УДК 351.811.12 ББК 67.401.011
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАТА ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПОСЛЕ УТРАТЫ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ ГУБЕНКОВ,
соискатель по кафедре административной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс
E-mail: a.o.gubenkov@gmail.com Научный руководитель: доктор юридических наук А.Г. Елагин Рецензент: кандидат юридических наук Ю.Н. Калюжный
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются неурегулированные нормами права юридические факты, возникающие в процессе утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, влекущие за собой негативные последствия с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения; предлагается решение рассматриваемых проблем.
Ключевые слова: экзаменационные подразделения Госавтоинспекции, водительское удостоверение, специальное право, транспортные средства, безопасность дорожного движения, участники дорожного движения.
Annotation. The article considers unresolved of law's rules, juridical facts, which arise in the process of loss terminated arguments of laws action on vehicle managment (guided vehicle), what entail negative consequence from the point of view of provisiom security of action on roads. The author offers the solution of the considered problem.
Keywords: exam traffic police unit, driver license, special right, vehicle, street traffic security, traffic participants.
В настоящее время деятельность экзаменационных подразделений Госавтоинспекции достаточно подробно регламентирована различными нормативными правовыми актами. В числе основных можно назвать Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»1, Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами»2 и приказ МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений»3. Однако, несмотря на детальную регламентацию большинства процедур, осуществляемых в настоящее время сотрудниками экзаменационных подразделений ГИБДД, данные нормативные правовые акты имеют ряд недостатков (при
этом следует учесть, что уголовно-правовые нормы также являются несовершенными4), которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на уровень безопасности дорожного движения. Остановимся на этом более подробно.
Одной из основных тенденций последнего времени является систематическое изменение нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. На указанную тенденцию обращали внимание некоторые ученые5. Не являются исключением из этого списка нормативных правовых актов и Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 10906, так как только за последние пять лет изменения в указанные Правила были внесены 24 раза. Подобная ситуация приводит к тому, что знания лиц, изучивших Правила дорожного движения и сдавших теоретический экзамен, могут по истечении определенного периода времени терять актуальность. В первую очередь, это касается лиц, которые не имеют (еще не получили или
были лишены) права на управление транспортным средством и, соответственно, не участвуют в процессе дорожного движения в качестве водителей. С целью ограничения возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, которые с течением времени утратили необходимые знания Правил дорожного движения, п. 11 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1097 от 24 октября 2014 г., установлено, что кандидат в водители допускается к сдаче практических экзаменов в течение шести месяцев с момента сдачи теоретического экзамена; т.е. с точки зрения законодателя актуальность знаний ПДД у лиц, которые не участвуют в дорожном движении в качестве водителей, в среднем сохраняется в течение шести месяцев.
В то же время, п. 4 «Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1191 от 14 ноября 2014 г., предоставляет лицам, лишенным права управления транспортным средством, право сдавать теоретический экзамен по истечении половины срока лишения права, без учета длительности данного срока. В соответствии с ч. 2 ст. 3.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях7 срок лишения специального права устанавливается от одного месяца до трех лет. Более того, в соответствии с требованием ч. 3 ст. 32.7 указанного Кодекса течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. А это значит, что сроки лишения за совершение нескольких правонарушений будут суммироваться и могут составить даже больше трех лет. Соответственно, мы имеем ситуацию, когда лицо, лишенное права на управление транспортным средством, может сдать теоретический экзамен за год - полтора до истечения срока лишения. Учитывая, что основной целью проведения теоретического экзамена в указанном случае в соответствии с ч. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является проверка знания лицом, лишенным права на управление транспортным средством, Правил дорожного движения, срок, в течение которого сохраняют свою актуальность результаты теоретического экзамена, в полтора года нельзя признать допустимым.
В этой связи считаем целесообразным внести изменения в Правила возврата водительского удостоверения в части ограничения максимального срока, в течение которого можно сдать теоретический экзамен, до шести месяцев. Соответственно, п. 4 «Правил возврата водительского удостоверения после утраты
оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1191 от 14 ноября 2014 г. предлагается изложить в следующей редакции.
«Проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление, но не ранее, чем за шесть месяцев до истечения указанного срока. Лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через семь дней со дня проведения предыдущей проверки».
Еще хуже, на наш взгляд, обстоит дело с порядком возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. В указанном случае, в соответствии с п. 8 «Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами; т.е. как мы видим, срок, в течение которого водитель может обратиться в подразделения ГИБДД в целях возврата удостоверения, вообще не ограничен и может составлять несколько лет.
Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортным средством без проведения проверки, вне зависимости от длительности периода прекращения права, создает опасность допуска к управлению транспортными средствами лиц, которые в результате длительного бездействия утратили необходимые теоретические знания и практические навыки. В этой связи считаем необходимым установление минимальных сроков, в течение которых лица, утратившие право на управление транспортными средствами, имеют право обратиться в целях возврата удостоверения без проведения проверки, в том числе практических навыков управления транспортными средствами.
Кроме того, непонятна причина внесения в указанные правила понятия «кандидат в водители транспортных средств». Возникает вопрос, как можно вернуть водительское удостоверение кандидату в водители транспортных средств, т.е. лицу, у которого данного водительского удостоверения никогда не было?
Еще одним проблемным вопросом, который мы считаем необходимым рассмотреть, является допуск к управлению транспортными средствами лиц, которые совершили грубые административные правонарушения в области безопасности дорожного движения или преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортными средствами. В настоящее время законодателем принят ряд нормативных правовых актов, направленных на ограничение допуска к управлению транспортных средств указанных выше лиц. В частности, п. 23 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1097 от 24 октября 2014 г., в качестве одного из оснований для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения предусматривают наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами.
Вместе с тем, административное наказание в виде лишения специального права имеет ряд особенностей, не всегда позволяющих использовать его в отношении правонарушителей. Так, Смоляков А.И., описывая особенности назначения административного наказания для лиц, совершивших правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, в частности указывает, что «если водитель входит в перечень лиц, к которым нельзя применить административный арест, и при этом не имеет права управления транспортным средством, либо утратил его по основаниям, предусмотренным абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»8, то привлечь его к административной ответственности не представится возможным»9. Это связано с тем, что п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»10 отмечает, что «назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений ст. 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в гл. 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена».
Аналогичным образом обстоит дело и с санкциями за административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 12.24 и ч. 3 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если лицо совершит указанные правонарушения в период, когда оно еще не приобрело право на управление транспортным средством или утратило его по причине истечения установленного срока действия водительского удостоверения или по медицинским показаниям, то в качестве наказания ему будет назначен только административный штраф, а сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД при этом обязаны будут выдать данному лицу водительское удостоверение по его требованию хоть на следующий день после назначения административного наказания.
Похожая ситуация складывается и в случаях повторного совершения водителями ряда грубых административных правонарушений в области дорожного движения. Речь идет об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. Здесь, будучи уже лишенным права на управление транспортными средствами, правонарушитель привлекается к административной ответственности в виде административного ареста, что, в свою очередь, позволяет ему получить водительское удостоверение вне зависимости от того, когда он совершил вышеуказанные правонарушения и сколько раз.
В качестве примера приведем три ситуации. Первая - лицо за управление транспортным средством в состоянии опьянения было привлечено к административной ответственности в виде лишения права на управление транспортными средствами на срок два года. В период исполнения наказания данное лицо ни разу не совершило правонарушений. Водительское удостоверение при условии успешной сдачи теоретического экзамена, полной оплаты штрафа и предоставления медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний, данное лицо сможет получить только через два года с момента назначения административного наказания. Вторая - лицо за превышение установленной скорости движения на величину более 60 км/ч было привлечено к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами на срок четыре месяца. В период исполнения наказания данное лицо привлекалось за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 3 ст. 12.8) и оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27). Водительское удостоверение при условии только успешной сдачи теоретического экзамена данное лицо сможет получить через четыре месяца с момента назначения первого административного наказания. Третья - у лица истек установленный срок действия водительского удостоверения, но оно обратилось в ГИБДД с целью замены только через месяц после истечения указанного срока. За этот период лицо привлекалось
за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 3 ст. 12.8), невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен (ч. 3 ст. 12.27) и оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27). Водительское удостоверение указанное лицо сможет получить после обращения в ГИБДД в любое время без сдачи каких-либо экзаменов.
Понятно, что признать указанные выше ситуации нормальными нельзя. В этой связи в целях исключения фактов допуска к управлению транспортными средствами лиц, неоднократно допустивших совершение грубых административных правонарушений в области дорожного движения, но по каким-либо причинам не подвергнутых административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, предлагается п. 23 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1097 от 24 октября 2014 г. дополнить пунктом «е», следующего содержания:
е) наличие сведений о том, что лицо является подвергнутым административному наказанию, не связанному с лишением права управления транспортным средством, за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 12.7, 12.8, 12.24, 12.26, ч.ч. 2, 3 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4, 6 ст. 264 либо ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
1 Постановление Правительства РФ 24 ноября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 21 ноября 2016 г.)
2 Постановление Правительства РФ от 14 октября 2014 г. № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» // Российская газета. - 24 октября 2014 г. № 267.
3 Приказ МВД России от 20 ноября 2015 г. № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских
удостоверений» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 21 ноября 2016 г.)
4 См., напр.: ПухтийЕ.Е. Преступления против семьи и несовершеннолетних: вопросы техники конструирования составов и дифференциации ответственности: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 7-9 ; Мачковский Л.Г. Преступления против конституционных прав человека и гражданина: проблемы теории и практики правового регулирования: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 13-19; ОсокинР.Б., Чибизов А.В. К вопросу о предмете жестокого обращения с животными // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 9 (101). С. 361-364; Соловьев О.Г. Казуистический способ изложения норм о преступлениях в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ): современное состояние и тенденции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 263-265 и др.
5 Здольник А.В., Осокин Р.Б. Роль государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.: Мат-лы Межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2007. С. 169-173; Осокин Р.Б. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв.: Мат-лы Межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2007. С. 177-179.
6 Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Российские вести. 23 октября 1993 г. № 227.
7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 3 ноября 2016 г.) // Российская газета. 31 декабря 2001 г. № 256.
8 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О безопасности дорожного движения». // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 21 ноября 2016 г.)
9 Смоляков А.И. Административно-правовое принуждение и поощрение в системе государственно-правовых методов обеспечения безопасности дорожного движения: Дисс... канд. юрид. наук. Орел, 2014. С.101.
10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 ноября 2006 г. № 18 (ред. от 9 февраля 2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 8 октября 2006 г. № 250.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ