О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАСКРЫТИЯ КРАЖ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ
ABOUT SOME FEATURES OF THE INITIAL STAGE OF DETECTING CARGO THEFTS ON RAILWAY TRANSPORT
УДК 343.711.4
Н.В. ДЬЯКОВ,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) (4722) 55-71-34
NIKOLAY V.DYAKOV,
Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) (4722) 55-71-34
ALEKSANDER B. SVISTILNIKOV,
Сandidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: статья посвящена особенностям первоначального этапа раскрытия краж грузов на железнодорожном транспорте подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы. В ней авторы проанализировали раскрываемость краж грузов на железнодорожном транспорте за три года, изложили действия работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии с нормативными правовыми актами ОАО «РЖД» при обнаружении кражи грузов и приеме заявления оперативным дежурным линейного отдела (далее ЛО) МВД на транспорте.
Рассмотрены принципы работы следственно-оперативной группы на первоначальном этапе раскрытия преступления (осмотр места происшествия, проблемные вопросы, относящиеся к установлению места совершения преступления, негативные факторы, затрудняющие раскрытие преступлений), определена роль оперативного работника подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы в выявлении очевидцев преступления, установлении лиц, совершивших преступление. Авторами изложены проблемные вопросы доступа к информационным базам данных ОАО «РЖД» (система «Оскар», система «Этран», система «Сириус»), а также даны рекомендации по совершенствованию работы в борьбе с преступными посягательствами на грузы.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, кража грузов, раскрытие преступлений, предмет преступного посягательства.
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'18 ^^^^^^^^^^^^^^
58
Abstract: the article is devoted to the peculiarities of the initial stage of detecting cargo thefts on railway transport by units for combating criminal encroachments on goods. The authors analyzed the clearance rate of cargo thefts on railway transport for the last three years. The article describes the actions of employees of public railway transport organizations and FSE "The Departmental Security Service of Railway Transport of the Russian Federation" in accordance with the regulatory legal acts of OJSC "Russian Railways" when uncovering cargo theft and accepting application by duty officer of the MIA Line Department on transport.
Operating principles of the crime scene investigation team at the initial stage of the crime detection (inspection of the scene of the incident, problematic issues related to the location of the crime, negative factors that complicate the disclosure of crimes) are revealed. The role of an operative of units for combating criminal encroachments on goods in identifying witnesses and perpetrators of a crime is defined. The problems of access to the information databases of OJSC "Russian Railways" (the system "Oscar", the system "Etran", the system "Sirius") are outlined, as well as recommendations for improving work in the fight against criminal encroachments on goods.
Keywords: railway transport, cargo theft, crime detection, criminal encroachment subject.
Железнодорожный транспорт Российской Федерации является важнейшей отраслью, которая существенно влияет на развитие экономики страны. Основное его предназначение - своевременное и качественное обеспечение потребностей физических, юридических лиц в перевозках, способствующих развитию экономики на территории Российской Федерации.
Преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, характеризуются достаточной массовостью и изменчивостью, соответствующей социальному развитию общества, определяющейся спецификой данного вида транспорта1.
Наиболее распространенным видом преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта в настоящее время, являются кражи грузов, которые наносят значительный ущерб организациям, предприятиям ОАО «Российские железные дороги» и экономике страны в целом.
По данным ГИАЦ МВД России, в 2014 году краж грузов на транспорте зарегистрировано 3974, в 2015 году - 3331, в 2016 году соответственно 24 522.
Раскрываемость этих преступлений за три года составляет в среднем 72%.
Чаще всего предметом преступных посягательств являются промышленные и продовольственные товары, строительные материалы, нефтепродукты, автозапчасти, лес.
Раскрытие краж грузов возлагается на подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы линейных отделов МВД России на транспорте.
Первыми, кто обнаруживает факт кражи грузов, являются работники организаций железно-
1 Варыгин А.Н. Кражи грузов, совершаемые на железнодорожном транспорте, и их предупреждение: учебное пособие. Саратов, 1998.
2 Портал ГИАЦ МВД России. Общие сведения о состоянии
преступности на транспорте.
дорожного транспорта общего пользования и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». При таких обстоятельствах они:
- обязаны немедленно устранить доступ к грузу, обеспечить охрану, произвести отцепку подвижных единиц для дальнейшей комиссионной проверки количества, массы и состояния груза и немедленно сообщить об этом в органы внутренних дел на транспорте;
- по каждому случаю выявления недостачи груза в пятидневный срок проводить служебное расследование и при установлении данных, исключающих возможность ее образования вследствие неумышленного недогруза, утраты, порчи, повреждения и естественной убыли, незамедлительно направлять в органы внутренних дел собранные материалы: заключение служебного расследования с указанием причины несохранности груза; справки о стоимости (ориентировочной стоимости) недостающего груза; схемы размещения контейнеров; выписки из графика исполненного движения; списки лиц, принимавших участие в обработке груза; объяснения лиц, обнаруживших признаки хищения груза; копии коммерческого акта, акта о техническом состоянии вагона (контейнера), вагонного листа, железнодорожной накладной, натурного листа, дорожной ведомости, оперативных донесений, попутных актов общей формы и коммерческих актов; другие документы, имеющие сведения, относящиеся к способу транспортировки и обработки груза3.
Работникам железнодорожного транспорта запрещено направлять в территориальные органы МВД России материалы по коммерческим
3 «Инструкция о порядке реагирования при обнаружении признаков хищения грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, рассмотрения сообщений о совершении указанных преступлений», утвержденная Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации от 13.12.2011 № 428/317/1231.
актам, составленным на недостачу груза, если в ходе служебного расследования будет установлено, что:
- недостача груза в вагоне (контейнере) не увеличилась по сравнению с указанным в попутном коммерческом акте;
- утрата, порча, повреждение груза являются следствием стихийного бедствия, иного чрезвычайного происшествия (крушения, аварии), естественной убыли;
- недостача выявлена в вагонах, контейнерах, прибывших за исправными запорными устройствами вагонов, контейнеров, при исправных запорно-пломбировочных устройствах (пломбах) грузоотправителей, иностранных железных дорог, а также на открытом подвижном составе без признаков хищения груза4.
Линейный отдел МВД России на транспорте при поступлении материалов (заявлений, сообщений) о кражах грузов обязан принять и зарегистрировать их5.
Чтобы правильно организовать работу по раскрытию преступления, дежурному ЛО МВД России на транспорте в беседе с заявителем необходимо установить следующие обстоятельства:
- дата и время прибытия поезда на станцию;
- номер поезда;
- номер локомотива и депо приписки;
- фамилии членов локомотивной бригады;
- номер подвижной единицы;
- номер отправки, станцию отправления и назначения груза;
- станция последнего формирования данного поезда;
- вид груза;
- данные о состоянии запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб, закруток, если таковые имеются;
- наличие охраны (постоянная, сменная, пикетная);
- вид коммерческой неисправности, наличие признаков хищения;
- фамилии и должности лиц, обнаруживших коммерческую неисправность либо признаки хищения груза, и лиц, сообщивших о происшествии;
4 «Инструкция о порядке реагирования при обнаружении признаков хищения грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, рассмотрения сообщений о совершении указанных преступлений», утвержденная Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации от 13.12.2011 № 428/317/1231.
5 п. 3-5 «Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», утвержденной Приказом МВД России от 29.08. 2014 г. № 736.
- какие приняты меры по устранению доступа к грузу, его сохранности и сохранности следов преступления.
Эта информация необходима на первом этапе раскрытия преступления, ее отсутствие значительно снижает возможности оперативного реагирования на факт преступного посягательства.
Важным обстоятельством, имеющим значение для раскрытия преступления, является установление места совершения кражи.
Практика работы органов внутренних дел на транспорте свидетельствует о том, что кража грузов на железнодорожном транспорте может происходить в различных местах: на предприятии отправителя (станции), в процессе следования железнодорожного состава и на предприятии получателе (станции).
Установление точного места совершения преступления предопределяет конкретные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, но нельзя исключать возможности совершения инсценировки с целью сокрытия конкретного способа, места, времени и лиц, совершивших данное преступление.
Осуществляя осмотр места происшествия работникам следственно-оперативной группы необходимо особо обращать внимание на следующее:
- место обнаружения хищения груза не всегда совпадает с местом его кражи;
- осмотру подвергается большая территория, различные объекты, множество предметов;
- осмотр места совершения преступления необходимо производить незамедлительно, чтобы не допустить утрату следов преступления, орудий совершения преступления, срыва движения поездов и других обстоятельств, имеющих большое значение для раскрытия и расследования преступления.
Указанные выше особенности требуют от работников следственно-оперативной группы хороших профессиональных навыков и умений. В частности, необходимо правильно и своевременно определить наиболее важные участки работы, наладить взаимодействие со всеми участниками осмотра, грамотно вести обмен информацией между членами следственно-оперативной группы и оперативным дежурным ЛО МВД России на транспорте.
Во время осмотра необходимо учитывать обстоятельства, которые указывают на возможное место совершения кражи груза:
- обнаружение на путях станции следов кражи (щепки, обломки, обрывки упаковок, этикетки, оборванные пломбы, вскрытые ЗПУ, срубленные или снятые другим способом закрутки, выемки или полное отсутствие груза и др.), орудий преступления;
- обнаружение аналогичных следов совершения преступления на перегонах в местах остановок и стоянок поезда.
Особое внимание необходимо уделить установлению и опросу лиц, причастных к обработке подвижной единицы (приёмосдатчики, стрелки ведомственной охраны, диспетчеры, осмотрщики вагонов, машинист и т.д.). Опрашивать их необходимо раздельно друг от друга с целью установления мест стоянок, остановок как принудительных (по вине посторонних лиц), так и технологических.
Важным фактором при этом является время. Чем быстрее после совершения преступления будут опрошены вышеуказанные лица и очевидцы преступления, тем больше вероятность установления неточностей в показаниях и, соответственно, сужения круга возможных участников преступления.
Если есть основания полагать, что к краже при-частны работники железнодорожного транспорта, оперативным работникам целесообразно осуществлять осмотр рабочих и подсобных помещений, в которых может храниться похищенное имущество, предметы и другие ценности.
В случае обнаружения похищенного в укромных местах, на станции или на прилегающей территории, необходимо провести мероприятия по задержанию лиц, прибывших за имуществом.
Если во время осмотра места происшествия оперативный работник установит лицо, совершившее преступление, то он незамедлительно обязан доложить об этом оперативному дежурному с целью ориентирования транспортных и территориальных отделов полиции (далее ОП) о приметах, возможных путях отхода преступника в целях обнаружения и задержания.
Анализируя рапорты машинистов локомотивных бригад, находящихся в отделах безопасности движения локомотивных депо, справки по расшифровкам скоростемерных лент, маршрутных листов поезда на определенном тяговом плече, можно определить место совершения кражи в пути следования. Вместе с тем оперативным работникам следует иметь в виду, что несовершенство самописца скоростемерного прибора позволяет при определенном навыке принудительно останавливать самописец в таком положении, при котором остановка поезда на скоростемер-ной ленте не фиксируется. Для установления объективной картины необходимо получить дополнительные сведения о возможных остановках от лиц, находившихся в составе (проводники, стрелки ведомственной охраны и т. д.).
Хорошую помощь в установлении места совершения кражи грузов на перегонах могут оказать дежурные по станциям, поездные диспетчеры, которые регистрируют факт принудительной
остановки (торможения) поезда в журнале учета информации. По результатам проверки следует немедленно принять исчерпывающие меры (направить на место остановки наряд ведомственной охраны, информировать ОВД на транспорте и т.д.).
Необходимо подвергать проверке специалистом упаковки от документов на перевозимый груз, так как не исключена возможность их вскрытия членами локомотивной бригады с последующей переклейкой печати.
Если кража грузов произошла в пути следования поезда, то в первую очередь необходимо обращать внимание на участки вблизи переездов и автодорог, откуда похищенное можно вывезти автотранспортом.
Для установления возможного места совершения кражи груза в пути следования поезда необходимо:
- иметь схему перегона с обозначениями мест проверки тормозов, других мест технологических остановок, светофоров, переездов, садово-дач-ных кооперативов, технологических проездов лесополос к перегону, станциям;
- знать среднее время прохождения поезда по данному участку;
- иметь расшифровку скоростемерной ленты локомотива и выписку из графика исполненного движения, а также объяснения машиниста и помощника машиниста, других лиц, находившихся в поезде (механики рефсекций, воинский караул, стрелки военизированной охраны);
- установить и опросить дежурных по станциям (по маршруту следования поезда);
- установить встречные и попутные поезда для выявления возможных очевидцев совершенного преступления;
- установить и опросить работников станции (товарные кассиры, приемосдатчики, бригадир ПКО), в каком состоянии были получены документы от машинистов.
Кроме вышеперечисленных особенностей, связанных с раскрытием преступлений на начальном этапе, существует не разрешенный до настоящего времени вопрос - отсутствие доступа сотрудников ЛО МВД России на транспорте к информационным базам данных ОАО «РЖД» (система «Оскар», система «Этран» (Электронная Транспортная Накладная), система «Сириус» (Сетевая интегрированная российская информационно-управляющая система). Это существенно затрудняет работникам, ведущим борьбу с преступными посягательствами на грузы, своевременное осуществление мероприятий по выявлению, раскрытию и профилактике краж грузов из подвижного состава, иных преступлений в сфере грузовых перевозок на объектах транспорта, а также оперативное получение информации «в
реальном времени» о погрузке грузов, маршрутах следования и местонахождении вагонов и грузовых составов, графиках исполненного движения, выгрузке грузов, грузоотправителе и грузополучателе, состоянии и динамике грузооборота в целом. Перечисленные аспекты свидетельствуют о проблемности и сложности раскрытия краж грузов на железнодорожном транспорте.
Наиболее оптимальным решением указанных проблем является подбор и подготовка кадров, ведущих борьбу с кражами грузов, распространение опыта работы в системе ГУ МВД России на транспорте, а также оперативное решение проблем, возникающих между транспортной полицией и работниками ОАО «РЖД» в решении общих задач.
Литература
1. Камбаров А.М. Некоторые проблемы выявления и раскрытия краж в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33). С. 49-52.
2. Некрасов В.А., Некрасов А.П. Состояние, тенденции и структура краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 5 (296). С. 87-89.
3. Осипов С.А., Лизунов А.С. Особенности квалификации объекта кражи на железнодорожном транспорте //Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 105-109.
4. Некрасов А.П., Некрасов В.А. Особенности квалификации краж грузов, совершенных с незаконным проникновением, в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1 (9). С. 17-19.
5. Новиков Е.Ф. Актуальные вопросы расследования краж грузов на железнодорожном транспорте / Актуальные проблемы государственно-правового строительства в России: сборник статей по материалам региональной научной конференции, посвященной Дню юриста и Дню Конституции России. 2014. С. 96-106.
6. Ховавко С.М. Особенности краж на транспорте / Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском Федеральном округе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016.
7. Опрышко Н.В. Криминалистический анализ хищений грузов на объектах транспорта и борьба с ними: проблемы теории и практики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. № 3. С. 253-259.
8. Грибунов О.П. Технические средства фиксации, используемые при проведении осмотра места происшествия по факту хищений грузов на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2015. № 16. С. 3-8.
9. Ивушкина О.В. Особенности квалификации краж грузов, совершаемых из подвижного состава железнодорожного транспорта / Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: сборник научных статей по материалам VII Международной заочной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2017. С. 215-218.
10. Боровченко Е.А. О криминалистической характеристике краж грузов из подвижного состава/ Проблемы современного российского законодательства: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2015. С. 320-323.
= References =
1. Kambarov A.M. Nekotorye problemy vyyavleniya i raskrytiya krazh v sfere gruzovykhperevozok na ob»ektakh zheleznodorozhnogo transporta // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015. № 1 (33). S. 49-52.
2. Nekrasov V.A., Nekrasov A.P. Sostoyanie, tendentsii i struktura krazh gruzov v sfere gruzovykhperevozok, sovershaemykh na ob»ektakh zheleznodorozhnogo transporta // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2013. № 5 (296). S. 87-89.
3. Osipov S.A., Lizunov A.S. Osobennosti kvalifikatsii ob»ekta krazhi na zheleznodorozhnom transporte // Vestnik Volzhskoi gosudarstvennoi akademii vodnogo transporta. 2013. № 36. S. 105-109.
4. Nekrasov A.P., Nekrasov V.A. Osobennosti kvalifikatsii krazh gruzov, sovershennykh s nezakonnym proniknoveniem, v sfere gruzovykh perevozok na ob»ektakh zheleznodorozhnogo transporta // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2013. № 1 (9). S. 17-19.
5. Novikov E.F. Aktual'nye voprosy rassledovaniya krazh gruzov na zheleznodorozhnom transporte / Aktual'nye problemy gosudarstvenno-pravovogo stroitel'stva v Rossii: sbornik statei po materialam regional'noi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi Dnyu yurista i Dnyu Konstitutsii Rossii. 2014. S. 96-106.
6. Khovavko S.M. Osobennosti krazh na transporte / Aktual'nye voprosy obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti i protivodeistviya prestupnosti v Krymskom Federal'nom okruge: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. -Krasnodar: Krasnodarskii universitet MVD Rossii, 2016.
7. Opryshko N.V. Kriminalisticheskii analiz khishchenii gruzov na ob»ektakh transporta i bor'ba s nimi: problem teorii i praktiki // VestnikSevero-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2017. № 3. S. 253-259.
8. Gribunov O.P. Tekhnicheskie sredstva fiksatsii, ispol'zuemye pri provedenii osmotra mesta proisshestviya po faktu khishchenii gruzov na zheleznodorozhnom transporte // Rossiiskii sledovatel'. 2015. № 16. S. 3-8.
9. Ivushkina O.V. Osobennosti kvalifikatsi krazh gruzov, sovershaemykh iz podvizhnogo sostava zheleznodorozhnogo transporta/ Ugolovnoe pravo v evolyutsioniruyushchem obshchestve: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh statei po materialam VII Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Yugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet. - Kursk, 2017. S. 215-218.
10. Borovchenko E.A. O kriminalisticheskoi kharakteristike krazh gruzov iz podvizhnogo sostava/ Problemy sovremennogo rossiiskogo zakonodatel'stva: Materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva, 2015. S. 320-323.
(статья сдана в редакцию 12.02.2018)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'18 62