1994 г. № 68-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 ноября 1994 г . Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
5 О милиции [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»
6 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248. Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
7 О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях [Электронный ресурс] : приказ МВД Рос-
сии от 6 июня 2012 г. № 562 . Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
8 См ., напр .: О признании частично недействующим пункта 9 .3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой [Электронный ресурс] : утв . Приказом МВД России от 14.05.2012 г. № 508 : решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. № АКПИ13-29. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»
УДК 342.9 © А. И. Губин, 2014
Прекращение права на управление транспортными средствами по медицинским основаниям
А.И.Губин
В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к осуществлению данной деятельности. Приведен пример обмена информацией между Госавтоинспекцией и наркологическими учреждениями. Кроме того, изложен законодательный подход к определению субъекта, полномочного рассматривать заявление о восстановлении специального права при отпадении медицинских оснований, а также к порядку восстановления данного права.
Ключевые слова: медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, медицинские противопоказания, медицинские ограничения, прекращение права на управление транспортными средствами, восстановление права на управление транспортными средствами.
Статьей 8 Венской конвенции о дорожном движении 1, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-УШ 2, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством
Названные критерии носят объективный характер и регулируются национальным законодательством
В Российской Федерации медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено ст . 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 3 (далее — Закон о безопасности дорожного движения) и включает в себя, помимо прочего, обя-
зательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при прове-
дении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения
Цель обязательного медицинского освидетельствования состоит в определении наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами
При этом в силу п . 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения одно из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами представляет выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не обнаруженных медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения прекращение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя
Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания, транспортными средствами ставит под угрозу гарантированное ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения право граждан на безопасные условия движения
Реализация прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется только в судебном порядке, что в полной мере соотносится с положением ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .
Более того, согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может стать основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность
Помимо выявления медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными сред-
ствами в ходе проведения обязательного медицинского освидетельствования основанием для прекращения действия права на управление могут быть факты постановки граждан на динамический учет в наркологических учреждениях. Такая постановка, как правило, осуществляется при самостоятельном обращении граждан, их доставлении врачебными бригадами, при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, осуществляемом при направлении сотрудниками ГИБДД в порядке ст. 27. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) .
Отдельно следует обратить внимание на такое возможное основание для прекращения права на управление, как привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 6 . 9 КоАП РФ за употребление наркотических средств без назначения врача . Между тем названное основание само по себе не может повлечь самостоятельных последствий в виде прекращения специального права без учета установленного диагноза
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 (ред . от 23.09. 2002 г.) «О реализации Закона Российской Федерации „О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"» 4 утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется также действующий приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» вместе с Перечнем работ и медицинских противопоказаний, перечисленных в Приложении № 2 этого же приказа 5 .
Для водителей автотранспортных средств соответствующих категорий установлены противопоказания при пограничной умственной отсталости и задержке умственного развития, эпилепсии, ряде других заболеваний, а также алкоголизме, наркомании, токсикомании Осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, при алкоголизме, наркомании, токсикомании допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета
Однако если в отношении лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией, имеется распространенная практика прекращения специального права в судебном порядке по искам прокуроров, то в случае выявления других заболеваний подобной практики на сегодняшний день нет Между тем существую-
щие у граждан такие заболевания, как задержка умственного развития, эпилепсия и др , в той же мере относятся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использованием транспортных средств) Следовательно, такая деятельность по управлению транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц — участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем
Как было указано выше, иски о прекращении действия специального права инициируются прокурором, который в силу п 1 ст 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в частности, неопределенного круга лиц
В свою очередь, возможность принятия решения о прекращении действия права на управление транспортными средствами по рассматриваемым основаниям непосредственно органами ГИБДД в настоящее время фактически реализована быть не может
Связано это, прежде всего, с тем, что ч 1 ст 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 6 (далее — Закон об основах охраны здоровья) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, отнесены к врачебной тайне . Ее разглашение, как правило, не допускается, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи .
В частности, без согласия гражданина данные сведения предоставляются по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно И поскольку по смыслу закона под разглашением врачебной тайны следует понимать доведение информации до лиц, не указанных в Федеральном законе, а также исходя из того, что органы ГИБДД не являются органами дознания, предоставление им сведений, составляющих врачебную тайну, будет являться незаконным Между тем при отсутствии сведений о наличии у гражданина заболеваний, препятствующих ему управлять транспортны-
ми средствами, решить вопрос о праве управления возможным не представляется
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами на сегодняшний день не установлен, хотя такая обязанность была возложена на Правительство Российской Федерации после изложения в конце 2013 г в новой редакции ч 1 ст 28 Закона о безопасности дорожного движения 7.
При наличии такого законодательного пробела в Российской Федерации на должном уровне не организован и обмен информацией, необходимый для своевременного реагирования и инициирования проверок, в том числе и прокурорских, по фактам возможного наличия медицинских противопоказаний у граждан .
Между тем положительные примеры все же имеются . Так, 10 февраля 2009 г. управление ГИБДД Кузбасса и Кемеровский областной наркологический клинический диспансер в целях предотвращения случаев обращения граждан для получения водительских удостоверений с поддельными медицинскими справками, а также для повышения качества и оперативности деятельности подразделений ГИБДД и наркологической службы Кемеровской области подписали соглашение о взаимодействии, в разработке которого принимал участие автор статьи 8 .
Соглашением предусматривается передача наркологией в ГИБДД информации о фактах обращения граждан для получения медицинских справок с заключением об отсутствии наркологических расстройств, а также данных о результатах медицинских освидетельствований на состояние алкогольного и наркотического опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами на территории Кемеровской области, по направлению сотрудников Госавтоинспекции Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, передают в наркологию информацию о результатах проведенных ими освидетельствований лиц на состояние алкогольного опьянения
Закону об охране здоровья приведенные положения соглашения не противоречат, поскольку предполагают проверку уже представленных гражданами документов на их подлинность либо подразумевают проверку, проводимую в рамках производства по делу об административном правонарушении Более того, организация взаимодействия и координации деятельности Госавтоинспекции и наркологии строится на принципах строгого соблюдения государственной, служебной и другой охраняемой законом тайны в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего порядок обращения со
сведениями ограниченного распространения Также стороны взяли на себя обязанность обеспечения конфиденциальности персональных данных при их передаче и обработке, что тоже отражено в соглашении
Отдельного внимания заслуживает вопрос о порядке восстановления права на управление транспортными средствами при отпадении оснований его прекращения, подтвержденных медицинской справкой установленного образца, с указанием в ней на отсутствие противопоказаний к управлению В частности, на практике возникают противоречия с определением субъекта, полномочного рассматривать заявление о восстановлении специального права: либо это суд, принявший решение о прекращении такого права, либо экзаменационное подразделение ГИБДД, рассматривающее в общем порядке гражданина как лицо, не имеющее права на управление
Вопросы сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в настоящее время регулируются Законом о безопасности дорожного движения, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 (ред . от 14.02.2009 г. , с изм. от 11.04.2013 г.) «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» 9 (далее — Правила), а также специальным приказом МВД России, которым утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации 10 (далее — Инструкция) .
Статьями 25, 26 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста (в зависимости от категории транспортного средства), имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшим в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение Право граждан Российской Федерации на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением, замена которого согласно п 39 Правил и п 45 Инструкции производится без сдачи экзаменов Возврат водительских удостоверений лицам, срок лишения которых права управления транспортными средствами истек, производится в установленном порядке (без сдачи экзаменов) после представления ими медицинской справки (п 42 Правил, п 46 Инструкции)
При этом указанными нормативными актами не урегулирован порядок возврата водительского удостоверения в случае отпадения основания прекращения действия права на управление транспортным средством по медицинским показаниям. Не предпо-
лагается также, что компетентное должностное лицо ГИБДД должно ставить лиц, право которых прекращено в гражданском порядке по решению суда, в равное положение с лицами, лишенными права на определенный срок в других производствах (уголовном, административном)
Однако, исходя из взаимосвязи норм, регулирующих порядок возврата водительского удостоверения в случае отпадения других оснований прекращения действия права на управление транспортным средством, можно сделать вывод о том, что при отпадении оснований прекращения действия права на управление транспортным средством по медицинским показаниям возврат изъятого водительского удостоверения должен производиться без сдачи квалификационных экзаменов
И хотя аналогия с нормами, регулирующими возврат и выдачу удостоверений, в рассматриваемом случае не прослеживается, поскольку данные нормы не сходны по предмету правового регулирования с вопросами восстановления права (документ, подтверждающий уже имеющееся право, и отсутствие права вообще — понятия не тождественные), законодательством, регулирующим вопросы сдачи квалификационного экзамена и получения водительского удостоверения, не ограничивается действие во времени документов о прохождении обучения на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и, как следствие, результатов ранее сданных квалификационных экзаменов (при условии их документального подтверждения) Повторная их сдача предусмотрена лишь для кандидатов в водители, не сдавших теоретический или практический экзамен, а также в случае замены иностранного (международного или национального) водительского удостоверения, т е удостоверения, полученного в другом государстве
Таким образом, при отпадении установленных ст 28 Закона о безопасности дорожного движения оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (в том числе по медицинским противопоказаниям) ранее возникшее право должно возобновляться Соответственно, лицам, имевшим данное право ранее, не может быть отказано в выдаче (замене) водительского удостоверения либо возврате прежнего, если оно не было аннулировано
1 Конвенция о дорожном движении (с изм . от 28.09.2004 г.) (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов») (Заключена в г. Вене 08. 11. 1968 г.) (с изм. и доп. от 03.03. 1992 г.) // Treaty Series. Vol. 1732. N. -Y. , 1999. P. 396-587.
2 Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. № 20, ст. 305.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50, ст. 4873. С 9009-9011.
4 Собрание актов Президента и Правительства РФ . 1993 . № 18, ст . 1602.
5 Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
6 Собрание законодательства Российской Федерации . 2011. № 48, ст. 6724. С . 15171-15237.
7 О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 437-ФЗ // Со-
брание законодательства Российской Федерации . 2013 . № 52 (ч . I), ст . 7002 . С . 19395-19399.
8 Архив Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области
9 Собрание законодательства Российской Федерации .1999. № 52, ст. 6396 . С . 11419-11426.
10 О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 : приказ МВД РФ от 20 июля 2000 г. № 782 (ред . от 18.04.2011 г. , с изм . от 27.04.2012 г.) // Рос . газета . 2000. 22 авг.
УДК 343.2/.7 © А. А. Нечепуренко, 2014
Эволюция понятия уголовной ответственности в контексте совершенствования системы мер уголовно-правового принуждения
А. А. Нечепуренко
Выделяются этапы развития понятия уголовной ответственности от отождествления с наказанием до придания ему современного, значительно более широкого содержания. Оценивается современное состояние осмысления российской наукой уголовного права системы мер уголовно-правового принуждения и места в этой системе уголовной ответственности с учетом произошедших в ней эволюционных изменений. Предлагается авторский подход к гармонизации понимания данной системы и ее закреплению в будущем УК РФ.
Ключевые слова: уголовно-правовое принуждение, уголовная ответственность, наказание, испытание, судимость,
меры уголовной безопасности.
Накопление знаний о базовых явлениях уголовно-правовой реальности происходит посредством формализации их признаков в одноименных категориях Из всех уголовно-правовых явлений наибольшей теоретической разработке в течение ряда столетий подвергались два: преступление и наказание . Благодаря убежденности ученых в важности разрешения как основополагающих, так и частных проблем, связанных с преступлением и наказанием, эти правовые явления были всесторонне изучены, а наказание на долгое время приобрело статус единственного средства реагирования на факт совершения преступления Монопольное положение наказания не оспаривалось до тех пор, пока в конце XIX в . не были востребованы иные уголовно-правовые явления Одним из таких правовых образований, заставившим пересмотреть соотношение преступления и наказания, оказалась уголовная ответственность .
Исследование уникальности уголовной ответственности происходило в достаточно сжатые исторические сроки Оно характеризуется множеством подходов к познанию ее сущности, содержания и
форм реализации и до настоящего времени остается актуальным На данном уровне развития теории отечественного уголовного права можно выделить, хотя и достаточно условно, как минимум три этапа в осмыслении понятия уголовной ответственности:
1. Конец 80-х гг. XIX в . — вторая половина 20-х гг. XX в . Данный период характеризуется появлением и закреплением в трудах российских ученых-криминалистов, а затем и в уголовном законодательстве термина «ответственность» (позже — «уголовная ответственность») в качестве синонима слову «наказание»
В дореволюционной России термин «ответственность» применительно к уголовному праву встречался крайне редко и главным образом в научных изданиях Он употреблялся в таких словосочетаниях, как «мера ответственности», «ответственность за преступные деяния» 1 Значение данного термина не раскрывалось, и из контекста изложения следовало, что он употребляется как синоним наказания Подтверждение этому тезису можно встретить в советской юридической литературе 2 . Интересно, что в том