Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Николай Николаевич

Сложность построения транспортного комплекса усложняет его управление, направленное на бесперебойную работу транспорта. Государственное управление в этой сфере непосредственно связано с нормативно-правовым обеспечением, в том числе в сфере органов внутренних дел. В статье рассматриваются предложения, направленные на реализацию государственной политики в области транспортного комплекса. Приоритетным направлением является реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»; в статье раскрывается содержание ее функциональных блоков. Исследуется применение риск-ориентированного подхода в соответствии с рисками и угрозами при реализации правовых, организационных и экономических мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE FOR ORGANIZING OPERATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN TRANSPORT IN THE FIELD OF TRANSPORT SECURITY: LEGAL, ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS

The complexity of building a transport complex complicates its management, aimed at the smooth operation of transport. Public administration in this area is directly related to regulatory and legal support, including in the field of internal affairs bodies. The article considers the proposals aimed at the implementation of the state policy in the field of transport complex. An important priority is the implementation of the program «Reform of control and supervisory activities», the article reveals the content of its functional blocks. The application of a risk-based approach in accordance with risks and threats in the implementation of legal, organizational and economic measures is studied.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 351.81 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-181-183

ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовые, организационные и тактические аспекты

Николай Николаевич ПЕСТОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России pestov-nn@yandex.ru

Научные специальности: 12.00.14 — административное право; административный процесс;

12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Сложность построения транспортного комплекса усложняет его управление, направленное на бесперебойную работу транспорта. Государственное управление в этой сфере непосредственно связано с нормативно-правовым обеспечением, в том числе в сфере органов внутренних дел. В статье рассматриваются предложения, направленные на реализацию государственной политики в области транспортного комплекса. Приоритетным направлением является реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»; в статье раскрывается содержание ее функциональных блоков. Исследуется применение риск-ориентированного подхода в соответствии с рисками и угрозами при реализации правовых, организационных и экономических мер.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, органы внутренних дел, программа, государственная политика, нормативно-правовое обеспечение.

Annotation. The complexity of building a transport complex complicates its management, aimed at the smooth operation of transport. Public administration in this area is directly related to regulatory and legal support, including in the field of internal affairs bodies. The article considers the proposals aimed at the implementation of the state policy in the field of transport complex. An important priority is the implementation of the program «Reform of control and supervisory activities», the article reveals the content of its functional blocks. The application of a risk-based approach in accordance with risks and threats in the implementation of legal, organizational and economic measures is studied.

Keywords: transport infrastructure, internal affairs bodies, program, state policy, regulatory and legal support.

Сложность обеспечения транспортной безопасности обусловлена проводимой «реструктуризацией транспортного комплекса, которая усложняет систему управления транс-портом»1. С учетом важности бесперебойной работы транспортного комплекса в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к приоритетному направлению обеспечения национальной безопасности государства отнесе-

но совершенствование функционирования транспортной инфраструктуры»2.

Транспортная инфраструктура находится в диалектической взаимосвязи с инфраструктурой организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на транспорте (далее — ОВДТ) в сфере обеспечения транспортной безопасности, под которой следует понимать комплекс нормативно-правового обеспече-

№ 3/2021

ния и факторов формирования среды функционирования органов внутренних дел, влияющих в целом на оперативно-служебную деятельность рассматриваемых подразделений полиции.

При этом интересен вопрос понимания перспектив развития системы возникающих общественных правоотношений, формирующихся в ближайшем будущем, с учетом реализуемой государственной политики Российской Федерации.

21 декабря 2016 г премьер-министр Российской Федерации Д.А. Медведев дал ряд поручений по итогам состоявшегося заседания президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором был утвержден паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Оптимизация, согласно материалам Правительства, предполагала сокращение численности административно-технического персонала и обеспечивающих подразделений, совершен ство-вание операционных процессов за счет применения передовых информационных технологий с направлением высвобождаемых финансовых ресурсов, в том числе, на увеличение фонда оплаты труда. Было принято решение о передаче отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти на уровень субъектов РФ.

Ключевой целью программы являлось снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций. Планировалось уходить от «палочной» системы оценки, а количество проверок, предписаний, начисление штрафов учитывать только в информационных и аналитических целях, оценивая динамику показателей ущерба в подконтрольных сферах.

Срок реализации приоритетной программы — 2016 — 2025 гг.

Планировалось, что в программе будут участвовать 12 федеральных контрольно-надзорных органов, на которые приходилось около 90% контрольно-надзорных мероприятий (МВД России, МЧС России, ФАС России, ФНС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздрав-надзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Ро-струд, Ростехнадзор и ФТС России).

Согласно Паспорту приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии

со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим четыре уровня зрелости.

Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:

■ сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов;

■ установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов;

■ объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности);

■ внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии;

■ перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публично доступны.

Достижение 2-го уровня означает, что:

■ сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда;

■ определены индикаторы риска и показатели для внедрения «динамической модели»;

■ внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для «динамической модели» в зависимости от изменений профилей риска.

Достижение 3-го уровня зрелости означает, что:

■ на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов «больших данных».

Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:

■ внедрены межведомственные карты рисков;

■ проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход, является первостепенным шагом. Далее, формирование исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать среду функционирования с единой базовой системой информации, связанной с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими, как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др.

№ 3/2021

Применительно к формированию инфраструктуры организации оперативно-служебной деятельности ОВДТ в сфере обеспечения транспортной безопасности должна быть запущена эффективная система устанавливаемых государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, и состоять из трех последовательно реализуемых функциональных блоков (макет реализации):

Первый — «Информационный блок». Характеризуется получением «упреждающей» информации о возможности совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Реализуется посредством оперативно-розыскной деятельности.

Например, в целях реализации п. 5 подп. «м» требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 16333, субъект железнодорожного транспорта направляет в ОВДТ информационные материалы на сотрудников, которых планируется допустить к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

Второй — «Блок превентивных мер». Данный блок мер направлен на оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, реализацию требований по обеспечению транспортной безопасности, осуществляемую субъектами транспортной инфраструктуры, и контроль за этой деятельностью со стороны федеральных органов исполнительной власти в пределах установленных для них полномочий.

Например, в соответствии с приказом МВД России от 21 декабря 2015 г. № 12034 в системе ОВДТ в каждом линейном управлении и отделе созданы комиссии по выдаче заключений о возможности (невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. При этом к работам в комиссии привлекаются представители различных подразделений полиции (например, сотрудники уголовного розыска, противодействия экстремизму, охраны общественного порядка и др.). Таким образом, для реализации конкретных требований привлекаются различные подразделения (сотрудники).

Третий — «Блок ответных мер». Данный блок обусловливается необходимостью консолидации сил и средств субъектов по устранению и

минимизации последствий AHB. МВД России реализует мероприятия в рамках этого блока в пределах установленных полномочий.

Например, в соответствии с порядком (схемой) информирования органов внутренних дел о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства, предусмотренным (-ной) подп. 23 п. 6 требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 16535, субъект железнодорожного транспорта информирует дежурную часть ОВДТ об угрозах или фактах совершения актов незаконного вмешательства.

Оперативный дежурный в соответствии с требованиями нормативов МВД России организует реагирование на поступившее сообщение с учетом его характера (угроза или факт совершения).

Таким образом, организация оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на транспорте, в частности организационные и тактические аспекты, требуют постоянного методического обеспечения в условиях динамично развивающейся транспортной инфраструктуры.

1 Пестов H.H., Соловьев A.A. Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения / / Тр. Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 53.

2 Кирюхин В.В., Пестов H.H., Ускова A.C. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. М., 2020. С. 77.

3 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта: Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 // СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6599.

4 О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности: Приказ МВД России от 21.12.2015 (ред. 26.09.2016) // СПС «Консультант Плюс»

5 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта: Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 г. № 1653 // СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6618.

№ 3/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.