Научная статья на тему 'Особенности нормативной правовой основы назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами'

Особенности нормативной правовой основы назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАВО / SPECIAL LAW / АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / MOTOR VEHICLE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / NATURAL PERSON / PUBLIC AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимов Александр Юрьевич

Раскрываются проблемы законодательного закрепления отношений, возникающих при назначении и исполнении административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of a regulatory framework for the application and execution of administrative punishment in the form of deprivation of the right to drive a motor vehicle means

The article reveals the problems of legislative relations for the appointment and performance of administrative punishment in the form of deprivation of the right to drive a motor vehicle means.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативной правовой основы назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами»

УДК 342.951 ББК 67.401.031.2

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ЯКИМОВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, .Заслуженный юрист РФ Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-m ail: mo su-apiado vd@m ail.ru Рецензент: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются проблемы законодательного закрепления отношений, возникающих при назначении и исполнении административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами.

Ключевые слова: административное наказание, специальное право, автотранспортное средство, государственная власть, физическое лицо.

Annotation. The article reveals the problems of legislative relations for the appointment and performance of administrative punishment in the form of deprivation of the right to drive a motor vehicle means.

Keywords: administrative punishment, the special law, motor vehicle, public authority, natural person.

Перечень административных наказаний, содержащийся в ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), включает десять видов, одним из которых является лишение специального права, предоставленного физическому лицу (п. 5 ч. 1).

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ указанная норма была дополнена положением о том, что данная мера юридической ответственности устанавливается за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение специального права отличается от других видов наказаний тем, что само представляет собой

совокупность различных мер административной ответственности (оно включает, например, лишение права управления разнообразными видами транспорта, лишение права осуществления охоты и т.д.).

Поэтому назначение и исполнение административного наказания в виде лишения специального права регулируется не только положениями, носящими общий характер, но и положениями, отражающими специфику содержания конкретной разновидности указанной меры ответственности.

Так, согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем решения о назначении такого вида наказания принимаются исключительно судьями (ч. 1 ст. 3.8).

Что касается специальных положений, то каждая разновидность лишения специального права имеет определенные отличия, обусловливающие специфические особенности нормативной правовой основы применения соответствующего наказания.

В настоящей работе предметом рассмотрения является наказание в виде лишения права управления автомототранспортными средствами, под которыми понимаются транспортные средства, упомянутые в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ (далее — транспортные средства).

Данное административное наказание отличается не только наибольшей частотой применения в силу массового характера административных нарушений в области дорожного движения, но и целым рядом особенностей назначения и исполнения, которые будут проанализированы далее.

1. В ч. 31 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривается, что в определенных случаях при назначении наказания лишение права управления транспортными средствами (а равно административный арест) подлежит замене штрафом в размере 5 тыс. руб.

Речь идет о случаях, когда одновременно имеют место следующие обстоятельства: 1) правонарушение в области дорожного движения выявлено и зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ); 2) в применяемой статье или части статьи гл. 12 КоАП РФ КоАП РФ за совершение такого деликта установлено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (или административного ареста), а наказание в виде штрафа отсутствует.

Отметим, что замена лишения права управления (и административного ареста) штрафом была введена несколько лет тому назад Федеральным законом от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ в силу того, что в противном случае некоторые грубые нарушения Правил дорожного движения, выявленные с помощью соответствующих специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, фактически могли остаться безнаказанными.

Определенное недоумение вызывает то, что примерно через полтора года был принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 252-ФЗ, предусмотревший специальные нормы, фактически содержащие аналогичное положение применительно к двум частным случаям.

Имеется в виду повторное нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги или обгона, квалифицируемое по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, и повторное несоблюдение тре-

бований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, квалифицируемое по ч. 31 ст. 12.16 КоАП РФ.

Указанные правонарушения влекут лишение права управления транспортными средствами (на срок один год), а в случае их фиксации соответствующими специальными техническими средствами — наложение штрафа в размере 5 тыс. руб.

На наш взгляд, введение подобных специальных норм было бы оправдано только при условии усиления ответственности за совершение этих деликтов путем установления большего размера административного штрафа.

2. Применительно к назначению лишения права управления транспортными средствами в ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ содержится следующее исключение: данное наказание не назначается лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью.

Однако, здесь же установлены и исключения из этого правила в виде перечня составов административных правонарушений, совершение которых влечет привлечение к ответственности на общих основаниях, причем данный перечень имеет тенденцию к расширению.

Так, в первоначальной редакции указанного перечня речь шла об управлении транспортным средством в состоянии опьянения, уклонении от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставлении указанным лицом, в нарушение установленных правил, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (Федеральным законом от 24 июля 2010 г. № 210-ФЗ эта норма фактически была конкретизирована путем перечисления соответствующих частей статей Особенной части КоАП РФ: ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27).

Затем Федеральными законами от 10 июля 2012 г. № 116-ФЗ и от 23 июля 2013 г. № 196-Ф3 упомянутый перечень был дополнен, в результате чего в настоящее время в него включены следующие составы правонарушений в области дорожного движения: все деяния, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ), повторное совершение грубого нарушения правил движения через железнодорожные пути (ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ), повторное совершение грубого нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги или обгона (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ), по-

вторное совершение нарушения в виде движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ч. 31 ст. 12.16 КоАП РФ), нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ), невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ), невыполнение соответствующих обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ч. 2 и 3 ст. 12.27).

Критический анализ данного перечня позволяет сделать вывод о том, что он имеет некоторые недостатки. С одной стороны, его нельзя считать полным, поскольку в нем отсутствует, например, такой состав, как повторное совершение нарушения в виде превышения установленной скорости движения транспортного средства на следующую величину: более 60, но не более 80 км/час; более 80 км/час (ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ).

С другой стороны, в этот перечень включены два состава правонарушений, в санкциях которых лишение права управления транспортными средствами вообще отсутствует (ч. 3 ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ).

Необходимо учесть, что Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ, вступающим в силу с 15 июля 2015 г., указанные составы исключаются из рассматриваемого перечня, как и состав правонарушения, содержащийся в ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, на что далее будет специально обращено внимание.

С нашей точки зрения, тенденция к расширению этого перечня заслуживает всяческой поддержки, поскольку наличие инвалидности не должно служить своеобразной «защитой» от такого наказания, как лишение права управления, предусмотренное за грубое или систематическое нарушение установленных правил.

Что касается содержания ч. 3 ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, то вопрос о целесообразности исправления сложившейся ситуации путем установления за данные нарушения (а равно и за некоторые другие деяния) санкции в виде лишения права управления транспортными средствами будет рассмотрен при анализе еще одной особенности назначения этого наказания.

3. По общему правилу лишение специального права может устанавливаться и применяться только в

качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ). В то же время, согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение ряда деликтов в области дорожного движения (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).

Имеются в виду следующие составы правонарушений: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, повторное совершение указанных нарушений (соответственно ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8 КоАП РФ); невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ); невыполнение требования правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия тем же лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что с 15 июля 2015 г. ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за повторное совершение нарушения в виде управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, признается утратившей силу.

Дело в том, что тем же Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации вводится ст. 2641, устанавливающая ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Однако, в результате получилось, что одновременно из КоАП РФ исключается повышенная адми-

нистративная ответственность за повторное совершение нарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, которыми или одним из которых является передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ).

По нашему убеждению, необходимо оперативно устранить такое неожиданное последствие принятых законодательных решений, направленных на ужесточение борьбы с пьянством за рулем во всех его видах, внеся соответствующие изменения в содержание ст. 12.8 КоАП РФ.

Совершение всех административных деликтов, предусмотренных в ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ, влечет наложение штрафа с лишением права управления транспортными средствами. Очевидно, что сочетание данных видов наказаний отражает повышенную общественную опасность таких нарушений.

Упомянутым Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ одновременно была повышена административная ответственность путем значительного увеличения размера штрафа (до 30 тыс. руб.) за совершение некоторых нарушений, влекущих применение наиболее сурового наказания — административного ареста.

Речь идет о следующих деликтах: управление транспортным средством водителем, лишенным права управления (санкция — штраф либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов, также введенные упомянутым Федеральным законом); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим либо лишенным права управления (санкция — административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест); невыполнение водителем, не имеющим либо лишенным права управления, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (санкция аналогична установленной за указанное выше управление в состоянии опьянения) (соответственно ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ).

По нашему убеждению, принципиально важное значение имеет тот факт, что во всех перечисленных составах правонарушений к субъектам администра-

тивной ответственности относится водитель, лишенный права управления, причем санкция в виде лишения права управления транспортными средствами отсутствует.

Это вызывает недоумение по двум причинам: 1) фактически речь идет о неоднократном (повторном или систематическом) совершении грубейших нарушений в области дорожного движения, поскольку ранее соответствующий водитель уже был лишен права управления; 2) в ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ имеется важное положение, предусматривающее назначение лишения специального права лицу, ранее уже подвергнутому данному виду наказания.

Следует признаться, что указанная норма, имеющая отношение ко всем разновидностям лишения специального права, была включена в проект КоАП РФ по инициативе автора настоящей публикации. Она содержит следующее правило исчисления срока лишения специального права: течение срока лишения такого права в случае назначения лицу, лишенному его, административного наказания в виде лишения того же права начинается со дня, следующего за днем окончания срока наказания, примененного ранее.

С учетом сказанного представляется необходимым использовать лишение права управления транспортными средствами в качестве дополнительного административное наказания в отношении водителей, лишенных права управления, установив такое наказание за совершение ими нарушений, предусмотренных в ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, и одновременно расширив перечень, имеющийся в ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ, путем включения в него соответствующих составов правонарушений в области дорожного движения.

4. Имеется отличие и в осуществлении исполнения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое имеет прямое отношение к завершению исполнительного производства.

По общему правилу окончание этого производства применительно к лишению специального права осуществляется следующим образом: по истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному виду административного наказания, возвращаются изъятые у него документы, свидетельствующие о наличии соответствующего права (ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ).

Лишь относительно недавно неоднократно упомянутым Федеральным законом от 23 июля 2013 г.

№ 196-ФЗ в ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ была включена оговорка о том, что это не касается случаев, предусмотренных в ч. 41 указанной статьи.

Речь идет о двух исключениях из общего правила. Первое исключение заключается в следующем: при совершении правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Особенной части КоАП РФ) водительское удостоверение, изъятое у наказанного таким образом водителя, возвращается после проверки знания им правил дорожного движения.

Второе исключение дополнительно касается совершения нарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ), о которых неоднократно упоминалось в настоящей работе.

В соответствии с ч. 41 ст. 32.6 КоАП РФ в этих случаях для возврата водительского удостоверения требуется также медицинское освидетельствование водителя на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ перечень исключений, содержащихся в ч. 41 ст. 32.6 КоАП РФ, был дополнен положением о том, что для возврата водительского удостоверения водителю необходимо уплатить в установленном порядке наложенные на него штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения.

Конкретизация юридических действий, связанных с возвратом водительских удостоверений, содержится в специальных Правилах возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1191.

В п. 3 Правил предусмотрено, что проверка знания водителем правил дорожного движения проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

В п. 4 Правил определено, что данная проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права управления транспортными сред-

ствами, назначенного водителю, совершившему соответствующее административное правонарушение. При этом лицо, не прошедшее такую проверку (не сдавшее соответствующий экзамен), может пройти ее повторно не ранее чем через семь дней со дня проведения предыдущей проверки.

В соответствии с п. 7 Правил в установленных законом случаях лица, лишенные права на управление, обязаны представить медицинское заключение о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление.

Согласно п. 8 Правил возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик производится при наличии соответствующего медицинского заключения.

Если попытаться дать общую оценку рассмотренных ограничений, связанных с возвратом водительских удостоверений, то в отношении проверки знания правил дорожного движения и проведения медицинского освидетельствования появление указанных законодательных новелл, обусловленных тем, что транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, заслуживает лишь одобрения.

В отношении уплаты штрафов, наложенных за совершение правонарушений, квалифицируемых по статьям гл. 12 КоАП РФ, позиция может быть не столь однозначной. С одной стороны, аналогичный юридический механизм воздействия на нарушителей отсутствует применительно ко всем иным разновидностям лишения специального права. С другой стороны, массовость совершения таких административных деликтов предполагает целесообразность поиска неординарных подходов к реализации принципа неотвратимости наказания.

В этой связи уместно вспомнить о том, что в ст. 244 КоАП РСФСР содержалась норма, предусматривавшая изъятие водительского удостоверения при совершении правонарушения, за которое могло быть наложено взыскание в виде штрафа или

лишения права управления, и возвращение такого удостоверения только после уплаты штрафа.

Кстати говоря, в первоначальной редакции ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ было положение о том, что при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, у водителя изымается до вынесения постановления по делу водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством до вступления в законную силу постановления по делу.

Впоследствии Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ в приведенную норму были внесены изменения, касающиеся уточнения сроков действия временных разрешений, а относительно недавно с учетом объективных проблем организационного характера, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных сроков, ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ.

Однако, при этом следует иметь в виду, что в ст. 32.7 КоАП РФ имеется юридический механизм воздействия на водителей, уклоняющихся от исполнения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

В первоначальной редакции ч. 2 данной статьи было установлено, что в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (или иных документов) срок лишения этого права прерывается. Течение данного срока продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (или иных документов).

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 145-ФЗ приведенная норма была дополнена следующим положением: течение указанного (прерванного) срока

продолжается также со дня получения органом, исполняющим такой вид административного наказания, заявления лица об утрате упомянутых документов.

На первый взгляд, можно сделать вывод о том, что произошла определенная «либерализация» исчисления срока лишения специального права. Однако, следует учесть, что исполнение наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1 ст. 32.5 КоАП РФ), которыми являются сотрудники соответствующих подразделений Госавтоинспекции МВД России.

Федеральная информационная система Госавтоинспекции МВД России включает базу данных, содержащую сведения об утраченных водительских удостоверениях. Оперативное обращение сотрудников дорожно-патрульной службы и иных подразделений к этой базе данных позволяет обеспечить контроль за соблюдением лицами, лишенными права управления, установленных законом предписаний.

В заключение представляется возможным сделать два основных вывода:

1) нормативная правовая основа назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами имеет специфические особенности, обусловленные широким кругом деликтов, влекущих рассмотренное наказание, и чрезвычайной массовостью их совершения;

2) данная нормативная правовая основа имеет определенные недостатки и нуждается в совершенствовании, что позволит повысить эффективность применения рассмотренной разновидности лишения специального права (прежде всего, это касается усиления борьбы с управлением указанными транспортными средствами в состоянии опьянения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.