УДК 339.138
Опыт проведения маркетингового исследования в рамках программы продвижения программного комплекса для оценки факторов и управления показателями
безопасности дорожного движения
Experienceofmarketingresearchwithintheprogramtopromotethesoftwaresystem for traffic safety factors assessment and performance management
Овчаров Евгений Борисович,
заместитель генерального директора ЗАО «ПРОГНОЗ», доцент кафедры информационных систем и математических методов в экономике ПГНИУ, кандидат экономических наук
Миронова Анна Владимировна,
специалист по маркетингу и продажам управления продаж и развития бизнеса ЗАО «Прогноз»
В данной статье приводится опыт проведения маркетингового исследования в рамках программы продвижения программного комплекса для оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения. В ходе исследования были проанализированы ключевые задачи, стоящие перед организациями, работающими в сфере регулирования безопасности дорожного движения, а также изучены функциональные возможности программных продуктов, уже присутствующих на рынке. На основе этих данных сформулированы требования к функционалу разрабатываемого программного комплекса.
The article deals with the experience of marketing research within the program to promoted he software system for traffic safety factors assessment and performance management. There search comprised analyzing key tasks of road safety regulating organizations aswell as studying functionality of the software products already known in the market. Require ments to the functionality of the software solution under development are defined on the basis of this data.
Ключевые слова: программные комплексы по обеспечению безопасности дорожного движения, анализ конкурентной среды, автоматизированные системы управления дорожным движением, оценка потребностей потенциальных покупателей.
Keywords: traffic safety software solutions, competitiveenvironmentanalysis, traffic control automated systems, potential customer needs assessment.
Введение
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. При этом на первое место выходит не столько смягчение последствий ДТП, сколько предупреждение самого факта катастрофы: повышается роль данных, с
помощью которых можно не только провести анализ, но и спрогнозировать развитие ситуации, построить модель и предупредить причины потенциальных ДТП до их появления.
Компания «Прогноз» занимается разработкой программного комплекса для оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения.Работы выполнялись при финансовой поддержке Минобрнауки России по государственному контракту от 24.10.2011 г. № 07.524.11.4010 в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».
Для определения перспектив использования продукта было проведенокомплексное маркетинговое исследование. Маркетинговое исследование - это систематический процесс сбора, изучения и анализа данных о состоянии бизнес-среды компании и/или продукта - структуры рынка, конкуренции, потребителей и спроса, позволяющий создать информационноаналитическую базу для принятия управленческих решений и оценить влияние маркетинговой активности компании на бизнес-среду, потребителей и выручку.
В ходе исследования были проанализированы основные задачи, стоящие перед организациями, курирующими сферу обеспечения БДД, а также функциональные возможности представленных на рынке программных комплексов, предназначенных для повышения уровня безопасности на дорогах. После этого были сформулированы требования к функционалу нового программного комплекса, предназначенногодля оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения.
Анализ ключевых задач в сфере регулирования безопасности дорожного движения
Первый этап работы - анализ и выделение основных задач организаций, курирующих сферу безопасности дорожного движения на разных уровнях власти и в разном географическом охвате, проведенные на основе открытых источников информации. Задачи были объединены в следующие группы: законодательство, транспортные средства, участники дорожного движения, дороги и мосты, организационные, информационные, научно-исследовательские задачи, и разделены внутри каждой группы по приоритетам - высокий, средний и низкий приоритеты.
Таблица 1. Перечень ключевых задач организаций, курирующих сферу безопасности
дорожного движения
Высокий приоритет Средний приоритет Низкий приоритет
Законодательство
Разработка законодательства в сфере дорожного движения Введение стандартов безопасности транспортных средств
Разработка поправок к ПДД Развитие стандартов безопасности дорожного движения
Осуществление надзора и координация законодательства в сфере безопасности дорожного движения
Транспортные средства
Регистрация транспортных средств Страхование автотранспортных средств Налогообложение транспортных средств
Контроль и регулирование автомобильного транспорта Проведение инспекции транспортных средств
Участники дорожного движения
Выдача водительских прав, свидетельств о регистрации и водительских прав Переподготовка и тестирование водителей Регистрация автошкол
Обучение детей правилам дорожного движения
Нарушение ПДД
Снижение аварийности Расследование нарушений ПДД
Анализ причин дорожнотранспортных происшествий Помощь жертвам ДТП
Снижение смертности на дорогах Обработка звонков о ДТП, проведение расследований
Уменьшение количества случаев превышения скорости
Дороги, мосты
Сбор данных о дорогах и мостах Поддержание дорог в оптимальном состоянии Достижение приемлемого уровня мобильности в национальной сети шоссейных дорог
Планирование, строительство и сопровождение автомобильных дорог в стране Исследование дорожного траффика
Развитие дорог и мостов в
стране
Проектирование и установка объектов безопасности дорожного движения и их техническое обслуживание
Организационные
Контроль дорожного движения Содействие развитию технологии для безопасности дорожного движения Обеспечение эффективного использования активов и инвестиций в сфере дорожного движения
Повышение безопасности дорожного движения Создание национальной системы надзора за БДД Снижение затрат участников дорожного движения
Улучшение ситуации в опасных зонах дорог Финансирование служб безопасности дорожного движения Контроль и проверка социальных объектов на исполнение обязательств по безопасности дорожного движения
Разработка программ по безопасности дорожного движения Улучшение деятельности дорожной полиции Разработка и осуществление политики поощрения поведения пассажиров
Финансирование программ БДД Планирование, разработка и управление системы наземного транспорта Разработка эффективной социально-ориентированной системы наземного транспорта для различных нужд
Подготовка и реализация годового плана по безопасности дорожного движения Разработка базы данных ДТП
Информационные
Рекламная компания БДД Организация и проведение семинаров о безопасном вождении и правилах дорожного движения
Информирование общественности о принципах безопасности дорожного движения Инструктаж и координация безопасности дорожного движения различных уровней безопасности
Научно-исследовательские
Создание научных исследований по тематике безопасного дорожного движения
Анализ задач, стоящих перед организациями, курирующими сферу обеспечения БДД, позволил составить мнение о том, с какими проблемами сталкиваются специалисты данных организаций в своей ежедневной практике.
Анализ конкурентной среды
Анализ конкурентной средыиграет важную роль для разработки стратегии продвижения продукции. На следующем этапе работ было проведено исследование программных продуктов, разработанных для обеспечениябезопасности дорожного движения. В таблице 2 рассмотрены основные разработчики данного класса программных комплексов.Программные продукты сгруппированы по основным направлениям работы.
Направление Представители
Производи тель Продукт
Автоматизированные системы управления дорожным движением - АСУДД (управление устройствами оптической сигнализации, управление информационными табло, фиксация нарушений с помощью видеокамер, детекция работы общественного транспорта). На рынке представлено значительное количество российских и зарубежных разработок (по экспертным оценкам - более 100). ODDSPB АСУДД
Techno «Магистраль»
Комсигнал АСУДД «КС»
МБУ «АСУДД» г.Казани ASUDD
Профинжен ерстрой АСУДД КАД С-Петербурга
Спецтехник а Автоматизированная система управления городским дорожным движением
Технически й центр обеспечения безопасности движения «Спектр»
Электромех аника АСУДД
Системы работы с пассивными элементами дорожного движения (дороги, знаки, разметка, освещение, перекрестки и прочее) KTS AutoSTRIPE (нанесение разметки и управление трафиком в среде AutoCAD)
KeyASSET Highway (определяет приоритеты выделения средств на содержание дорог)
KeyLIGHTS (отвечает за создание освещения на дорогах)
KeyLines (аналог продукта AutoSTRIPE)
KeyNETWORK (оценка транспортной сети)
KeyPOST (используется для построения плана расстановки дорожных знаков и указателей)
ParkCAD (программа для планирования схем автостоянок.Проводит анализ по сценарию «а что если»)
Torus (проектирование одно- и многополосных перекрестков с круговым движением, построение модели перекрестка)
Минимакс- 94 ДорМетеоСервис 3.0
Системы работы с участниками дорожного движения (анализ транспортных потоков, прогнозирование и моделирование трафика, моделирование дорожных ситуаций (пробки, аварии и пр.), оптимизация работы общественного транспорта и прочее) ARRB NetRisk - Road Network Safety Assessment
Road Safety Risk Manager
X-Limits suite (расстановка ограничений скорости)
Federal highway administration, US Department of transportation IHSDM (комплекс программного обеспечения, включает анализ и моделирование транспортных потоков)
KTS AutoTURN (анализ направлений потока транспорта, его плотности и прочих параметров)
PTV PTV Vision Vissim (анализ управления дорожным движением, 3D-моделирование трафика, оптимизация транспортных потоков и пр.)
PTV Vision Visum (расчет транспортных потоков, прогнозирование трафика, оптимизация транспортных потоков и работы общественного транспорта)
TES Traffic Engineer Software
Transport simulation system AUMSUN (анализ и моделирование трафика, один из ведущих продуктов в этой области.Предоставляется также по SaaS)
MnHHMaKC- 94 Автоматизированная система учета и контроля дорожных работ
Системы мониторинга, анализа, моделирования и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий. Анализ последствий ДТП, статистическая оценка результатов ДТП IBS RSMS
TES TES Road Safety
PTV Group EUSka
TRL Microcomputer Accident Analysis Package
Проанализировав функциональные возможности программных комплексов, предназначенных для обеспечения БДД, мы можем видеть, какие задачи, отмеченные нами на предыдущем этапе, уже решены, и выделить задачи, требующие решения.
Определение направления разработки продукта
Исходя из основных задач, стоящих перед организациями, курирующими сферу безопасности дорожного движения, и анализа конкурентной среды, были сформулированы приоритетные направления для разрабатываемого программного комплекса (ПК).
Приоритетные направления для разрабатываемого ПК
1. Автоматизированные системы управления дорожным движением (системы работы с активными элементами дорожного движения):
• фиксация нарушений с помощью видеокамер;
• детекция работы общественного транспорта;
• управление устройствами оптической сигнализации (светофорами и т.п.);
• управление информационными табло.
2. Системы работы с пассивными элементами дорожного движения:
• совершенствование технологий размещения элементов дорожной сети (разметка, ограждения, контурная маркировка, освещение, информационное наполнение для предотвращения ситуаций, опасных для жизни);
• проектирование перекрестков, развязок по моделям с минимально возможным ущербом от ДТП;
• определение потенциально опасных участков дороги и снижение риска возникновения ДТП на этих участках;
• учет метеоусловий при проектировании и эксплуатации дорожных объектов;
• проектирование и реконструкция автомобильных дорог с учетом психофизиологии водителей.
3. Системы работы с участниками дорожного движения:
• статистический анализ и регулирование скоростей движения по автодорогам;
• анализ транспортных потоков;
• моделирование процессов функционирования транспортно-технологических систем и транспортных потоков;
• оптимизация работы общественного транспорта;
• оптимизация плотности потока транспорта;
• разработка графиков и схем дорожного движения для предотвращения происшествий;
• оценка пропускной способности дорог.
4. Системы мониторинга, анализа, моделирования и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий. Анализ последствий ДТП, статистическая оценка результатов ДТП.
Создание программного комплекса с учетом актуальных направлений предполагает наличие специального математического и компьютерного инструментария.
В настоящее время работа по решению задач управления показателями безопасности дорожного движения проводится многими научными и исследовательскими организациями. Однакометодическая, информационная и инструментальная база для решения данных задач не является достаточно развитой. Кроме того, задачи управления показателями безопасности дорожного движения реализуются, в основном, с помощью технологий видео- и геонаблюдения, совершенствования дорожной инфраструктуры, правил и регламентов дорожного движения. Большинство работ носят локальный характер, либо далеки от вопросов комплексного мониторинга, анализа и прогнозирования безопасности дорожного движения.
Разрабатываемый программный комплекс призван восполнить указанный пробел в классе систем мониторинга, анализа, моделирования и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий, анализа последствий и статистической оценки результатов ДТП. Реализовать это позвонитиспользование новых идей и подходов, основанных на применении современных технологий разработки систем класса бизнес-аналитики, инструментария углубленной аналитики, систем визуализации полученных данных, отчетов, прогнозов и моделей.
Таким образом, разрабатываемый ПК будет соответствовать последним требованиям и тенденциям развития управлением безопасностью дорожного движения и современным тенденциям развития отрасли информационных технологий.
Оценка потребностей потенциальных покупателей
Круг потенциальных потребителей предлагаемого ПК достаточно широк, так как это -универсальный инструмент для оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения.
Сегменты потенциальных потребителей, на которые ориентируется разрабатываемый ПК:
■ В разрезе видов деятельности:
• органы государственной власти различного уровня, выполняющие задачи регулирования и мониторинга дорожного движения, контроля над состоянием дорожной инфраструктуры и уровнем аварийности;
• исполнительные органы власти и службы, выполняющие задачи по
мониторингу, предотвращению и ликвидации опасных для жизни населения факторов;
■ В разрезе географических рынков:
• Страны СНГ (включая РФ);
• Дальнее зарубежье (Азиатско-тихоокеанский регион, Северная и Южная
Америка, Африка, Ближний Восток).
С точки зрения потенциальных потребителей, наиболее важны следующие характеристики продукта:
- единая среда для работы со всеми задачами, начиная от сбора, загрузки данных, мониторинга, анализа и прогнозирования;
- возможность мониторинга и анализа текущего состояния безопасности дорожного
движения;
- поддержка принятия управленческих решений по размещению подразделений различных служб (постов ДПС, станций скорой помощи и т.п.);
- возможность оценки социально-экономического ущерба от ДТП;
- возможность оценки последствий мер по повышению безопасности дорожного движения;
- визуализация данных на интерактивных картах;
- возможность анализа распределения мест концентрации происшествий;
- большой спектр аналитических возможностей и построения пользовательских отчетов;
- удобный мультиязычный интерфейс;
- возможность доступа через интернет;
- высокая скорость расчета моделей, просмотра результатов;
- возможность работы с ПК пользователей, не обладающих глубокими знаниями в области моделирования;
- возможность доступа с помощью «облачных технологий».
Выводы
Проблемы безопасности дорожного движения являются одними из самых актуальных вопросов, освещаемых и регулируемых ведущими международными организациями. По данным Международной организации здравоохранения и Всемирного банка, в результате дорожнотранспортных происшествий каждый год на дорогах мира гибнет значительное количество человек, общая сумма убытков и потерь составляет более 500 млрд. долл. США.
Международные и национальные организации содействуют повышению безопасности дорожного движения в части непосредственной работы с участниками дорожного движения, государственными органами. В последнее время работа с информацией о безопасности дорожного движения и произошедших ДТП начала выходить на новый уровень. Показательной в этом отношении можно считать проведенную в 2009 году в Москве первую Всемирную министерскую конференцию по безопасности дорожного движения. В ходе конференции в рамках секции «Сбор данных для решения проблем безопасности дорожного движения» была зафиксирована необходимость использования современных комплексов для обработки данных о ДТП.
Работа по решению задач управления показателями безопасности дорожного движения проводится многими научными и исследовательскими организациями. Однако на сегодняшний день методическая, информационная и инструментальная база для решения данных задач не является достаточно развитой, задачи управления показателями безопасности дорожного движения реализуются в основном с помощью технологий видео- и геонаблюдения, совершенствования инфраструктуры дорожного хозяйства, правил и регламентов дорожного движения, большинство работ носят локальный характер.
Исследование показало, какие задачи, стоящие перед организациями, курирующими сферу БДД, в настоящее время не могут быть решены с помощью существующих программных комплексов, предназначенных для обеспечения БДД.
Разрабатываемый программный комплекс призван восполнить указанный пробел в классе систем мониторинга, анализа, моделирования и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий, анализа последствий и статистической оценки результатов ДТП. Этого можно достигнуть за счет применения новых идей и подходов, основанных на использовании современных технологий разработки систем класса бизнес-аналитики, инструментария углубленной аналитики, систем визуализации полученных данных, отчетов, прогнозов и моделей.
Конъюнктура рынка является благоприятной в силу относительной малочисленности представленных конкурентных решений, а также в связи с преимуществами разрабатываемого программного комплекса по сравнению с конкурентами в отношении функциональных возможностей.
Круг потенциальных потребителей предлагаемого ПК достаточно широк, так как ПК является универсальным инструментом оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения. Среди основных потенциальных покупателей можно отметить органы государственной власти разного уровня, выполняющие задачи регулирования и мониторинга
дорожного движения, контроля над состоянием дорожной инфраструктуры и уровнем аварийности, исполнительные органы власти и службы, выполняющие задачи по мониторингу, предотвращению и ликвидации опасных для жизни населения факторов.
Поэтому выход на рынок в течение ближайших трех лет обеспечит ПК не только устойчивые позиции на рынке, но и достаточно быстрый рост занимаемой доли рынка в виду осознания потенциальными клиентами преимуществ использования данного программногосредства.
В целом, можно отметить своевременность и уместность вывода на мировой рынок разрабатываемого ПК, благоприятную конъюнктуру и высокие шансы на завоевание значительной доли рынка. Для поддержки и стимулирования данного процесса необходимо проведение комплекса маркетинговых мероприятий и мероприятий по стимулированию продаж, сотрудничество с национальными и международными организациями, вовлеченными в сферу повышения безопасности движения на дорогах.
Список литературы
1. Adamic, L., &Huberman, B. (2000). The nature of markets in the world wide web. Quarterly Journal of Electronic Commerce, 1(1), 5 - 12
2. Montgomery, A. L. (2001). Applying quantitative marketing techniques to the internet. Interfaces, 31(2), 90 - 108.
3. Muniz, A. M., &Oguinn, T. C. (2001). Brand community. Journal of Consumer Research, 27(4), 412 - 432.
4. Perdue, Richard R. (2001): “Internet site evaluations: The influence of behavioral experience, existing images, and selected website characetristics”, Journal of Travel and Tourism Marketing, Vol 11, 2/3, pp. 21-38.
Электронные ресурсы:
1. http://oddspb.ru/info/stati/149-avtomatizirovannve-sistemv-upravlenija-dorozhnym-dvizheniem-asudd
2. http://transport. srouptechno. ru/solutions/asudd-masistral/
3. http://comsisnal. ru/hml/asudd/asudd main. html
4. http://www. asudd. ru/
5. http://www. profmsenerstrov. ru/projects/all/asuddkad/
6. http://www. kb-spectech. ru/iz3. html
7. http://www. tcobdd. ru/asudd. php
8. http://www. elmeh. ru/catalos/3/asudd
9. http://www. kevtraffic. com/AutoSTRIPE. aspx
10. http://www. kevtraffic. com/KevASSET%20HIGHWA YS. aspx
11. http://www. kevtraffic. com/KevLIGHTS. aspx
12. http://www. kevtraffic. com/KevLINES. aspx
13. http://www. kevtraffic. com/KevNETWORK. aspx
14. http://www. kevtraffic. com/KevPOST. aspx
15. http://www. kevtraffic. com/ParkCAD. aspx
16. http://www. kevtraffic. com/Torus. aspx
17. http://www. mm94. ru/po. php
18. http://www. arrb. com. au/Safe-Svstems/Tools-for-improving-road-safetv. aspx#268
19. http://www. arrb. com. au/Safe-Svstems/Tools-for-improving-road-safetv. aspx#268
20. www. arrb. com. au/Safe-Svstems/Tools-for-improving-road-safetv. aspx#266
21. http://www. ihsdm. org
22. http://www. kevtraffic. com/AutoTURN. aspx
23. http://www. ptv-vision. ru/ptv-vision-vissim/
24. http://www. ptv-vision. ru/ptv-vision-visum/
25. www. tes. ca
26. http://www. aimsun. com/wp/
27. http://www.mm94.ru/po.php
28. http://www. ibsplc. com/road-safetv-management-software. html
29. http://www. ptvag. com
30. https://www. trlsoftware. co. uk/products/safetv/maap