Научная статья на тему 'Актуальные вопросы государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике'

Актуальные вопросы государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борбиев Б.

В статье рассматриваются вопросы государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения. Обосновывается необходимость объединения положений всех нормативных правовых актов в сфере регулирования дорожного движения в единый кодекс или закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борбиев Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике»

2 URL: http://www.fas.gov.ru/about/ list-of-reports/list-of-reports_30011. html (дата обращения: 12.11.2010).

3 Ольков С.Г. Уголовно-процессуальные правонарушения в российском судопроизводстве : автореф. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 1994. С. 7.

4 Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 272.

5 Куншина Л.В. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства : ав-тореф. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11, 17.

6 Сулакшина А.С. Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках в Рос-

сийской Федерации : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 28; Соколов А.Ю. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства : автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 4, 8.

7 Ожегова Г.А. Объекты правонарушений : автореф. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Б. БОРБИЕВ,

соискатель Академии управления МВД России, полковник милиции (МВД Кыргызской Респеблики)

Borbiev_b@mail.ru 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, _организация правоохранительной деятельности

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения. Обосновывается необходимость объединения положений всех нормативных правовых актов в сфере регулирования дорожного движения в единый кодекс или закон.

Ключевые слова: Киргизия, дорожное движение, безопасность, правила дорожного движения, государственная политика.

PRESSING QUESTIONS OF A STATE POLICY OF SAFETY OF TRAFFIC IN

KIRGHIZIA

B. BORBIEV

competitor of a scientific degree of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, The colonel of militia (the Ministry of Internal Affairs of Kirghizia)

Annotation. In article questions of a state policy of safety of traffic are considered. Necessity of association of positions of all standard legal certificates for sphere of regulation of traffic for the uniform code or the law is proved. Keywords: Kirghizia, traffic, safety, traffic regulations, a state policy.

В Киргизии назрела необходимость в кодификации всех нормативных правовых актов сферы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Дорожный кодекс, который может быть разработан на основе законопроекта «О безопасности дорожного движения» как свод единых для всех субъектов обеспечения БДД правил и норм, должен определить государственную политику:

Ф для МВД Киргизии — административный надзор и контроль

в сфере обеспечения БДД, совершенствование юрисдикционной деятельности по делам о правонарушениях и преступлениях в этой сфере, участие в совершенствовании организации дорожного движения (последовательность исходит из приоритетности задач ГАИ-ГИБДД на современном этапе);

Ф для Митранса Киргизии — в области обеспечения БДД на автомобильном транспорте, в сфере дорожного строительства, дорожного хозяйства;

Ф для Минздрава Киргизии — в области медицинского обеспечения БДД;

Ф для Минобрнауки Киргизии — в области пропаганды и обучения населения в подведомственных ему учреждениях основам БДД.

Опыт США в совершенствовании работы по управлению государственной системой обеспечения БДД наряду с достижениями прежде всего России целесообразно использовать при формировании аналогичных структур в Киргизии. Сегодня государствен-

ная система управления БДД на автомобильном транспорте в Киргизии находится в начале своего формирования, когда необходимо четко разграничить задачи, функции, ответственность каждого субъекта и законодательно их закрепить, а создание вертикали государственных органов, начиная с главы государства и заканчивая подразделением ГАИ-ГИБДД в районе, с соответствующими полномочиями позволит скоординировать все направления деятельности в области БДД и обеспечить, как справедливо утверждает В.И. Майоров, организационные и правовые условия для реализации принятых решений1.

В Киргизии, когда практически все три ветви власти парализованы и долго будут проходить преобразования, связанные с выбором оптимальной формы правления для республики, целесообразно возложить ответственность за состояние аварийности на Президента Киргизской Республики. При нем для подготовки решений в сфере обеспечения БДД, координации этой деятельности и выполнения других управленческих функций целесообразно создать соответствующий президентский совет, комитет либо комиссию.

Согласно ст. 1 Закона Киргизской Республики «О национальной безопасности» 2003 г. к основным объектам национальной безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Под угрозой национальной безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 3).

Закон Киргизской Республики «О национальной безопасности» регулирует отношения в сфере обеспечения БДД, где такая опасность возникает. Это подтверждается тем, что, перечисляя силы и

средства обеспечения национальной безопасности в ст. 11, законодатель указывает в этом перечне органы, обеспечивающие безопасное ведение работ на транспорте. Таким образом, есть все основания считать государственную систему обеспечения БДД частью всей системы обеспечения национальной безопасности страны, соответственно при совершенствовании правовых и организационных основ деятельности по предотвращению ДТП учитывать положения Закона.

Предложение о разграничении полномочий между ветвями власти в деятельности по предотвращению ДТП, а также о целесообразности возложения всей ответственности за состояние безопасности дорожного движения на Президента Киргизской Республики согласуются с соответствующими нормами законодательства Киргизии. Так, в соответствии со ст. 64 Конституции Киргизской Республики Президент Киргизской Республики назначает и освобождает от должности членов Правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей. В соответствии со ст. 10 Закона Киргизской Республики «О национальной безопасности» Президент Киргизской Республики осуществляет общее руководство государственными органами по обеспечению национальной безопасности страны, обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие; образует и возглавляет Совет Безопасности Киргизской Республики.

В соответствии со ст. 12 Закона Киргизской Республики «О национальной безопасности» Совет Безопасности Киргизской Республики является конституционным консультативным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Киргизской Республики в области обеспечения безопасности. Совет рассматривает вопросы внутренней

и внешней политики Киргизии в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка, а также состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

В соответствии с Положением о Совете Безопасности Киргизской Республики и его аппарате, утвержденным указом Президента Киргизской Республики от 19 февраля 2008 г. № 81, Совет Безопасности Киргизской Республики в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные комиссии. При необходимости для обеспечения деятельности Совета могут создаваться временные комиссии и рабочие группы. Вопросы о создании, задачах и персональном составе временных комиссий решаются Президентом Киргизской Республики по представлению секретаря Совета Безопасности Киргизской Республики. Постоянные и временные комиссии могут возглавляться членами Совета, а также руководителями министерств и ведомств, их заместителями либо лицами, уполномоченными Президентом Киргизской Республики.

Постоянные и временные комиссии, рабочие группы по поручению Совета Безопасности Киргизской Республики или его секретаря осуществляют подготовку материалов к заседаниям Совета, выполняют аналитическую работу по оценке угроз национальной безопасности, разрабатывают предложения и рекомендации по основным направлениям государственной политики в области государственной, экономической, общественной, информационной,

военной, экологической, энергетической, продовольственной и иных видов безопасности, информируют Совет о результатах своей деятельности.

Комиссии должны быть образованы и по вопросам обеспечения БДД. Совет Безопасности Киргизской Республики и комиссии могут стать полноценными президентскими органами в сфере БДД.

В ходе социологического опроса на вопрос о том, кто должен отвечать за состояние аварийности в стране, респондентам в количестве 250 сотрудников ГУБДД и его территориальных подразделений было предложено пять вариантов ответа:

1) Правительство Киргизской Республики;

2) Жогорку Кенеш Киргизской Республики (парламент);

3) МВД Киргизии;

4) Комиссия по обеспечению БДД при Правительстве Киргизской Республики;

5) Президент Киргизской Республики.

182 респондента (72,8%) высказались за Президента Киргизской Республики. Они предпочитают Президента Киргизской Республики другим органам государственной власти скорее всего небезосновательно: его возможности больше, чем у других структур.

Таким же однозначным стало мнение этих же респондентов о том, кто должен руководить работой, направленной на предотвращение ДТП в регионах — областях, городах, районах. 212 человек, или 85%, высказались за то, что за аварийность в области, городе, районе соответственно должны отвечать губернатор, мэр, аким.

Совершенствование административного надзора ГУБДД, а значит, всей государственной системы обеспечения БДД на современном этапе развития государства и общества в Киргизии невозможно без учета общих требований к организационному построению социальных систем в условиях рыночной экономики и правового

государства. Эти требования, как справедливо отмечал еще в 1993 г. Б.В. Россинский, обусловливают необходимость рассредоточения законодательной, исполнительной и судебной деятельности в сфере обеспечения БДД по соответствующим институтам государственной власти; четкого разграничения полномочий министерств, ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления2.

Особенности развития государственной системы обеспечения БДД в условиях советского государства, отсутствие в течение долгого времени экономических рычагов управления, обусловившие расширение полномочий ГАИ-ГУБДД, возложение на последнюю всю полноту ответственности за аварийность на автомобильном транспорте продолжают негативно сказываться на современной системе обеспечения БДД. Необходим обратный процесс (сверху вниз), т.е. возложение всей полноты ответственности за состояние аварийности в стране на Президента Киргизской Республики, а в областях, городах — на губернаторов, мэров.

В целях обеспечения эффективного процесса управления государственной системой обеспечения БДД, решения поставленных социальных задач необходимо освободить ГАИ-ГУБДД от не свойственных ей как правоохранительному, надзорному органу задач и функций, прежде всего от организационно-хозяйственной и внутриведомственной контрольной деятельности других субъектов управления. В условиях рынка ГУБДД должно стать инстанцией, способствующей регулированию правоотношений между звеньями государственного механизма за счет реализации режима законности.

Как известно, средством обеспечения этого режима, является административный надзор, будучи одновременно частью государственного надзора3. Причем конт-

рольные и надзорные отношения, возникающие между ГУБДД и его территориальными подразделениями с другими участниками правоотношений, должны регулироваться на законодательном уровне. Следует регламентировать правоотношения надзора и контроля отдельной главой в законопроекте «О безопасности дорожного движения», в которую должны быть включены ведомственные нормативные положения, регулирующие отношения ГУБДД и территориальных подразделений с внешними по отношению к ним субъектами (гражданами, должностными лицами, юридическими лицами)

Сосредоточение ГУБДД на надзорной и иной правоохранительной деятельности наряду с административно-правовой на уголовно-правовой борьбе с преступными нарушениями правил и норм, действующими в этой области, необходимо считать перспективными тенденциями совершенствования государственной системы обеспечения БДД.

Учитывая современную общественно-политическую, социальную ситуацию в республике, переход к парламентской форме правления, необходимо осторожно подходить к реализации идеи освобождения ГУБДД от не свойственных ему задач, не ломать систему, что приведет к ухудшению дел с аварийностью, откату назад. Преобразования следует проводить в условиях стабильной политической системы, наличия и функционирования легитимных органов государственной власти и управления, наличия президентской формы правления, возникновения соответствующих объективных условий, связанных с достижением необходимого уровня цивилизованных рыночных отношений.

При разработке системы нормативного регулирования контрольно-надзорных отношений ГУБДД и его территориальных подразделений на современном этапе целесообразно сохранить

приоритет ГУБДД и его территориальных подразделений как субъекта административного надзора и контроля в сфере обеспечения БДД при условии внесения коррективов в организационно-правовое положение.

Методологической основой для развития законодательства в сфере обеспечения БДД должен стать закон «О безопасности дорожного движения». В последующем для

эффективного управления в сфере обеспечения БДД, устранения несогласованности правового регулирования целесообразно объединить все нормативные правовые акты в этой сфере в кодекс (дорожный или БДД) как единую эффективную систему законодательства по БДД.

1 Майоров В.И.Администра-тивно-правовые проблемы управле-

ния обеспечением безопасности дорожного движения : автореф. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 144.

2 Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития) : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 346.

3 Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник ; 5-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2010. С. 353.

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК ВИД ФИРМЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

К.К. ГАСАНОВА

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Gasanova_k@mail.ru Научный руководитель доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Н.Д. ЭРИАШВИЛИ Рецензент кандидат юридических наук, доцент М.В. МАКСЮТИН

Аннотация. Дается общая характеристика средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг; анализируются особенности такого средства индивидуализации как коммерческое обозначение.

Ключевые слова: коммерческое обозначение, средства индивидуализации, интеллектуальная собственность, исключительные права.

COMMERCIAL DESIGNATION AS A KIND OF BRAND NAME

K.K. GASANOVA

scientific supervisor - doctor of есопотics, candidate of law sciences, professor N.D. ERIASHVILI reviewer - candidate of law sciences, dotsent M.V. MAKSJUTIN

Annotation. The general characteristic of means of an individualization of participants of a civil turn, the goods and services is given; features of such means of an individualization as a commercial designation are analyzed.

Keywords: a commercial designation, individualization means, intellectual property, exclusive rights.

Насыщение рынка разными товарами и услугами является одним из условий существования рыночной экономики. Расширению спектра высококачественных товаров и услуг во многом способствует наличие системы объектов, индивидуализирующих не только сами товары или услуги, но и их производителей, выступающих участниками гражданского оборота.

От наличия такой системы, ее работоспособности и эффективности выигрывают все: потребители продукции, ее производители, посредники, государство. Потребители получают инструмент, позволяющий им ориентироваться на рынке товаров и услуг и выбирать продукт, обладающий должным качеством, или его производителя, имеющего надлежащую репута-

цию. Производители и посредники с помощью средств индивидуализации обретают возможность гарантировать качество производимой или продаваемой ими продукции, а также продвигать свои товары и услуги среди товаров и услуг, реализуемых другими участниками рынка. Государство может рассчитывать на высокий уровень цивилизованности экономики и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.