т* т
ДИССЕРТАЦИОНН^1Х ИССЛЕДОВАНИИ
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРАЖ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ, ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ, ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ)
THE MAIN ASPECTS OF PREVENTION OF THEFT OF GOODS TRANSPORTED BY ROLLING STOCK OF RAILWAY TRANSPORT (ON THE EXAMPLE OF THE EAST SIBERIAN, TRANS-BAIKAL, FAR EASTERN RAILWAYS)
УДК 343
о.в. ИВУШКННА,
адъюнкт
(Восточно-Сибирский институт МВД России, Россия, Иркутск) [email protected]
OLGA V. IVUSHKINA,
Postgraduate (East-Siberian institute of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Irkutsk)
Аннотация: статья посвящена изучению основных криминологических аспектов совершения краж грузов на участках Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог и их динамики за период с 2009 по 2017 гг., которая позволила выявить причины высоких показателей краж и низкой их раскрываемости. В частности, представлены характеристики таких показателей, как динамика удельного веса краж грузов по каждому из указанных участков дорог; проанализирован цепной и базисный темп прироста. На основании проведенного анализа статистических данных и материалов судебной и следственной практики обобщены особенности совершения исследуемых преступлений. Автором определены основные факторы, детерминирующие совершение грузовых краж, обусловленные как внутриведомственными проблемами деятельности подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы, территориальных органов внутренних дел, ведомственной охраны и администрации железной дороги, так и спецификой грузоперевозок. Автором изучены некоторые вопросы, возникающие в ходе предупредительной деятельности в указанной сфере, изложены основные аспекты предупреждения преступлений данной категории, внесены предложения по принятию мер, которые окажут существенное влияние на снижение уровня краж грузов на объектах железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, грузы, кража, динамика, факторы, профилактика преступлений, предупреждение.
Для цитирования: Ивушкина О.В. Основные аспекты предупреждения краж грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (на примере Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 68-73.
Abstract: this article is devoted to the study of the main criminological aspects of the theft of goods on the site of the East Siberian, TRANS-Baikal, far Eastern Railways and their dynamics for the period from 2009 to 2017, which allowed to identify the causes of high rates of theft, and their low detection. In particular, the characteristics of such indicators as the dynamics of the specific weight of the theft of goods for each of these sections of roads are presented; the chain and the basic growth rate are analyzed. On the basis of the analysis of statistical data and materials ofjudicial and investigative practice, generalized features of the Commission of crimes under study. The author defines the main factors determining the Commission of cargo thefts caused by both intradepartmental problems of activity of divisions on fight against criminal encroachments on freights and territorial bodies of internal Affairs, departmental protection, and administration of the railroad, and specifics of a cargo transportation. The author studied some issues arising in the course of preventive activities in this area, outlined the main aspects of the prevention of crimes in this category, made proposals to improve the measures that will be essential to reduce the level of theft of goods on railway transport.
Keywords: crimes on railway transport, cargo theft, theft, crime, dynamics, factors, crime prevention, prevention.
For citation: Ivushkina O.V. The main aspects of prevention of theft of goods transported by rolling stock of railway transport (on the example of the East Siberian, TRANS-Baikal, far Eastern Railways) // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 1. Pp. 68-73.
Современный железнодорожный транспорт имеет важное стратегическое значение для экономики России, обеспечивая устойчивую деятельность сельскохозяйственных, строительных и иных предприятий [1, с. 31]. По официальным данным Росстата, грузооборот данного вида транспорта в 2017 г. составил 2493 млрд тарифных тонно-км1.
1 Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс] - Доступ из: http://www.gks.ru. (Дата обращения 05.06.2018 г.).
На объектах транспорта, преступления против собственности занимают главенствующее место2.
В сфере грузоперевозок совершается более 38% краж (см. табл. 1,2,3), которые наносят значительный ущерб как отдельным субъектам, так и организациям, предприятиям ОАО «Российские железные дороги» [2, с. 59].
2 Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: автореф. дис. д-ра. юрид. наук: 12.00.12. - Ростов-на-Дону, 2016. - 53 с.
Таблица 1
Динамика краж грузов, совершенных на Восточно-Сибирской железной дороге (2009-2017 гг.)
Показатель 2005 2010 2С11 2С12 2013 2014 2015 2016 2017
Общее количество 615 5S7 548 470 500 503 444 396 425
1ф1Ж=
зар еги стрир оь энных
на ЕСЖД
Общее количества 110 126 т 141 193 1S5 146 46 70
ьра^: грузов,
sap еги стрир оь энных
на ЕСЖД
Удельный вес кэаж 17,S 2L4 19,7 ЗО 3S:6 36J 32:S 11:5 15=5
грузов от оощегс
количества. ЕрЕЖ:
зар еги стрир оь энных на ВСЖД: %
Темп грироста - 14.5 -14.2 30:5 36.S ■4-1 -21.0 -6S.4- 52.2
Цепней), в %
Темп грироста - 14.5 0=0 28.1 ?5=4 68J 32=7 -58:2 -Зб=4
(6аЗНСБЫЙ}= £ %
Таблица 2
Динамика краж грузов, совершенных на Забайкальской железной дороге (2009-2017 гг.)
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Общее количество 607 695 733 772 664 604 687 583 561
краж:
зар еги стрир ое анных
на ЗБЖД
Общее количество 171 124 134 220 221 147 233 132 92
краж грузов.
зар еги стрир ое анных
на ЗБЖД
Удельный Еес краж 28Л 17,8 18=3 28=5 33=3 24=3 34=0 22.1 16,4
грузов от оощего
количества краж:
зар еги стрир ое анных на ЗБЖД: %
Темп прироста - -27=4 8=0 б4=2 0=5 -33=5 58=5 43=3 -303
(цепной), в %
Темп прироста - -27=4 -21,7 28=6 29=3 -14=0 36=2 -22=3 -46,1
(базисный), в %
Таблица 3
Динамика краж грузов, совершенных на Дальневосточной железной дороге (2009-2017 гг.)
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Общее количество 1075 1161 1115 1269 998 974 1058 787 720
краж
зареги стрир ов анных
на ДВЖД
Общее количество 244 224 226 332 280 296 191 120 121
краж грузов.
зареги стрир ое ан ных
на ДВЖД
Удельный вес краж 22.1 19=3 20=3 26=2 28=0 30=4 18,0 15 Л 16,8
грузов от оощего
количества краж:
зареги стрир ов анных на ЗБЖД: %
Темп прироста - -8,1 0=8 47=0 -15=6 0=3 -35=4 -37,1 0.8
(цепной), в %
Темп прироста - -8Д -7,3 36=0 14,7 21,3 -21,7 -50=8 -50=4
(базисный), в %
Представленные динамические ряды свидетельствует о снижении количества грузовых краж за период с 2009 по 2017 гг.
В период же с 2009-2012 гг. отчетливо наблюдается рост рассматриваемых преступлений на 42,8% по отношению к базовому 2009 г.
Так, на участке Восточно-Сибирской железной дороги к 2013 г. кражи возросли почти в 2 раза по
отношению к базовому 2009 г., прирост которых составил 36,8%. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что произошло сокращение численности штатов сотрудников роты сопровождения (СПВО); ослабление предупредительно-профилактической деятельности в данном направлении сотрудников ОВДТ. Сотрудники подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы
участвуют в борьбе с этими преступными проявлениями, но эффективность этих мероприятий вызывает большую озабоченность1.
На участке Забайкальской железной дороги прирост краж грузов в 2013 г. составил 29,3%, на Дальневосточной- 47,0%. Прирост грузовых краж в период 2012-2014 гг. на указанных участках дорог в целом составил от 30,5% до 64%.
Таким образом, несмотря на снижение абсолютных показателей, начиная с 2013 г., доля преступлений рассматриваемой категории остается по-прежнему высокой и стабильной. Такое положение в немалой степени обусловлено тем, что в последние годы наблюдался некоторый спад производства перевозимых подвижным составом товарно-материальных ценностей, в то время как оборот продовольственных товаров, алкогольной продукции, бытовой техники и др. весьма плотный, что, на наш взгляд, является побудителем к совершению исследуемых преступлений.
Кроме этого, несмотря на устойчивые показатели количества грузовых краж, показатели их раскрываемости ежегодно снижаются. Настоящим исследованием установлено, что каждое третье преступление в сфере грузовых краж остается нераскрытым. Так, например, в 2018 г. на участке Восточно-Сибирской железной дороги из 70 зарегистрированных краж грузов нераскрытыми остались 39 преступлений. На участке Забайкальской железной дороги в аналогичный период нераскрытыми остались 65 грузовых краж из зарегистрированных 922.
В целом низкая раскрываемость исследуемых преступлений определена спецификой раскрытия и расследования ввиду того, что установить точное место совершения преступления, определить территорию, где совершена кража груза, практически невозможно. Материалы следственной практики позволяют утверждать, что более чем в половине случаев (63%) место совершения кражи груза не совпадает с местом обнаружения признаков преступного посягательства, что, в свою очередь, затрудняет их раскрываемость.
Низкие показатели раскрываемости говорят о смещении значительной части краж грузов в категорию латентных.
С целью реализации эффективной борьбы с конкретным видом преступности крайне важно осуществлять мониторинг факторов, ее детерминирующих [3, с. 1].
1 Максименко А.В., Лащенко Р.А. Некоторые криминологические аспекты противодействия корыстно-насильственным преступлениям, совершаемых в поездах дальнего следования // Проблемы правоохранительной деятельности. № 4. 2018. - С.8-11.
2 Статистические данные получены: Официальный сайт ФКУ ГИАЦ МВД России [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://10.5.16/сsi/modules/ (дата обращения 10.01.2019).
Как установлено исследованием, к основным факторам, детерминирующим данный вид преступления и обусловленным спецификой грузоперевозок, необходимо отнести отсутствие на определенном этапе перевозки (от станции погрузки до станции назначения) конкретного лица, отвечающего за сохранность груза, а также ограниченный контроль за подвижным составом на железнодорожных станциях и в пути его следования3.
На основании этого первостепенные профилактические мероприятия должны быть ориентированы на установление взаимодействия между УВДТ с территориальными органами внутренних дел и в обязательном порядке с администрацией железнодорожного транспорта.
С этой целью при обнаружении факта преступного посягательства на грузы необходимо привлекать силы территориальных подразделений ОВД к оперативно-разыскным мероприятиям, используя их профессиональные знания для отработки вероятных мест появления преступников и сбыта похищенных ценностей.
Помимо этого, при решении задач предупреждения краж грузов особое внимание должно уделяться организации взаимодействия транспортной полиции, а особенно подразделений борьбы с преступными посягательствами на грузы с администрацией предприятий железной дороги [4, с. 51].
Таким образом, необходимо выработать единую стратегию противодействия транспортным преступлениям в целом, и в частности грузовым кражам из подвижного состава [5, с. 49].
На основании вышесказанного полагаем, что совместные мероприятия ОВДТ с предприятиями железнодорожного транспорта должны базироваться на:
- совместном анализе складывающейся обстановки на объектах грузового железнодорожного транспорта;
- проведении в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению безопасных условий для перевозки грузов и бесперебойного функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного комплекса;
- выработке и внесении в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта [6, с. 54].
3 Ивушкина О.В. Кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: характеристика и предупреждение (региональный аспект) // Дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ивушкина Ольга Викторовна. Красноярск, 2018.-. 200 с. // URL: https://www.dvfu.ru/science/dissertation-tips/the-thesis/d-999-126-03/ (Дата обращения: 11.01.2019 г.).
В ходе проведения организационных и информационно-аналитических мероприятий необходимо осуществление следующих действий:
1. Тщательный осмотр работниками станций технического осмотра подвижных составов с целью выявления коммерческих браков.
2. Охрана составов в местах временных стоянок, выявление мест посадки и спрыгивания посторонних лиц с железнодорожных составов, принятие мер к их задержанию.
3. Проверка установленных Правилами ОАО «РЖД» требований по хранению и транспортировке перевозимых подвижным составом материальных ценностей, исправность ограждений территорий грузовых дворов и контрольно-пропускных пунктов.
4. Своевременное реагирование при выявлении коммерческих, технических неисправностей вагона (контейнера), создающих благоприятные условия для хищения груза. В случаях выявления подобных неисправностей вагона (контейнера), например, отсутствие или неисправность пломб, нестандартные и разным способом наложенные закрутки, раскрученные барашки на люках цистерн, наличие открытого люка, открытой двери, а также иных неисправностей, образующих доступ к перевозимым грузам, немедленно устранять доступ посторонних лиц к грузу, обеспечивать охрану [7, с. 56].
5. При обнаружении кражи груза, находящегося под сопровождением нарядов Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской
Федерации» либо работников частных охранных предприятий, являющихся представителями грузоотправителя (грузополучателя), принимать от указанных лиц заявления о совершении преступления, обеспечивать их незамедлительную регистрацию и проведение проверки в порядке и сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
6. При поступлении информации об обнаружении признаков кражи грузов на железнодорожных станциях в момент приема поездов с соседних железных дорог Российской Федерации принимать меры по их документированию и проведению проверки.
7. В случае выявления неисправностей, которые указывают на наличие признаков кражи груза, следует отцепить подвижные единицы для дальнейшей комиссионной проверки количества, массы и состояния груза. При обнаружении признаков кражи вагон, платформа или иной подвижной состав необходимо отцеплять для проверки, провести необходимые, первоначальные следственные действия и оперативные мероприятия [8, с. 182].
Таким образом, представляется, что взаимодействие ОВДТ с территориальными ОВД, администрацией железнодорожного транспорта с целью предотвращения краж стратегически важных товаров и ресурсов окажет существенную помощь в предупреждении краж перевозимых грузов, поскольку в условиях прошедшей реформы системы МВД России и сокращения личного состава сил транспортной полиции на борьбу с преступными посягательствами на грузы явно не достаточно.
Литература
1. Степаненко Ю.В. Органы внутренних дел на транспорте: вопросы теории и практики: монография. - Москва: ВНИИ МВД России, 2004. - 212 с.
2. Дьяков Н.В., Свистильников А.Б. О некоторых особенностях первоначального этапа раскрытия краж грузов на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1. С. 59-62.
3. Аверинская С.А., Малыхина Т.А. Основные факторы, детерминирующие преступность на объектах железнодорожного транспорта в Восточно-Сибирском регионе // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 2. С. 1-8.
4. Ишигеев В.С., Пузикова А.В., Бондарь А.Я. К вопросу об эффективности противодействия преступлениям в сфере экологии // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 4. С. 46-49.
5. Камбаров А.М. Некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1. С. 51-52.
6. Тимко С.А., Урусов А.А. Предупредительно-профилактическая деятельность органов предварительного расследования в отношении жертв преступлений // Вестник. Омской юридической академии. 2017. Т. 14, № 2. С. 50-54.
7. Проценко С.В. Значение общественно опасных последствий в составе транспортного преступления // Уголовное право. 2008. № 1. С. 55-58.
8. Осипов С.А., Базанкова Т. Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений на объектах транспортной инфраструктуры / Правовые основы борьбы с преступностью и обеспечение безопасности: материалы международного форума «Великие реки». - Нижний Новгород, 2013. С. 180-186.
= References =
1. Stepanenko Yu.V. Organy vnutrennih del na transporte: voprosy teorii i praktiki: monografiya. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2004. - 212 s.
2. D'yakov N.V., Svistil'nikov A.B. O nekotoryh osobennostyah pervonachal'nogo ehtapa raskrytiya krazh gruzov na zheleznodorozhnom transporte // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2018. № 1. S. 59-62.
3. Averinskaya S.A., Malyhina T.A. Osnovnye faktory, determiniruyushchie prestupnost' na ob»ektah zheleznodorozhnogo transporta v Vostochno-Sibirskom regione // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 2. S. 1-8.
4. Ishigeev V.S., Puzikova A.V., Bondar'A.YA. K voprosu ob ehffektivnosti protivodejstviya prestupleniyam v sfere ehkologii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 4. S. 46-49.
5. Kambarov A.M. Nekotorye problemy vyyavleniya i raskrytiya krazh v sfere gruzovyh perevozok na ob»ektah zheleznodorozhnogo transporta // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015. № 1. S. 51-52.
6. Timko S.A., Urusov A.A. Preduprediterno-profilakticheskaya deyatel'nost' organov predvaritel'nogo rassledovaniya v otnoshenii zhertv prestuplenij // Vestnik. Omskoj yuridicheskoj akademii. 2017. T. 14, № 2. S. 50-54.
7. Procenko S.V. Znachenie obshchestvenno opasnyh posledstvij v sostave transportnogo prestupleniya // Ugolovnoe pravo. 2008. № 1. S. 55-58.
8. Osipov S.A., Bazankova T. Vyyavlenie, preduprezhdenie i raskrytie prestuplenij na ob»ektah transportnoj infrastruktury / Pravovye osnovy bor'by s prestupnost'yu i obespechenie bezopasnosti: materialy mezhdunarodnogo foruma «Velikie reki». -Nizhnij Novgorod, 2013. S. 180-186.
(статья сдана в редакцию 21.01.2019)