Структурный анализ ДТП с особо тяжкими последствиями STRUCTURAL ANALYSIS OF MAJOR ROAD TRAFFIC ACCIDENTS
Овчаров Евгений Борисович,
заместитель генерального директора ЗАО «ПРОГНОЗ», доцент кафедры информационных систем и математических методов в экономике ПГНИУ, кандидат экономических наук
Добжанский Андрей Вячеславович, заместитель руководителя направления решений для правоохранительных органов ЗАО
«ПРОГНОЗ» Некрасов Илья Борисович,
ведущий специалист направления решений для правоохранительных органов ЗАО «ПРОГНОЗ»
В данной статье приведен структурный анализ ДТП с особо тяжкими последствиями при помощи программного комплекса для оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения с использованием современных технологий обработки информации и методов математического моделирования. В частности, определены основные факторы, причины возникновения и места наиболее высокой концентрации ДТП с ОТП, а также выделен ряд закономерностей в подобных происшествиях.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, программный комплекс для анализа БДД, структурный анализ ДТП с особо тяжкими последствиями, факторы возникновения ДТП, причины ДТП.
Eugene B. Ovcharov
Deputy Chief Executive Officer of PROGNOZ JSC, Associate Professor of the Department of Information Systems and Mathematical Methods in Economics of the Perm State National Research
University, PhD in Economics Andrey V. Dobzhanskiy
Deputy Managing Director of the Law Enforcement Agencies Solutions Division of PROGNOZ JSC
Ilya B. Nekrasov
Lead Analyst of the Law Enforcement Agencies Solutions Division of PROGNOZ JSC
This article provides the structural analysis of major road traffic accidents performed using software for assessing factors and managing road traffic safety indicators using modern data processing technologies and methods of mathematical modeling. In particular, it identifies key factors that cause major road traffic accidents and places where they most frequently occur, as well as some patterns of such accidents.
Key worlds: road traffic safety, road traffic safety analysis software, structural analysis of major road traffic accidents, factors that cause road traffic accidents, causes of road traffic accidents.
Введение
Вопросы безопасности дорожного движения входят в число наиболее актуальных, освещаются и регулируются ведущими международными организациями. По данным Международной организации здравоохранения и Всемирного банка, в результате дорожно-транспортных происшествий каждый год на дорогах мира гибнет значительное числолюдей, общая сумма убытков и потерь составляет более 500 млрд. долларов США.
Компания «Прогноз» разрабатывает программный комплекс для оценки факторов и управления показателями безопасности дорожного движения с использованием современных технологий обработки информации и методов математического моделирования. Работы выполнялись при финансовой поддержке Минобрнауки России по государственному контракту от 24.10.2011 г. № 07.524.11.4010 в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».В качестве апробации работы комплекса с его помощью был произведен структурный анализ ДТП с особо тяжкими последствиями (ОТП).
1. Описание программного комплекса
Комплекс предполагается применять для решения следующих задач:
1) формирование единого информационного ресурса, являющегося основой для решения задач мониторинга, аналитических задач, а также задач моделирования и прогнозирования;
2) подготовка, ведение и предоставление нормативно-справочной информации о предметной области, в том числе о нормативных, паспортных и статистических данных;
3) оперативное получение информации в сфере безопасности дорожного движения;
4) формирование комплексной информации по основным
характеристикам (условиям, причинам, факторам) дорожно-транспортных происшествий в целом по стране, а также в отдельности по субъектам РФ;
5) получение комплексной информации по административной
практике подразделений дорожной полиции, оценка эффективности
деятельности подразделений дорожной полиции;
6) обеспечение возможности оценки пороговых значений
индикаторов ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения как с учетом оперативной и годовой информации, так и посредством использования методов многомерного статистического анализа;
7) кластеризация и ранжирование административнотерриториальных единиц государства по показателям безопасности дорожного движения, построение интегральных оценок уровня БДД в административно-территориальных единицах государства.
2. Структурный анализ ДТП с ОТП Большинство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) заканчиваются повреждениями автомобилей. Однако некоторые ДТП по своим последствиям приближаются к авиационным и железнодорожным катастрофам. В терминологии государственной автоинспекции происшествиями с особо тяжкими последствиями признается ДТП, при котором погибло 5 человек и более, либо получили травмы 10 человек и более.
Обычно ДТП с особо тяжкими последствиями происходят с общественным транспортом, чаще всего с автобусами. В том числе падение переполненных автобусов в водоем или с обрыва с последующим возгоранием и т.п. Погибшие в таких ДТП исчисляются десятками. Однако и легковой автомобиль, несущийся по трассе с превышением скорости, может оказаться причиной гибели большого количества людей.
Выявление факторов и закономерностей в таких ДТП обычно затруднено вследствие малого количества таких происшествий. Потому для анализа нами была выбрана Российская Федерация в целом.
С 2007 по 2009 год наблюдалось снижение количества происшествий с особо тяжкими последствиями, и в 2009 количество данных происшествий достигло своего минимального значения (170). Однако к 2011 году количество происшествий возросло до 189. (рис. 1)
Динамика ДТП с ОТП
1752
1475
1417
^ч1386
“ 1291
—
876
~~—764
^""--^603 547 607 623 •
246 210 173 170 180 189
дек 2006 дек 2007 дек 2008 дек 2009 дек 2010 дек 2011
ДТП с особо тяжкими последствиями Погиблоі всего Paнeho^ всего
Рис. 1 - Происшествия с особо тяжкими последствиями - Российская Федерация, кол-во за год.
В 2011г. количество ДТП с ОТП увеличилось на 5.0%, число погибших - увеличилось на 2.6%, число раненых - увеличилось на 14.3%. Зарегистрировано 189 ДТП с ОТП, в результате которых 623 человека погибли и 1475 получили ранения. Анализ динамики изменения количества ДТП с ОТП приведен в Таблице 1. Наиболее значительный рост количества ДТП с ОТП зафиксирован в Северо-Кавказском округе (+133.3%), СевероЗападном округе (+15.8%), в то же время количество таких происшествий снизилось в Южном округе (0%), Сибирском округе (-8.0%), Уральском округе (-39.1%), Дальневосточном округе (-40.0%).
Таблица 1. Изменение количества ДТП с ОТП с 1998 по 2011 по округам РФ+
%к АППГ.
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Центральный округ 10,0 27,3 10,7 -12,9 63,0 -25,0 21,2 27,5 51,0 -22,1 -20,0 -10,4 -9,3 2,6
Северо-Западный округ 0,0 -66,7 125,0 11,1 70,0 5,9 -55,6 175,0 18,2 -50,0 38,5 5,6 0,0 15,8
Приволжский округ -3,1 -45,2 23,5 -23,8 68,8 18,5 18,8 -26,3 67,9 14,9 -57,4 47,8 5,9 11,1
Уральский округ 28,6 55,6 -50,0 57,1 -9,1 70,0 -17,6 50,0 -28,6 26,7 -15,8 -50,0 187,5 -39,1
Сибирский округ 142,9 -5,9 -37,5 100,0 -35,0 -7,7 66,7 15,0 34,8 -12,9 25,9 -26,5 0,0 -8,0
Дальневосточный округ 20,0 -16,7 40,0 -71,4 250,0 -57,1 100,0 83,3 9,1 -25,0 -11,1 37,5 -9,1 -40,0
Можно отметить общую тенденцию к снижению таких ДТП с 2007 г., что можно связать с серьезными повышениями штрафов и улучшением элементов безопасности в самих автомобилях.
Кроме этого, мы проанализировали пространственное распределение ДТП с ОТП (Рис.2). Можно выделить четыре основных региона с большим количеством таких ДТП: Московская, Свердловская, Ростовская и Тульская области. На карте можно выделить цепочку регионов с большим уровнем ДТП с ОТП. Мы можем прочертить эту линию от Краснодарского края до Московской области. Именно по этим регионам проходит трасса М-4 «ДОН» и основной маршрут доставки фруктов и овощей с помощью фур.
Рис 2. - Количество ДТП с ОТП - Российская Федерация, кол-во с 2000 по 2011 год.
Проведенный анализ ДТП с ОТП на федеральных магистральных автодорогах показал, что в целом динамика аварийности повторяет общую тенденцию таких аварий. Самыми опасными дорогами с этой точки зрения получились трассы М-4 «ДОН» и М-7 «Волга».С 2002 года на каждой из них произошло более 60 аварий. (Рис. 3)
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
"Енисей"
"Кавказ"
"Холмогоры"
"Кола"
"Дон"
"Каспий"
"Волга"
"Урал"
Все федеральные дороги
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
т—і—і—і—і—і—і—і—і—і
О
X
О О О О О
Все
федеральн ые дороги
ш ш ш ш
о о о о
Рис 3. - Количество ДТП с ОТП - Российская Федерация, кол-во с 2000 по 2011 год.
Причины ДТП с особо тяжкими последствиями те же, что и у других ДТП. Только они более концентрированные: выше превышение скорости, опаснее обгон, более резкий выезд на полосу встречного движения, тяжелее состояние опьянения и т.д. Таким образом, сами факты нарушения правил более явные. Основными видаминарушений, приводящих к авариям с особо тяжкими последствиями, является выезд на полосу встречного движения и несоответствие скорости условиям движениям (рис. 4).
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Распределение количества ДТП и пострадавших в них людей по основным видам нарушений ПДД водителями с 2002 по 2011 г.
■ Выезд на полосу встречного движения
■ Несоответствие скорости конкретным условиям движения
■ Отсутствие права управления Т С
■ Управление ТС в состоянии опьянения
■ Неправильный выбор дистанции
■ Эксплуатация технически неисправного ТС
■ Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика
■ Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой
Йюезжей части дороги арушение правил проезда пешеходного перехода
Рис 4. - Распределение количества ДТП и пострадавших в них людей по основным видам нарушений ПДД водителями с 2002 по 2011 г.
Исходя из этих аргументов, очевидным выглядит двукратное, а зачастую и троекратное превышение количества ДТП вне городов:там где меньше контроля со стороны ГИБДД, выше скорость движения (рис. 5).
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
11111 I РРГ1
Г г г 1111111
ДТП в городах и нас. пунктах, всего
ДТП вне городов и нас. пунктов, всего
о
х
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
ш
о
X
и
О
Рис 5. - Количество ДТП с ОТП - Российская Федерация, кол-во с 2000 по 2011 год.
Среди видов ДТП наиболее часто ДТП с ОТП происходят при столкновении транспортных средств (рис 6.)В 2006 и 2008 году произошло 198 таких ДТП с ОТП. Это связано с тем, что сила удара значительно увеличивается из-за скорости движения встречного автомобиля. Следующим по частоте видом ДТП, которое заканчивается тяжкими последствиями, является опрокидывание - 26 аварий в 2007 году.
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Ь
гпииш
о
х
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
о
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
ш
о
X
и
О
Прочие виды Наезд на препятствие Наезд на стоящее ТС Опрокидывания ТС Столкновения ТС Наезд на пешехода
Рис 6. - Количество ДТП с ОТП - Российская Федерация, кол-во с 2000 по 2011 год.
Состояние дорожного покрытия также является существенным фактором, вызывающим ДТП с ОТП. Количество ДТП, вызванных недостатками в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, составляет от 15 до 26,8% за последние 10 лет (рис. 7). Наибольшее количество ДТП произошло в 2006 году - 58.Стабильное ежегодное число таких ДТП свидетельствует о низком качестве дорожного покрытия в целом.
Рис 7. - Количество ДТП с ОТП - Российская Федерация, кол-во с 2000 по 2011 год.
Как уже отмечалось вначале, аварии с наиболее тяжелыми последствиями происходят по вине водителей автобусов (рис.8). Общее количество таких аварий не велико по сравнению с количеством ДТП по вине водителей легковых автомобилей и составляет около 20% от общего числа. Но при этом количество раненых в ДТП, происшедших по виневодителей автобусов,обычно больше.
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
I
I птшп
мтщ I Ши ПНШ 111111 ' 11111 111111
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
о
X
О
X
о
X
о
X
и
о
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
и
О
о
X
ш
о
X
и
О
Ранено по вине водителей легковых ТС, всего
Ранено по вине водителей грузовых ТС, всего
Ранено по вине водителей грузовых ТС, всего
Рис 8. - Количество ДТП с ОТП - Российская Федерация, кол-во с 2000 по 2011 год
Таким образом, применение программного комплекса для анализа ситуации в сфере безопасности дорожного движенияпозволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения, определить основные факторы и причины возникновения ДТП с ОТП и выделить закономерности в подобных происшествиях.
Выводы
Проблема безопасности дорожного движения в настоящее время является одной из наиболее актуальных и острых социальных проблем.
Компанией «Прогноз» разрабатывается программный комплекс призванный сформировать единый информационный ресурс, являющийся базой для решения задач мониторинга, аналитических задач, а также задач моделирования и прогнозирования. Одной из особенностей данного комплекса является возможность проведения комплексного анализа проблемных тем обеспечения безопасности дорожного движения.
Одной из таких тем являются ДТП с особо тяжкими последствиями. С 2007 по 2009 год наблюдалось снижение количества происшествий с особо
тяжкими последствиями, и в 2009-м количество данных происшествий достигло своего минимального значения. Однако к 2011 году количество происшествий возросло до 189. Можно выделить четыре основных региона с наибольшим количеством таких ДТП: Московская, Свердловская, Ростовская и Тульская области. Самыми опасными дорогами с этой точки зрения являются трассы М-4 «ДОН» и М-7 «Волга»: с 2002 года на каждой из них произошло более 60 аварий.
Применение программного комплекса для анализа ситуации в сфере безопасности дорожного движения позволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения, определить основные факторы и причины возникновения ДТП с ОТП и выделить закономерности в подобных происшествиях.
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы» [Электронный ресурс]// http://fcpir.m/catalog.aspx?CatalogId=259
2. Официальный сайт ГИБДД МВД Российской Федерации [Электронный ресурс]// http://www.gibdd.ru/ (Дата обращения: 01.07.2012).