in detecting and solving instances of cargo theft from cargo trains and railroad storage and sorting facilities

В статье рассмотрены некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта. Традиционно грузовые перевозки являются сферой наибольшей криминальной уязвимости, в связи с чем по-прежнему актуальной остается защита перевозимых грузов от преступных посягательств.

Железнодорожный транспорт, оперативно-разыскная деятельность, органы внутренних дел на транспорте, выявление и раскрытие краж в сфере грузовых перевозок.

This article discusses some of the problems on the identification and disclosure of thefts in the field of freight transportation by railway transport objects. Traditionally, freight transport is the area of greatest criminal vulnerability, why still need the protection of transported goods against criminal encroachments.

Railway transport, investigation and search operations, law-enforcement bodies on transport, identification and disclosure of burglaries in the area of freight transportation.

* Ранее - старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по противодействию экстремизму управления уголовного розыска УТ МВД России по ЦФО.

** Earlier - the senior operative on especially important issues of department of counteraction to extremism of criminal of UT Ministry of Internal Affairs of Russia across the Central federal district.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

50

Развитие транспортной системы страны в настоящее время является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. Роль транспорта в социально-экономическом развитии государства, эффективное его функционирование напрямую связано с рядом качественных характеристик уровня транспортного обслуживания и обеспечением транспортной безопасности.

Одной из ведущих отраслей экономики России по-прежнему является железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % пассажиро-оборота страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог на сегодня составляет 85,5 тыс. км, из них почти половина (42,3 тыс. км) электрифицированы. По протяженности железных дорог Россия сегодня занимает второе место в мире после США (230 тыс. км), опережая такие страны, как Китай (72 тыс. км), Индия (63 тыс. км), Канада (46,5 тыс. км). В 2014 г. по российским железным дорогам было перевезено около 2 млрд 125 млн тонн грузов. Прирост к уровню 2013 г. составил более 7 % [2].

Необходимо отметить, что социальные и политические изменения, произошедшие в стране в последние годы и повлекшие многочисленные негативные изменения в экономике, не могли не затронуть железнодорожный транспорт, а также судьбы многих тысяч работников данной хозяйственной сферы.

В настоящее время на этом виде транспорта наблюдается устойчивая тенденция роста несохранности грузов в процессе их перевозки. Не-сохраненные перевозки грузов, в свою очередь, влекут за собой нарушение цепочки хозяйственных связей между производителями и потребителями продукции, что ведет в конечном счете к ужесточению товарного дефицита в стране.

В структуре причин несохранности перевозимых железнодорожным транспортом грузов основное место принадлежит хищениям.

В условиях обострения социальной напряженности, разбалансированости экономики, возникновения новых форм собственности и перехода к рыночным отношениям претерпела заметные изменения и преступность на железнодорожном транспорте, особенно в сфере грузовых перевозок. Среди совершаемых преступлений в этой отрасли абсолютное большинство (90 %) принадлежит кражам грузов. Количество этих преступлений практически не снижается, причем преступные действия расхитителей грузов приобретают все более организованный, дерзкий характер, отличаются четким распределением ролей, осведомленностью об особенностях перевозок и хранения грузов,

установлением преступных связей с работниками железнодорожного транспорта, клиентуры и экспедиторских организаций, поиском устойчивых каналов сбыта похищенного. Указанные действия продиктованы в значительной мере наличием теневого спроса на похищенные товарно-материальные ценности. Большое количество работников железнодорожного транспорта сами совершают кражи грузов или принимают в них активное участие.

Анализ криминогенной обстановки свидетельствует о том, что кражи в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта становятся все более профессионально организованными.

Вместе тем, изучив практическую деятельность органов внутренних дел на транспорте, а также проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники оперативных подразделений в ходе выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок, полагаем необходимым остановиться на более детальном рассмотрении комплекса вопросов противодействия совершению хищений на объектах железнодорожного транспорта мерами оперативно-разыскного реагирования. Во-первых, железнодорожный транспорт в условиях больших сухопутных пространств России играл и будет играть ведущую роль в грузоперевозках, а также является одной из важнейших несущих конструкций отечественной экономики и привлекает пристальное внимание криминалитета; во-вторых, несмотря на предпринимаемые органами внутренних дел на транспорте совместно с администрациями предприятий железнодорожного транспорта меры, сегодня наиболее сложной остается ситуация именно в такой узкой специальной области, как сохранность перевозимых грузов. Количество краж грузов в 2014 г. возросло на 12 %. При этом остаток нераскрытых преступлений данной категории увеличился на 4,1 %. Рост числа краж грузов отмечается на участках всех УТ МВД России по федеральным округам.

В этих условиях надлежащая организация оперативно-разыскной деятельности по выявлению и раскрытию краж на объектах транспорта становится приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел на транспорте, в зону ответственности которых входят объекты железнодорожного транспорта.

Эффективная борьба с кражами в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта возможна лишь при условии постоянного совершенствования используемых в этих целях сил, средств, форм и методов и повышения на этой основе результативности оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел (ОРД ОВД) [4].

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

Выявление и раскрытие преступлений на объектах железнодорожного транспорта отличается определенной сложностью и имеет свою специфику. Условия работы оперативных подразделений на железнодорожном транспорте во многом обусловлены высокой динамичностью происходящих процессов, автономностью, экстерриториальностью, а также изменениями оперативной обстановки.

Указанные обстоятельства не случайно были предметом пристального рассмотрения многих ученых-специалистов в области теории ОРД ОВД.

Не претендуя на полный анализ, хотелось бы выделить следующие проблемы в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте.

Одной из основных является низкий уровень работы по выявлению и раскрытию краж в сфере грузовых перевозок на обслуживаемых объектах железнодорожного транспорта.

Вместе с тем по-прежнему основным «тормозом» совершенствования оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие указанных преступлений на объектах железнодорожного транспорта, остается то обстоятельство, что значительная часть оперативного состава органов внутренних дел на транспорте имеет непродолжительный стаж практической работы (либо не имеет специального или юридического образования) и профессионально недостаточно подготовлена для обеспечения высокой эффективности оперативно-разыскной деятельности.

Выборочный анализ информации о состоянии и конечных результатах этой работы позволяет также сделать вывод о том, что причины низкого уровня ее эффективности заключаются не только в слабой профессиональной подготовке оперативного состава в целом, но и объясняются игнорированием возможностей обучения сотрудников в системе оперативно-служебной подготовки, особенно в низовом звене.

Здесь следует отметить крайне недостаточное участие в организации и управлении этим участком работы руководителей органов внутренних дел и их оперативных подразделений.

Крайне низки оперативно-разыскные показатели по установлению лиц, замышляющих или подготавливающих преступления на объектах железнодорожного транспорта.

Для раскрытия данного вида преступлений в УТ МВД России по федеральным округам, а также в ЛУ, ЛО МВД России на железнодорожных станциях не в полной мере используются возможности Оперативно-поискового бюро (ОПБ) и Бюро специально-технических мероприятий (БСТМ) МВД России.

Полагаем, что необходимо учитывать то обстоятельство, что выявление и раскрытие

указанных преступлений оперативными подразделениями ОВДТ немыслимо без тесного взаимодействия с территориальными ОМВД и с другими государственными структурами, прежде всего ФТС, администрацией ОАО РЖД1, которое, как показывает практика, не всегда организовано должным образом. В связи с этим возникает насущный вопрос совершенствования форм и методов взаимодействия, особенно в оперативной работе.

Необходимо отметить, что все преступления, совершенные на объектах железнодорожного транспорта, подготавливаются на территориях, находящихся вне зоны оперативного обслуживания ОВДТ, начиная с момента организации группы (групп) для их совершения и заканчивая определением места и реализацией задуманного [3].

Признавая особую актуальность проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта, полагаем целесообразным:

— повышение профессионального мастерства на основе целевого обучения оперативного состава подразделений ОВДТ;

— упорядочение организации взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел, иными правоохранительными органами по вопросам взаимного обмена оперативной информацией о лицах, вынашивающих замысел совершения преступных посягательств;

— изучение передового отечественного и зарубежного опыта по обеспечению оперативно-разыскной деятельности в сферах грузовых и пассажирских перевозок и внедрение его в практику выявления и раскрытия указанных преступлений на объектах железнодорожного транспорта;

— издание совместных обзоров, методических рекомендаций, специальных нормативных документов по результатам совместной деятельности по борьбе с кражами на объектах транспорта.

Специфика выявления и раскрытия преступлений на объектах транспорта требует от оперативного сотрудника знаний не только в области оперативно-разыскной деятельности, действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и нормативных актов, регламентирующих условия перевозок пассажиров, грузов и багажа, отношения между железными дорогами и различными видами транспорта, а также особенности эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

1 Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги», учрежденное постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги"» [1].

51

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

52

Общая ситуация в стране и на железнодорожном транспорте в частности настоятельно требуют повышения роли органов внутренних дел в обеспечении правопорядка в транспортной сфере, укреплении режима законности, в защите интересов государства, физических и юридических лиц. Ослабление рычагов государственного регулирования транспортной инфраструктуры и другие факторы ускорили процесс криминализации обстановки. Про-

Список литературы

1. О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 // СПС Гарант.

2. Варыгин А.Н. Кражи грузов, совершаемые на железнодорожном транспорте и их предупреждение: криминологические проблемы: автореф. ... канд. юрид. наук. М.,1995.

3. Демидов Ю.Н. Меры обеспечения антитеррористической защищенности метрополи-

тивостоять этому разрушительному процессу можно только путем укрепления всей структуры ОВДТ, пополнения органов внутренних дел на транспорте хорошо подготовленными кадрами, владеющими как специальными знаниями (особенно максимальным объемом знаний оперативно-разыскной характеристики преступлений, совершаемых в транспортной сфере), так и основами транспортного дела, знаниями экономики и финансов транспорта.

тенов и железных дорог: учеб.-метод. пособ. М., 2008.

Камбаров А.М., Агафонов Н.А. Некоторые проблемы предупреждения преступлений террористического характера, совершаемых организованными группами на объектах железнодорожного транспорта (криминологический аспект): монография. Тула, 2013.

E-mail: kambarov75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.