Научная статья на тему 'Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте'

Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1323
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИТОГИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / TRANSPORT SECURITY / THE RESULTS OF RESTRUCTURING THE TRANSPORT SECTOR / THE REFORMING OF THE INTERIOR BODIES ON TRANSPORT / IMPROVING THE PERFORMANCE OF THE INTERIOR BODIES ON TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бедринский А.А., Дорофеев И.Н.

В статье анализируются итоги реформирования органов внутренних дел на транспорте и влияние указанных процессов на состояние транспортной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport security and reforming the interior bodies on transport

The results of the reforming of the interior bodies on transport and the influence of these processes on the state of transport security are analyzed.

Текст научной работы на тему «Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте»

34

будет лицо, признанное потерпевшим. Если государство в отдельных случаях признает существование косвенного потерпевшего, то им и будет потерпевший в тех преступлениях, где его сейчас нет. В противном случае следует вообще исключить ст. 76 из Уголовного кодекса РФ, как не соответствующую закрепленным в законе принципам.

Кроме того, принцип справедливости требует, чтобы наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, соответствовали личности виновного, а ст. 76 УК РФ позволяет освобождать от уголовной ответственности без учета личности виновного. Но только в 40 % изученных нами судебных решений при освобождении учитывались положительная характеристика, выданная по месту работы и месту жительства, и наличие на иждивении малолетних детей — в 15 % судебных решений.

Таким образом, существующая в Уголовном кодексе РФ ст. 76 «Примирение с потерпевшим» нарушает принцип справедливости, что требует приведения ее в соответствие с эти принципом либо исключения ее из Уголовного кодекса РФ.

Список литературы

1. О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1985 г. // сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986.

2. Арендаренко А.В. Принцип социальной справедливости в системе уголовного права Российской Федерации // Адвокат. 2007. № 5.

3. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов, 1989.

4. Галактионов С.А. Принцип справедливости (уголовно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.

5. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и права человека в социалистическом обществе // Сов. гос-во и право. 1974. № 11.

6. Орач Е.М. Социалистическая справедливость советского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1971.

7. Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости. М., 2009.

8. Прокофьев А.В. Феномен общественной морали: философский анализ: автореф. дис. ... докт. философ. наук. М., 2006.

9. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб., 2003.

10. Становский М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999.

11. Черданцев А.Ф. Социалистическое право и справедливость // Справедливость и право: межвузов. сб. науч. трудов. Свердловск, 1989.

12. Яковлев Я.М. Об изучении личности преступника // Сов. гос-во и право. 1962. № 11.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

А.А. БЕДРИНСКИИ,

начальник отдела организации борьбы с преступностью по линии экономической безопасности

Управления организации борьбы с преступностью на транспорте Главного управления на транспорте МВД России

И.Н. ДОРОФЕЕВ,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте

В статье анализируются итоги реформирования органов внутренних дел на транспорте и влияние указанных процессов на состояние транспортной безопасности страны.

транспортная безопасность, итоги реструктуризации транспортного комплекса, реформирование органов внутренних дел на транспорте, совершенствование деятельности органов внутренних дел на транспорте.

Наличие прямых выходов к морям, системы воздушной и морской навигации предоставляют России уникальные возможности участвовать в международных перевозках, обладая абсолютной монополией в трансъевропейском транспортном коридоре. С учетом выстраивания перспективной стратегии и политики экономического развития данной сферы важно, чтобы начатые реформы транспортного комплекса страны, где в акционерные

общества преобразовано свыше 90 % предприятий речного, морского транспорта и практически полностью приватизирован воздушный транспорт, достигли положительного результата.

По мнению экспертов, в процессах приватизации гражданской авиации и водного транспорта смена форм собственности была формальной, что не привело к созданию здоровой конкуренции, а лишь усугубило положение дел в данных сферах. В результате акционирования эти транспортные системы потеряли былую экономическую независимость и из конкурентоспособных отраслевых монополистов превратились в разрозненные компании, притом отсутствие какого-либо инвестирования подорвало их материально-техническую базу. В условиях жесткой конкуренции в мире российские перевозчики постепенно были оттеснены с ряда секторов международного рынка транспортных услуг [7].

За период реформирования транспортного комплекса помимо вытеснения российского морского торгового флота с мирового рынка транспортных перевозок произошли такие процессы, как ликвидация большинства внутренних авиалиний с увеличивающейся экспансией зарубежных авиакомпаний; значительное ухудшение безопасности полетов (75 % гражданской авиации и техники находятся на пределе своего ресурса); прекращение деятельности многих внутренних водных путей [11, с. 68].

Несмотря на то, что специалистами и экспертами названы причины неудовлетворительных результатов реформирования речного, водного и воздушного транспорта, их рекомендации и выводы не нашли должного отражения в программных положениях реформирования железнодорожного транспорта, и реструктуризация железнодорожного транспорта осуществляется по тому же сценарию.

Произошедшие кардинальные изменения на рынке транспортных услуг привели к некоторым отрицательным политическим, экономическим, социальным и иным последствиям. Так, к одному из серьезнейших негативных явлений следует отнести крупномасштабный рост экономической преступности.

Отметим, что в процессе реформирования транспортного сектора России органы внутренних дел на транспорте практически не оказывали существенного влияния на минимизацию негативных последствий [7, с. 7], поскольку изначально не были допущены к процессам инвентаризации, учета, списания и перераспределения федеральной собственности. Отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов привело к тому, что по результатам инвентаризации, проведенной в 2002 г. в рамках второго этапа реформирования железнодорожного

транспорта (при создании ОАО «Российские железные дороги»), недостача обязательств и материальных ценностей МПС России составила более 111,5 млрд рублей.

В ходе широкой дискуссии о судьбе органов внутренних дел на транспорте, развернувшейся в рамках обсуждения реформы органов внутренних дел, высказываются различные мнения, в частности о принятии решения о ликвидации данной правоохранительной структуры. Нередко информация подается через призму ангажированности и излишней эмоциональности, что затрудняет объективное оценивание процессов, происходящих в данной сфере. Возникает объективная необходимость в глубоком анализе и обобщении результатов реформирования органов внутренних дел на транспорте, для того чтобы решить, насколько предпринимаемые правовые, организационные и управленческие меры способствуют укреплению транспортной и экономической безопасности страны.

Органы внутренних дел на транспорте выполняют возложенные на них задачи и функции в особых производственных, экономических и организационных условиях, напрямую связанных с особенностями функционирования объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Их организационно-структурное построение обусловлено тем, что они функционируют во взаимодействии с системой территориально-ведомственного управления Министерства транспорта Российской Федерации.

В структуру восьми управлений на транспорте МВД России по федеральным округам (УТ МВД России по ФО) входят подразделения органов внутренних дел на железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте, что обеспечивает их оперативную взаимосвязь в организации борьбы с преступностью на объектах всего транспортного комплекса страны. Наличие различных видов транспорта на участке оперативной ответственности предопределяет специфику организационно-штатного построения каждого линейного управления внутренних дел на транспорте.

Начало реформированию и реструктуризации органов внутренних дел на транспорте положили указы Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2] и от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3].

Приказом МВД России № 480 от 5 июля 2010 г. «О некоторых вопросах подразделений органов внутренних дел на транспорте» было образовано Главное управление на транспорте

35

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

36

Министерства внутренних дел Российской Федерации, а Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России, Оперативно-разыскное бюро № 11, Центр оперативного управления органами внутренних дел на транспорте МВД России — ликвидированы [4].

По инициативе Президента Российской Федерации в МВД России для усиления антитеррористического направления была введена должность заместителя министра внутренних дел РФ, курирующего и координирующего работу полиции по обеспечению транспортной безопасности страны.

В научных исследованиях данной сферы деятельности справедливо подчеркивается, что в современных организационных явлениях превалирует статическая доминанта. Создание организаций, утверждение их правового статуса, наделение полномочиями считается важным, а их функционирование, результаты выполнения возлагаемых на них социальных задач в основном не анализируются [6, с. 305].

В результате осуществленных реформ современная организационная структура, обеспечивающая правопорядок на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенно усложнилась, поскольку строилась с учетом федерального, окружного, регионального и локального (районного) уровней единой системы государственного и ведомственного управления транспортом. При этом отраслевой принцип построения системы ОВДТ был заменен территориально-отраслевым принципом оперативного обслуживания применительно к административно-территориальному построению федеральных округов.

Так, вертикаль правоохранительной системы (ОВДТ) составляют Главное управление на транспорте МВД России (ГУТ МВД России), восемь Управлений на транспорте МВД России по ФО (два линейных управления с особым статусом — Восточно-Сибирское и Забайкальское ЛУВДТ МВД России), девять региональных ЛУВДТ (по субъекту РФ), 19 ЛУВД, 39 линейных отделов внутренних дел, 304 линейных отделения милиции (ЛОМ), 720 линейных пунктов милиции (ЛПМ).

В правовом и организационном отношении система органов внутренних дел на транспорте была приведена в соответствие со статусом федерального, окружного и районного территориального органа внутренних дел. Думается, обязательной оптимизации в первую очередь подлежал именно региональный и локальный (районный) ее уровни, на которые приходится основная нагрузка по борьбе с преступлениями на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта (более 80 %). В ходе административной реформы МВД России су-

щественному укреплению и оптимизации подвергся и окружной уровень управления силами и средствами ОВДТ. Более того, произошло сокращение подразделений ЛОВД регионального и локального уровней.

Так, в ходе реформирования из 32 линейных управлений внутренних дел (ЛУВД) осталось 19; из 194 линейных отделов внутренних дел (ЛОВД) осталось 39; из 792 линейных пунктов милиции (ЛПМ) осталось 720. При том, что существенно увеличилось количество линейных отделений милиции (ЛОМ). Подобное увеличение, по нашему мнению, не скажется на эффективности деятельности полиции, так как подразделения такого уровня лишены статуса самостоятельного органа внутренних дел и не имеют статуса юридического лица. Следовательно, они не могут выполнять целый ряд функций и полномочий, включая заключение контрактов на сотрудничество при организации оперативно-разыскной деятельности, распределение расходов МВД России (ст. 9 Сметы МВД России). Руководители отделений не могут утверждать распоряжения и постановления о проведении отдельной категории оперативно-разыскных мероприятий, визировать постановления о заведении и прекращении дел оперативного учета.

С учетом большой протяженности объектов оперативного обслуживания и удаленности отделений от ЛОВД—ЛУВД такое сокращение может существенно отразиться на результатах оперативно-служебной деятельности самих УТ по ФО, что в итоге может привести к осложнению оперативной обстановки на объектах транспортного комплекса Российской Федерации.

Наиболее негативно отразились такие новации на деятельности Забайкальского линейного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ (г. Чита), ранее обладавшего статусом регионального уровня (УВДТ). В зоне его оперативного обслуживания находится Забайкальская железная дорога протяженностью 3455 км, в структуру входят 18 подчиненных линейных подразделений, семь из которых находятся в удалении, на расстоянии свыше 1000 км, три подразделения — на расстоянии более 1700 км.

Приказом МВД России от 20 августа 2010 г. № 615 [5] статус Забайкальского ЛУВДТ МВД России был понижен до статуса территориального органа исполнительной власти районного уровня, что означает следующее: в составе Управления теперь могут создаваться лишь линейные отделения (пункты) милиции без статуса юридического лица, и, как следствие, не имеющие в своей структуре ряда служб и отдельных должностей.

Например, ликвидация кадровых подразделений в линейных органах на транспорте неизбежно приведет к значительному увеличению сроков оформления и снижению качества изучения кандидатов на службу, а также оформления документов. Значительно увеличатся сроки рассмотрения кадровых документов: рапортов на отпуск, выплаты стоимости проезда до места отдыха, назначения, перевода сотрудников в иные подразделения, затянутся сроки оформления пенсионных документов.

По мнению специалистов, понижение статуса линейных отделов до линейных отделений приведет к увольнению наиболее квалифицированных руководителей, обладающих большим опытом управленческой работы.

С переходом аппарата следственного управления при ЛУВДТ на районный уровень следственные отделы при ЛОВД, в свою очередь, реорганизуются в следственные отделения, и возникнут значительные проблемы, связанные с надлежащим управленческим воздействием на подчиненные подразделения. Руководители следственных подразделений утратят полномочия, предусмотренные ст. 39 УПК РФ, что крайне отрицательно скажется на качестве и контроле расследования уголовных дел.

Так, задачи по организации учета, хранения и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов, организации деятельности по автотранспортному обеспечению, проведению мероприятий по технической защите информации и обеспечению связи в качестве дополнительной нагрузки будут возложены на сотрудников подразделений полиции, что, думается, будет наделением указанных служб не свойственными для них функциями.

Анализируя трагические события января 2011 г., случившиеся в аэропорту «Домодедово», можно сделать вывод, что данный теракт является безусловным результатом ослабления контроля за оперативной обстановкой на объектах транспорта. Подобный способ его совершения в зоне прилета ранее не прогнозировался и не анализировался специалистами авиационной безопасности. Этот трагический случай заставил заново пересмотреть подходы к организации транспортной безопасности. Руководство МВД России пришло к выводу о необходимости передачи привокзальных площадей с их инфраструктурой под юрисдикцию транспортных предприятий с одновременным закреплением их в оперативном обслуживании транспортной милиции (полиции).

В свою очередь, это позволит направить силы и средства ЛОВД на отработку пассажиропотоков и прибывающего автотранспорта путем видеофиксации, регистрации, хранения и пе-

редачи данных для проверки по базам данных правоохранительных органов («ФР-Розыск», АБД «Поток» и др.), задействовав при этом современные технические средства и служебно-разыскных собак для досмотра автотранспорта и обнаружения потенциально опасных веществ и предметов.

В системе мер по обеспечению правопорядка на транспорте и декриминализации отдельных сфер транспортных услуг важное место отводится оперативно-разыскной деятельности (ОРД), при организации которой имеются серьезные недостатки. В частности, правовая основа оперативно-разыскной деятельности не отражает специфики функционирования органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Подразделения экономической безопасности ОВДТ не наделены компетенцией по борьбе с налоговыми преступлениями на объектах транспорта, руководители ОВДТ всех уровней не включены в перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. По-прежнему наиболее проблематичными и дискуссионными остаются вопросы организации взаимодействия транспортных ОВД в решении задач борьбы с преступностью.

Думается, реформирование ОВДТ должно идти не столько по пути сокращения штатной численности подразделений ОВДТ1, сколько по направлению создания соответствующих правовых, организационных и тактических основ борьбы с преступностью на объектах транспортного комплекса, и в этом, по нашему мнению, должна заключаться суть всей реформы органов внутренних дел.

Прогноз развития оперативной обстановки в стране свидетельствует о возрастающей роли органов внутренних дел на транспорте в решении задач национальной безопасности, что обусловлено действием следующих факторов.

Во-первых, борьба с террористической угрозой представляет собой наиболее масштабный и затратный аспект транспортной безопасности железнодорожных, водных и воздушных путей сообщения, что требует привлечения значительных финансовых и материальных ресурсов.

Во-вторых, в целях комплексного обеспечения транспортной безопасности необходимо рассчитывать экономическую составляющую с учетом масштабности финансирования объектов инфраструктуры транспортного комплекса, закладывая ее финансирование из бюджетных денежных средств, направленных на реализа-

1 Сокращение численности сотрудников ГУТ МВД России и непосредственно подчиненных ему подразделений в 2011 г. составило 31,3 % (с 233 до 160).

37

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

38

цию целевых программ. Отметим, что для масштабной модернизации отрасли до 2030 г. в транспортную сферу планируется инвестировать 14 трлн руб.

При этом неясным остается вопрос, кто будет осуществлять оперативное сопровождение и финансовый контроль за расходованием бюджетных средств, если штатный состав подразделений экономической безопасности ОВДТ уже сокращен на 373 единицы (на 25 %). Неужели сами транспортники?

В-третьих, в период летних отпусков ежегодно отмечается сезонное увеличение спроса населения на железнодорожные билеты на южных направлениях. Во многом этому способствует деятельность ряда недобросовестных компаний, которые, имея доступ к соответствующей системе, предварительно бронируют билеты на наиболее востребованные направления и затем реализуют их по более дорогой цене. По мнению руководства транспортного ведомства, без помощи и усилий правоохранительных органов навести должный порядок в этой сфере невозможно [8, с. 4].

Изучение и обобщение управленческой деятельности показало, что к приоритетным задачам органов внутренних дел на транспорте по поддержанию надлежащего уровня транспортной и экономической безопасности необходимо отнести следующие:

— организацию борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма на объектах транспортного комплекса России, обеспечение антитеррористической защищенности его объектов, защиту пассажиров и работников транспорта от террористических проявлений;

— осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;

— оперативное сопровождение структурно-экономических преобразований на железнодорожном транспорте;

— декриминализацию экономики железнодорожного транспорта, аэродромных комплексов, морских портов, объектов внутреннего водного (речного) транспорта;

— пресечение попыток неправомерного отчуждения имущества федеральных железных дорог, аэропортовых комплексов и морских портов, пресечение злоупотреблений при банкротствах и преднамеренного банкротства объектов транспортного комплекса;

— декриминализацию сферы арендных отношений при использовании федерального имущества объектов железнодорожного транспорта, аэродромных комплексов, а также собственности речных и морских портов, в том числе различных категорий судов;

— борьбу с коррупцией на объектах транспортного комплекса и в органах ведомственного управления транспортом;

— проведение комплекса мер, направленных на пресечение фактов разоборудования технических устройств энергоснабжения и элементов пути, создающих потенциальную угрозу безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров и обслуживающего персонала;

— проведение мероприятий и комплексных проверок по пресечению фактов незаконного оборота лома цветных и черных металлов с использованием различных видов транспорта, особенно морских и речных портов, на территории которых осуществляются оформление и вывоз на экспорт металлолома, а также его непосредственные сбор и заготовка;

— пресечение фактов контрабанды в сфере внешнеэкономической деятельности с использованием различных видов транспорта;

— проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение нелегальных каналов поставок фальсифицированной и контрафактной продукции в различные регионы страны;

— выявление и пресечение фактов поставок фальсифицированных деталей и оборудования для воздушных судов и подвижного состава;

— противодействие преступности в сфере транспортировки нефтепродуктов.

Помимо традиционных задач обеспечения транспортной безопасности, сотрудники линейных органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте призваны оказывать содействие в обеспечении экономической безопасности различным субъектам предпринимательской деятельности, владеть информацией о маркетинговой ситуации в различных сегментах рынка транспортных услуг, совершенствовать методы борьбы с проявлениями теневой экономики.

Сотрудники полиции на транспорте в штатном режиме должны проводить мероприятия по отработке пассажиропотока на предмет выявления лиц, находящихся в розыске, с использованием возможностей программно-технического комплекса ПТК «Розыск—Магистраль». Так, в 2010 г. с использованием данной системы ОВДТ было задержано свыше 14,7 тыс. лиц, находившихся в федеральном и местном розыске, правоохранительным органам стран СНГ передано 656 человек, находившихся в международном розыске.

Обозначив приоритеты и объем первоочередных задач в деятельности ОВДТ, закономерно решить, кто в условиях происходящих реформ и штатных пертурбаций будет выполнять функции по поддержанию правопорядка и должного уровня безопасности на объектах транспортного комплекса. Следовательно,

в связи этим при реформировании системы ОВДТ должны учитываться протяженность транспортных магистралей, объем функций, выполняемых конкретными линорганами, изменения системы органов ведомственного управления объектами транспортной инфраструктуры. Думается, организационно-структурное и штатное построение линейных органов на транспорте прежде всего должно соответствовать внешней среде их функционирования.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

2. О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // СЗ РФ. 2009. № 52. Ч. 1. Ст. 6536.

3. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 839.

4. О некоторых вопросах подразделений органов внутренних дел на транспорте: приказ МВД России от 5 июля 2010 г. № 480.

5. Об утверждении Положения о Забайкальском линейном управлении внутренних дел на транспорте МВД РФ: приказ МВД РФ от 20 августа 2010 г. № 615.

6. Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития

(размышления об управленческой деятельности). М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гетман Н.И. Задачи органов внутренних дел на транспорте в условиях реформирования транспортной системы России. М., 1998.

8. Интервью с президентом ОАО «РЖД» В. Якуни-

ным // Рос. газ. 2011. 21 янв.

9. Левин Б.А., Галахов В.И. Транссибирская магистраль: стратегия и практика управления грузоперевозками: доклад на международной научно-практической конференции 24 апреля 2003 г. М., 2003.

10. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России на рубеже веков»: материалы научно-практической конференции от 6 декабря 1999 г. // по материалам сайта URL: www.ecolife.krsk.ru/old/ Arh/2000/123/2.asp.

11. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

12. Харитоненков М.Ю. Организация обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах транспорта // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сб. № 9. М., 2002.

13. Экономика железнодорожного транспорта // учеб. для вузов ж.д. транс. / под ред. Н.П. Тере-шиной. М., 2001.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

Р.С. МУЛУКАЕВ,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Закон «О полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел

В статье рассматриваются реформы органов правопорядка на отдельных этапах исторического развития Российского государства, анализируются реформы, осуществляемые в настоящее время, и, в частности, условия для реализации Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», милиция, полиция, история органов внутренних дел, реформа.

История — развивающаяся действительность. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны, и это — постоянно действующая закономерность общественного развития. Она особенно наглядно проявляется в условиях, когда в обществе объективно возникает потребность в переменах.

Применительно к рассматриваемой проблеме такая потребность сложилась в сфере правоохранительной деятельности государства, в частности в сфере деятельности милиции.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.