Научная статья на тему 'Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора в области безопасности дорожного движения'

Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора в области безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1677
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОКУРАТУРА / PROSECUTORIAL SUPERVISION / ROAD SAFETY / PROSECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лозовский Денис Николаевич, Хашумов Магомед Абдул-керимович

Статья посвящена отдельным аспектам деятельности прокуратуры по проведению прокурорского надзора в области безопасности дорожного движения. Рассмотрена нормативная база данной деятельности, проанализированы основные направления данной деятельности, а также возможные пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of implementation of prosecutorial supervision in road safety

The article deals with certain aspects of the prosecutor's office activity on prosecutorial supervision in the field of road safety. The regulatory framework of this activity has been considered, main directions of the activity as well as possible ways to improve it have been considered.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора в области безопасности дорожного движения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.962 ББК 67.721-91 Л-72

Лозовский Денис Николаевич, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России, заслуженный юрист Республики Адыгея, e-mail: dlozovsky@mail.ru;

Хашумов Магомед Абдул-Керимович, адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

(рецензирована)

Статья посвящена отдельным аспектам деятельности прокуратуры по проведению прокурорского надзора в области безопасности дорожного движения. Рассмотрена нормативная база данной деятельности, проанализированы основные направления данной деятельности, а также возможные пути ее совершенствования.

Ключевые слова: прокурорский надзор, безопасности дорожного движения, прокуратура.

Lozovskiy Denis Nikolaevich, Doctor of Law, professor of the Department of Criminal Procedure of Krasnodar University of MIA of Russia, honored lawyer of the Republic of Adyghea, e-mail: dlozovsky@mail.ru;

Khashumov Maghammed Abdul-Kerimovich, advanced student of the Department of Criminal Procedure of Krasnodar University of the MIA of Russia.

CURRENT ISSUES OF IMPLEMENTATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN ROAD SAFETY

(reviewed)

The article deals with certain aspects of the prosecutor's office activity on prosecutorial supervision in the field of road safety. The regulatory framework of this activity has been considered, main directions of the activity as well as possible ways to improve it have been considered.

Keywords: prosecutorial supervision, road safety, prosecution.

Современное общество во всех странах мира остро нуждается в обеспечении безопасности участников дорожного движения. В России разрыв между резким численным ростом транспортных средств на дорогах страны и качественноколичественными характеристиками дорожной сети существенно обостряет и без того тяжелую проблему обеспечения безопасности в дорожно-транспортном комплексе.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы составил 571407 человек [1].

Сложилась критическая ситуация. Очевидно, необходимы разработка и реализация соответствующих мер правового, социально-экономического, организационного, воспитательного характера.

Несмотря на принимаемые государством меры, данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов.

Проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализ состояния законности свидетельствует о повсеместном неисполнении требований законодательства в

сфере безопасности дорожного движения. Результаты прокурорских проверок показывают, что игнорирование органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами и хозяйствующими субъектами норм федерального законодательства носит системный характер [5, с. 80].

Общие требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности дорожного движения, полномочия прокурора при осуществлении данного направления надзорной деятельности регламентированы ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3], от 02.10.2007 №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» [4].

Одним из направлений деятельности прокуратуры в данном направлении является осуществление надзора за исполнением законов в сфере организации подготовки водителей и получения права на управление транспортными средствами.

Объектами прокурорских проверок являются управления, отделы, отделения ГИБДД МВД (непосредственно проверки проводятся в подразделениях экзаменационной работы), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности и лицензионный контроль в отношении организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. При необходимости проверки проводятся непосредственно в таких организациях.

Основные обстоятельства, подлежащие установлению в ходе проверок:

- наличие в организациях, осуществляющих подготовку водителей, лицензий на осуществление образовательной деятельности;

- соответствие используемых ими учебных программ, учебных планов примерным программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 18.06.2010 №636;

- наличие в штате преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы;

- надлежащее техническое оснащение учебных кабинетов и транспортных средств, используемых в процессе обучения;

- соблюдение в ходе обучения требований п. 21 ПДД к учебной езде;

- соблюдение лицензирующими органами требований законодательства при выдаче лицензий и осуществлении лицензионного контроля (соответствует ли закону применяемый порядок выдачи лицензий и требуется ли лицензирующим органом исчерпывающий перечень предусмотренных законом документов для предоставления лицензии, каков охват проверками лицензиатов из числа организаций, осуществляющих подготовку водителей, результативность контрольных мероприятий, насколько обоснованны и своевременны применяемые меры реагирования, в том числе в виде привлечения к административной ответственности);

- соблюдается ли экзаменационными подразделениями органов ГИБДД установленный законодательством порядок приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами;

- отвечает ли квалификация экзаменатора, возраст и водительский стаж установленным законодательством требованиям;

- соответствует ли транспортное средство, используемое для проведения экзаменов, и техническое оснащение автодромов действующим нормам;

- во всех ли случаях органами ГИБДД обеспечивается путем изъятия водительских удостоверений исполнение постановлений судей о лишении права управления транспортным средством (ст. 32.5, 32.6 КоАП РФ).

Типичные нарушения закона, выявляемые прокурорами:

- незаконная выдача органами ГИБДД водительских удостоверений (лицам, лишенным права управления транспортными средствами, в том числе без проведения надлежащей проверки представленных ими документов; в отсутствие необходимых документов; выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами определенных категорий при отсутствии условий для их выдачи (недостижение установленного возраста, отсутствие подготовки к вождению транспортных средств соответствующей категории, отсутствие медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами соответствующей категории);

- непринятие органами ГИБДД мер к изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами;

- безлицензионная деятельность организаций, осуществляющих подготовку водителей;

- несоответствие программ подготовки водителей, материально-техниче-ской базы организаций, осуществляющих подготовку водителей, квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения установленным требованиям;

- нарушение порядка выдачи лицензий и отсутствие надлежащего лицензионного контроля за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, прокуратурой Чеченской Республики была проведена проверка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кандидатов в водители транспортных средств. В ходе неё выявлено 186 нарушений закона, вынесено 93 акта реагирования, в том числе 31 представление, 1 предостережение, 61 постановление о возбуждении дел об административных правонарушениях. Были установлены 25 автошкол, которые осуществляли образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований и условий. В частности, отсутствовали оборудованные учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий. Не было организовано и медицинское обслуживание обучающихся.

Более того министерством образования и науки региона не соблюдены требования законодательства при выдаче лицензий автошколам.

Проведённый анализ показал, что недостатки в работе министерства явились одной из причин складывающейся на территории субъекта неблагоприятной ситуации в сфере безопасности дорожного движения. За 9 месяцев 2014 года на территории Чеченской Республики в результате аварий погибло 159 человек, в том числе 12 несовершеннолетних.

Таким образом, на наш взгляд, вопросы профилактики, выявления и пресечения нарушений законодательства сфере безопасности дорожного движения являются одними из приоритетных в деятельности органов прокуратуры. Повышение эффективности надзорной деятельности прокуратуры в данном направлении послужит укреплению законности и правопорядка в области безопасности дорожного движения, полноценной защите конституционных прав и свобод граждан, общества и государства, снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.

Литература:

1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1992. №39.

2. О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: пост. Правительства РФ от 03.10.2013 №864 // Собрание законодательства РФ. 2013. №41.

3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 07.12.2007 №195 (ред. 4.10.2013 г.) // Законность. 2008. №3.

4. Крючкова Н.В., Паламарчук А.В., Русецкий А.Е. Прокурорский надзор за

исполнением законов о безопасности дорожного движения: пособие. М.: Мир

энциклопедий Аванта+, 2012. 384 с.

5. Русецкий А.Е. Актуальные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов о безопасности дорожного движения // Прокурор. 2012. №2. С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.