Научная статья на тему 'Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения'

Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
784
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ACCIDENCE / TRAFFIC SAFETY / SAFETY OF PARTICIPANTS OF TRAFC / ROAD SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елагин А.Г.

В статье предложены концептуальные подходы к разработке стратегий по обеспечению безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Предложена разработка четырех стратегий, которые в совокупности позволят достичь долгосрочных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traffic Security Strategies

The paper proposes conceptual approaches to the development of strategies to the trafc security in the Russian Federation. Development of four strategies that together will achieve long-term goals is suggested.

Текст научной работы на тему «Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения»

Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения

А. Г. ЕЛАГИН,

профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: elagin@mail.ru

Traffic Security Strategies

A. G. ELAGIN,

Doctor of Law, Professor,

Professor at the Department of Management of Public Order Service in Protection's Provision

(Centre for Command Staff Trainings) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье предложены концептуальные подходы к разработке стратегий по обеспечению безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Предложена разработка четырех стратегий, которые в совокупности позволят достичь долгосрочных целей.

Аварийность, безопасность дорожного движения, безопасность участников дорожного движения, стратегия обеспечения безопасности дорожного движения.

УДК 343.346.2:656.05

The paper proposes conceptual approaches to the development of strategies to the traffic security in the Russian Federation. Development of four strategies that together will achieve long-term goals is suggested.

Accidence, traffic safety, safety of participants of traffic, road security strategy.

Наличие разумно сформированных и эффективно реализованных стратегий, разработанных государственных программ Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения, как документов стратегического планирования, в которых содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимосвязанных по задачам, сроком осуществления, исполнителям и ресурсам, а также и др. нормативных правовых документов существенно позволит снизить показатели аварийности, смертности и дорожно-транспортного травматизма (особенно среди детей) на дорогах Российской Федерации.

Российскому обществу наряду с другими странами нужна более безопасная дорожная инфраструктура, более безопасные транспортные средства, а также скоординированная система управления дорожным движением. Крайне важна культура поведения участников этого слож-

нейшего перемещения людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей вне этих транспортных средств по дорогам, в процессе дорожного движения. Иными словами это важнейший аспект упорядочения дорожного движения позволяет минимизировать беззаконие и безнравственность.

И это не случайно, т. к. культура объясняет внутреннюю логику поведения людей на дорогах, как обывателей, так и профессионалов. Здесь важен принцип ассертивного поведения: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры». С точки зрения стратегии, культура является объектом диагностики (мониторинга) и фактором, влияющим на управление системой обеспечения безопасности дорожного движения. Правильнее надо говорить, не обеспечение безопасности дорожного движения, а «обеспечение безопасности участников дорожного движения». Это соот-

ветствует конституционной норме — защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2) и гарантируется государством (ст. 45) [1]. Безопасность людей на дорогах — это общегосударственная проблема, самостоятельное направление государственной политики, которое направлено на эффективное функционирование общегосударственной системы защиты участников дорожного движения от угроз безопасности, перманентно возникающих на дорогах.

Дорожное движение в Российской Федерации небезопасное — это говорят статистические данные в этой сфере. Ежегодно Россия теряет 2 % ВВП в результате аварий. В будущем, по мнению руководства ГИБДД, следует ожидать гибель на дорогах примерно 30 тыс. (32—33 тыс. чел. по «прогрессивному сценарию»). Такой уровень гибели, по мнению Организации объединенных наций, характеризуется как глобальный кризис.

В этом случае система «ожидания» возможных рисков на дорогах не имеет ничего общего с позицией руководства страны и МВД России. Нужна стратегия, которая нацелена на снижение количественных показателей аварийности за счет эффективных методов, способ достижения приемлемого (допустимого) уровня безопасности.

Государство, его органы и общественные организации имеют максимальные шансы достигнуть эти цели путем создания базиса формирования стратегии и ее реализации. Составляющими элементами этого базиса является: видение проблемы, определение миссии субъектов, стратегический анализ.

По поручению Президента Российской Федерации, с «учетом предложений органов исполнительной власти, научного сообщества и общественных организаций ГИБДД МВД России подготовило проект Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в РФ до 2033 г.»1

Ранее страны Центрально-азиатского регионального сотрудничества (ЦАРЭС) приняли решение разработать региональную стратегию безопасности дорожного движения. Перед разработкой стратегии делегаты стран-членов ЦАРЭС определили общие проблемы безопасности дорожного движения, которые сводятся к следующим: слабая координация безопасности дорожного движения и сотрудничества между странами; необходимо уделять больше внимания безопасным методам про-

1 Данный документ проходит стадию обсуждения. Ознакомится с текстом не представляется возможным.

ектирования дорог; необходимо совершенствовать законодательство в этой сфере, совершенствовать систему служб оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях и др.

На основе анализа ситуации в области безопасности дорожного движения участники семинара, состоявшегося в апреле 2016 г. в Таиланде, разработали рамочную Стратегию безопасности дорожного движения. Она составлена в соответствии с Глобальным планом осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011—2020 гг. Основу стратегии составили пять направлений совершенствования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

1. Решение общих вопросов безопасности дорожного движения. Здесь предлагаются стратегии: совершенствования системы управления и координации, ресурсного обеспечения БДД, страхования автотранспортных средств и др.

2. Более безопасные дороги. Этот элемент предполагает разработку стратегии стандартов проектирования дорог и приведение их в соответствие с международной практикой безопасности и устранения опасных участков дорог («зон рисков»).

3. Более безопасные транспортные средства. В этом элементе обращается внимание на решение проблем перегрузки транспортных средств, которые приводят к рискам ДТП и негативно воздействуют на дорожное покрытие и др.

4. Более безопасные участники дорожного движения. Здесь предлагается совершенствовать законодательство, активизировать правоприменительную практику, повысить качество выдачи водительских прав, совершенствовать безопасность парка коммерческих транспортных средств.

5. Оказание помощи после дорожно-транспортных происшествий. Необходимо обеспечить доступ к качественной первой помощи, повысить качество услуг по оказанию медицинской неотложной помощи, профессиональные водители должны обладать знаниями и навыками оказания первой медицинской помощи, обеспечены мобильной связью.

Подробный анализ рамочной стратегии, позволяет нам утверждать, что рассмотренные в статье элементы должны быть включены и в стратегию обеспечения безопасности дорожного движения в России.

Вместе с тем, рассматривая упрощенную модель обеспечения безопасности дорожного движения (рис. 1) нами предлагаются следующие предметные стратегии.

Человек

— культура поведения на дорогах;

— знание и выполнение правил дорожного движения;

— исправное состояние личного транспорта;

— знание норм КоАП;

— развитие гуманного (человеческого) образования;

— регулировать собственное поведение и отвечать за него.

ГИБДД (дорожная полиция)

— создание комплексной системы воспитания законопослушных граждан в сфере БДД;

— уточнение зон ответственности субъектов системы БДД;

— формирование института независимой экспертизы (технической);

— создание цивилизованных форм исполнения решений о взыскании штрафов.

Государство и его органы

— разработка стратегии, политики;

— разработка стандартов в сфере БДД;

— разработка четких юридических норм;

— «усиление» ответственности за нарушение правил ДД;

— координирование субъектов системы ОБДД;

— принятие государственных программ;

— финансирование мероприятий ОБДД.

— активное участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

— создание негосударственной системы ОБДД;

— совершенствование законодательства

в сфере страхования

автотранспортных

средств;

— государственно-частное партнерство.

Рис. 1. Упрощенная модель обеспечения безопасности дорожного движения

Для первого элемента системы обеспечения безопасности дорожного движения «человек» следует разработать «Стратегию человеческого поведения отношений и правосознания в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». На наш взгляд, эта стратегия должна содержать основополагающие положения теории человеческих отношений (Э. Мэйо) [2] суть которой сводится к концентрации на человеке, его развитии. Очень важно научиться управлять логикой поведения человека (как обывателя водителя, так и профессионала водителя), научить способности их анализировать ситуацию на дорогах, принимать верное решение, соответствующую тактику движения. Успех здесь зависит от самоуважения и уважения к другим участникам дорожного движения. Здесь мы имеем в виду в первую очередь службу ГИБДД, задача которой состоит в разработке соответствующих методик, позволяющих изме-

нить поведение и философию личной ответственности.

Эти методики в первую очередь должны быть направлены на задачу создания и формирования культуры поведения участников дорожного движения через призму соответствующих ее символов, обычаев или ценностей. Культура поведения это процесс постоянного обучения, проведения совместных практических действий.

Государственные многочисленные цели, задачи, управленческие масштабные решения и основные направления деятельности государственных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должны определять содержание «Стратегии государственного управления дорожной безопасностью». Особое внимание следует уделять стратегическому планированию, целеполаганию, прогнозированию, программированию. Разработанная стратегия является основой для разработки государствен-

ных программ (вместо целевых программ) в области безопасности дорожного движения и политики в этой сфере.

Для государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, осуществляющей специальные надзорные, контрольные, разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, необходима «Стратегия развития ГИБДД». Для этого, прежде всего необходим мониторинг ее функций, задач, полномочий. Иногда происходит дублирование этих категорий другими субъектами системы обеспечения безопасности дорожного движения. Активное внедрение систем видеофиксации за скоростным режимом, выездами на встречную полосу, проездам по выделенной полосе и др. априори предполагает пересмотреть объем задач ГИБДД в сторону снижения. Это возможно приведет к сокращению количества сотрудников. В этой связи предложение по объединению некоторых структур подразделений органов внутренних дел должно быть научно обоснованным и проверено на экспериментах (объединение ДПС и ППС).

Система ГИБДД в условиях перманентных перемен, изменений должна быть готова к ним, должна быть адаптивна и мобильна. Последнее предполагает на наш взгляд переименование ГИБДД в «дорожную полицию». Философия предупреждать, оказывать методическую помощь школам и другим образовательными организациям должно заметить репрессивную деятельность подразделений дорожной полиции. Эта деятельность должна ориентироваться

на перспективу. Ее развитие должно находится во взаимосвязи автомобилизации страны, внедрения систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, развитие дорожной и уличной сети. Необходимо повысить уровень защищенности сотрудников ГИБДД при ДТП. Следует разработать комплекс мероприятий, направленных на безопасность уязвимых участников дорожного движения, в первую очередь детей, престарелых, инвалидов. Важным является принятие мер по повышению эффективности деятельности ГИБДД с внесением соответствующих корректив.

Общественные организации активно участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения. Вместе с тем отсутствует четкое взаимодействие дорожной полиции со специализированными ДНД по линии безопасности дорожного движения, ДОАМ, Российским союзом автостраховщиков. В этой работе отмечается формальный подход. Общественников много, а результатов нет. Правовое обеспечение совместной деятельности недостаточное. Настало время разработать «Стратегию партнерства дорожной полиции с общественными структурами» в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Таковы концептуальные подходы к разработке стратегий по обеспечению безопасности дорожного движения. Основной тренд состоит в разработке вышеперечисленных стратегий, которые позволяют в случае их реализации достичь долгосрочных целей имеющимися ресурсами и скоординированными решениями.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: 2. Mayo E. The Human Problems of an Industial офиц. текст // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. Civilization. New York, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.