Научная статья на тему 'Кражи грузов на объектах железнодорожного транспорта: Динамика состояния, специфика совершения (на примере Транссиба)'

Кражи грузов на объектах железнодорожного транспорта: Динамика состояния, специфика совершения (на примере Транссиба) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭФФИЦИЕНТ / КРИМИНОГЕННАЯ ЗАРАЖЕННОСТЬ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / КРАЖА ГРУЗОВ С ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / CARGO THEFTS FROM THE RAILROAD OBJECTS / RATE / CRIMINOGENIC CONTAMINATION / RAILROADS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репецкая Анна Леонидовна, Ивушкина Ольга Викторовна

Разработанная формула определения коэффициента криминогенной зараженности объектов железной дороги позволила рассчитать его применительно к наиболее распространенным в этой сфере преступлениям кражам грузов, что дало возможность в динамике сопоставить уровень этих преступлений по отдельным участкам Транссиба: Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железным дорогам. Анализ представленных данных свидетельствует о высоком уровне криминогенной зараженности выбранной части Транссиба, так как коэффициент краж грузов варьируется от 3 до 7 преступлений на каждые 100 км исследуемого участка железной дороги. Описан ряд особенностей совершения краж грузов из подвижного состава, позволяющих определить направления деятельности органов внутренних дел на транспорте в предупреждении указанных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репецкая Анна Леонидовна, Ивушкина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cargo Thefts on the Objects of Railroad Transport: State Dynamics, Specifics of Committing on the Trans-Siberian Railway

The formula developed to define the rate of criminogenic contamination of railroad objects enabled the authors to calculate it in respect to the most common crimes in this sphere, that is cargo thefts, which made it possible to compare the level of these crimes in different sectors of the Trans-Siberian Railway: Eastern Siberia, Zabaikalsk and the Russian Far East railroads. The analysis attempted proves a high level of criminogenic contamination of the estimated Trans-Siberian Railway sector as the rate of cargo thefts varies from 3 to 7 crimes per every 100 km of the part of the railroad covered. The article describes a range of peculiarities of cargo thefts from railway vehicles, which helps to outline law enforcement activity on transport to prevent the mentioned crimes.

Текст научной работы на тему «Кражи грузов на объектах железнодорожного транспорта: Динамика состояния, специфика совершения (на примере Транссиба)»

УДК 343.9 © А. Л. Репецкая, О. В. Ивушкина, 2017

Кражи грузов на объектах железнодорожного транспорта: динамика состояния, специфика совершения (на примере Транссиба)

А. Л. Репецкая, О. В. Ивушкина

ШЙш

Разработанная формула определения коэффициента криминогенной зараженности объектов железной дороги позволила рассчитать его применительно к наиболее распространенным в этой сфере преступлениям — кражам грузов, что дало возможность в динамике сопоставить уровень этих преступлений по отдельным участкам Транссиба: Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железным дорогам. Анализ представленных данных свидетельствует о высоком уровне криминогенной зараженности выбранной части Транссиба, так как коэффициент краж грузов варьируется от 3 до 7 преступлений на каждые 100 км исследуемого участка железной дороги. Описан ряд особенностей совершения краж грузов из подвижного состава, позволяющих определить направления деятельности органов внутренних дел на транспорте в предупреждении указанных преступлений.

Ключевые слова: коэффициент, криминогенная зараженность, железные дороги, кража грузов с объектов железнодорожного транспорта.

Российский железнодорожный транспорт — это системообразующая отрасль экономики нашего государства . В железнодорожном комплексе России железные дороги — крупнейшие в мире, они обеспечивают 25% мирового грузооборота . Основными преимуществами железнодорожного транспорта являются: высокая провозная способность независимо от времени года и климатических условий; возможность массовых перевозок различного рода грузов (лес, руда, каменный уголь, строительные материалы, жидкие и горюче-смазочные материалы и др.) на большие расстояния; высокая скорость доставки; надежность и безопасность; относительно низкая себестоимость перевозок; низкий уровень вредного воздействия на окружающую среду по сравнению с другими видами транспорта

С высокими темпами роста транспортных перевозок и услуг возрастает и роль обеспечения безопасности на транспорте, поскольку транспортная система традиционно представляет собой специфичную отрасль экономики страны, имеет характерные особенности и подвержена преступным посягательствам на объекты, перемещаемые железнодорожным транспортом В условиях проводимой радикальной экономической реформы увеличивается и вес железнодорожного транспорта, на долю которого приходится две трети грузовых перевозок

Анализ преступных посягательств, осуществляемых на объектах железнодорожного транспорта, свидетельствует о том, что самый распространенный их вид — это кражи из подвижного состава, которые составляют около 90% в общей структуре хищений

грузов, регистрируемых на объектах железнодорожного транспорта, поэтому особое внимание в данном исследовании уделено именно кражам грузов с объектов железнодорожного транспорта

Между тем невозможно говорить о количественной характеристике указанных преступлений (как и любых других) абстрактно, без привязки их к конкретной территории Специфика анализируемых объектов требует особого подхода при определении территориальности такого исследования, поскольку, с одной стороны, они представляют собой достаточно узкую в территориальном масштабе полосу, на которой расположены сама железная дорога и ее объекты, а с другой стороны, протяженность этой полосы превышает размеры любых субъектов Российской Федерации, даже при объединении их в регионы .

Одной из таких железных дорог является Транссиб, самая длинная железная дорога в мире (9288,2 км) . На перевозки грузов с участием Транссиба приходится около 45% от внутригосударственных перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом . Этот участок дороги считается самым загруженным в мире — около 100 млн тонн груза на 1 км дороги .

По уровню преступности Сибирь, особенно восточная ее часть, и Дальний Восток превосходят все другие регионы РФ Такое положение дел не может не отражаться и на железной дороге, которая проходит по данной территории . Именно поэтому в качестве объекта исследования был выбран участок Транссибирской магистрали, объединяющий в себе несколько дорог, которые имеют свою подведомствен-

Таблица 1. Динамика краж грузов на Восточно-Сибирской железной дороге (2010-2015 гг.)

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество зарегистрированных краж грузов 126 108 141 193 185 146

Прирост к предыдущему году, % 14,5 -14,3 30,6 36,9 -4,1 -21,1

Коэффициент краж грузов (на 100 км железной дороги) 3,2 2,7 3,6 4,9 4,7 3,7

Таблица 2. Динамика краж грузов на Забайкальской железной дороге (2010-2015 гг.)

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество зарегистрированных краж грузов 124 134 220 221 147 233

Прирост к предыдущему году, % -27,5 8,1 64,2 0,5 -33,5 58,5

Коэффициент краж грузов (на 100 км железной дороги) 3,7 4,0 6,5 6,6 4,4 6,9

Таблица 3. Динамика краж грузов на Дальневосточной железной дороге (2010-2015 гг.)

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество зарегистрированных краж грузов 224 226 332 280 296 191

Прирост к предыдущему году, % -8,2 0,9 46,9 -15,7 5,7 -35,5

Коэффициент краж грузов (на 100 км железной дороги) 3,7 3,8 5,5 4,6 4,9 3,1

ность, проходят по указанным регионам и при этом испытывают максимальную нагрузку при грузоперевозках. Кроме того, анализ протяженности, климатических особенностей, социально-экономической инфраструктуры, а также структуры самих грузоперевозок Транссиба позволяет сделать вывод о том, что его участок, включающий Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги, полностью соответствует целям исследования

Приступая к анализу динамики состояния краж грузов на указанном участке Транссибирской магистрали, необходимо отметить еще один момент. Абсолютные показатели, характеризующие количество краж грузов на разных по протяженности участках дороги, не дают возможности сравнивать их между собой, определять уровень криминогенной зараженности. Они являются лишь базой, на основе которой рассчитываются относительные показатели, или коэффициенты, помогающие понимать, в частности, сколько краж приходится в расчете на определенную протяженность того или иного участка дороги

Для расчета такого коэффициента (назовем его коэффициентом криминогенной зараженности железной дороги) было взято 100 км ее расчетной протяженности Соответственно, представленные динамические ряды этих показателей позволяют анализировать выделенные участки дороги как сопоставимые При этом нужно иметь в виду, что коэффициент рассчитывался применительно к исследуемому виду преступлений, а не к общей их совокупности В целом, возможен любой расчет данного показателя, исходя из целей исследования

Анализ полученных данных о кражах грузов из подвижного состава за последние 6 лет (2010—

2015 гг.) * показывает волнообразный характер динамики их уровня с тенденцией к повышению к 2013 г. и с незначительным снижением в последующий период (табл . 1, 2, 3) . Например, количество выявленных на железнодорожном транспорте краж грузов в период 2012-2013 гг. (рис.) возросло почти в 2 раза по сравнению с базовым 2010 г. Рост рассматриваемых преступлений был обусловлен рядом причин, основные из которых: усугубившееся социально-экономическое расслоение населения, низкоэффективная деятельность правоохранительных органов, значительное развитие организованных форм преступного поведения

Начиная с 2013 г. уровень зарегистрированной преступности в сфере грузовых перевозок стал постепенно сокращаться. Так, в 2014 г. на Забайкальской железной дороге произошло снижение краж грузов из подвижного состава на 33,5% по отношению к 2013 г. (табл . 2); на Восточно-Сибирской дороге — на 4,1% (табл . 1) . Кражи на Дальневосточной железной дороге показывали снижение в 2013 г. (15,7%) и в 2015 г. (35,5%), значительно усилив волнообраз-ность динамики на данном участке (табл 3)

Между тем, несмотря на незначительное снижение уровня краж грузов из подвижного состава на исследуемом участке Транссиба, уровень его криминогенной зараженности нужно признать высоким, поскольку на разные части исследуемого участка приходится от 3 до 7 краж в год в расчете на каждые 100 км.

Это свидетельствует о том, что подвижной состав железнодорожного транспорта наиболее уязвим от преступных посягательств со стороны расхитителей Высокая криминальность в сфере грузовых перевозок на изученном участке Транссиба объясняется большой

* URL: https://мвд.рф/Dejatelnost/statistics/ (дата обращения: 10 . 11. 2016) .

6 5 4

3 -Н 2 1

0

Ж Восточно-Сибирская железная дорога

В Забайкальская железная дорога

□ Дальневосточная железная дорога

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. Состояние краж грузов с подвижного состава на Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточн й железных дорогах за 2010-2015 гг. (коэффициент краж грузов на 100 км железной дороги) .

его протяженностью, наличием крупных промышленных городов (Иркутск, Улан-Удэ, Забайкальск, Хабаровск и др.), соответственно, значительными объемами перевозок грузов и при этом низким уровнем их защищенности. Определенное влияние на уровень рассматриваемых хищений оказывает и социально-экономический кризис, а также поэтапное изменение форм собственности, осуществляемое в соответствии со Структурной программой реформы на железнодорожном транспорте (подробнее см . : [1, с. 359-361]), в связи с которой происходит поэтапное изменение форм собственности Особенно ощутимы потери собственников от краж из-за необеспечения охраны ценных грузов и так называемых брошенных грузовых поездов, оставляемых на промежуточных станциях без локомотивов и соответствующей охраны . На ряде стационарных объектов транспорта плохо обстоит дело с ограждением, а также освещением территории контейнерных и других площадок, что нередко способствует беспрепятственному проникновению преступников к перевозимым материальным ценностям, хранящимся на данных объектах транспорта Спецификой здесь является то, что практически в половине случаев (45%) преступники — это работники железнодорожного транспорта, которые по роду своей деятельности имеют возможность свободного доступа к подвижному составу и находящимся на нем грузам. Как правило, это лица, занимающиеся непосредственной их обработкой, имеющие возможность скрыть место и время совершения кражи

Кражи, совершаемые на железнодорожном транспорте, имеют только им присущую особенность: быстрое перемещение грузов и багажа в пространстве затрудняет определение места совершения преступления и его следов, что, в свою очередь, помогает преступникам избегать уголовной ответствен-

ности. Более чем в половине случаев место совершения кражи груза из подвижного состава не совпадает с местом обнаружения признаков преступного посягательства

Кроме того, скопление большого количества товарно-материальных ценностей (грузов и багажа) в подвижном составе на объектах железной дороги (приемно-отправочные железнодорожные пути, сортировочные станции, парки формирования подвижного состава и погрузочно-разгрузочные пути) делает эти территории наиболее привлекательными для преступников, как приходящих со стороны, так и обслуживающих данную транспортную систему. Так, наибольшее число краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта фиксируется при техническом и коммерческом осмотрах подвижного состава, исправлении коммерческих (технических) браков, а также при выгрузке (перегрузке) грузов . Это влечет за собой возможность маскировки кражи груза, и тогда место ее выявления и регистрации смещается на другой участок железной дороги, что снижает выявляемость преступников и раскрываемость этих преступлений .

Таким образом, железнодорожный транспорт, представляя специфичную отрасль экономики страны, имеет отличительные черты, что обусловливает характер преступности на данном виде транспорта и особенности предупреждения преступлений, совершаемых в этой сфере [2, с. 27-29].

Безопасность и правопорядок на железнодорожном транспорте — одна из острых социально-экономических проблем Значимость ее эффективного решения возрастает с каждым годом как для органов управления транспортным комплексом, так и для их структурных подразделений. Для железнодорожного транспорта эта проблема является

8

7

Борков В. Н., Спиридонов А. П. Механизм коррупционного обогащения должностного лица.

комплексной, так как предусматривает ряд мер, способствующих предупреждению и снижению уровня преступности, уменьшению экономических потерь Выявление и предупреждение краж грузов на объектах железнодорожного транспорта представляется задачей, решение которой возможно только посредством многоуровневой и многофункциональной системы безопасности Обеспечение безопасного функционирования и развития транспортной системы осуществляется в рамках целевых программ и реформ по совершенствованию нормативной базы, усилению контрольно-надзорной деятельности

В заключение отметим, что железнодорожный транспорт выступает важной отраслью экономики страны и общественного производства, связанной с перевозкой людей и грузов Современная обстановка в России показывает, что проблема борьбы с преступлениями на объектах железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок требует компетентного и комплексного рассмотрения на всех уровнях Криминальная действительность демонстрирует уязвимый характер российской транспортной системы, заставляет задумываться над путями и механизмами ее обеспечения и совершенствования

Список литературы

1. Винокуров В. О. Уголовно-правовые особенности современной преступности на железнодорожном транспорте // Социально-экономические процессы и явления . 2012. № 12 .

2 . Рогова Е. В. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений экономической направленности на объектах железнодорожного транспорта (региональный аспект) // Российский следователь 2012. № 1.

УДК 343.359 © В. Н. Борков, А. П. Спиридонов, 2017

Механизм коррупционного обогащения должностного лица путем незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)

В. Н. Борков, А. П. Спиридонов

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) охарактеризовано как распространенное, но мало выявляемое коррупционное преступление. В контексте коррупционных отношений данное посягательство определено как специфическая форма слияния власти и бизнеса, когда две стороны коррупционных отношений представлены одним субъектом, который выступает в качестве должностного лица и одновременно незаконно осуществляет предпринимательскую деятельность. Механизм коррупционного обогащения при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, состоит в получении должностным лицом прибыли от незаконно осуществляемой им предпринимательской деятельности, которой виновный сам же и покровительствует. Обосновывается объективная невозможность совершения комментируемого преступления служащими, не относящимися к числу должностных лиц, так как они не обладают должностными полномочиями и, соответственно, не могут их использовать в интересах «своей» организации. Смежным преступлением по отношению к незаконному участию в предпринимательской деятельности признано получение взятки. И в том и в другом случае субъекты используют свое должностное положение для достижения корыстной цели. Различие заключается в том, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, материальные средства, получаемые виновным, являются доходом от предпринимательской деятельности, в которой он незаконно участвует, а взятку субъект получает от других лиц за использование своего служебного положения.

Ключевые слова: незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, коррупционные отношения, механизм незаконного обогащения, участие в коррупционном преступлении.

Российскими прокурорами в 2016 г. выявлено тестов, внесено 67,7 тыс . представлений, по резуль-более 300 тыс . нарушений законодательства о про- татам рассмотрения которых 72,6 тыс . лиц наказано тиводействии коррупции, принесено 44,8 тыс . про- в дисциплинарном порядке, в том числе 383 лица

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.