Криминалистика, криминология, ОРД
УДК 343.9.02 О.П. Грибунов*
Применение технологий профайлинга в деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на объектах транспортной инфраструктуры
В статье исследован вопрос о применении профайлинга в деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на транспорте, в целях обеспечения транспортной безопасности, а также проведен обзор научных исследований по данному вопросу.
Ключевые слова: профайлинг, транспортная безопасность, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений на транспорте.
О.P. Gribunov*. Application of technology profiling in law enforcement to detect, inception and prevent crimes committed at transport facilities. The article examines the question on application of profiling in the activities of law enforcement agencies to detect, interception and prevent crime in transport in order to provide transport safety, as well as a review of scientific research on the subject.
Keywords: profiling, traffic safety, detection, prevention, detect, interception, detection of crime in transport.
В каждом государстве транспорт является одним из важнейших секторов экономики, но при этом относится к числу повышенных источников опасности. В силу этого повышение комплексной безопасности транспортной системы выделено в качестве одной из пяти целей Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015)» [1].
Кроме того, в целях защиты транспортной системы от преступных посягательств созданы специфические транспортные правоохранительные органы. Это сделано в связи с тем, что транспортная система обладает такими особенностями, как подвижный характер большого числа объектов транспорта и значительные территории, на которых они действуют, что создаёт существенные сложности при применении общепринятого территориального подхода к разграничению распределения сфер оперативного обслуживания правоохранительных органов. Пока внутри подвижного объекта транспорта совершается преступление, особенно длящееся или продолжаемое, транспортное средство, может пересечь территории нескольких районных отделов полиции. К тому же при проведении проверки сообщения о преступлении или на первоначальном этапе расследования не всегда удается чётко определить место окончания преступления. Это может повлечь длительное выяснение того, какой орган обязан проводить проверку и расследовать преступление. При решении подобных разногласий может быть потеряно время, которое бесценно для получения улик на данном этапе. Линейный подход к разграничению территории оперативного обслуживания значительно упрощает такие процессы. Кроме того, отсутствие линейных подразделений требовало бы от территориальных отделов полиции быть готовыми в любой момент оперативно собрать и подсадить в поезд следственно-оперативную группу для выполнения неотложных следственных действий или проверочных мероприятий в процессе движения поезда. Кроме органов полиции, существуют также подразделения транспортной прокуратуры с аналогичным линейным принципом распределения территории оперативного обслуживания. Правоохранительные органы на транспорте, кроме железнодорожного, охватывают также воздушный и водный виды транспорта. Но масштабы деятельности железнодорожного транспорта и его преобладающая доля в транспортной
* Грибунов, Олег Павлович, начальник кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110. Телефон: 89086635929. E-mail: [email protected].
** Gribunov, Oleg Pavlovich, head of the Department of Criminalistic FSGEI of HPE Eastern-Siberian Institute of Ше Ministry оf Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor. Address: 664074, Russia, Irkutsk, Lermontov street, 110. Ph.: 89086635929. E-mail. [email protected].
© Грибунов О.П., 2015
Грибунов О.В. Применение технологий профайлинга в деятельности правоохранительных органов...
системе всё же требуют значительно большего количества ресурсов, привлекаемых правоохранительными органами на транспорте для осуществления охраны правоотношений, складывающихся в этой сфере общественной жизни. Деятельность таких правоохранительных органов не может не влиять на состояние криминальной обстановки, поведение преступников и другие криминалистически значимые условия, складывающиеся на железнодорожном транспорте.
Следует помнить, что помимо угроз террористического характера особое внимание необходимо уделять предупреждению так называемых «общеуголовных криминальных угроз». Ведь, согласно ФЗ «О транспортной безопасности», транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [2]. Несмотря на то, что, согласно статистическим данным, количество преступлений на транспорте ежегодно снижается (так, в 2013 г. зарегистрировано 42029 преступлений, в 2014 г. - 40581 преступление), их уровень все же остаётся высоким [3].
Кроме того, анализ материалов правоприменительной практики и вышеуказанных статистических данных позволяет заключить, что процент раскрываемости отдельных видов преступлений, к сожалению, находится на уровне 50-60 %. Данное обстоятельство, во-первых, является значимым криминогенным фактором, который заметно влияет на ухудшение оперативной обстановки в целом. Во-вторых, безнаказанность психологически порождает чувство вседозволенности у преступников. В-третьих, удлинение срока пребывания преступника на свободе ведет к накоплению им криминального опыта, способствует большей организованности преступной деятельности, а в ряде случаев - переходу этой деятельности в более общественно опасные формы. Это тем более актуально для преступлений, совершаемых на объектах транспорта. Последние, как правило, являются длящимися или многоэпизодными, а раскрыть их «по горячим следам» не всегда удается. В то же время в их совершение вовлечено множество людей, находящихся между собой в сложной системе связей (исполнители, скупщики похищенного имущества и т.п.), являющихся зачастую участниками организованных преступных групп и сообществ [4, с. 35]. Именно поэтому государство уделяет пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности на транспорте. Речь прежде всего идет об инженерно-техническом оснащении наиболее уязвимых для безопасности граждан мест транспортной инфраструктуры, а именно вокзалов и аэропортов. Такое положение дел предписано соответствующими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [5] и распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р «Об утверждении комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» [6]. Под объектами транспорта в настоящей статье понимаются железнодорожный, воздушный и водный транспорт.
Железнодорожный транспорт, исходя из его трактовки в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» - один из видов транспорта общего пользования, являющийся составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, который представляет собой производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками [6]. Деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка на транспорте предусматривает при изучении объектов обслуживания необходимость особо учитывать ряд особенностей, присущих каждому виду транспорта. В настоящее время в зону ответственности и оперативного обслуживания ОВДТ входят такие виды транспорта общего пользования, как железнодорожный, воздушный и водный (морской и речной).
При изучении и оценке обслуживаемых объектов в целях надлежащей охраны общественного порядка нужно не только знать площадь, границы, количество и протяженность транспортных магистралей, но и располагать сведениями о количестве предприятий торговли и общественного питания, баз, магазинов, в т.ч. неохраняемых, в целом об обустройстве транспортных магистралей, о состоянии мостов и переправ, местах возможного появления и концентрации лиц, склонных к преступному и антиобщественному поведению. Органы внутренних дел на транспорте должны располагать данными о количестве пассажирских станций, остановочных пунктов, пристаней, об объеме грузовых и пассажирских перевозок, о частоте движения поездов и судов, полетов самолетов и др.
Также необходимо учитывать дислокацию объектов обслуживания. Так, для Дальнего Востока и Приморского края характерны экспортно-импортные морские перевозки, оборот водных биоресурсов при небольшой плотности населения, пассажиропотоке, взаимоудаленности объектов обслуживания и сезонности транспортной системы. Для южных регионов характерен значительный объем экспортно-импортных перевозок морским транспортом, оборот водных биоресурсов при значительной плотности населения, более близком взаимном расположении объектов обслуживания и большом пассажиропотоке в летний период. Кроме того, в связи с подготовкой к проведению различных международных спортивных мероприятий, в частности, к предстоящему в 2018 г. чемпионату мира по футболу, все более масштабными становятся внутренние перевозки строительных материалов и техники. Регионы Сибири характеризуются развитой деревообрабатывающей промышленностью, перевозками леса и водными биоресурсами, транзитными перевозками чёрных и цветных металлов при небольшой плотности населения, среднем пассажиропотоке и взаимоудаленности объектов обслуживания, а также сезонности перевозок. Для центральных регионов страны характерны концентрация всех
Криминалистика, криминология, ОРД
видов перевозок, большая плотность населения, значительные грузооборот и пассажиропотоки всех видов. Все соответствующие сведения и данные представляют собой информацию о так называемой социальной инфраструктуре объектов обслуживания. Перечисленные особенности, в зависимости от их количественных и качественных характеристик, могут создавать оп-ределённые трудности при расстановке и распределении сил и средств на территории и во времени, что обусловливает необходимость создания резервов и проведения специальных мероприятий.
При изучении оперативной обстановки важно учитывать наличие узлов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, зон туризма, иметь данные о насыщенности зон обслуживания промышленностью, транспортом, средствами связи, предприятий, особенно использующих труд иностранных работников, объектов с особым режимом функционирования, складов с взрывчатыми материалами и т.п. Ясно, что все это учитывается для организации и осуществления конкретных мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
В целом, как справедливо отмечает профессор Ю.В. Степаненко [7], влияние на организацию правоохранительной деятельности органов внутренних дел на транспорте оказывают множество факторов. Но особое влияние имеют природно-климатические и территориально-географические факторы.
Природно-климатические факторы (сильные морозы, снежные метели и заносы) после окончания навигации оборачиваются сложными организационными проблемами, связанными с периодическим приостановлением воздушного сообщения как единственного круглогодичного способа коммуникации с отдаленными улусами и населенными пунктами центральной части Российской Федерации.
Территориально-географическое расположение участка оперативного обслуживания того или иного ОВДТ (лесные, горные массивы, водные пространства, равнинная местность, юг, север страны, наличие месторождений полезных ископаемых и т.д.) также является существенным фактором. Понятно, что действие указанных факторов привязано к конкретным территориям и не распространяется на систему ОВДТ в целом [8, с. 12]. Железнодорожный транспорт - это один из основных видов транспорта в России, представляющий собой крупнейшую железнодорожную систему мира. Данный вид транспорта является незаменимым, т.к. даёт возможность для перемещения большого количества различных видов грузов на значительные расстояния, разделяющие грузоотправителей и грузополучателей. Анализ статистических данных позволяет утверждать, что объекты именно данного вида транспорта больше всего подвергаются преступным посягательствам. Транспорт представляет собой сложный механизм производства (перевозочное производство). Именно функциональная деятельность транспорта накладывает отпечаток на формирование общественной безопасности и общественного порядка как в отдельно взятом регионе, так и в нескольких субъектах РФ.
В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений ОВД на транспорте активно используют программно-технический комплекс «Розыск-Магистраль», ориентированный на выявление в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске, а также представляющих оперативный интерес. Следует согласиться с известным принципом, что в системе обеспечения безопасности на транспорте, в т.ч. на объектах транспортной инфраструктуры, действует так называемая «оперативная триада»: предупреждение - предотвращение - пресечение [9, с. 6-7]. Сегодня по всей России действуют 20 узлов ПТК «Розыск-Магистраль», которые позволяют ежегодно задерживать порядка 12 тыс. человек, находящихся в розыске, а также оповещать о перемещениях более чем 150 тысяч лиц, представляющих оперативный интерес для правоохранительных органов. В общем объеме раскрытых преступлений на объектах транспорта, например, за 2010 г. использование ПТК «Розыск-Магистраль» способствовало раскрытию 12 % всех преступлений, а это около 7000 преступлений [10, с. 18].
Однако данные показатели постоянно снижаются в связи с тем, что преступники, находящиеся в розыске, приспосабливаются и к данным техническим разработкам противодействия преступности, в частности, используют методы сокрытия своих идентификационных данных при перемещении по стране.
Учитывая эту тенденцию и основываясь на очевидном факте, что изменение человеческого лица более сложная процедура, чем ранее упомянутые способы, разработчики ПТК «Розыск-Магистраль» включили в состав комплекса подсистему биометрической идентификации лиц человека «АТИГ». Подсистема позволяет в режиме реального времени выявлять во входящем или выходящем пассажиропотоке лиц, представляющих оперативный интерес, в т.ч. находящихся в международном и федеральном розыске [11, с. 118-119]. Выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России 4 марта 2015 г., Президент России В.В. Путин обозначил, что программы совершенствования материально-технического оснащения МВД будут продолжены. О техническом оснащении органов полиции говорил и министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев: «Современное высокотехнологическое оснащение полиции сегодня - это залог успешности выполнения поставленных перед нами задач. Мы должны идти в ногу с современными технологиями и брать на вооружение самое лучшее из них».
Вместе с тем понятно, что в полной мере обеспечить защиту транспортной инфраструктуры техническими средствами невозможно. Безусловно, что без так называемого «человеческого фактора» не обойтись. Речь идет о применении технологий профайлинга. Следует признать, что в криминологии и криминалистике этому направлению уделяется особое внимание. Наибольшего успеха достигли представители криминологической школы в плане изучения типологии личности [12, с. 16-21]. Следует признать, что в криминалистике, на наш взгляд, данному направлению не уделено должного внимания.
Возможности применения и использования технологий профайлинга в процессе раскрытия и расследований преступлений в литературе освещены достаточно полно, прежде всего в трудах В.М. Статного по данной тематике [13].
Грибунов О.В. Применение технологий профайлинга в деятельности правоохранительных органов...
Данная методика изначально использовалась применительно к составлению психологического портрета преступника по следам, обнаруженным на месте преступления. Также этой дефиницией обозначается технология наблюдения и опроса авиапассажиров, используемая во время предполетного досмотра для выявления потенциально опасных лиц, склонных к терроризму. Вместе с тем для противодействия иным преступлениям данный метод применяется крайне редко и в основном тогда, когда имеется оперативная информация о готовящихся преступлениях - таких, как незаконный оборот наркотиков посредством перевозки или серия краж личного имущества у пассажиров в аэропорту или на вокзале. При этом речь идёт прежде всего о психологии поведения.
Эта технология активно используется при проведении режимных и иных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и закреплена в соответствующих нормативных правовых актах [14, 15]. К примеру, при проведении таких мероприятий, как проверка у пассажиров при входе в пункты досмотра билетов и документов, удостоверяющих их личность; при проведении опроса на предмет имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных или ограниченных в гражданском обороте, а также к перевозке воздушным транспортом; при проведении досмотров пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах. При проведении досмотра багажа пассажиров, сдаваемого в камеру хранения, сотрудники службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте осуществляют наблюдение за поведением лиц. Неадекватная и необоснованная агрессивная реакция на стандартные процедуры может свидетельствовать нервозности пассажира по причине совершения или подготовки к совершению преступления.
Профайлинг - один из способов обеспечения безопасности и, по мнению В.М. Статного, его следует рассматривать как элемент системы психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел [16, с. 30].
Профайлинг применяют для определения мотивов и целей преступника, его профессиональных навыков и прогноза его возможного поведения. Вместе с тем, криминальный профайлинг ориентирован на непосредственную работу с доказательствами по уголовному делу. Результатом работы профайлера является криминальный профиль - юридически значимый документ, в котором описаны личность и поведение преступника и жертвы в ключе совершенного преступления или серии преступлений [17, с. 295]. По мнению ряда ученых, профайлинг — это технологии предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии, т.е. система установления вероятностной причастности определенного субъекта к планируемому противоправному действию [18, с. 9]. Соответственно, профайлинг следует рассматривать как технологию обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступных действий.
На основании вышеизложенного всех лиц можно отнести к определенному типу, кроме того под каждое преступление, под каждую ситуацию разрабатывается свой перечень признаков и соответствующе направление профайлинга. В.А. Кудин и В.М. Статный выделяют следующие направления профайлинга: транспортный (или оперативный) профайлинг; профайлинг при проведении массовых мероприятий; криминальный профайлинг; территориальный профайлинг; следственный профайлинг [9, с. 6]. В этой части следует признать справедливым выделение в отдельное направление профайлинг в обеспечении транспортной безопасности. Кроме того, в обязательном порядке следует изучить и взять на вооружение зарубежный опыт, в т.ч. основоположников профайлинга Джона Дугласа и Роберта Ресслера.
В целом правоприменительной практикой выработаны конкретные приемы, представляющие собой наиболее рациональную совокупность основанных на законе действий, направленных на выявление общественно опасного деяния и установление в нём признаков преступления. Общеизвестен факт, что выявление и документирование большинства преступлений, совершаемых в общественных местах возможно лишь путём проведения предусмотренных законодательством оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, именно сотрудники оперативных аппаратов правоохранительных органов должны в полной мере применять в повседневной оперативно-служебной деятельности технологии профайлинга. Кроме того, именно выявление преступлений на более ранней стадии с указанной технологией позволяет препятствовать действиям преступников по сокрытию следов преступлений и иного противодействия. Современная практика свидетельствует: при расследовании практически каждого преступления, совершено оно в условиях неочевидности или при достаточном количестве свидетелей, расследование сталкивается с противодействием достижению целей уголовного судопроизводства как со стороны лиц, подозреваемых в преступлении, так и со стороны иных заинтересованных в результатах расследования лиц. Одной из важных целей достижения преступного результата посредством противодействия раскрытию и расследованию хищений принято считать активное воздействие субъекта преступления на криминалистически значимую информацию - материальные следы преступления, которые могут стать вещественными его доказательствами. Это активная форма сокрытия следов преступной деятельности, угрожающая сохранению источников доказательственной информации.
В заключение следует отметить, что данное направление деятельности правоохранительных органов еще несовершенно и требует дальнейшего, более детального и глубокого исследования в целях эффективного применения на практике.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 29. - Ст. 3510.
Криминалистика, криминология, ОРД
2. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 836.
3. Сводный отчет о состоянии преступности на транспорте за январь-декабрь 2014 г. - М.: ГИАЦ МВД России, 2015.
4. Кочеткова, С. В., Попов, О. А. О проблемах совершенствования раскрытия преступлений прошлых лет, совершенных на объектах транспорта // Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения : сборник материалов конференции 29 октября 2008 г. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.
5. СЗРФ. - 2010. - № 14. - Ст. 1637.
6. СЗРФ. - 2010. - № 32. - Ст. 4359.
7. Степаненко, Ю. В. Обеспечение правопорядка на объектах железнодо-рожного, воздушного и водного транспорта : лекция. - М.: ВНИИ МВД России. 2007.
8. Дугенец, А. С., Воронина, Т. Н. Методика текущего и комплексного анализа состояния обеспечения общественного порядка на объектах транспорта : учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2010.
9. Кудин В. А., Статный В. М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2013. - № 3 (59). - С. 4-15.
10. Коровкин, Д. А. Современные технологии на службе правопорядка // Правопорядок на транспорте. - 2012. - № 1. - С. 17-20.
11. Трибунов, О. П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. - Вып 2. - Ч. II. Юридические науки.
- Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. - С. 117-120.
12. Корыстная преступность в России : монография / Ю.М. Антонян и др. -М., 2011.
13. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие / под ред. В.Л. Цветкова.
- М., 2014. - 256 с.
14. Статный, В. М., Юренкова, В. А., Бухаров, Н. Н., Горбатов, В. В., Пряхина, М. В., Индык, К. П., Андреева, И. А. Основы профайлинга, использование метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте : учебно-методическое пособие. - М., 2013. - 160 с.
15. Приказ Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» // Российская газета. - 2007. - № 180.
16. Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 4.
17. Статный, В. М. Технология профайлинга в системе психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Психология XXI века : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых ученых. - СПб., 2012. - С. 30-37.
18. Ениколопов С. Н., Ли Н. А. Психологические особенности криминального профайлинга // Психологическая наука и образование. 2007. №5. С. 295-299.
19. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. Ю.М. Волынского-Басманова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 183 с.
УДК 343.9 Д.Н. Жидков*
Некоторые вопросы понятийного аппарата теории судебной экспертизы
В статье анализируются понятия «специальные знания» и «специальные познания», их применение и использование в нормативно правовом регулировании судебно-экспертной деятельности России. Автор уделяет большое внимание исследованию понятийного аппарата данной проблематики.
Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, судебная экспертиза, профессиональные навыки, специальные знания, специальные познания, специалисты, техника, искусство, ремесло.
D.N. Zhidkov*. Some questions of theory conceptual apparatus forensic. The article analyzes the concept of expertise and specialized knowledge, their use and use of legal regulation of forensic activities of Russia. The author pays great attention to the study of the conceptual apparatus of this problem.
Keywords: forensic activities, forensics skills expertise, special knowledge, specialist, appliances, arts, crafts.
* Жидков, Дмитрий Николаевич, адъюнкт кафедры судебно-экспертной деятельности, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон +79117297460. E-mail: [email protected].
* Zhidkov, Dmitri, associate chair of forensic activity, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Phone 79117297460. E-mail: [email protected].
© Жидков Д.Н., 2015