11.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лозинский Олег Иванович, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: Южно-Российский институт управления. Подразделение: кафедра процессуального права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье на основе анализа доктри-нальных и правовых источников обосновывается необходимость выделения сферы обеспечения безопасности дорожного движения в качестве приоритетного направления прокурорской деятельности, с учетом наличия стратегических и программных документов об обеспечении безопасности дорожного движения, принятых на федеральном уровне, неблагоприятным состоянием в ней законности и правопорядка и устойчивым характером распространенности в ней нарушений законодательства.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, прокурорская деятельность, приоритетность.
ENSURING ROAD SAFETY IS A PRIORITY SPHERE OF PUBLIC PROSECUTOR'S ACTIVITY Lozinsky Oleg Ivanovich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of the National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation. Branch: South-Russian Institute of Management. Department: processional law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article substantiates based on the analysis of doctrinal and legal sources the need for the provision of the sphere of ensuring road safety as the priority directions of public Prosecutor's activities, subject to the availability of strategic and program documents on ensuring road safety on the Federal level, poor condition of law and order and the sustainability of the prevalence of violations of the law.
Keywords: road safety, prosecutorial activities, priority.
Являясь государственным органом, прокуратура в своей деятельности должна в полной мере соответствовать и способствовать целям и задачам позитивного и конструктивного развития российского общества и его важнейшего инструмента - российского государства, в целом, подвергаясь при этом воздействию и влиянию как внутренних, так и внешних факторов.
Это обусловливает необходимость приоритетного учета в текущей и планируемой деятельности прокуратуры курса государства, формируемого на конституционной основе Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, находящего свое выражение и проявление в законах, других нормативно- и политико-правовых актах, для незамедлительного, соответствующего и действенного реагирования органов прокуратуры на намечающиеся, складывающиеся и формирующиеся общественные реалии в процессе безусловного обеспечения единства и укрепления законности, правопорядка, безопасности общества и государства. В данных обстоятельствах существенное значение приобретает вопрос определения и установления приоритетов в
прокурорской деятельности, обеспечивающих ее активное и результативное влияние на позитивный характер развития значимых процессов, происходящих в обществе и государстве.
Отметим, что приоритетность получает разработку в юридической науке в качестве принципа, который «не отвергает все иные принципы, но способствует их упорядочиванию и оценке аксиологических предпочтений в обществе и государстве»1.
Под приоритетом деятельности органов прокуратуры предлагается понимать такое направление данной деятельности, которое имеет характер первоочередности и первостепенности по отношению к другим направлениям, с учетом сформировавшейся системы принципов определения и реализации их места в иерархии, установленного с использованием объективных инструментов, индикаторов и детерминантов.
Приоритет в деятельности прокуратуры - это такое направление ее деятельности, которому объективно, обоснованно и своевременно, с учетом характерных территориальных особенностей, имеющихся у конкретной прокуратуры возможностей (сил и средств), определяется совершенно конкретное место в общей иерархии приоритетов2.
Приоритеты прокурорской деятельности должны быть гармонично взаимосвязаны с общегосударственными приоритетами, которые определяются в концепциях, стратегиях, доктринах, программах и т.п., принимаемых компетентными руководящими органами стран, основываясь на общественном состоянии, его динамике, а также государственной политике по различным направлениям и аспектам развития, нашедших свое отражение в количественных и качественных параметрах.
Применительно к сфере безопасности дорожного движения (далее БДД) Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ на 2013 год назвал реализацию программ повышения безопасности на дорогах России одной из актуальных задач развития страны.
Президентом 20 ноября 2013 г. была утверждена Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (далее РФ), согласно положениям п. 26 которой следует, что приоритетной задачей ее обеспечения является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. С учетом изложенного повышение БДД, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП), влекущих гибель и причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий, отнесено к числу важных задач обеспечения общественной безопасности.
Под председательством Президента РФ В.В. Путина 14 марта 2016 г. в городе Ярославле состоялось заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам БДД в России. При этом Президент, в частности, отметил: «Сохранение жизни, здоровья тысяч граждан нашей страны - важнейшее направление государственной политики. Уровень БДД напря-
1 Мархгейм М.В. Принцип приоритетности как конституционно-правовая реальность // В сборнике: Конституционализм: симбиоз науки и практики : Материалы Международного круглого стола, посвященного памяти и 80-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста России, доктора юридических наук, профессора Н.В. Витрука. Ответственный редактор Мархгейм М.В., 2017. С. 42-45. С.42-43.
2 Немзорова М.Ю. Приоритеты прокурорской деятельности: практический и теоретический аспекты: дисс ... канд. юр. наук. М., 2015. С.15-16, 68.
4'2018
Пробелы в российском законодательстве
мую влияет на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры РФ»3.
Основными стратегическими и программными документами, определяющими сферу обеспечения БДД в качестве приоритета социально-экономического развития России прежде всего являются:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в соответствии с которой целями государственной демографической политики являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности;
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351, одним из главных направлений которой является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате ДТП;
- Федеральная целевая программа «Повышение БДД в 2013-2020 годах»4;
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года5.
В указанных документах обеспечение БДД рассматривается составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
Руководящие решения общефедеральных государственных органов, определяющие и закрепляющие в качестве ключевых те или иные стороны жизни общества и государства, выступают детерминантами определения приоритетов деятельности органов прокуратуры. Общефедеральные приоритеты обеспечения позитивного функционирования общества и государства естественным путем становятся приоритетными и для органов прокуратуры с точки зрения их нормативно-правового сопровождения и правоохранительного обеспечения их успешного воплощения в жизнь6.
Для обоснования характера первоочередности прокурорской деятельности в сфере БДД следует учитывать теоретические положения приоритезации в деятельности прокуратуры, в соответствии с которыми, наряду с наличием сформулированных в указанных концепциях и программе общегосударственных приоритетов, отражающих политическую волю, необходимо соблюдение следующих условий:
- нормы права, определяющие и составляющие компетенцию органов прокуратуры, регламентирующие изменение спектра ее полномочий, практическую правоприменительную трактовку и понимание имеющихся прав и обязанностей (закреплены в Конституции России и действующих законах);
3Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшееся 14.03.2016 года в г. Ярославле. Официальный сайт Президента Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51709.
4 Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 // Собрание законодательства РФ. 2013. №41.
5 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5977; 2014. № 25. Ст. 3349.
6Ашурбеков Т. Основы теории приоритетов организации и дея-
тельности прокуратуры // Законность, 2009. - № 5.
- политическая воля (выражена в актах Президента РФ, постановлениях палат Федерального Собрания и Правительства РФ), а также указанные в документах Генерального прокурора РФ организационно-распорядительного характера, решениях коллегий, координационных совещаний, планах работ прокуратур, позиции и мнения;
- наличие на практике, как в системе прокуратуры, в общем, так и в конкретной прокуратуре, в частности, фактических материально-технических, информационных, координационных и других возможностей;
- наличие человеческих ресурсов, качество кадрового потенциала (штатная численность, профессиональная подготовка, правильность и рациональность распределения обязанностей).
Определенные указанные аспекты приоритезации находят свою практическую реализацию в каждой отдельно взятой прокуратуре, определяют пределы ее основной деятельности и приоритеты7.
Этим условиям в части нормативно-правового регулирования в полной мере отвечает сфера обеспечение БДД, правовыми актами которой являются федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О Безопасности дорожного движения», от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», от 01 июля 2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Устав военной полиции Вооруженных сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 25.03.2015 № 161), постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение БДД в 2013-2020 годах»; Указ Президента РФ от 15.06.1998№ 711 «О дополнительных мерах по обеспечению БДД»; Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» и др.
При этом при всей очевидной и вполне обоснованной взаимосвязи приоритетов деятельности прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка с политическими, социальными, экономическими и другими процессами, происходящими в стране, все же представляется, что ее приоритеты в большей степени детерминируются результатами анализа состояния законности и правопорядка в стране.
По данным ЕЭК оОн, в РФ за год происходит 200210 тыс. ДТП, в результате которых гибнет около 30 тыс. человек и получают телесные повреждения различной степени тяжести около 180 тыс. человек (при этом погибают и получают значительные телесные повреждения около 27 тыс. детей и подростков до 16 лет). Указанные показатели соизмеримы с обобщенными, совокупными показателями Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польши, Венгрии и Чехии, при этом общая численность населения указанных стран в 2 раза превышает население РФ, а их автотранспортный парк составляет 112 млн. единиц, против 39 млн. в РФ.
Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость выделения сферы обеспечения БДД в
7 Немзорова М.Ю. Указ. раб. С. 29-30 .
качестве приоритетного направления прокурорской деятельности. При этом в научных исследованиях уже высказывалось предложение рассматривать сферу БДД в качестве одного из приоритетных направлений в надзорной (выделено мною - О.Л.) деятельности прокуратуры8.
Однако, участие органов прокуратуры в обеспечении БДД ввиду многоаспектности этой проблемы должно осуществляться, по нашему мнению, не только надзорной, но и иными видами деятельности прокуратуры, т.е. совокупностью видов прокурорской деятельности. Под прокурорской деятельностью понимается упорядоченная совокупность действий прокуроров и органов прокуратуры по реализации и организационному обеспечению надзорной и иных функций и направлений деятельности прокуратуры (выделено мною - О.Л.) для достижения целей, определенных законом о прокуратуре»9.
Таким образом, наличие стратегических и программных документов об обеспечении БДД на федеральном уровне, неблагоприятное состояние в ней законности и правопорядка, устойчивый характер распространенности нарушений законодательства в этой сфере обусловливает необходимость выделения сферы обеспечения БДД в качестве приоритетного направления прокурорской деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. 03.07.2016 № 305-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_262/.
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; http://base.garant.ru/10105643/.
3. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.
4. Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.
5. Федеральный закон от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 3881.
6. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения БДД» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 43. Ст. 4225.
7. Постановление Правительства РФ от 03 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение БДД в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.
8. Ашурбеков Т. Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры // Законность. 2009. № 5.
9. Барабаш Д. И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере БДД: дисс. канд. юр. наук М., 2016.
8Барабаш Д. И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения: дисс ... канд. юр. наук М., 2016. С.11.
9Кобзарев Ф.М. Об основных понятийных и содержательных аспектах прокурорской науки // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. №1 (63). С. 27.
10. Кобзарев Ф.М. Об основных понятийных и содержательных аспектах прокурорской науки // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2018. №1(63).
11. Немзорова М.Ю. Приоритеты прокурорской деятельности, практический и теоретический аспекты. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2015.
Рецензия
на статью Лозинского Олега Ивановича «Обеспечение безопасности дорожного движения - приоритетная сфера прокурорской деятельности»
Статья Лозинского О.И. «Обеспечение безопасности дорожного движения - приоритетная сфера прокурорской деятельности» освещает проблему значимости прокурорской деятельности в достижении целей безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными стратегическими и программными документами Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, Федеральная целевая программа «Повышение БДД в 2013-2020 годах» и др.
Актуальность проблемы обусловлена неблагополучным состоянием законности и правопорядка в этой сфере. Несмотря на эффективность реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами, в частности на 100 тыс. жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет почти в 5 раз больше человек, чем в Нидерландах, и в 2 раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского.
Актуальность рецензируемой статьи заключается в использовании теоретических положений приоритиза-ции в деятельности прокуратуры, в соответствии с которыми при определении приоритета прокурорской деятельности следует учитывать совокупность определенных условий: наличие общегосударственных приоритетов, сформулированных в стратегиях, концепциях, программах, специфику правового регулирования соответствующей сферы прокурорской деятельности и др.
Автор, используя деятельностный подход, обоснованно предлагает не ограничивать прокурорскую деятельность в исследуемой сфере только надзором, а осуществлять воздействие прокуратуры на обеспечение безопасности дорожного движения дополнить и другими видами прокурорской деятельности.
Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает опубликования в научном издании, включенном в Перечень ВАК.
Рецензент: заведующий кафедрой процессуального права Южно-Российского института Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор С.Н.Назаров
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,44 %