УДК 343
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
О. П. Г рибунов
В статье рассмотрены основные направления и задачи предупреждения преступлений на объектах транспорта.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, преступления, совершаемые на объектах транспорта.
Транспорт нередко становится средством достижения преступных целей, связанных с нелегальной доставкой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и других предметов, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов терроризма и проявлений экстремистского толка.
В течение 2010 г. в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" и от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" проводилась целенаправленная работа по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ).
Основные задачи и функции ОВД на транспорте это обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего количества преступлений на объектах транспорта. Так, в 2010г. зарегистрировано - 58360 преступлений (-22,2% по сравнению с АППГ(2009г.), в 2011 - 53364 (-8,6%). Следует отметить, что основной массив составляют преступления экономической направленности. Так, в 2010 - 18331 (-22,2%), в 2011 - 14521 (-8,6%), из них львиная доля преступлений квалифицируются как кражи (в том числе грузов) в 2010 - 16952 (4%), в 2011
- 16998 (0,3%) [1]. На основании статистических данных можно заключить, что криминальная ситуация характеризуется следующим, при общем снижении количества зарегистрированных преступлений, в том числе экономической направленности, кражи как разновидность преступлений против собственности остается на высоком уровне, причем ежегодно усматривается прирост, пусть и небольшой.
Следует отметить, что более 80% от общего количества преступлений регистрируется на железнодорожном транспорте, следовательно, данному направлению транспортной инфраструктуры отводиться важное место по вопросам обеспечения правопорядка.
В качестве основных способов профилактики и раскрытия преступлений на железнодорожном транспорте можно выделить следующие:
активно использовать системы видеонаблюдения, в том числе с выводом изображения на дежурные части. Видеокамеры устанавливаются как внутри вокзалов, так и в парках подвижного состава, на мостах и в тоннелях;
межведомственное взаимодействие - один из ключевых факторов, определяющих эффективное обеспечение безопасности и противодействие преступности. Речь, прежде всего, идет о взаимодействии ОВДТ с Министерством транспорта Российской Федерации и ОАО «РЖД» по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта, совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
использование средств громкоговорящего оповещения как способ акцентировать внимание на бдительность пассажиров, как по отношению к себе, так и по отношению к другим лицам;
использование технических средств и внедрение новых инновационных технологий безопасности является одним из приоритетов обеспечения защищенности пассажиров, транспортных объектов и инфраструктуры. Так, уже сейчас внедрены тепловизионные комплексы дистанционного контроля загрузки вагонов, а также других систем по контролю коммерческого состояния подвижных единиц;
деятельность специализированных подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ).
Безусловно, это лишь отдельный аспект профилактики преступлений на транспорте, на отдельных из них можно остановиться отдельно.
Сегодня уже очевидно, что без современных технологий противодействие преступлениям, а также их раскрытие и расследование практически не возможно.
Реализуя задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, осуществлению розыскной деятельности, ОВД на транспорте активно используют программно-технический комплекс «Розыск-Магистраль», ориентированный на выявление в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске, а также представляющих оперативный интерес.
Сегодня по все России действуют 20 узлов ПТК «Розыск-Магистраль», которые позволяют ежегодно задерживать порядка 12 тысяч человек, находящихся в розыске, а также оповещать о перемещениях более чем 150 тысяч лиц, представляющих оперативный интерес для правоохранительных органов. В общем объеме раскрытых преступлений на объектах транспорта, например за 2010г. использование ПТК «Розыск-Магистраль» способствовало раскрытию 12% всех преступлений в стране, а это, не многим ни мало, около 7000 преступлений.
Однако данные показатели постоянно снижаются, в связи с тем, что преступники, находящиеся в розыске, приспосабливаются и к данным
техническим разработкам противодействия преступности, в частности, используют методы сокрытия своих идентификационных данных при перемещении по стране. При этом применяется следующее: использование документов посторонних лиц и поддельных документов, приобретение билетов за 5-10 минут до отправления рейса или просто не пользуются транспортной инфраструктурой железнодорожного и авиа узлов, а на перекладных.
Учитывая эту тенденцию и основываясь на очевидном факте, что изменение человеческого лица более сложная процедура, чем ранее упомянутые способы, разработчики ПТК «Розыск-Магистраль» включили в состав комплекса подсистему биометрической идентификации лиц человека «АТИГ». Подсистема позволяет в режиме реального времени выявлять во входящем или выходящем пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске или представляющих оперативный интерес [2, С.18]. Другое направление, например, в практике расследования уголовных дел о хищениях грузов особое значение имеет скорейшее установление места совершения преступления. Этому во многом способствует внедрение технических средств
- тепловизионных комплексов дистанционного контроля.
Положительным примером межведомственного взаимодействия следует признать взаимодействие ОВД на транспорте с ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств коммуникаций на объектах железнодорожного транспорта, содержащих цветные металлы. Всем известно, что любое вмешательство в работу действующего оборудования может угрожать безопасному функционированию железной дороги, а, следовательно, жизни и здоровью человека.
В целях активизации работы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов следует проводить целенаправленные оперативно-профилактические мероприятия, такие как, например, «Безопасность на транспорте», «Миграция», «Навигация», «Курорт», «Пассажир» и другие.
Подводя определенный итог, следует заметить, что транспорт всегда был и остается центром притяжения криминальных проявлений, в том числе террористического характера, которые имеют наиболее тяжкие последствия для жизни и здоровья граждан. Это определяет увеличение и усложнение задач, стоящих перед транспортной полицией. На современном этапе их эффективное решение без соответствующего технического оснащения невозможно.
Список литературы
1. Статистика. Официальный сайт МВД России. Состояние преступности в России за 2011 г. //
http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209743/
2. См.: Коровкин Д. Современные технологии на службе правопорядка // Правопорядок на транспорте, 2012, № 1. С. 18-21.
О. П. Грибунов, канд. юрид. наук, доцент, подполковник полиции, начальник кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», gribunov@mail.ru (Россия, Иркутск, ВСИ МВД России)
TO THE QUESTION OF COUNTERACTION TO CRIMES COMMITTED ON
TRANSPORT OBJECTS O. P. Gribunov
In the article the basic directions and tasks for the prevention of crime on transport.
Keywords: law enforcement, law enforcement, offences committed on transport
O.P. Gribunov, PhD. jurid. , Associate Professor, Police Lieutenant Colonel, Chief of the Department of Criminology FGKOU VPO "East-Siberian Institute of the MOI of Russia», gribunov@mail.ru (Russia, Irkutsk, Russian Ministry of Internal Affairs TNI)
УДК 343.98.06
ДОПУСТИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Ю.Л. Дяблова
Статья посвящена анализу понятия, роли и значения нетрадиционных методов изучения личности, используемых в криминалистической науке, анализируется возможность их применения при расследовании и раскрытии преступлений.
Ключевые слова: криминалистические методы, личность, криминалистическое изучение личности, нетрадиционные методы в криминалистике, паракриминалистика, экстрасенсорика.
Личность на протяжении всего периода развития криминалистики являлась одним из центральных элементов научного познания. В современный период значение криминалистического изучения личности только возрастает, и в связи с этим следует проанализировать некоторые из применяемых в теории и практике расследования преступлений методов изучения личности.
К изучению личности применима значительная часть методов криминалистики. Не затрагивая вопросов классификации методов, отметим, что большинство ученых придерживаются позиции о необходимости разграничения методов науки криминалистики и методов практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений [1, С.14; 2, С. 3031; 3, С.11], называя их методами теоретической и практической
криминалистики либо методами рационального и эмпирического исследования, но при этом отмечая условность границы между ними [4, С.14, 19]. Полагаем, что изучение личности в криминалистике осуществляется как