Научная статья на тему 'Основные направления развития органов внутренних дел на транспорте'

Основные направления развития органов внутренних дел на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1271
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / INTERNAL AFFAIRS BODIES IN TRANSPORT / TRANSPORT SECURITY / DEPARTMENTS OF TRANSPORT SAFETY IN INTERNAL AFAIRS BODIES ON TRANSPORT / ANTI-TERRORIST SECURITY OF OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левченко О.П., Дорофеев И.Н.

В статье рассмотрены правовые и организационные меры органов внутренних дел на транспорте в решении задач обеспечения транспортной безопасности. Авторы уделили особое внимание компетенции органов внутренних дел на транспорте в рассматриваемой сфере деятельности. Сформулированы проблемные вопросы, оказывающие влияние на эффективность работы полиции в этой области правоохраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of Development of Internal Affairs Bodies in Transport

Internal afairs bodies in transport, transport security, departments of transport safety in internal afairs bodies on transport, anti-terrorist security of objects of transport infrastructure and vehicles.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития органов внутренних дел на транспорте»

Основные направления развития органов внутренних дел на транспорте

О. П. ЛЕВЧЕНКО,

начальник научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: olevchenko10@mvd.ru

И. Н. ДОРОФЕЕВ,

полковник полиции в отставке, кандидат юридических наук, доцент E-mail: dinkadet@rambler.ru

The Main Directions of Development of Internal Affairs Bodies

in Transport

O. P. LEVCHENKO,

Head of the Research Centre, Candidate of Law

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье рассмотрены правовые и организационные меры органов внутренних дел на транспорте в решении задач обеспечения транспортной безопасности. Авторы уделили особое внимание компетенции органов внутренних дел на транспорте в рассматриваемой сфере деятельности. Сформулированы проблемные вопросы, оказывающие влияние на эффективность работы полиции в этой области правоохраны.

Органы внутренних дел на транспорте, обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте, антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

I. N. DOROFEYEV,

Candidate of Law, Associate Professor, Retired Colonel of the Police

УДК 351.81

The paper deals considers legal and organizational measures of the internal affairs bodies in transport in solving the problems of transport security. Special attention is paid to the competence of the internal affairs bodies in transport in the field of activity. Problematic issues that affect the effectiveness of the police in this area of law enforcement are formulated.

Internal affairs bodies in transport, transport security, departments of transport safety in internal affairs bodies on transport, anti-terrorist security of objects of transport infrastructure and vehicles.

В условиях глобализации конкуренции на рынках капиталов, товаров и услуг происходят масштабные изменения в области организации грузовых и пассажирских перевозок, что в свою очередь обусловливает повышение требований не только к качеству и доступности транспортного обслуживания,

но и в обязательном порядке наличие надлежащей системы транспортной безопасности, обеспечивающей бесперебойное функционирование объектов транспортной инфраструктуры [5].

Транспорт в Российской Федерации играет важную роль в поступательном развитии страны. Предоставление безопасных и каче-

ственных транспортных услуг является одним из ключевых факторов конкурентоспособности всей российской экономики.

По расчетам экспертов, транспортные расходы в себестоимости производимой продукции составляют порядка 10—13 %, а в таких отраслях, как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная промышленность, могут достигать 50 % [7].

Учитывая исключительную важность бесперебойной работы объектов транспортной сферы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации к одному из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государства относит совершенствование функционирования транспортной инфраструктуры [1].

Поэтому в современных условиях существенно возрастает роль органов внутренних дел на транспорте, которые обеспечивают правопорядок и борьбу с преступностью на объектах инфраструктуры: 16 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 10 морских и 25 речных пароходств, 18 государственных бассейновых управлений речного транспорта. В юрисдикции ОВДТ находятся 176 аэропортов, в том числе 72 международных, 72 морских и 128 речных портов [8].

Органы внутренних дел на транспорте активно задействованы в решении задач по обеспечению транспортной безопасности. Руководство МВД России уделяет этому вопросу пристальное внимание, подчеркивая, что в «приоритетном порядке необходимо решать вопросы повышения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от несанкционированного вмешательства, принимать меры по усилению контроля за грузовыми и пассажирскими перевозками» [9].

В области реализации правовых мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, ведущая роль принадлежит Министерству транспорта Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что МВД России принимает непосредственное участие в разработке ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты обеспечения данного вида правоохранительной деятельности.

Так, Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» были внесены существенные дополнения в Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс РФ и в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях. Законодательно введена уголовная и административная ответственность за нарушения требований в области транспортной безопасности; урегулированы важные вопросы проведения досмотровых мероприятий на отдельных видах транспорта [2].

Федеральным законом «О транспортной безопасности» были сформированы организационно-правовые основы для создания специализированных подразделений транспортной безопасности, в компетенцию которых вошла деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе на основании договоров с субъектами транспортной инфраструктуры, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами [3].

Основания и порядок привлечения юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, а также их аккредитация, утверждены приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 г. № 145.

Под аккредитацией юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности понимается деятельность, осуществляемая федеральными агентствами Минтранса России с целью определения возможностей юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. По нашему мнению, привлечение необходимого числа юридических лиц к проведению мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, особенно важно в период проведения международных спортивных и иных массовых мероприятий.

При этом процедура аккредитации предусматривает обязательный порядок межведомственного согласования. Так, в соответствии с ФЗ «О полиции» [4], на нее возложена обязанность вынесения заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Приказом МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 [6] определяется порядок выдачи заключения сотрудниками полиции о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности. Проверка сведений о возможности допуска лиц к выполнению такого рода работ осуществляется органами внутренних дел.

Заключение органов внутренних дел выдается субъекту транспортной инфраструктуры

по его письменному запросу в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, в срок, не превышающий 30 дней со дня такого обращения.

В соответствии с поручениями Президента России от 23 февраля 2016 г. № Пр-351 и Правительства Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № ДК-П9-1177 на полицию возложены задачи разработки и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на усиление контроля за состоянием антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Силами органов внутренних дел на транспорте в случае осложнения оперативной обстановки осуществляется:

— блокирование аварийных зон;

— обеспечивается порядок при эвакуации граждан;

— оказание помощи аварийно-спасательным службам железнодорожного транспорта, подразделениям пожарной охраны, работникам экстренной медицинской помощи;

— надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения в аварийной зоне;

— пресечение фактов мародерства, паники, массовых беспорядков, распространения ложных и провокационных слухов;

— учет потерь пассажиров;

— установление личности погибших;

— организация опознания;

— розыск без вести пропавших.

Органы внутренних дел на транспорте в области обеспечения правопорядка и транспортной безопасности наделены следующей компетенцией:

— определять перечень угроз при совершении актов незаконного вмешательства;

— направлять предложения и рекомендации субъекту транспортной инфраструктуры;

— рекомендовать принятие дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, в рассматриваемой сфере деятельности органов внутренних дел на транспорте имеется ряд проблемных вопросов, решение которых будет способствовать активизации работы полиции в области обеспечения транспортной безопасности.

1. Несмотря на то, что законодательно обозначен круг субъектов в сфере обеспечения транспортной безопасности, до настоящего времени не определены основания принятия каждым уполномоченным органом согласованных решений в этой области правоохраны.

2. Отсутствуют правовые и организационные механизмы межведомственного взаимодействия.

3. Не определены роль и место территориальных органов МВД России на транспорте регионального уровня в системе обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

4. Не закреплены пределы полномочий органов внутренних дел на транспорте в рассматриваемой сфере с учетом их компетенции в рамках реализации ими задач обеспечения общественной безопасности и борьбе с преступностью.

С учетом реализации правовых и организационных мер в рассматриваемой области деятельности МВД России в структуре Главного управления на транспорте МВД России (далее — ГУТ МВД России) в целях организации и координации межведомственного взаимодействия по вопросам транспортной безопасности на объектах воздушного, водного, железнодорожного транспорта, в т. ч. метрополитена, в структуре ГУТ МВД России создан «отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделений полиции на метрополитене».

Изучение и обобщение практики деятельности подразделений ОВДТ в области обеспечения транспортной безопасности показывает.

1. Подразделения, в чьи задачи входят вопросы организации межведомственного взаимодействия по вопросам транспортной безопасности на объектах воздушного, водного, железнодорожного транспорта, созданы лишь на федеральном уровне — в структуре ГУТ МВД России.

2. В организационно-штатном построении территориальных органов МВД России не предусмотрены подразделения (отделения, группы) межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методическому обеспечению деятельности полиции.

По нашему мнению, в компетенцию подразделений по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте регионального и районного уровня должны входить следующие функции:

— участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры;

— оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;

— моделирование потенциальных и реальных угроз транспортной безопасности, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальный ущерб;

— обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса;

— выработка прогностических оценок состояния оперативной обстановки на объектах транспортного комплекса;

— формирование предложений при оценке уязвимости вокзалов, портов, аэропортов, железнодорожных магистралей;

— планирование мероприятий в сфере обеспечения транспортной безопасности;

— проведение мониторинга ситуации при перевозке опасных грузов для оптимального использования имеющихся сил и средств;

— контроль за проведением досмотровых мероприятий и др.

Итак, в заключении необходимо отметить, что в соответствии с законодательными новациями в сфере правового регулирования вопросов транспортной безопасности, возникла объективная необходимость в пересмотре отдельных задач и функций органов внутренних дел на транспорте, а также их организационно-структурного построения, путем создания в территориальных органах МВД России на транспорте подразделений, обеспечивающих функции транспортной безопасности.

Список литературы:

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС «КонсультантПлюс».

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности: федер. закон от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (ред. 06.07.2016) // Рос. газ. 2007. 14 фев.

4. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (п. 32 ч. 1 ст. 12) // Рос. газ. 2011. 8 фев.

5. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014) // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5977; СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 2) (поправка).

6. О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозмож-

ности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности: приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 (ред. от 26.09.2016 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 14.

7. Васев А. ВДорофеев И. Н. Организационные и тактические основы борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями на объектах транспортного комплекса: учебное пособие / под ред. И. Н. Дорофеева. М., 2017.

8. Дорофеев И. Н, Пестов Н. Н. Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2.

9. Из выступления Министра внутренних дел РФ генерала полиции Российской Федерации В. В. Колокольцева // Полиция России. 2017. Апрель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.