9. D'yachenko A.V. Vybor osnovnykh geometricheskikh parametrov uchastka formirovaniya zheloba trubchatogo lentochnogo konveyera. //Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2007. № 10. S. 229-231.
10. Titov N.V., Kolomeychenko A.V., Vinogradov V.V. Analiz perspektivnykh sposobov uprochneniya rabochikh organovpochvoobrabatyvayushchikh mashin // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2013. № 10. S. 33-36.
11. Povyshenie abrazivnoy iznosostoykosti detaley var'irovanie tekhniki naplavki dvukhsloynykh pokrytiy s tverdoy poverkhnost'yu / I.V. Kozarez, M.A. Mikhal'chenkova, V.I. Lavrov, N.V. Sinyaya // Traktory i sel'khozmashiny. 2016. № 10. S. 38-40.
12. Matematicheskaya statistika. Primery i zadachi: uchebnoe posobie. NGTU, 2011. 84 s.
УДК 331.46 (470.333)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ АВАРИЙНОСТИ И ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
The Use of Forecasting Techniques in the Assessment of the Accident Rate and Traffic Injuries
in the Bryansk Region
Никулин В.В., к.т.н., доцент, [email protected] Nikulin V. V.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agrarian University
Реферат. В статье проведен анализ данных о состоянии аварийности на дорогах области, которые вносят определенный вклад в общую статистику аварийности на дорогах страны. Исследовано влияние неисправности автотранспортных средств на проблему обеспечения безопасности дорожного движения в Брянской области. Дан прогноз причин и факторов, влияющих на уровень дорожно-транспортных происшествий.
Summary. The article analyzes the data on the accident rates on the regional roads, contributing to the total statistics of accidents on roads of our country. The influence of vehicles malfunctions on the problem of road safety in the Bryansk region is studied. The reasons and factors affecting the level of road accidents are given.
Ключевые слова: аварийность, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, водитель, автотранспортное средство, пешеход, дорожные условия
Keywords: accident rate, traffic safety, road traffic accident, driver, vehicle, pedestrian, road conditions
Одной из серьезных проблем, стоящих в настоящее время как перед федеральными, так и региональными властями это проблема аварийности на дорогах области и страны.
Брянская область образована в 1944 году.
Дороги области имеют общую протяженность 5322,64 км из них:
- протяженность дорог II категории - 36,67 км;
- протяженность дорог III категории - 374,42 км;
- протяженность дорог IV категории - 4820,26 км;
- протяженность дорог V категории - 64,04 км;
- протяженность дорог без категории - 26,25 км.
За период с 1978 по 2016 год в Брянской области зарегистрировано 52815 дорожно-транспортных происшествий, в которых 9951 человек погибло и 59794 человек получили травмы различной степени тяжести.
Основные показатели аварийности на дорогах Брянской области за период с 1978 по 2016 год представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика аварийности в Брянской области за период 1978 - 2016 гг.
Год Количество ДТП, шт. Погибло, чел. Ранено, чел. Тяжесть последствий ДТП
1978 886 217 880 19,9
1979 863 213 863 19,8
1980 912 205 912 16,8
1981 985 209 985 17,0
1982 1005 211 1005 16,9
1983 1028 202 1028 16,4
1984 967 212 967 17,3
1985 1011 211 1011 17,3
1986 1006 200 1006 16,1
1987 1055 213 1043 15,9
1988 1221 256 1221 17,0
1989 1341 320 1341 19,0
1990 1364 320 1364 18,6
1991 1511 358 1153 18,6
1992 1511 340 1488 18,6
1993 1483 326 1483 18,0
1994 1394 312 1482 17,4
1995 1384 264 1503 14,9
1996 1382 264 1521 14,8
1997 1381 264 1561 14,5
1998 1379 262 1560 14,4
1999 1378 260 1600 14,0
2000 1376 258 1630 13,7
2001 1393 253 1650 13,3
2002 1505 259 1834 12,4
2003 1623 261 2003 11,5
2004 1691 284 2139 11,7
2005 1785 305 2299 11,7
2006 1749 250 2279 9,9
2007 1714 274 2202 11,1
2008 1665 247 2072 10,7
2009 1547 224 2056 9,8
2010 1638 234 1923 10,8
2011 1574 269 1964 12,0
2012 1449 238 1823 11,5
2013 1494 261 1860 12,3
2014 1455 278 1748 13,7
2015 1402 244 1726 12,4
2016 1308 173 1609 9,5
Ко многим опасным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, автор хотел бы отметить следующие:
- недостатки системы государственного обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Принятая ранее Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 годах», кардинально не решила проблемы аварийности на дорогах;
- недостатки логистики в обеспечении БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям безопасности техническое обеспечение дорожных хозяйств, автотранспортных средств, средств организации дорожного движения, отставание системы связи, что приводит к несвоевременному обнаружению ДТП,
- отсутствие или плохая различимость горизонтальной разметки, отсутствие дорожных знаков, освещения или его недостаточность, отсутствие тротуаров и ограждений.
- недостаточная медицинская и доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- низкое качество подготовки водителей, недостаточное воспитание внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей, сознательное нарушение водителями и пешеходами Правил дорожного движения (ПДД), хамство на дорогах, бравада и лихачество, во-
ждение автомобиля в алкогольном и наркотическом опьянении.
Дорожно-транспортные происшествия в регионе произошли:
1. - ДТП по вине водителей (+ 0,6 % ДТП, + 50,0 % погибших)
2. - ДТП по вине нетрезвых водителей (+ 90,0 %ДТП, +50% погибших, + 92,9 % раненых) -ст. 12.8 КоАП РФ
3. - ДТП с участием автобусов (+ 12 % ДТП, + 3,8 % раненых)
4. - ДТП по вине водителей автобусов (+ 52,4 % ДТП, + 31,4 % раненых)
5. - ДТП по вине водителей грузовых т/с (+ 53,3 % ДТП, погибших - на 2 человека)
6. - ДТП по вине водителей со стажем до 2-х лет (+41,2 % ДТП, + 100,0 % погибших, + 26,3% раненых)
7. - ДТП из-за неудовлетворительного состояния проезжей части (+ 17,9 % ДТП, + 5,6% погибших, +18% раненых).
Отмечается рост ДТП по следующим видам нарушений ПДД:
8. - несоблюдение дистанции (+42,4 % ДТП, + 21,3 % раненых);
9. - выезд на полосу встречного движения (+30% ДТП, + 3 погибших, + 121 % раненых)
10. - несоблюдение скоростного режима (+ 100,0 % раненых)
11. - несоблюдение очередности проезда (+ 100,0 % погибших).
Анализ дорожной безопасности транспортных средств на дорогах Брянской области позволяет отметить следующее:
1. ДТП в регионе произошли по вине водителей, пешеходов, неисправностей автотранспортных средств, неудовлетворительных дорожных условий.
2. Основное количество ДТП допущено из-за нарушений ПДД водителями автотранспортных средств. Наиболее распространенными причинами ДТП, из-за нарушений ПДД водителями, стали: несоответствие скорости дорожным условиям, несоблюдение очередности проезда, несоблюдение дистанции, управление транспортом в состоянии опьянения, выезд на полосу встречного движения, нарушения правил проезда пешеходных переходов.
3. Большое количество дорожно-транспортных происшествий произошло из-за неисправностей автотранспортных средств, наименее надежной является тормозная система.
Диаграмма распределения ДТП по причине неисправностей автотранспортных средств (АТС) представлена на рисунке 1.
3,3% 7,9%
Рис. 1. - Диаграмма распределения ДТП из - за неисправности АТС: неисправности тормозной системы - 29,1%; неисправности внешних световых приборов -29,1%; неисправности шин и колес - 20,5%; неисправности рулевого управления - 10,8%; неисправности сцепного устройства - 3,3%; иных неисправностей - 7,9%
Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что неисправности тормозной системы, стали главной причиной совершения ДТП автотранспортными средствами.
На рисунке 2 представлена динамика дорожно-транспортных происшествий в Брянской области за период с 1978 по 2016 годы.
Количество ДТП, шт. Погибло, чел. Ранено, чел.
Рис. 2. Динамика дорожно-транспортных происшествий в Брянской области
Используя данные таблицы 1 методом регрессионного анализа сделаем прогноз динамики дорожно-транспортных происшествий в Брянской области.
На рисунке 3 представлен график прогноза динамики дорожно-транспортных происшествий в Брянской области до 2020 года.
2500
у = 7Е-12е0,0165х
0 -
л<Ь аО о(з <Л ¿й> Л л* 0>Ь с® сО» е^5 А Л Л Л Л А Л
-Экспоненциальная (Количество ДТП, шт.)---Полиномиальная (Количество ДТП, шт.)
Рис. 3. Прогноз динамики дорожно-транспортных происшествий в Брянской области Уравнение тренда Полиномиальная аппроксимация степени 2 имеет вид
у = -0,5069х2 + 2046,9х - 2Е+06 где у - количество ДТП, шт.; х - периоды.
Коэффициент достоверности Полиномиальной аппроксимации Я2 равен - 0,77
Уравнение тренда экспоненциальной аппроксимация имеет вид
"7-с 1 т 0,0165x
у = 7E-12e ,
Коэффициент достоверности экспоненциальной аппроксимации R2 равен - 0,74
Наибольшее значение коэффициента детерминированности соответствует квадратичной аппроксимации R2 = 0.77, а экспоненциальной аппроксимации R2 = 0.74. Этот коэффициент показывает долю (%) тех изменений, которые в данном явлении зависят от изучаемого фактора.
Как мы видим из прогноза тенденция динамики ДТП при использовании квадратичной аппроксимации и линейной аппроксимации с достоверностью 0,77 и 0,74 соответственно количество ДТП будет возрастать.
В Брянской области каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие происходит по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. И поэтому управление ГИБДД проводит сплошные проверки, которые являются необходимым условием обеспечения безопасности дорожного движения. Их цель — внушить всем водителям, которые позволяют себе, выпив, садиться за руль, что наказание неотвратимо. Сплошные проверки — это изобретение зарубежных правоохранителей. Во многих странах успешно применяют эту меру профилактики ДТП.
В Брянской области в настоящее время достигаются все пороговые значения индикаторов Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020 годы» (табл. 2).
Таблица 2 - Целевые индикаторы ЦФП на территории Брянской, Костромской, Тульской и Смоленской областей
Регион Погибло всего Погибло детей Социальный риск Транспортный риск
Брянская область 173 (-27,3%) ЦП: -5,33% 4 (-42,9%) ЦП: -11,7% 14,1 (-24,4%) ЦП: -7,5% 6,0 (-37,4%) ЦП: -12,6%
Костромская область 50 (-37,5%) ЦП: -5,33% 1 (0,0%) ЦП: -11,7% 7,7 (-36,1%) ЦП: -7,5% 2,2 (-44,0%) ЦП: -12,6%
Смоленская область 150 (-31,5%) ЦП: -5,33% 7 (+40,0%) ЦП: -11,7% 15,6 (-29,8%) ЦП: -7,5% 5,1 (-20,6%) ЦП: -12,6%
Тульская область 320 (-17,1%) ЦП: -5,33% 16 (+166,7%) ЦП: -11,7% 21,2 (-14,7%) ЦП: -7,5% 4,9 (-21,5%) ЦП: -12,6%
Заключение. В Брянской области с 2014 по 2015 годы реализовывалась подпрограмма «Безопасность дорожного движения в Брянской области» (2014-2020 годы) государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014-2020 годы). С 2016 года указанная подпрограмма не реализовывается, а мероприятия по повышению безопасности дорожного движения включены в государственную программу «Профилактика правонарушений и противодействие преступности на территории Брянской области» (2016-2020 годы).
В рамках указанных программ предусмотрено финансирование только на функционирование центра автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (2014 год — 41 500 тыс. рублей, 2015 год — 44 637 тыс. рублей, 2016 год — 46 138,9 тыс. рублей), а также субсидирование приобретения оборудования учреждениям департамента здравоохранения Брянской области (250 тыс. рублей ежегодно).
Проделанная работа позволила достигнуть всех показателей федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на территории Брянской области. А именно: сокращение в сравнении с 2012 годом числа погибших в результате ДТП, в том числе детей, снижение социального и транспортного рисков. Однако этого мало необходимо повысить требования по подготовке водителей как легкового, так и грузового автомобильного транспорта.
Библиографический список
1. Никулин В.В. Снижение аварийности и транспортного травматизма работников сельскохозяйственного производства за счет инженерно - технических мероприятий (на примере Брянской об-
ласти): дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01. Санкт-Петербург-Пушкин, 2012. 210 с.
2. Никулин В.В. Системный анализ и моделирование проблем обеспечения безопасности транс-портно-технологических процессов в агропромышленном производстве: монография / В.В. Никулин, Е.Н. Христофоров, Н.Е. Сакович, А.М. Никитин и др. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2015. 40 с.
3. Никулин В.В. Системный анализ в исследовании проблем обеспечения безопасности транспортных процессов // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции г. Пермь. В 3 ч. Пермь, 2017. С. 99-107.
4. Анализ дорожной безопасности транспортных средств в Брянской области / В.В. Никулин, Н.Е. Сакович, Е.Н. Христофоров, М.Ю. Николаев // Труды ГОСНИТИ. 2017. Т. 127. С. 81-85.
5. Системный анализ и моделирование проблем обеспечения безопасности транспортно-технологических процессов в агропромышленном производстве: монография / В.В. Никулин, Е.Н. Христофоров, Н.Е. Сакович, В.И. Самусенко, А.Ф. Ковалев, А.М. Гринь, Никитин, А.М. Случевский, А.А. Кузнецов, Ю.В. Беззуб. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2015. 508 с.
6. Анализ причин и прогноз дорожной безопасности транспортных средств в Брянской области / В.В. Никулин, Н.Е. Сакович, Е.Н. Христофоров, М.Ю. Николаев // Znanstvena misel journal зарегистрирован и опубликован в Словении. 2017. № 3. С. 101-107.
References
1. Nikulin V.V. Reduction of accidents and traffic injuries of workers in agricultural production due to engineering activities (on the example of the Bryansk region): dis. ... cand. tech. sciences: 05.26.01. Saint-Petersburg State Agrarian University. Saint Petersburg-Pushkin, 2012. 210 p.
2. Nikulin V.V. System analysis and modeling of safety problems of transport-technological processes in agricultural production. Monograph / V.V. Nikulin, E.N. Khristoforov, N.E. Sakovich, A.M. Nikitin, etc. Bryansk: Bryansk State Agrarian University, 2015. 40 p.
3. Nikulin V.V. System analysis in the study of safety problems of transport processes // Problems, Prospects and Directions of Innovative Development of Science / International scientific-practical conference. Perm. 2017. P. 99-107.
4. Nikulin V.V. Analysis of road vehicle safety in the Bryansk region / Sakovich N.E., Khristoforov Ye.N., NikolaevM.Yu//Trudy GOSNITI. 2017. V. 127. P.81-85.
5. Nikulin V.V. System analysis and modeling of problems of safety of transport-technological processes in agricultural production. Monograph / V. V. Nikulin, E. N. Khristoforov, N. E. Sakovich, V.I. Samusenko, A.F. Kovalev, A.M.Grin, A. M. Nikitin, A. M. Sluchevsky, A.A. Kuznetsov, Yu.V. Bezzub. Bryansk: BSAU, 2015. 508p.
6. Nikulin V.V. Analysis of causes and the forecast of vehicle road safety in the Bryansk region / N Sa-kovich.E. Khristoforov Ye. N., Nikolaev M. Yu. // Znanstvena misel journal is registered and published in Slovenia. 2017. № 3. P. 101-107.
УДК 338.43
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Organizational and Economic State of the Agrarian Sector of the Russian Economy
хПодобай Н.В., к.э.н., доцент
2Подобай В.А., магистр Podobay N.V., Podobay V.A.
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 1Bryansk State Agrarian University 2Брянский Государственный университет имени академика И.Г. Петровского
2Bryansk State University named after Acad. I.G. Petrovsky
Реферат. В статье проводится анализ организационно экономического состояния аграрного сектора экономики России. Обосновываются основные направления развития сельского хозяйства России. Достижение устойчивого роста сельхозпроизводства, надежного снабжения страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем возможно лишь при рациональном использовании