Научная статья на тему 'Состояние дорожно-транспортного травматизма в республике Таджикистан'

Состояние дорожно-транспортного травматизма в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
512
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАЕЗД НА ПЕШЕХОДОВ / СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ROAD TRAFFIC INJURIES / ROAD ACCIDENTS / VEHICLE / ROAD USERS / ROAD SAFETY / TRAFFIC SAFETY / TRAFFIC REGULATIONS / COLLISIONS INVOLVING PEDESTRIANS / COLLISION OF VEHICLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пиров Жахонгир Тиллоевич, Копылова Татьяна Александровна, Горбунов Роман Николаевич

В статье представлены результаты анализа состояния дорожного травматизма в Республике Таджикистан и приняты предложения по комплексу мероприятий относительно повышения безопасности дорожного движения. МЕТОДЫ. Для обработки используемых данных статистики дорожно-транспортных происшествий использовались методы динамического и графического изменения состояний аварийности. РЕЗУЛЬТАТЫ. По сведениям Управления ГАИ МВД РТ в 2015 г. в Таджикистане зарегистрировано 1475 ДТП, в результате которых 449 чел. погибло и 1576 получили травмы. По сравнению с 2014 г. количество ДТП сократилось на 39 (2,6%), число травмированных (пострадавших) на 170 чел. (9,7%), число погибших увеличилось на 3 чел. (0,7 %). В 2015 г. 38 ДТП произошло по вине водителей в нетрезвом состоянии, т.е. увеличилось на 1 происшествие (2,6 %). Пик ДТП в 2015 г. пришелся на июнь-август и составил 438 происшествий. Тяжесть последствий при авариях в 2015 г. составила 22,1 чел. на 100 пострадавших, что на 1,9 больше показателя за предыдущий год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пиров Жахонгир Тиллоевич, Копылова Татьяна Александровна, Горбунов Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF ROAD TRAFFIC INJURY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article introduces the analysis results of the state of road injuries in the Republic of Tajikistan and forwards the proposals on a set of measures in order to improve the road traffic safety. METHODS. The methods of dynamic and graphical change of the accident states are used for the processing of the used statistical data on road accidents. REZULTS. According to the State Automobile Inspection Department of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan it was registered 1475 road accidents as a result of which 449 people died and 1576 were injured. As compared to 2014, the number of accidents decreased by 39 (2.6%), the number of injured people decreased by 170 persons (9.7%), the number of deaths increased by 3 people (0.7%). In 2015, 38 road accidents were caused by drunk drivers, i.e. the number of this type of road accidents increased by 1 accident (2.6%). In 2015 the peak of the road accidents was in June-August and amounted to 438 accidents. The severity of accident consequences was 22.1 persons per 100 victims. It is 1.9 more than the last year's figure.

Текст научной работы на тему «Состояние дорожно-транспортного травматизма в республике Таджикистан»

 Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

Оригинальная статья / Original article УДК 656.11

DOI: 10.21285/1814-3520-2017-3-155-165

СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

© Ж.Т. Пиров1, Т.А. Копылова2, Р.Н. Горбунов3

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. В статье представлены результаты анализа состояния дорожного травматизма в Республике Таджикистан и приняты предложения по комплексу мероприятий относительно повышения безопасности дорожного движения. МЕТОДЫ. Для обработки используемых данных статистики дорожно-транспортных происшествий использовались методы динамического и графического изменения состояний аварийности. РЕЗУЛЬТАТЫ. По сведениям Управления ГАИ МВД РТ в 2015 г. в Таджикистане зарегистрировано 1475 ДТП, в результате которых 449 чел. погибло и 1576 получили травмы. По сравнению с 2014 г. количество ДТП сократилось на 39 (2,6%), число травмированных (пострадавших) - на 170 чел. (9,7%), число погибших увеличилось на 3 чел. (0,7 %). В 2015 г. 38 ДТП произошло по вине водителей в нетрезвом состоянии, т.е. увеличилось на 1 происшествие (2,6 %). Пик ДТП в 2015 г. пришелся на июнь-август и составил 438 происшествий. Тяжесть последствий при авариях в 2015 г. составила 22,1 чел. на 100 пострадавших, что на 1,9 больше показателя за предыдущий год. Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, дорожно-транспортные происшествия, транспортное средство, участники дорожного движения, безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, наезд на пешеходов, столкновение транспортных средств.

Формат цитирования: Пиров Ж.Т., Копылова Т.А., Горбунов Р.Н. Состояние дорожно-транспортного травматизма в Республике Таджикистан // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 3. С. 155-165. DOI: 10.21285/1814-3520-2017-3-155-165

THE STATE OF ROAD TRAFFIC INJURY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN Zh.T. Pirov, T.A. Kopylova, R.N. Gorbunov

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

ABSTRACT. The article introduces the analysis results of the state of road injuries in the Republic of Tajikistan and forwards the proposals on a set of measures in order to improve the road traffic safety. METHODS. The methods of dynamic and graphical change of the accident states are used for the processing of the used statistical data on road accidents. REZULTS. According to the State Automobile Inspection Department of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan it was registered 1475 road accidents as a result of which 449 people died and 1576 were injured. As compared to 2014, the number of accidents decreased by 39 (2.6%), the number of injured people decreased by 170 persons (9.7%), the number of deaths increased by 3 people (0.7%). In 2015, 38 road accidents were caused by drunk drivers, i.e. the number of this type of road accidents increased by 1 accident (2.6%). In 2015 the peak of the road accidents was in June-August and amounted to 438 accidents. The severity of accident consequences was 22.1 persons per 100 victims. It is 1.9 more than the last year's figure.

Keywords: road traffic injuries, road accidents, vehicle, road users, road safety, traffic safety, traffic regulations, collisions involving pedestrians, collision of vehicles

For citation: Pirov Zh.T., Kopylova T.A., Gorbunov R.N. The state of road traffic injury in the republic of Tajikistan// Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2017, vol. 21, no. 3, pp. 155-165. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-35202017-3-155-165

1

Пиров Жахонгир Тиллоевич, аспирант, e-mail: [email protected] Zhakhongir T. Pirov, Postgraduate Student, e-mail: [email protected] 2Копылова Татьяна Александровна, аспирант, e-mail: [email protected] Tatiana A. Kopylova, Postgraduate Student, e-mail: [email protected] 3Горбунов Роман Николаевич, аспирант , e-mail: [email protected] Roman N. Gorbunov, Postgraduate Student, e-mail: [email protected]

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 155

гшш Транспорт

■II 4« Transport

Введение

Дорожный травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для Таджикистана, но и для многих других стран мира. Ежегодно на планете в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает свыше 1,2 млн чел. и от 20 до 50 млн жителей планеты получают в ДТП различные травмы. Большинство из них - молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет [1].

На современном этапе развития Республики Таджикистан автомобильный транспорт занимает доминирующее место в единой транспортной системе республики, на его долю приходится более 95% объема перевозок грузов и пассажиров. Вместе с тем развитие автомобильного транспорта в республике сопровождается

ДТП [2]: на территории Таджикистана ежегодно погибает более 447 чел. [3], причем в ДТП попадают в основном люди трудоспособного возраста. Кроме того, ежегодно гибнут и становятся инвалидами дети, которые являются будущим любой страны.

Анализ состояния безопасности дорожного движения в Таджикистане показывает, что происходящие на протяжении нескольких последних лет изменения, в том числе снижение основных показателей аварийности, не оказало существенного влияния на изменение тенденции социально-экономических потерь от ДТП. Значение показателей, характеризующих уровень дорожно-транспортной аварийности в Таджикистане, продолжает оставаться высо-ким4.

Статистика ДТП в Таджикистане

В 2015 г. на территории Республики Таджикистан зарегистрировано 1475 ДТП, в

результате которых 449 чел. погибло и 1576 получили ранения (рис. 1).

Рис. 1. Количество ДТП Fig. 1. Number of road accidents

4Жданов В.Л. Организация и безопасность движения: конспект лекций. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2012. 110 с. / Zhdanov V.L. Traffic organization and safety: a summary of lectures. Kemerovo, KuzGTU Publ., 2012. 110 р.

156

ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

Простые подсчеты показывают, что каждый день в одной из семей Таджикистана происходит несчастье, причиной которого является ДТП. В среднем каждый день в Таджикистане в ДТП погибает как минимум 1 чел. и 3-4 чел. получают ранения.

Статистика по районам и городам Республики представлена в табл. 1, при этом в некоторых из них наблюдается увеличение количества ДТП по разным причинам (рис. 2).

Название районов и городов / Regions Количество ДТП / Number of road accidents Число погибших / Death toll Число раненых / Number of injured

and cities 2015 г. 2014 г. % 2015 г. 2014 г. % 2015 г. 2014 г. %

Шохмансур / Shohmansur 56 52 7,7 7 3 133,3 52 55 5,5

Сино-1 / Sino-1 58 53 9,4 8 1 700 53 58 -8,6

Сино-2 / Sino-2 65 63 2 7 8 -12,5 68 67 1,5

Фирдавси/ Firdavsi 75 67 11,9 12 5 140 68 73 -6,8

Душанбе / Dushanbe 294 292 0,7 40 25 60,0 281 314 -10,5

Исфара / Isfara 20 14 42,9 5 6 -16,7 21 9 133

Шахристан / Shahristan 17 12 41,7 9 6 50,0 24 18 33,3

Айни / Aini 19 17 11,8 14 10 40,0 24 23 4,3

Панджакент / Pandjakent 30 25 20,0 18 9 100 22 22 0,0

Истиклол / Istiklol 3 2 50,0 1 0 + 3 2 50,0

Кайракум / Kairakum 5 4 25,0 1 1 0,0 6 4 20,0

Худжанд / Hudjand 3 2 50,0 1 0 + 3 2 50,0

Согдийская область / 346 358 -3,4 137 125 9,6 363 367 -1,1

Sughd region

Бальджуван / Baljuvan 3 1 200 2 0 + 1 1 0,0

Хамадони / Hamadoni 5 2 150 4 1 300 4 2 100

Яван / Yavan 37 23 60,9 8 4 100 43 32 34,4

Н. Хусрав / N.Husrav 6 4 50,0 2 1 100 6 4 50,0

Джиликуль / Jilikul 7 5 40,0 3 3 0,0 12 2 500

Кабадиян / Kabadian 18 13 38,5 3 2 50,0 17 13 30,8

Дангара / Dangara 59 43 37,2 17 22 -22,7 84 54 55,6

Таблица 1

Сравнительный анализ ДТП, погибших и раненых в районах и городах за 2014-2015 гг.

Table 1

Comparative analysis of road accidents, dead and injured in the regions and cities

for the period from 2014 to 2015

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 157

1 И Jill Транспорт

LlÉÉÉdJ Transport

Муминабод / Muminabod 6 5 20,0 3 1 200 5 9 -44,4

Пяндж / Panj 7 6 16,7 3 2 50,0 5 5 0,0

Фархар/ Farhar 13 12 8,3 7 4 75,0 9 13 -30,8

Дж. Руми / J. Rumi 30 29 3,4 19 10 90,0 20 25 -20,0

Хатлонская область / Khatlon region 439 436 0,7 154 145 6,2 450 495 -9,1

Рошкала/ Roshkala 2 1 100 0 0 0,0 8 1 700

Дарваз/ Darvaz 12 6 100 5 4 25,0 11 8 37,5

Рушон / Rushon 6 4 50 1 1 0,0 5 4 25,0

ГБАО 42 44 -4,5 19 28 -32,1 52 83 -37,3

Файзабад / Faizabad 37 25 48,0 7 5 40,0 50 36 38,9

Рудаки-1 / Rudaki-1 58 56 3,6 22 28 -21,4 63 44 43,2

Вахдат/ Vakhdat 99 85 16,5 17 15 13,3 122 126 -3,2

Г и РРП 22 27 18,5 9 10 -10,0 23 23 0,0

Всего / Total 1475 1514 -2,6 449 446 0,7 1576 1746 -37,3

Рис. 2. Количествово ДТП на территории Республики Таджикистан в 2015 г. Fig.2. Number of road accidents in Tajikistan

158

ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

По государственной статистике степень тяжести ДТП в Республике Таджикистан также оценивается числом погибших на 100 пострадавших и определяется следующим образом4:

Щ + Пг

где па - число погибших в ДТП за определенный период времени; пг- число раненых в ДТП за тот же период времени.

По сравнению с 2014 г. в 2015 произошло на 39 ДТП меньше (2,6%), число раненых сократилось на 170 чел. (9,7%), а число погибших, напротив, возросло на 3 чел. (0,7%) [3]. Тяжесть последствий при авариях в 2015 г. составила 22,1 на 100 пострадавших, что на 1,9 больше показателей за предыдущий год (табл. 2).

В 2015 г. 38 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Подавляющее большинство происшествий совершено по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств (ТС): неправильный выбор скоростного режима - 735 ДТП; выезд на полосу встречного движения - 246; несоблюдение дорожных знаков - 22; несоблюдение правил перевозки пассажиров - 1;

нарушение правил маневрирования автомобиля - 191; нарушение правил проезда пешеходных переходов - 26; неправильное использование световых приборов - 4; эксплуатация технически неисправного ТС - 3; несоблюдение дистанции - 20 и др. [3].

По вине пешеходов было зарегистрировано 32 ДТП, в результате 9 пешеходов погибли и 24 получили ранения.

Зачастую участниками ДТП становятся дети и подростки. В результате 449 происшествий, произошедших в республике в 2015 г., погибло 93 ребенка и 398 детей получили ранения. При этом в качестве пассажиров дети участвовали в 142 авариях, в 169 ДТП - в качестве пешеходов, в 117 - дети были водителями, в 21 ДТП - в качестве велосипедистов.

Основными видами происшествий по-прежнему остаются: наезд на пешехода, столкновение ТС и опрокидывание ТС, которые в совокупности составляют 87% от общего числа ДТП (рис. 3). Отметим, что при наезде на пешехода (этот вид происшествий составляет около половины всех ДТП) в 2015 г. погибло 168 пешеходов (что составило 37% от общего количества ДТП данного вида), и 610 чел. получили ранения [8] (табл. 3).

Таблица 2

Сравнительный анализ ДТП за 2014-2015 гг.

Table 2

Comparative analysis of road accidents for the period from 2014 to 2015_

Год / Year Количество ДТП / Number of accidents Погибло, чел. / Death toll Ранено, чел. / Injured, pers. Несчастный случай,чел./ An accident, pers. Коэффициент тяжести / The severity coefficient

2015 1475 449 1576 38 22, 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 1514 446 1746 37 20,2

Изменение +/- / Changes +/- -39 +3 -170 +1 +1,9

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 159

Транспорт

Transport

Рис. 3. Количество ДТП по видам аварий в 2015 г. Fig. 3. Number of road accidents per accident type in 2015.

Таблица 3

Сравнительный анализ ДТП по видам за 2014-2015 гг.

Table 3

Comparative analysis of road accidents by their types for the period from 2014 to 2015

Вид ДТП / Accident type Количество ДТП / Number of road accidents Число погибших / Death toll Число раненых / Number of injured

2015 г. 2014 г. % 2015 г. 2014 г. % 2015 г. 2014 г. %

Наезд на пешехода / Collisions involving pedestrians 720 677 6,3 168 144 16,7 610 590 20,3

Столкновение ТС / Collision of vehicles 373 428 -12,8 108 130 -16,9 547 640 -14,5

Опрокидывание ТС / Vehicle roll-over 187 206 -9,2 107 116 -7,7 212 273 -22,3

Наезд на неподвижное препятствие / Collision with a stationary object 94 106 -11,3 34 28 21,4 115 134 -14,2

Наезд на велосипедиста/ Collision involving a cyclist 74 70 5,7 19 16 18,7 62 67 -7,5

Наезд на стоящее транспортное средство / Collision with a parked vehicle 17 18 -5,6 7 9 -22,2 22 28 -21,4

Прочие происшествия / Other accidents 5 3 66,7 4 1 300 1 6 -83,3

Всего / Total 1475 1514 -2,6 449 446 0,7 1576 1746 -9,7

160 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

По данным, представленным в табл. 4 и на диаграмме распределения ДТП по месяцам (рис. 4), видно, что количество ДТП увеличивается в основном с наступлением летнего периода и продолжается до октября, что связано, в первую очередь, с открытием дачного сезона, то есть рост ДТП приходится на тот момент, когда значительно увеличивается поток автомото-транспортных средств на автомобильных дорогах. В 2015 г. максимальное количество ДТП было зарегистрировано в период июнь-август: число происшествий составило 437 (пик пришелся на июль месяц), наименьшее - в феврале 82 (рис. 5).

Распределение количества ДТП по

дням недели имеет выраженную специфику (рис. 6). В 2015 г. наибольшее число ДТП произошло во вторник, среду, пятницу-воскресенье и составило 73,8% от общего числа; наименьшее - в понедельник и четверг - 26,4%. Наибольшее число погибших приходится на последний рабочий день недели и выходные дни, то есть на пятницу-воскресенье, и составляет 49% от общего количества ДТП. Высокий уровень аварийности по итогам 2015 г. наблюдается в субботу - 244 происшествия (16,6%) от общего количества ДТП, наибольшее число раненых - в субботу и воскресенье и составляет 33,2% от общего количества ДТП.

Месяц / Month Количество ДТП / Number of accidents Число погибших / Death toll Число раненых / Number of injured

2015 г. 2014 г. % 2015 г. 2014 г. % 2015 г. 2014 г. %

Январь / January 90 93 -3,2 27 22 22,7 96 123 -21,9

Февраль / February 82 68 20,6 29 28 3,6 79 84 -5,9

Март / March 115 103 11,6 34 25 36,0 125 111 12,6

Апрель/ April 93 86 8,1 20 23 -13,0 108 88 22,7

Май / May 123 127 -3,1 39 48 -18,7 125 135 -7,4

Июнь / June 140 150 -6,7 48 41 17,1 152 194 -21,5

Июль / July 158 143 10,5 44 38 15,8 182 187 -2,7

Август / August 139 180 -22,8 52 48 8,4 155 203 -23,6

Сентябрь / September 134 166 -19,3 40 49 -18,4 126 166 -24,1

Октябрь/ October 140 154 -9,1 43 47 -8,5 150 195 -23,1

Ноябрь/ November 130 103 26,2 40 39 2,5 130 105 23,8

Декабрь / December 131 141 -7,1 33 38 -13,1 148 155 -4,5

Всего/ Total 1475 1514 -2,6 449 446 0,7 1576 1746 -9,7

Таблица 4

Сравнительный анализ ДТП по месяцам погибших и раненых за 2014-2015 гг.

Table 4

Comparative analysis of road accidents by months in 2014-2015

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 161

гшш Транспорт

■II 4« Transport

Рис. 4. Количество ДТП по месяцам в 2015 г. в сравнении с 2014 г. Fig.4. Number of road accidents by the months of 2015 in comparison with 2014

Рис. 5. Количество ДТП, раненых и погибших по месяцам в 2015 г. Fig.5. Number of road accidents, injured and dead by the months of 2015

Рис. 6. Количество ДТП, раненых и погибших по дням недели за 12 месяцев 2015 г. Fig. 6. Number of road accidents, injured and dead by the days of the week per 12 months of 2015

162

ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520

Заключение

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

Дорожно-транспортный травматизм и аварийность на дорогах связаны со многими объективными факторами: нарастающей диспропорцией между количеством ТС и не рассчитанной на современную интенсивность движения дорожной сетью, ростом автомобилизации населения, улучшением скоростных качеств автомобилей.

Однако ведущим фактором в системе «водитель - автомобиль - дорога -среда» в генезе автодорожного происшествия является субъективный фактор - человек, его здоровье и психофизиологическое состояние. Будь это пешеход, пассажир, велосипедист или водитель - основной причиной происшествий является низкая дисциплина участников дорожного движения. Поэтому основой всех профилактических мероприятий по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма является выработка внутренней дисциплины безопасного поведения всех участников движения [4].

В целях повышения эффективности подготовки водителей со стороны народного образования и науки, Министерства внутренних дел, а также здравоохранения Республики Таджикистан целесообразно рассмотреть вопрос оценки и контроля психологических и психофизиологических качеств будущих водителей автотранспортных средств. При этом необходимо определить содержание, организацию и порядок проведения психофизиологического освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, описать процедуры обследования для выявления психологических портретов водителей разных психотипов, нормативы их профессионально значимых показателей и технологию принятия решения о профессиональ-

ном допуске водителя.

Необходимо также совершенствовать всю систему подготовки (переподготовки) водителей автотранспортных средств: определить и разработать образовательные программы подготовки водителей автотранспортных средств с учетом психологических и психофизиологических качеств будущих водителей5.

С учетом этого фактора система профилактики ДТП должна быть нацелена на организацию деятельности, которая способствует обеспечению безопасности дорожного движения. Необходим широкий спектр конкретных мер по совершенствованию законодательной базы в области безопасности дорожного движения, проектированию, созданию и обеспечению эффективно функционирующей транспортной системы с заданными параметрами безопасности дорожного движения, развитию дорожной инфраструктуры, производству более безопасных автотранспортных средств, обеспечению высокого образовательного и культурного уровня всех участников дорожного движения, воспитанию чувства дисциплины и ответственности у каждого участника дорожного движения, улучшению оснащения медицинской базы по оказанию первой помощи потерпевшим в ДТП [5, 6].

Следующая проблема заключается в том, что несмотря на требования закона Республики Таджикистан «О дорожном движении»6, многие школьные и дошкольные учреждения принимают недостаточно неэффективные меры по формированию у детей адекватного восприятия дорожной обстановки, а также соблюдения требований правил дорожного движения. Именно в общеобразовательной школе ребенок может получить необходимые знания и навы-

5Колганова С.В. Основы квалификационной подготовки специалистов автомобильного транспорта: учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. Иркутск: ИрГТУ, 2005. 335 с. / Kolganova S.V. Fundamentals of road transport professionals qualification training. Irkutsk, IrGTU Publ., 2005, 335 р.

6О безопасности дорожного движения: федер. Закон Республики Таджикистан от 04.11.1995 г. № 196. / On road safety. The Federal Law of the Republic of Tajikistan of 04 November 1995 no.196.

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 163

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

ки поведения на дороге в случае ДТП. Чем разнообразнее формы работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка [2]. В связи с этим в образовательных учреждениях республики должны организовываться следующие направления профилактической работы:

• повышение квалификации педагогических кадров, проводящих работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

• активизация совместной деятельности образовательных учреждений, сотрудников ГАИ, ОВД и организация работы с родителями;

• практическое закрепление полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков;

• обучение детей правилам дорожного движения и воспитание у них навыков культуры поведения на дороге и в обще-

ственном транспорте.

Работа по формированию и обеспечению безопасного движения всех участников дорожного движения, в том числе детей и подростков в возрасте до 18 лет должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и получить свое дальнейшее развитие. Эта работа должна проводиться в соответствии с требованием закона Республики Таджикистан «О дорожном движении» со всеми возрастными группами, но наибольшее внимание при этом должно быть уделено детям и подросткам, как наиболее уязвимым участникам дорожного движения [7].

Реализация этих мероприятий может обеспечить в долгосрочной перспективе формирование транспортной культуры и соблюдение безопасных норм поведения у основной массы участников дорожного движения и привести к снижению уровня дорожно-транспортного травматизма на территории Таджикистана.

Библиографический список

1. Нуралиев Б., Юнусов М.Ю., Зиёев Б.А., Хусейнов Х.Б., Бодурбеков Ф. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в Таджикистане // Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы Междунар. науч.-техн. конф. (Тюмень, 16 апреля 2015 г.) Тюмень: Изд-во Тюменского индустриального университета, 2015. С. 245248.

2. Никитин Р.Н., Османов Э.М. Состояние дорожно-транспортного травматизма в Тамбовской области // Вестник ТГУ. 2011. Т. 16, № 1. С. 405-409.

3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / под ред. Марджи Пе-ден и др. // ВОЗ. М.: Весь Мир, 2004. 153 с.

4. Справочник по безопасности дорожного движения. М.: Росавтодор, 2010. 384 с.

5. Михайлов А.Ю. Интегральный критерий оценки качества функционирования улично-дорожных сетей // Известия БГУ. 2004. № 2. С. 50-53.

6. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.

7. Ременцов А.Н., Давлетшоев Р.А., Тошев Д.Ш. Анализ состояния аварийности на горных автомобильных дорогах Республики Таджикистан // Вестник Таджикского политехнического университета. 2015. № 2 (30). С. 54-57.

References

1. Nuraliev B., Junusov M.Ju. Zieev B.A., Khuseinov Kh.B., Bodurbekov F. Sostojanie detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma v Tadzhikistane [State of traffic accidents involving children in Tajikistan]. Materi-aly mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konfer-entsii "Transportnye i transportno-tekhnologicheskie sistemy" [Materials of the International Scientific and Technical Conference "Transport and transport and technological sistems"]. Tyumen', Tymen Industrial University Publ., 2015, pp. 245-248/ (In Russian)

2. Nikitin R.N., Osmanov Je.M. Sostojanie dorozhno-

transportnogo travmatizma v Tambovskoj oblasti [The state of road accidents in the Tambov region]. Vestnik TGU [Bulletin of the Tambov University]. 2011, vol. 16, no. 1, pp. 405-409. (In Russian)

3. Vsemirnyj doklad o preduprezhdenii dorozhno-transportnogo travmatizma [The world report on the prevention of road accidents]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2004, 153 p. (In Russian)

4. Spravochnik po bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija [A handbook on road safety]. Moscow, Rosavtodor Publ., 2010, 384 p. (In Russian)

164

ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

5. Mihajlov A.Ju. Integral'nyj kriterij ocenki kachestva funkcionirovanija ulichno-dorozhnyh setej [Integral criterion for assessing the quality of street and road network operation]. Izvestija IGJeA [Bulletin of Baikal State University]. 2004, no. 2, pp. 50-53. (In Russian)

6. Mihajlov A. Ju., Golovnyh I.M. Sovremennye ten-dencii proektirovanija i rekonstrukcii ulichno-dorozhnyh setej gorodov [Modern tendencies in designing and reconstruction of urban street and road networks]. No-

vosibirsk, Nauka Publ., 2004, 267 p. (In Russian) 7. Rementsov A.N., Davletshoev R.A., Toshev D.Sh. Analiz sostoyaniya avariinosti na gornykh avtomo-bil'nykh dorogakh Respubliki Tadzhikistan [Accident rate analysis on the mountain roads of the Republic of Tajikistan]. Vestnik Tadzhikskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tajik Polytechnical University]. 2015, no. 2 (30), pp. 54-57.

Критерии авторства

Авторы заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Authorship criteria

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors declare equal participation in obtaining and formalization of scientific results and are equally responsible for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии интересов.

Conflict of interests

конфликта The authors declare that there is no conflict of interests

regarding the publication of this article.

Статья поступила 19.01.2017

The article was received 19 January 2016

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.