УДК 625.096
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.С. Фадеев1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен анализ аварийности на автомобильном транспорте в Иркутской области за период с 2007 по 2009 гг. Выявлены основные причины дорожно-транспортных происшествий и оценена тяжесть их последствий. Рассмотрены вопросы реализации региональной программы «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2007 - 2012 годах» и определена эффективность реализации мероприятий по повышению безопасности движения в регионе с учетом соответствующих показателей и индикаторов. Предложены мероприятия для снижения социального и экономического ущерба от ДТП. Ил.1. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения; организация безопасности перевозок и движения; обеспечение дорожной безопасности автотранспортного комплекса.
ANALYSIS OF TRAFFIC SAFETY IN IRKUTSK REGION D.S. Fadeev
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author carries out the analysis of motor transport accident rate in the Irkutsk Region for the period from 2007 to 2009 years. He reveals the basic causes of road accidents and assesses the severity of their consequences. The article deals with the problems of the implementation of the regional program "Improving traffic safety in the Irkutsk region in 2007 -2012 years" and determines the efficiency of the implementation of measures to increase the regional traffic safety with regard to relevant indices and indicators. It proposes measures to reduce social and economic damages from road accidents.
1 figure. 1 table. 5 sources.
Key words: traffic safety; safety organization of transportation and traffic; ensuring of road safety of motor transport complex.
Проблемы безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Российской Федерации в определённой степени отражают общую ситуацию, складывающуюся в обществе, в частности, в его политической, социальной и экономической сферах. Отсутствие качественных и безопасных автодорог, устаревший парк транспортных средств (ТС) определяют хроническое отставание России по показателям аварийности от мирового уровня. Этот показатель свидетельствует, что обеспечение безопасности движения является в большей степени экономической проблемой, чем организационной. Сложное социально-экономическое положение, целый ряд нерешённых транспортных проблем оказывают значительное влияние на безопасность движения.
Всё это актуально и для Иркутской области. Несмотря на то, что 2009 г. характеризовался значительным снижением показателей аварийности, которые достигли за последние 10 лет минимальных значений и соответствуют в целом уровню 2000 г., обстановка с аварийностью в области остаётся достаточно сложной.
Ежедневно на дорогах области происходит, в
среднем, 10 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 2 человека получают смертельные травмы и 13 участников дорожного движения - травмы различной степени тяжести. Почти 60% ДТП приходится на г. Иркутск и административные центры районов Иркутской области [1].
Всего, по данным статистики, в области в 2009 г. зарегистрировано 3685 ДТП, в которых погибло 502 и травмировано 4764 человека. В сравнении с показателями 2008 г. количество ДТП сократилось на 7,9 %, а число погибших и раненых - на 23,2% и 4,3% соответственно. Тяжесть последствий от ДТП снизилась с 11,6 до 9,5. Не допущено роста аварийности по всем трём показателям ни в одном районе области. Отмечено снижение аварийности как по вине водителей, так и по вине пешеходов. Наблюдается снижение числа ДТП, совершённых из-за грубого нарушения правил дорожного движения (ПДД). При общем снижении количества происшествий снизилось и количество ДТП с участием детей на 14,8% (403 ДТП), при которых 19 детей погибло (-40,6% к аналогичному периоду 2008 г.) и 421 ребёнок получил ранения (-14,8% к аналогичному периоду 2008 г.) [3]. Практически каждому треть-
1Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 753638.
Fadeev Dmitry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.:(3952) 753638.
ему ДТП в области сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия.
Особую тревогу вызывают нарушения ПДД со стороны водителей автобусов, от поведения которых на дороге зависят жизни многих людей. В Иркутской области количество ДТП по вине водителей автобусов, принадлежащих предприятиям различных форм собственности, по сравнению с 2008 г. снижено на 3,6% и составило 54 ДТП. В результате ДТП получили ранения 75 человек, что на уровне 2008 г., погибло 9 человек, что на 300% выше показателей 2008 г. По вине водителей автобусов, имеющих лицензию на перевозочную деятельность, совершено 12 ДТП, в которых пострадало 11 и погибло 2 человека. В сравнении с аналогичным периодом 2008 г. количество ДТП уменьшилось на 7,7%, число раненых в них пассажиров - на 35,3%, рост числа погибших составил 200%. Основными видами происшествий по вине водителей лицензированных автобусов явились: столкновения -42%, наезды на пешеходов - 36%, падение пассажира - 1,7%, наезд на препятствие - 8,3%, прочие нарушения - 12% [1].
Несколько снизилось выявление нарушений, связанных с управлением транспортном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; задержано 22095 водителей, что ниже показателей 2008 г. (22539). Вместе с тем, выявляемость данного вида нарушений в Иркутской области остаётся одной из высоких (5 место среди субъектов Российской Федерации по итогам 11 месяцев 2009 г.) [2]. В таблице приведены статистические данные по ДТП в Иркутской области за 2007-2009 гг.
Основные причины совершения ДТП остаются прежними. Это, безусловно, нарушение правил дорожного движения водителями ТС, а порой и просто преступная халатность участников дорожного движения. В последние годы отчётливо наблюдается повышение агрессивности среди участников дорожного движения, игнорирование требований безопасности становится, к сожалению, нормой поведения. 80%
происшествий составляют ДТП по вине водителей, из них более 90% совершены водителями транспорта, принадлежащего физическим лицам, 7,9% - юридическим лицам.
После вступления в действие федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [4] в регионе был принят документ, разработанный по распоряжению администрации Иркутской области, - «О разработке областной государственной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2007-2012 годах» (№ 541-р от 19.10.2006 г.). Целью региональной программы является сокращение числа погибших в результате ДТП в 1,5 раза и количества ДТП с пострадавшими в 2012 году по сравнению с 2005 г. [5]. Это должно позволить Иркутской области существенно повысить уровень безопасности дорожного движения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Условиями достижения поставленных целей программы является решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
- сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП;
- повышение уровня безопасности транспортных средств.
Реализацию программы предполагается осуществить в течение 6 лет (2007-2012 гг.).
30 25 20 15 10 5
26,25
26,07
20
11,3
11,6
11,04
10,8
9,5
9,16
2007 г.
2008 г.
2009 г.
■транспортный риск
социальным риск • • • • тяжесть последствии
Эффективность реализации мероприятий по повышению БДД в Иркутской области
0
На реализацию муниципальных программ повышения БДД в 2009 году было запланировано общее финансирование на сумму 1859,70 млн рублей. Однако финансирование мероприятий областной программы повышения безопасности дорожного движения (БДД) в Иркутской области было сокращено, так как часть средств направлялась на погашение кредиторской задолженности по мероприятиям программы, реализованным в 2008 г. Лишь в 11 муниципальных образованиях области средства на запланированные мероприятия в 2009 г. были освоены в полном объёме. В 20 муниципальных образованиях были внесены изменения в программы в связи с сокращением финансирования. В 10 муниципальных образованиях средств на запланированные мероприятия в 2009 г. вообще не выделялось [1].
Эффективность реализации программы определяется степенью сокращения числа лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими. Для определения эффективности мероприятий программы предусмотрены следующие показатели и индикаторы:
- снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. ТС);
- снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
- снижение тяжести последствий ДТП;
- сокращение количества мест концентрации
ДТП;
- сокращение количества ДТП с участием води-
телей, стаж управления которых не превышает 3 лет;
- сокращение количества детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности.
На рисунке показана эффективность реализации мероприятий по повышению БДД в Иркутской области в зависимости от соответствующих индикаторов.
С учётом сложившейся в регионе обстановки необходимо решение следующих вопросов.
1. Проведение профилактической работы, направленной на снижение уровня аварийности путём выявления нарушений ПДД, влияющих на состояние аварийности и проведение мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения среди всех возрастных категорий участников дорожного движения (особенное внимание следует уделить безопасности детей).
2. Проведение мониторинга состояния улично-дорожной сети (УДС) и своевременное реагирование на ухудшение состояния УДС в населённых пунктах и автомобильных дорог области. Усиление практики привлечения юридических лиц к административной ответственности за систематическое нарушения, связанные с содержанием УДС.
3. Продолжение совместной работы ГИБДД с Правительством Иркутской области и муниципальными органами власти по выделению финансовых средств на реализацию программ по безопасности дорожного движения.
4. Проведение профилактических мероприятий в области пассажирских перевозок.
Чтобы добиться снижения социального и эконо-
ДТП в Иркутской области в 2007-2009 гг.
Причина ДТП Год
2007 2008 2009
Кол-во ДТП Погибло, чел. Ранено, чел. Кол-во ДТП Погибло, чел. Ранено, чел. Кол-во ДТП Погибло, чел. Ранено, чел.
Нарушение ПДД водителями ТС 3571 566 4614 3449 586 4461 3144 443 4259
Нарушение ПДД водителями ТС в состоянии опьянения 356 81 482 343 82 485 253 66 348
Нарушение ПДД водителями ТС -юридическими лицами 225 43 309 265 61 360 240 45 323
Нарушение ПДД водителями ТС-физическими лицами 3017 486 4001 2874 501 3822 2630 383 3665
Нарушение ПДД пешеходами 789 119 712 698 112 630 624 82 579
Эксплуатация технически неисправных ТС 57 12 73 56 18 64 48 9 57
Неудовлетворительное состояние улиц и дорог 1271 147 1546 1154 141 1434 1055 113 1330
мического ущерба от ДТП в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения путём поэтапной реализации долгосрочной федеральной и региональных целевых программ повышения БДД в России. Как
показывает зарубежный опыт, использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8%, сокращения количества происшествий с травматизмом на 2%.
Библиографический список
1. Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат России). URL: http://www.gks.ru
3. Официальный сайт СТАТИСТИКА.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. URL: http://www. statistika.ru
4. Официальный сайт Федерального государственного учреждения «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». URL: http://www.fcp-pbdd.ru
5. Официальный портал Иркутской области. URL: http://www.irkobl.ru
УДК 656.13.072
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМИ ТАКСИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Н. Якунин1, Н.В. Якунина2
Оренбургский государственный университет, 460352, г.Оренбург, пр.Победы,13.
Рассмотрено нормативно-правовое регулирование перевозок пассажиров легковыми такси в Оренбургской области, содержащееся в региональном законе «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области» от 2 марта 2010 года за № 3430/792-IV- ОЗ. Ил. 3. Библиогр.14 назв.
Ключевые слова: перевозка пассажиров; легковые такси; нормативно-правовое регулирование; органы управления автомобильным транспортом; технологическая подготовленность перевозчиков.
LEGAL REGULATION OF PASSENGER TRANSPORTATION BY TAXI IN ORENBURG REGION N.N. Yakunin, N.V. Yakunina
Orenburg State University,
13, Pobeda Av., Orenburg, 460352.
The article deals with the legal regulation of passenger transportation by taxicabs in the Orenburg region, contained in the regional law "On the organization of population transport service by taxicabs in the Orenburg region" from March 2, 2010 for № 3430/792-IV- ОЗ. 3 figures. 14 sources.
Key words: transportation of passengers; taxicabs; legal regulation; operating control of automobile transport; technological readiness of carriers.
Объём перевозок пассажиров легковыми такси составляет 6-9% от общего объёма перевозок всеми видами пассажирского транспорта и зависит от числа жителей в данном населённого пункте. По экспертным оценкам, только в Оренбурге этим видом пассажирского транспорта перевозится около 4 млн пассажиров в год при потребном количестве транспортных средств 1350 единиц. Фактическое их количество -более 3200 единиц. Подавляющая часть перевозчиков
осуществляет деятельность нелегально, не имеет необходимого правового, организационного и технологического обеспечения.
В настоящее время взаимодействие перевозчика, служб заказа легковых такси, в основном, сводится к сдаче в аренду водителю легкового такси, средств связи и получению за это вознаграждения. Сложившееся положение в сфере легковых такси не соответствует требованиям цивилизованного общества и обу-
1Якунин Николай Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, тел.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
Yakunin Nikolai, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Automobile Transport, tel.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
2Якунина Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
Yakunina Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru