Научная статья на тему 'Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения'

Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5284
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADMINISTRATIVE LAW / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / ADMINISTRATIVE OFFENCES / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / STATE CONTROL / COMPLIANCE AND ENFORCEMENT / CONTROL / SUPERVISION / EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В. И., Петров А. Ю.

Рассматривается соотношение таких явлений, как надзор и контроль. Исследуется сущность административного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Определяется, в чем же заключаются цели и задачи контрольно-надзорной деятельности в государственном управлении. Авторы уделяют пристальное внимание эффективности нормативно-правовой базы с позиций обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE SPHERE OF ROAD SAFETY

In this article, we consider the relation between such phenomena as supervision and control. The essence of administrative supervision in the sphere of road safety is examined, the goals and objectives of control and supervision in public administration are identified. Particular attention is given to the effectiveness of the regulatory framework from the standpoint of ensuring road safety.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского,2015, № 5-6, с. 249-255

249

УДК 343.95

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

© 2015 г. В.И. Майоров1, А.Ю. Петров2

1Тюменский государственный университет, Тюмень ^Челябинский государственный университет, Челябинск

[email protected]

Поступит с редакцию 05.06.2015

Рассматривается соотношение таких явлений, как надзор и контроль. Исследуется сущность административного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Определяется, в чем же заключаются цели и задачи контрольно-надзорной деятельности в государственном управлении. Авторы уделяют пристальное внимание эффективности нормативно-правовой базы с позиций обеспечения безопасности дорожного движения.

Ксючесые ссоса: административное право, административное производство, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административные правонарушения, административный надзор, государственный контроль, контрольно-надзорная деятельность, контроль, надзор, эффективное управление.

Важную роль в достижении целей, поставленных перед субъектами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм. Контроль - одна из важнейших функций государственного управления. Как управленческая категория контрольно-надзорная деятельность исторически связана с государственным управлением, является его необходимым элементом. Действительно, эффективное управление человеческими коллективами немыслимо без надлежащего контроля и надзора. Контроль -неотъемлемая функция власти вообще. Именно посредством контрольной функции реализуется обратная связь, позволяющая субъекту управления получить информацию о результатах управляющего воздействия, при необходимости скорректировать это воздействие [1].

На протяжении многих лет ведется дискуссия по поводу объёма и соотношения таких явлений, как надзор и контроль. Так, например, П.И. Кононов, В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов указывали, что «в зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности» [2], то есть надзор - это суженный контроль. Другая точка зрения, высказанная Е. Матвеевым, заключается в том, что контроль и надзор отличаются по способу проведения, «контроль» -это сравнение фактических процессов и явлений, происходящих в контролируемой сфере деятельности, с установленными требованиями, а «надзор» - это систематическое, целевое

наблюдение за исполнением и соблюдением поднадзорным субъектом обязательных требований в установленной сфере деятельности» [3], то есть контроль осуществляется регулярно -через определённые промежутки времени, а надзор - постоянно без приостановлений и прекращений. Согласно данному мнению можно говорить о понятиях «надзор» и «контроль» как о самостоятельных явлениях. Однако чаще всего в целях обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной опеки со стороны государства правовыми актами контрольные полномочия субъектов власти ограничивают и предоставляют им возможность осуществлять только надзор. Многие ученые придерживаются точки зрения, что в условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность предприятий, организаций, жизнь граждан, перехода к правовому государству роль надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля [4, с. 245]. В чем же заключаются цели и задачи контрольно-надзорной деятельности в государственном управлении? Они оказывают решающее влияние на основные направления деятельности, функциональную структуру надзорных органов, на формы и методы, наконец, на санкции, которые обеспечивают принуждение к должному поведению в отношении охраняемого законом объекта [4, с. 246]. Как полагает Д.Н. Бахрах, чтобы обеспечить безопасность граждан, общества и государства, необходимо охранять соответствующие общественные отношения и материальные ценности не только от правонаруше-

ний, но и от противоправных действий и стихийных явлений. Следовательно, субъекты надзорной деятельности прежде всего обязаны заботиться о недопущении вредных последствий, выявлении обстоятельств, которые могут быть их причиной и принимать меры для устранения обнаруженных отклонений. И лишь потом выявлять виновных и решать вопрос о их ответственности [4, с. 246]. Следовательно, целевая направленность административного надзора заключается в обеспечении неприкосновенности охраняемых объектов от различного рода посягательств, способных причинить материальный либо моральный ущерб.

Перейдем к рассмотрению вопроса о сущности надзора в сфере дорожного движения и определению понятия этой деятельности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения является одним из основных направлений обеспечения безопасности движения автотранспорта на дорогах [5].

В основу понятия административного надзора в дорожном движении положены такие признаки, как наблюдение, деятельность людей, цель наблюдения. Наблюдение осуществляется за процессом, который складывается из действий участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров транспортных средств [6]. В процессе наблюдения выявляются и пресекаются нарушения правовых предписаний, применяются санкции административного воздействия на нарушителей, оказывается помощь пострадавшим, осуществляются другие меры надзорного характера. Эта деятельность заключается в обеспечении соответствия поведения водителей, пешеходов, всех участников дорожного движения действующим правилам. А теперь определимся, в чем заключается сущность надзора в сфере дорожного движения. Во-первых, поскольку административный надзор -функция государственного управления, то есть конкретная разновидность управленческой деятельности, то правомерно предположение о единстве общего и специального объектов воздействия. Следовательно, можно утверждать, что административный надзор осуществляется в отношении объекта управления дорожного движения, то есть общественных отношений, возникающих в рамках заданного правового режима. Во-вторых, административный надзор в данной сфере общественных отношений характеризуется как надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением субъектами (коллективными или индивидуальными)

правовых норм. С одной стороны - это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-распорядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который включает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный надзор. В-третьих, надзор является такой управленческой деятельностью, которая, располагая всеми необходимыми формами и методами, способствует исполнению участниками дорожного движения установленных норм поведения в процессе пространственного перемещения и при проведении всех обеспечивающих дорожное движение работ. В-четвертых, надзор, опираясь на силу закона, обеспечивает соблюдение участниками дорожного движения установленных государственных норм, направленных на достижение определенных целей - безопасности дорожного движения и эффективного использования автотранспорта.

Результаты теоретических исследований по одному из наиболее известных надзоров - в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [7, 8] и анализ практики его осуществления позволили сделать следующие выводы.

1. Сущность административного надзора в дорожном движении характеризуется его целевой направленностью, которая заключается в удержании поднадзорных объектов в заданном правовом режиме. Так обеспечивается готовность объектов к последующему управленческому воздействию на них. С этих позиций административный надзор, в процессе которого осуществляется наблюдение за «внешним» состоянием объекта, наиболее юридизированный (наряду с общим надзором прокуратуры) вид социального контроля, но узко специализированный по сферам управления.

2. Главная задача административного надзора укладывается в понятие охранной деятельности, которая имеет полномочия, связанные с применением мер принуждения к гражданам, должностным и юридическим лицам, действующим неправомерно.

Эффективность выполнения контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в значительной степени зависит от нормативного регулирования деятельности различных органов в этой сфере путем установления общих правил; оперативной корректировки тех задач, которые предстоит решать органам управления; контроля за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения; государствен-

Государстсеггый когтроск и гадзор с сфере обеспечегия безопасгости дорожгого дсижегия

251

ной защиты прав и интересов участников дорожного движения, урегулированных соответствующими нормами и правилами, объемом данных для этого полномочий, а также процесса практической реализации этих полномочий. Функции государственного контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в стране осуществляют разные органы и службы, но основным рабочим звеном системы обеспечения безопасности дорожного движения является Государственная инспекция по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция) в течение практически всей истории автомобилизации России остается основным и фактически единственным государственным органом, который решает важнейшую государственную задачу обеспечения безопасности личности, общества и государства от угроз, кроющихся в области дорожного движения [9, с. 3]. Деятельность ГИБДД направлена на обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Решение данной задачи предполагает активную деятельность по нескольким направлениям, охватываемым формулой «человек - автомобиль - дорога»: обеспечение безопасности конструкций транспортных средств, обучение участников дорожного движения, поддержание безопасных дорожных условий; обеспечение строгого соблюдения всеми участниками дорожного движения установленных правил.

Все эти направления взаимосвязаны, однако наиболее значимым представляется последнее, поскольку оно обеспечивает не только дисциплинированность водителей и пешеходов, но также позволяет воздействовать на производителей транспортных средств, строителей дорог и других лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения [9, с. 4].

В соответствии с п. 19 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию в целом и на Госавтоинспекцию в частности возложены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформ-

лять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранс-портные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных грузов [10]. Таким образом, ГИБДД наделена полномочиями надведомственного контроля ко всем без исключения государственным органам и организациям, имеющим нормативно закрепленные обязанности разрабатывать и реализо-вывать меры обеспечения безопасности дорожного движения. Объектом контроля являются и граждане, которые обязаны соблюдать правовые нормы, регламентирующие безопасность дорожного движения.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции.

Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств [11].

Надведомственный контроль ГИБДД охватывает почти все этапы работ, связанных с обеспечением конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и элементов дорожного движения, включая этап проектирования. При этом решаются две задачи:

1) не допустить к участию в дорожном движении новых транспортных средств и водителей, а также ввода новых участков дорожной сети, не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения;

2) обеспечить соответствие требованиям безопасности дорожного движения состояния эксплуатирующихся транспортных средств и участков дорожной сети, поведения участников дорожного движения.

При выполнении первой задачи Госавтоинспекция выступает как разрешительная инстанция, которая на основе проверки качества дает заключения о возможности проведения дальнейших действий.

Полномочия ГИБДД по решению второй задачи, связанной с непосредственным обеспечением безопасности дорожного движения путем своевременного предупреждения выявления и пресечения уже допущенных нарушений норм дорожного движения есть не что иное, как указанный в Административном регламенте контроль за дорожным движением, который включает в себя:

- визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;

- наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.

Рассмотренные полномочия характеризуют ГИБДД как орган надведомственного контроля. Но Госавтоинспекция, одновременно являясь подразделением полиции, имеет и соответствующие полномочия. Сотрудники ГИБДД участвуют в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Эффективность нормативно-правовой базы с позиций обеспечения безопасности дорожного движения зависит, с одной стороны, от того, насколько полно она отражает весь комплекс вопросов, возникающих в сфере дорожного движения, а с другой - от степени готовности участников дорожного движения регулировать свое поведение в соответствии с правовыми нормами, общей правовой культурой населения. Общественное сознание наших граждан долгое время складывалось на основе личностного восприятия того или иного запрета в соответствии с внутренним представлением об общечеловеческой морали и отношением к действительности. В результате у людей сложилось собственное отношение к тому, что можно, чего нельзя и что важно в меньшей степени. Так, уровень общественной морали в отношении, например, дорожных знаков, регулирующих поведение участников дорожного движения, имеет одну из самых низких оценок с точки зрения осознанных и общественно необходимых ограничений повседневной жизни.

С другой стороны, очевидно, что нормативно-правовая база как средство воспитания и формирования поведения должна соответствовать потребностям общества и быть адекватной сложности решаемых задач. Если обратиться к законодательству об административной ответственности, то легко убедиться, что по мере роста аварийности в стране становились более жесткими и соответствующие санкции.

Тем не менее тяжесть наказания сама по себе при отсутствии у участника дорожного движения стереотипа законопослушного поведения никогда не являлась достаточным условием эффективности действия закона. В настоящее время политика введения строгих мер против беспредела на дорогах перешла от стадии дискуссий к утверждению реальных санкций.

Эффективность действующего законодательства во многом зависит от обеспечения равной ответственности всех участников дорожного движения перед законом независимо от места работы и занимаемой должности. Происходящие на глазах у многих в дорожных условиях проявления социальной несправедливости вызывают только озлобленность, пренебрежительное отношение к законам и сотрудникам ГИБДД, охраняющим правопорядок.

Кроме того, неправомерно связывать эффективность законодательства об административной ответственности только с мерой наказания за те или иные виды нарушений Правил дорожного движения. Другой, не менее важной составляющей является обеспечение высокой степени выявляемости случаев нарушений, то есть обеспечение на практике принципа неотвратимости наказания. Частота выявления случаев правонарушений, формирующих поведение водителей в желательном направлении, по зарубежным исследованиям, должна составлять не менее 50% всех случаев правонарушений. В противном случае не следует ожидать сколько-нибудь заметного эффекта от дорожного надзора.

Другая сторона этой проблемы связана с распределением функций и полномочий надзорных органов. Наряду с ГИБДД одной из государственных структур, осуществляющих контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности дорожного движения до июля 2004 г. была Российская транспортная инспекция Министерства транспорта Российской Федерации (РТИ). В ее компетенцию, помимо контроля за соблюдением норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения, входило лицензирование перевозочной, транспортно-эксплуатационной и иной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и обслу-

живанием транспортных средств. Российская транспортная инспекция осуществляла контроль и надзор за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими коммерческие перевозки пассажиров и грузов, а также контроль междугородних автомобильных перевозок.

В 2004 году в результате выделения из Министерства транспорта России и ликвидируемого Министерства путей сообщения России, а также Государственного комитета по физкультуре и спорту России контрольно-надзорных функций была образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространсна-дзор), обладающая следующими полномочиями:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

о гражданской авиации; о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации); о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте; об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река - море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава; о транспортной безопасности; о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

- выдает: лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их; специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации; специальные разрешения на осуществление

международных автомобильных перевозок опасных грузов; документы об утверждении экзаменов по профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки; иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;

- осуществляет в установленном порядке: принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок; прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов категорирование автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля; организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река - море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров; присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, а также поездам при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных; участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования (за исключением воздушных судов и других

транспортных средств, используемых для наземного обслуживания воздушных судов, а также радиотехнических средств и других объектов управления воздушным движением), используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах; расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации; государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку морских судов; расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации [12].

Иными словами, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выполняет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта по всем вопросам, кроме безопасности дорожного движения.

В то же время специалисты отмечают, что до настоящего времени не разработан перечень лицензионных требований и условий, определяющих образовательный уровень подготовки водителей, отсутствует полноценная система контроля за работой образовательных учреждений. Возникает вопрос: могут ли органы государственного автодорожного надзора со своими функциями и полномочиями оказывать реальное воздействие на дорожную безопасность, влиять на аварийность на лицензионном транспорте через основную её причину, сконцентрированную в понятии «человеческий фактор». В этом смысле влияние органов автодорожного надзора не меньше, чем со стороны ГИБДД. Однако имеется и много моментов, которые ограничивают их возможности в вопросах повышения транспортной безопасности. Все эти вопросы в основном сводятся к неурегулированности правовой базы деятельности органов государственного автодорожного надзора.

По-видимому, Правительство Российской Федерации и законодатели, сделав серьезный шаг на пути укрепления надзора в сфере дорожного движения, не сумели довести это дело до конца: отсутствует четкое разграничение

компетенций ФСНТ и ГИБДД, допущено дублирование нормативных предписаний, очевидно при этом недостаточно проработаны все аспекты внутриорганизационной деятельности, научно-методическое обеспечение.

Следует отметить, что в настоящее время деятельность по разделению функций наконец-то стала приобретать конструктивный характер. Однако анализ вышеперечисленных недостатков позволяет сделать вывод, что политика государственного регулирования контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения все еще требует совершенствования. При этом нужно поднять правовой статус надзорных органов на уровень, отвечающий современным требованиям и реальным общественным потребностям. Для этого необходимо:

- обеспечить единую правовую, в том числе ведомственную политику в нормотворчестве и правоприменительной практике;

- совершенствовать формы и методы контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдение участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;

- осуществить четкое разграничение функций и полномочий всех надзорных служб и организаций;

- провести работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью гармонизации действующего российского законодательства с международными нормами и принципами;

- шире пропагандировать формы и методы деятельности зарубежных стран по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализ вышеназванных проблем позволяет сделать один важный вывод: совершенствование надзорной деятельности и законодательства в сфере дорожного движения является одним из актуальных вопросов проблемы обеспечения безопасности, требующим серьезной научной проработки.

Список ситературы

1. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Ки-лясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009. С. 495.

3. Матвеев Е. К вопросу о соотношении понятий «надзор» и «контроль» в сфере государственного управления (на примере Роспотребнадзора) // Пер-

вый пермский правовой портал. URL: http://territoriaprava.ru/topics/26094.

4. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. С. 245.

5. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196 (ред. от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

6. Правила дорожного движения Российской Федерации (по сост. на 20 февраля 2015 г.). М., 2015.

7. Туник Ю.Н. Административно-правовые отношения в сфере контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

8. Луконин В.П. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения. Екатеринбург, 1999.

9. Кузнецов А.С. Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

10. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

11. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 (ред. от 27 декабря 2014 г.) // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. URL: http://rostransnadzor.ru/.

STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE SPHERE OF ROAD SAFETY V.I. Mayorov, A. Yu. Petrov

In this article, we consider the relation between such phenomena as supervision and control. The essence of administrative supervision in the sphere of road safety is examined, the goals and objectives of control and supervision in public administration are identified. Particular attention is given to the effectiveness of the regulatory framework from the standpoint of ensuring road safety.

Keywords: administrative law, Code of Administrative Offences of the Russian Federation, administrative offences, administrative supervision, state control, compliance and enforcement, control, supervision, effective management.

References

1. Zyryanov S.M. Administrativno-nadzornaya deyatel'nost' federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti: Monografiya. M.: VNII MVD Rossii, 2004. S. 5.

2. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik / Pod red. P.I. Kononova, V.Ya. Kikotya, I.Sh. Kilyashanova. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana: Zakon i pravo, 2009. S. 495.

3. Matveev E. K voprosu o sootnoshenii ponyatij «nad-zor» i «kontrol'» v sfere gosudarstvennogo upravleniya (na primere Rospotrebnadzora) // Pervyj permskij pravovoj portal. URL: http://territoriaprava.ru/topics/ 26094.

4. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo: Uchebnik dlya vuzov. M., 1996. S. 245.

5. Federal'nyj zakon «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» ot 10 dekabrya 1995 g. № 196 (red. ot 14 oktyabrya 2014 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 50. St. 4873.

6. Pravila dorozhnogo dvizheniya Rossijskoj Feder-acii (po sost. na 20 fevralya 2015 g.). M., 2015.

7. Tunik Yu.N. Administrativno-pravovye ot-nosheniya v sfere kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti po

obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1993.

8. Lukonin V.P. Pravovye osnovy kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti organov vnutrennih del v sfere dorozhnogo dvizheniya. Ekaterinburg, 1999.

9. Kuznecov A.S. Kontrol'nye i nadzornye funkcii GIBDD i ih realizaciya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.

10. Federal'nyj zakon «O policii» ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 7. St. 900.

11. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ispolneniya gosudarstvennoj funkcii po kontrolyu i nad-zoru za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovanij v oblasti obespecheniya bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya: prikaz MVD Rossii ot 2 marta 2009 g. (red. ot 22 dekabrya 2014 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

12. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj slu-zhbe po nadzoru v sfere transporta: postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 30 iyulya 2004 g. № 398 (red. ot 27 dekabrya 2014 g.) // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere transporta. URL:

http:IIrostransnadzor.ruI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.