Научная статья на тему 'Анализ особенностей успешных зарубежных стратегий по повышению безопасности дорожного движения'

Анализ особенностей успешных зарубежных стратегий по повышению безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УРОВЕНЬ АВАРИЙНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / VISION ZERO / SUSTAINABLE SAFETY / SAFE SYSTEMS / ROAD SAFETY STRATEGIES / ACCIDENT RATE / NATIONAL ROAD SAFETY STRATEGY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Печатнова Елена Владимировна, Кузнецов Василий Николаевич

Статья посвящена анализу наиболее успешных стратегий в области обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом, среди которых выделены три: Vision Zero , Sustainable Safety , Safe Systems. Отмечены их основные принципы. Рассмотрено одно из известных руководств по аудиту безопасности дорожного движения Highway Safety Manual , отмечен интерес к нему со стороны стран Европейского союза. Выделены основные сходства европейского и российского подходов к обеспечению безопасности дорожного движения. Отмечены различия, на основе которых сформированы рекомендации для корректировки национальных стратегий в России с целью повышения уровня безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Печатнова Елена Владимировна, Кузнецов Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FEATURES OF SUCCESSFUL FOREIGN STRATEGIES TO INCREASE ROAD SAFETY

The article is devoted to the analysis of the most successful strategies in the field of road safety abroad, three of which are highlighted: Vision Zero, Sustainable Safety, Safe Systems. Their basic principles are noted. One of the well-known road safety audit guidelines, Highway Safety Manual, is reviewed, and interest from EU countries is noted. The main similarities of the European and Russian approaches to ensuring road safety are highlighted. Differences are noted, on the basis of which recommendations are formed for adjusting national strategies in Russia in order to increase the level of security.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей успешных зарубежных стратегий по повышению безопасности дорожного движения»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Печатнова Е. В., Кузнецов В. Н. Анализ особенностей успешных зарубежных стратегий по повышению безопасности дорожного движения // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C. 57-61.

Pechatnova E. V., Kuznetsov V. N. Analysis of the features of successful foreign strategies to increase road safety. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 57-61. (In Russ.)

УДК 656

Е. В. Печатнова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

В. Н. Кузнецов

Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УСПЕШНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАТЕГИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Печатнова Елена Владимировна — аспирант кафедры теоретической кибернетики и прикладной математики.

E-mail: phukcia@yandex. ru

Кузнецов Василий Николаевич — кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Сельскохозяйственная техника и технологии».

E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу наиболее успешных стратегий в области обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом, среди которых выделены три: Vision Zero, Sustainable Safety, Safe Systems. Отмечены их основные принципы. Рассмотрено одно из известных руководств по аудиту безопасности дорожного движения — Highway Safety Manual, отмечен интерес к нему со стороны стран Европейского союза. Выделены основные сходства европейского и российского подходов к обеспечению безопасности дорожного движения. Отмечены различия, на основе которых сформированы рекомендации для корректировки национальных стратегий в России с целью повышения уровня безопасности.

Ключевые слова: стратегии в области безопасности дорожного движения, уровень аварийности, национальная стратегия безопасности дорожного движения, Vision Zero, Sustainable Safety, Safe Systems.

E. V. Pechatnova

Altai State University, Barnaul, Russia V. N. Kuznetsov Altai State Agricultural University, Barnaul, Russia

ANALYSIS OF FEATURES OF SUCCESSFUL FOREIGN STRATEGIES TO INCREASE ROAD SAFETY

Pechatnova Elena V. — Postgraduate Student at the Department of Theoretical Cybernetics and Applied Mathematics.

E-mail: phukcia@yandex. ru

© Печатнова Е.В., Кузнецов В.Н, 2019

58

Экономика и управление

Kuznetsov Vasily N. — Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Agricultural Machinery and Technologies.

E-mail: [email protected]

The article is devoted to the analysis of the most successful strategies in the field of road safety abroad, three of which are highlighted: Vision Zero, Sustainable Safety, Safe Systems. Their basic principles are noted. One of the well-known road safety audit guidelines, Highway Safety Manual, is reviewed, and interest from EU countries is noted. The main similarities of the European and Russian approaches to ensuring road safety are highlighted. Differences are noted, on the basis of which recommendations are formed for adjusting national strategies in Russia in order to increase the level of security.

Keywords: road safety strategies, accident rate, national road safety strategy, Vision Zero, Sustainable Safety, Safe Systems.

Проблема дорожно-транспортной аварийности является значимой социально-экономической проблемой в России. Несмотря на некоторое снижение основных показателей в рассматриваемой сфере, число дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), погибших и раненых в них остается довольно большим. Уровень безопасности дорожного движения (далее — БДД) остается низким в сравнении с мировым [4]. Между тем проблема аварийности признана одной из основных в мировом сообществе: в 2010 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2011-2020 годы «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения» с ведущей задачей снизить уровень смертности от ДТП к 2020 году [1]. К активным действиям в данном направлении присоединился Европейский региональный комитет Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) и вынес обеспечение БДД в число главных направлений политики «Здоровье-2020: Основы европейской политики в целях здоровья и благополучия» [3]. Успешный опыт ряда стран по улучшению состояния БДД связан с принятием национальных специализированных стратегий.

Целью работы стало изучение успешных стратегий различных государств для разработки рекомендаций по частичному их внедрению в России.

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения [8] Европейский регион ВОЗ, включающий в себя 53 страны (в том числе Россию, Беларусь, Казахстан и др.), имеет самый низкий показатель дорожно-транспортной смертности в мире, однако наблюдается значительное различие показателей между странами региона [2]. На рисунке представлена карта стран-участников Европейского союза (далее — ЕС), где отображено число погибших в результате ДТП на 1 млн жителей по итогам 2017 года. В России по итогам 2018 года аналогичный показатель составляет 124 погибших на 1 млн человек.

Большая часть стран ЕС имеют национальные стратегии по борьбе с аварийностью с целевыми ориентирами, рассчитанными на постоянный мониторинг. Основой национальных стратегий стран ЕС — членов ВОЗ является European Union Directive 2008/96/EC on Road Infrastructure Safety Management (Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2008/96/EC от 19 ноября 2008 года об управлении безопасностью автодорог. Далее — Директива). В Директиве описаны проверки безопасности дорожного движения (RSA), оценки воздействия на безопасность дорожного движения (RIA), построение рейтингов безопасности дорожной сети (NSR), участков с высоким уровнем риска (HRS) и службы безопасности дорожного движения (RSI)1.

В отношении действующей дорожной сети рекомендуется ранжировать участки дорог с наибольшим количеством ДТП, а также автотрассы дорожной сети. Для ранжирова-

1 Directive 2QQ8/96/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2QQ8 on Road Infrastructure Safety Management // European Union law. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:32QQ8LQQ96&from=EN (дата обращения: 25.1Q.2Q19).

ния первых рассчитывается количество аварий с учетом интенсивности движения или, в случае перекрестка, только число ДТП. Для составления рейтинга автодорог их первоначально разделяют на категории и ранжируют в зависимости от числа аварий, интенсивности движения и типа, после чего выделяются участки, на которых меры могут быть эффективными. На них экспертная группа предлагает меры по улучшению дорожных условий, таких как: улучшение видимости при разных погодных и световых условиях, улучшение сцепления / шероховатости дорожных покрытий, установка систем управления и контроля дорожного движения и пр.1. Основные положения Директивы рекомендуются как для эксплуатируемой сети, так и для проектируемой.

Рис. Число погибших в результате ДТП на 1 млн жителей в странах ЕС, 2017 год [12]

Однако Директива определяет общий подход к управлению безопасностью, ее практическое применение требует национальных руководящих принципов, которые должны быть приняты государствами — членами ЕС [5]. Более конкретные действия описываются в следующих стратегиях: Vision Zero, Sustainable Safety, Safe Systems.

Vision Zero внедрена впервые в Швеции в 1997 году и основана на двух предпосылках: 1) люди делают ошибки; 2) существует критический предел, за которым выживание и восстановление после травмы невозможно [7]. В рамках стратегии мероприятия разделены на группы в зависимости от местоположения дороги: на городских территориях введено ограничение скорости до 30-50 км/ч, изменена организация многих перекрестков (со светофорным регулированием на круговое движение); на дорогах вне населенных пунктов перестроены дороги по схеме «2 + 1» [15]. В настоящее время аналогичные стратегии приняты многими странами Европы, в том числе Норвегией, Швейцарией, Исландией, Польшей [10].

1 Directive 2008/96/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on Road Infrastructure Safety Management.

Щ fb-^^r-^r^f

60

Экономика и управление

Нидерландская стратегия Sustainable Safety (Duurzaam Veilig) действует на протяжении 20 лет. Основами мероприятий стратегии являются: 1) монофункциональность дороги: разделение всех дорог на три типа — магистральные дороги, подъезды и дороги в жилых кварталах, каждая из которых выполняет свою функцию (магистральная дорога обеспечивает бесперебойное движение транспортного потока и не должна проходить через жилые массивы); 2) обеспечение однородности скорости и направлений на дорогах (особенно при высокой средней скорости движения) — разделение потоков; 3) дорожная среда, соответствующая ожиданиям участников дорожного движения (отсутствие неожиданных изменений на дорогах); 4) создание дорожной среды, обеспечивающей предотвращение ДТП или снижающее тяжесть последствий («прощающие дороги»). К каждой из категорий дорог применены свои мероприятия. Обнаружено, что меры, принятые в результате реализации стратегии, приносят в четыре раза больше выгод, чем затрат [6].

Safe Systems — аналогичная австралийская стратегия обеспечения БДД, которая была основана на принципах Vision Zero и Sustainable Safety, но реализуется с учетом местных особенностей [13].

В рамках действующей директивы ученые ЕС проводят исследования по адаптации одного из наиболее известных руководств по управлению БДД — Highway Safety Manual (HSM), разработанного Американской ассоциацией государственных чиновников по автомобильным дорогам и транспорту (The American Association of State Highway and Transportation Offtcials, AASHTO) [5]. Оно содержит концепции, руководящие принципы и вычислительные процедуры для прогнозирования показателей безопасности на различных участках дорог. HSM состоит из четырех частей: часть A — введение, обзор и основные моменты; часть B — описание методов выявления участков с высоким потенциалом для повышения БДД (основным предположением является наличие линейной зависимости между интенсивностью движения и аварийностью); часть C — методы прогнозирования среднего числа аварий на трех типах дорог на основе дорожных характеристик; часть D — метод количественного изменения частоты аварий в зависимости от изменения эксплуатационных свойств участка дороги.

Поскольку оценка уровня риска является одной из составляющих стратегий стран ЕС, предлагается использовать прогностическую модель безопасности HSM, которая представляет собой модель на основе произведения среднего числа аварий, рассчитываемых для определенного дорожного участка при базовых условиях, Nf коэффициента изменения средней аварийности CMF и поправочного коэффициента C, вычисленного при адаптации модели к конкретным условиям [9] :

Для любой характеристики участка дороги, который соответствует базовым условиям, значение CMF равно 1,0 [11], но в зависимости от дорожных характеристик может быть более и менее 1,0. Поправочные коэффициенты применяются для учета внешних условий: отличия в интенсивности, климат и пр. [14]. Документ не является обязательным для использования, однако рекомендуется для применения, распространяется платно. Отдельные штаты США также используют HSM (Огайо, Флорида и др.).

Сравнивая подходы к обеспечению БДД в России и странах ЕС, можно выделить следующие сходства:

1) в долгосрочной перспективе управление осуществляется на основе единого плана (федеральные целевые программы в Российской Федерации и национальные стратегии в ЕС);

2) основные мероприятия ведутся на основных дорогах: федеральной сети автодорог в Российской Федерации и Трансъевропейской транспортной сети дорог в ЕС.

Однако выделены существенные различия в принципах, применяющихся в России и в странах с успешным опытом в обеспечении БДД. Последние активно используют концепцию

«прощающих дорог»: дорожная сеть должна позволять совершать ошибки участникам, то есть иметь «запас» безопасности; в соответствии с этим принципом принимаются дорожно-технические решения. Кроме того, более распространен аудит безопасности дорог — оценка опасности на основе различных факторов. Также важным принципом является ответственность дорожных и государственных служб за произошедшие ДТП, в России в настоящее время этот принцип реально практически не выполняется. Необходимо внедрять в политику обеспечения БДД в РФ представленные подходы и осуществлять контроль за их исполнением.

Библиографический список

1. Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. // World Health Organization: офиц. сайт. 2010. URL: http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/plan_russian.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

2. Европейские факты и Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире, 2015 г. // Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро: офиц. сайт. 2015. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/ 0009/298386/European-facts-Global-Status-Report-road-safety-ru.pdf (дата обращения: 15.02.2019).

3. Здоровье-2020: Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия // Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро: офиц. сайт. 2012. URL: http://www.euro.who.int/__data/ assets/pdf_file/0003/171435/RC62wd09-Rus.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

4. Симуль М. Г., Порхачева С. М. Стратегии безопасности дорожного движения в РФ на 20182024 годы на территории Омской области // Техника и технология транспорта. 2019. № S13. С. 69.

5. Cafisoa S., Di Silvestroa G., Di Guardo G. Application of Highway Safety Manual to Italian divided multilane highways // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 53. P. 911-920.

6. Duurzaam veilig wegverkeer // SWOV. URL: https://www.swov.nl/feiten-cij fers/factsheet/duurzaam-veilig-wegverkeer (дата обращения: 15.12.2017).

7. Fleisher A., Wier M. L., and Hunter M. A vision for transportation safety framework for identifying best practice strategies to advance Vision Zero // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board / Transportation Research Board, Washington, D.C. 2016. No. 2582. P. 72-86. DOI: 10.3141/2582-09

8. Global status report on road safety 2018 // World Health Organization. 2018. URL: https://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2018/en/ (дата обращения 15.02.2019).

9. Guidance on customization of Highway Safety Manual for Virginia / Kweon Young-Jun, Lim In-Kyu, T. L. Turpin, and S. W. Read // Transportation Research Record Journal of the Transportation Research Board. 2014. No. 2435(2435). P. 27-36.

10. Jamroz K., Michalski L., Zukowska J. Polish experience of implementing Vision Zero // Current Trauma Reports. 2019. No. 3 (2). P. 111-117. DOI: 10.1007/s40719-017-0086-y

11. Matarage I., Dissanayake S. Calibration of the Highway Safety Manual for basic freeway segments in Kansas // International Conference on Transportation and Development. 2018. P. 346-355.

12. Ranking EU progress on road safety, 12th Road Safety Performance Index Report // European Transport Safety Council. 2018. URL: https://etsc.eu/wp-content/uploads/PIN_AR_2018_final.pdf (дата обращения: 06.11.2019).

13. Recent progress in implementing the safe system approach / B. Turner, P. Cairney, C. Jurewicz, D. McTieman // Journal of the Australasian College of Road Safety. 2010. P. 17-19.

14. Results and lessons from the local calibration process of the Highway Safety Manual for the State of Maryland / Shin Hyeonshic [et al.] // Transportation Research Board Annual Meeting. 2015. No. 2515. P. 104-114.

15. The Swedish approach to road safety: "The accident is not the major problem" // Citylab. 2014. URL: https://www.citylab.com/transportation/2014/11/the-swedish-approach-to-road-safety-the-accident-is-not-the-major-problem/382995/ (дата обращения:15.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.