Научная статья на тему 'Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры'

Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3977
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / TRANSPORT / CRIME INVESTIGATION / TRANSPORT POLICE / CRIME FEATURES / CRIMINAL ASSAULT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов О.П., Александров А.Н.

В статье на основе исследования ряда криминалистических категорий аргументирована позиция о признании в качестве самостоятельного объекта криминалистического изучения преступлений, совершаемых на транспорте, и прежде всего железнодорожном, воздушном и водном. Анализируются особенности элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являющихся критическими элементами, подверженными преступным посягательствам. Особое внимание уделяется объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, находящимся в юрисдикции территориальных органов МВД России на транспорте. Дается криминалистическая характеристика отдельным объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, находящимся в зоне оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на транспорте. Обосновывается целесообразность выделения транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры в самостоятельный вид объектов криминалистического исследования. Описывается судебная и следственная практика по рассмотрению и расследованию дел, связанных с совершением уголовно наказуемых деяний, и дел об административных правонарушениях, совершенных на объектах транспортного комплекса. Рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия линейных и зональных подразделений территориальных органов МВД России при расследовании преступлений, в том числе с работниками служб безопасности, охраны и руководством объектов транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов О.П., Александров А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article based on the study of a number of crime categories reasoned position on recognition as a separate facility for the forensic investigation of crimes committed on transport and especially rail, air and water. Analyzes the characteristics of the elements of the transport infrastructure and vehicles are critical elements exposed to criminal attacks. Particular attention is paid to transport infrastructure and vehicles under the jurisdiction of territorial bodies of the MIA of Russia on transport. Given criminological characteristics of individual objects of a transport infrastructure and vehicles in the area of operational maintenance of territorial bodies of the MIA of Russia on transport. The expediency of allocation of vehicles and transport infrastructure in the new kind of objects of forensic investigation. Describes the judicial and investigative practice review and investigation of the cases related to the Commission of criminal acts and administrative offences committed in the objects of the transport complex. Some aspects of the interaction of linear and zonal subdivisions of the territorial bodies of the MIA of Russia in the investigation of crimes, including the security, protection and management of transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры»

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

FEATURES OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED ON TRANSPORT AND TRANSPORT

INFRASTRUCTURE

УДК 343

О.П. ГРИБУНОВ,

доктор юридических наук, доцент (Восточно-Сибирский институт МВД России, Россия, Иркутск) gribunov@mail.ru

OLEG.P. GRIBUNOV,

doctor of law, associate professor (East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Irkutsk)

А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) alex.us31@mail.ru

ALEXEY N. ALEKSANDROV,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: в статье на основе исследования ряда криминалистических категорий аргументирована позиция о признании в качестве самостоятельного объекта криминалистического изучения преступлений, совершаемых на транспорте, и прежде всего железнодорожном, воздушном и водном. Анализируются особенности элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являющихся критическими элементами, подверженными преступным посягательствам. Особое внимание уделяется объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, находящимся в юрисдикции территориальных органов МВД России на транспорте. Дается криминалистическая характеристика отдельным объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, находящимся в зоне оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на транспорте. Обосновывается целесообразность выделения транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры в самостоятельный вид объектов криминалистического исследования. Описывается судебная и следственная практика по рассмотрению и расследованию дел, связанных с совершением уголовно наказуемых деяний, и дел об административных правонарушениях, совершенных на объектах транспортного комплекса. Рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия линейных и зональных подразделений территориальных органов МВД России при расследовании преступлений, в том числе с работниками служб безопасности, охраны и руководством объектов транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: транспорт, расследование преступлений, транспортная полиция, криминалистические особенности, преступные посягательства.

Abstract: the article based on the study of a number of crime categories reasoned position on recognition as a separate facility for the forensic investigation of crimes committed on transport and especially rail, air and water. Analyzes the characteristics of the elements of the transport infrastructure and vehicles are critical elements exposed to criminal attacks. Particular attention is paid to transport infrastructure and vehicles under the jurisdiction of territorial bodies of the MIA of Russia on transport. Given criminological characteristics of individual objects of a transport infrastructure and vehicles in the area of operational maintenance of territorial bodies of the MIA of Russia on transport. The expediency of allocation of vehicles and transport infrastructure in the new kind of objects of forensic investigation. Describes the judicial and investigative practice review and investigation of the cases related to the Commission of criminal acts and administrative offences committed in the objects of the transport complex. Some aspects of the interaction of linear and zonal subdivisions of the territorial bodies of the MIA of Russia in the investigation of crimes, including the security, protection and management of transport infrastructure.

Keywords: transport, crime investigation, transport police, crime features, criminal assault.

Транспорт и транспортная инфраструктура Российской Федерации в настоящее время являются объектами повышенного внимания как со стороны собственников этих объектов, органов государственной власти, ведающих сферой транспорта, так и со стороны лиц, использующих эти объекты не по их функциональному назначению. Здесь мы делаем особый акцент на противоправные посягательства со стороны данных лиц, выражающиеся в деяниях различной степени тяжести и связанные в том числе с актами незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Учитывая географические особенности, транспортная система России в будущем может занять важное геополитическое положение в мире, что во многом предопределит ее политику экономического развития. Именно это обусловливает приоритет государства относительно вопросов обеспечения безопасности транспорта и транспортной инфраструктуры, прежде всего с точки зрения экономического развития. Объем транзита по территории России может составить от 1330 до 4200 тыс. тонн. Ожидается, что почти весь грузопоток будет «контейнеризированным» и может составить примерно 260 тыс. контейнеров. В этой связи Правительство Российской Федерации планирует инвестировать в транспортную сферу порядка 10-12 трлн руб., что потребует создания правовых и организационных механизмов контроля за обоснованностью и полнотой их освоения, в том числе организационных усилий транспортной полиции по сохранности перевозимых грузов.

На состояние транспортной безопасности оказывают влияние преступления как общеуголовного характера, так и террористической направленности. В этом смысле государство должно действовать превентивно. И в последнее время мы наблюдаем, что меры безопасности ужесточаются. Так, буквально 5 апреля, после известных событий в петербургском метро, постановлением Правительства Российской Фе-

дерации повышены требования по обеспечению транспортной безопасности на метрополитене [1]. 26 апреля 2017 г. принято новое постановление Правительства Российской Федерации № 495, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Транспортный комплекс как объект право-охраны и управления обладает существенной спецификой. Следовательно, не меньшим своеобразием должна отличаться и правоохранительная деятельность в условиях транспорта [9, с. 7]. Внутренняя дифференциация органов внутренних дел и выделение в их составе относительно автономного образования - территориальных органов МВД России на транспорте - свидетельствуют о бесспорном признании этого факта.

Учитывая вышеизложенное, следует признать, что эффективность обеспечения безопасности на транспорте в целом и напрямую зависит от объема полномочий и ответственности территориальных органов МВД России на транспорте - транспортной полиции [6, с. 24].

Из всех видов транспорта железнодорожный, воздушный и водный представляют особые виды, которые детально нами рассмотрены ранее [6, с. 10-15]. Поэтому в современных условиях существенно возрастает роль линейных подразделений территориальных органов МВД России на транспорте, которые обслуживают объекты и инфраструктуру: 16 железных дорог, 14 морских и 34 речных пароходств, 102 речных и 62 морских портов. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 56 тыс. км. В зоне контроля транспортной полиции также находятся 174 аэропорта, в том числе 71 - международный. На объектах транспорта находится более 160 пунктов пропуска.

Помимо ОАО «РЖД» железнодорожные перевозки осуществляют порядка 3 тыс. владельцев подвижного состава: представители среднего и малого бизнеса, крупные компании. В зоне оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на транспорте активно ведут коммерческую деятельность 31 предприятие по строительству, ремонту и обслуживанию морских судов, а также 79 предприятий и организаций по строительству, ремонту и обслуживанию речных плавсредств.

Специфику деятельности транспортной полиции по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта обусловливают правовые, организационно-управленческие и организационно-тактические аспекты, одним из которых следует признать наличие в структуре линейных подразделений оперативных подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Компетенция рассматриваемых подразделений по своему содержательному аспекту является уникальной, так как находится на стыке деятельности по линии обеспечения экономической безопасности транспортной сферы в части выявления и раскрытия преступлений с участием работников транспорта и по линии уголовного розыска, связанной с хищениями перевозимых грузов и др. [2].

Устоявшееся суждение о том, что «объектом криминалистики является функциональная сторона противоправной деятельности, та система действий и отношений, которая составляет содержание механизма преступления» [3, с. 33], как ничто иное обосновывает право на признание преступлений на транспорте в качестве самостоятельного объекта криминалистики, которое обусловлено организационно-тактическими особенностями выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений на объектах транспортного комплекса. В среднем в сферу обслуживания крупных линейных подразделений МВД России на транспорте (ЛУ, ЛО) может входить территория нескольких субъектов Российской Федерации протяженностью от 2000 до 8000 км. Для линейных подразделений, дислоцирующихся на объектах железнодорожного транспорта, - от 50 до 200 км, поэтому особенностью организации их деятельности является то, что они должны охватывать все объекты транспортной инфраструктуры на всем протяжении участка обслуживания.

К числу факторов, оказывающих влияние на организацию деятельности транспортной полиции, относятся круглосуточный режим работы транспорта; концентрация грузопотока и пассажиропотока на ограниченной территории; скоротечность и быстрота изменений событий и

явлений; сезонные, временные, климатические и другие условия, влияющие на интенсивность движения подвижного состава и пассажиропотока; непродолжительность пребывания подвижного состава, грузов и пассажиров на станциях, аэропортах и портах; значительная концентрация людей на вокзалах, станциях, в портах и поездах, интенсивная миграция граждан; сосредоточение на обслуживаемых объектах больших объемов перевозимых грузов, в т. ч. ценных, а также значительная протяженность участков обслуживания.

О специфичности объекта криминалистического изучения преступлений, совершаемых на транспорте, свидетельствуют особенности всех элементов частной методики расследования преступлений. Во-первых, это особенность элементов криминалистической характеристики, которая по справедливому уточнению И.А. Воз-грина «...служит для следователей и дознавателей источником отправных (исходных) сведений для организации работы по уголовным делам» [5, с. 298], а именно специфическая обстановка совершения преступлений на объектах транспортной инфраструктуры. Рассмотрение картины преступлений в качестве совокупности влияющих факторов обусловлено актуализацией в пределах обстановки совершения преступлений рядом общих закономерностей преступной деятельности в указанной сфере. К числу таковых мы можем отнести:

- способ совершения деяния;

- орудия и средства, используемые в ходе его совершения;

- следовая картина деяния;

- характеристика предмета преступного посягательства;

- криминалистически значимые особенности субъектов посягательства.

С учетом совокупности факторов, определяющих обстановку совершения анализируемых нами уголовно наказуемых деяний, способы, методы и средства их совершения будут определяться исходя из особенностей конкретного вида транспорта, а также перечня лиц, в отношении которых оно осуществляется, и характеристик непосредственного объекта, на который осуществляется воздействие. Приведенный перечень факторов позволяет сформировать четкую картину преступления и определить основные и факультативные признаки деяния, напрямую влияющие на его квалификацию. По нашему мнению, такая ситуация складывается исходя из нескольких позиций: умелых и обдуманных противоправных действий преступников, их осведомленности о методах и способах деятельности полиции и грамотного противодействия им; качества и скорости взаимодействия между зональными и линейными

подразделениями территориальных органов МВД России при расследовании преступлений, совершенных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, учитывая специфику их функционирования и содержания.

Такое противодействие, осуществляемое посредством использования различных способов сокрытия преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, обладает рядом характерных особенностей, которые связаны со спецификой предмета преступного посягательства (грузы, багаж, почтовая корреспонденция и пр.): «сбрасывание» вышеуказанных объектов во время движения подвижного состава; место совершения преступления (объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства); потерпевшие субъекты (физические и юридические лица) и прочие обстоятельства, которые не свойствены аналогичным преступлениям, подследственным территориальным органам МВД России (зональным). Исходя из этого, имеющаяся практика выявления и расследования преступлений, совершаемых на объектах транспортного комплекса, должна формироваться с учетом научно обоснованных рекомендаций по выявлению, фиксации и пресечению данных преступных проявлений [4, с. 22].

Комплекс криминалистически значимых признаков преступлений, совершаемых на транспорте, - это прежде всего знания о деятельности объектов транспортной инфраструктуры, что детерминирует выбор способа совершения преступления.

Следует отметить важную роль не только взаимодействия следователя с оперативными подразделениями территориальных органов МВД России (как зональных, так и линейных), но и с иными органами государственной власти и хозяйствующих субъектов (предприятий транспорта). Например, эффективное проведение пешей эстафеты как оперативно-тактического поискового мероприятия с привлечением основных и дополнительных сил, причем различных подразделений территориальных органов МВД России, не целесообразно, если не обеспечить единое руководство ими при использовании данной оперативной формы [8, с. 166]. Кроме этого, линейный способ оперативного обслуживания предусматривает изучение особенностей судебной практики в различных субъектах Российской Федерации, в том числе разных районов и населенных пунктов.

Изучая практику проведения доследственной проверки, а также отдельных следственных действий при расследовании уголовно наказуемых деяний, посягающих на право собственности, совершаемых на объектах транспортного комплекса, мы приходим к выводу, что существует ряд воздействующих факторов, которые про-

являются в той или иной степени в каждой конкретной ситуации [10, с. 82]. К их числу мы относим организационные, технические и материальные. К примеру, остановка или задержка поездного состава, борта воздушного судна или плавсредства коммерческого использования приводит к значительным затратам и материальным издержкам со стороны собственника транспортного средства или объекта транспортной инфраструктуры и может быть связана в том числе с рисками для жизни или здоровья пассажиров. Разумеется, что при раскрытии фактов хищения материальных ценностей незначительной стоимости сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте должны руководствоваться принципами целесообразности и объективности, учитывая возможный характер и размер наступивших вредных последствий от их действий для потерпевшего и собственника объекта транспортной инфраструктуры. Данные факторы также могут проявляться и при снятии пассажира с поезда, в том числе в качестве потерпевшего [7, с. 194-195].

Некоторые обстоятельства, формирующие следственную ситуацию, зависят от воли и поведения следователя. Однако существуют и те, на которые повлиять невозможно, например, такие как время года или суток, погодные условия, здоровье одного из участников уголовного процесса и т. д. Например, нет никакого смысла планировать проведение осмотра места с целью поиска предметов, представляющих интерес для следствия, на открытой местности, засыпанной высоким и рыхлым снежным покровом, или осматривать железнодорожные пути после того, как по ним прошел снегоочистительный поезд.

При материальной фиксации идеальных следов, особенно в форме записи вербального повествования допрашиваемого, всегда следует удостовериться, что допрашиваемый и допрашивающий используют одинаковые понятия, скрывающиеся под используемой терминологией. Например, слово «башмак», кроме предмета обуви, в железнодорожной терминологии может означать металлическую деталь верхнего строения пути, которую в просторечии железнодорожники называют подкладкой. При этом башмаком они могут в то же время называть, противооткаты. Это совершенно разные предметы и ошибка в терминологии и ее понимании может очень существенно повлиять на формирование следственной ситуации при дальнейшем расследовании. Схожая ситуация может складываться и на объектах иных видов транспорта.

Безусловно, данное направление заслуживает и в дальнейшем детального изучения и исследования.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов» // Российская газета. 2017. № 7242 (76).

2. Указание Генпрокуратуры России и МВД России от 13 декабря 2016 г. № 797/11 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [Электронный ресурс]. - URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 18.09.2017).

3. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2012. 990 с.

4. Белоусов А.В. Особенности расследования краж, совершаемых на железнодорожном транспорте из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем. - Тюмень: ТИПК, 2014.

5. Возгрин И.А. Введение в криминалистику: история, основные теории, библиография. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2003. 475 с.

6. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 360 с.

7. Грибунов О.П., Комаров И.М. Противодействие расследованию в форме сокрытия преступлений против собственности на железнодорожном транспорте // Библиотека криминалиста. 2016. № 2 (25). С. 192-202.

8. Кравцова Е.А. Актуальные проблемы расследования преступлений, совершаемых на транспорте / Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2015». - Ростов: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», 2015. С. 165-167.

9. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2004. 51 с.

10. Щукин В.И. Особенности организации раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте / Белгородские криминалистические чтения: сборник научных трудов. - Белгород: Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, 2017. С. 81-85.

= References =

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5 aprelya 2017 g. № 410 «Ob utverzhdenii trebovanii po obespecheniyu transportnoi bezopasnosti, v tom chisle trebovanii k antiterroristicheskoi zashchishchennosti ob»ektov (territorii), uchityvayushchikh urovni bezopasnosti dlya razlichnykh kategorii metropolitenov» // Rossiiskaya gazeta. 2017. № 7242 (76).

2. Ukazanie Genprokuratury Rossii i MVD Rossii ot 13 dekabrya 2016 g. № 797/11 «O vvedenii v deistvie perechnei statei Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii, ispol'zuemykh pri formirovanii statisticheskoi otchetnosti» [Elektronnyi resurs]. - URL: http//www.consultant.ru (Data obrashcheniya 18.09.2017).

3. Aver'yanova T.V., Belkin R.S, Korukhov Yu.G., Rossiiskaya E.R. Kriminalistika. 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva, 2012. 990 s.

4. Belousov A.V. Osobennosti rassledovaniya krazh, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte iz odezhdy, sumki ili drugoi ruchnoi kladi, nakhodivshikhsya pri poterpevshem. - Tyumen': TIPK, 2014.

5. Vozgrin I.A. Vvedenie v kriminalistiku: istoriya, osnovnye teorii, bibliografiya. - Sankt-Peterburg: Yuridicheskii tsentr Press, 2003. 475 s.

6. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenii protiv sobstvennosti, sovershaemykh na transporte: monografiya. - Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD Rossii, 2016. 360 s.

7. Gribunov O.P., Komarov I.M. Protivodeistvie rassledovaniyu v forme sokrytiya prestuplenii protiv sobstvennosti na zheleznodorozhnom transporte // Biblioteka kriminalista. 2016. № 2 (25). S. 192-202.

8. Kravtsova E.A. Aktual'nye problemy rassledovaniya prestuplenii, sovershaemykh na transporte / Trudy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Transport-2015». - Rostov: FGBOU VO «Rostovskii gosudarstvennyi universitet putei soobshcheniya», 2015. S. 165-167.

9. Stepanenko Yu.V. Teoreticheskie i prikladnye problemy deyatel'nosti organov vnutrennikh del na transporte: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Moskva, 2004. 51 s.

10. Shchukin V.I. Osobennosti organizatsii raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte / Belgorodskie kriminalisticheskie chteniya: sbornik nauchnykh trudov. - Belgorod: Belgorodskii yuridicheskii institut MVD Rossii im. I.D. Putilina, 2017. S. 81-85.

(статья сдана в редакцию 30.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.