Научная статья на тему 'Управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения: особенности правоприменительной практики при осуществлении административного надзора в сфере безопасности дорожного движения'

Управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения: особенности правоприменительной практики при осуществлении административного надзора в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / административный надзор / управление транспортным сред-ством в состоянии опьянения / прекращение действия права управления транспортным средством / безопасность дорожного движения / административный надзор / управление транспортным средством в состоянии опьянения / прекращение действия права управления транспортным средством

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вицке Регина Эдуардовна

Цель: исследовать правоприменительную практику органов внутренних дел (на примере Республики Башкортостан) при осуществление административного надзора, за лицами, совершивших правонарушение в сфере безопасности до-рожного движения в состоянии наркотического опьянения Методология: использованы диалектический, логический, систематический, догматический и сравнительно-правовой методы. Результаты: изложенные оценочные суждения и рекомендации направлены на эффективное административно-правовое регулирования осуществления административного надзора за лицами, в отношении которых установлен факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и имеющих права управления транспортным средством. Новизна/оригинальность/ценность. Научная ценность статья определена тем, что в ней приведен анализ: правопри-менительной практики органов внутренних дел и межведомственного взаимодействия с органами прокуратуры (на примере Республики Башкортостан); нормативных правовых актов и обозначены особенности и проблемы осуществ-ления административного надзора за лицами, в отношении которых установлен факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и имеющих права управления транспортным средством, а также сформулировать пути их решения. Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку содержит ценные для науки и практики выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вицке Регина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVING IN A CONDITION OF NARCOTIC INTOXICATION: FEATURES THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE IN THE EXERCISE OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Тhe purpose of the study: to explore the law enforcement practice of police authorities (on the example of Bashkortostan Republic) in the implementation of administrative supervision over persons who committed an offence in the field of road safety in the state of narcotic intoxication Methodology: used dialectical, logical, systematic, dogmatic and comparative legal methods. Novelty/originality/value. The scientific value of the article specified is the fact that it provides analysis of: the law enforcement practice of internal Affairs bodies and interdepartmental cooperation with the prosecution bodies (on the example of Republic Bash-kortostan); normative legal acts and marked features and problems of implementation of administrative supervision of persons in respect of which established fact in the consumption of narcotic drugs or psychotropic substances without a doctor's prescription or a new potentially dangerous psychoactive substances, and having the right of control of the vehicle, as well as formulate solutions to them. The article has high scientific value, since it contains valuable scientific and practical insights and suggestions.

Текст научной работы на тему «Управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения: особенности правоприменительной практики при осуществлении административного надзора в сфере безопасности дорожного движения»

16. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

16.1. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вицке Регина Эдуардовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Место работы: Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республике Башкортостан (БАГСУ)

rwitzke@yandex.ru

Аннотация

Цель: исследовать правоприменительную практику органов внутренних дел (на примере Республики Башкортостан) при осуществление административного надзора, за лицами, совершивших правонарушение в сфере безопасности дорожного движения в состоянии наркотического опьянения

Методология: использованы диалектический, логический, систематический, догматический и сравнительно-правовой методы.

Результаты: изложенные оценочные суждения и рекомендации направлены на эффективное административно-правовое регулирования осуществления административного надзора за лицами, в отношении которых установлен факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и имеющих права управления транспортным средством.

Новизна/оригинальность/ценность. Научная ценность статья определена тем, что в ней приведен анализ: правоприменительной практики органов внутренних дел и межведомственного взаимодействия с органами прокуратуры (на примере Республики Башкортостан); нормативных правовых актов и обозначены особенности и проблемы осуществления административного надзора за лицами, в отношении которых установлен факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и имеющих права управления транспортным средством, а также сформулировать пути их решения. Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку содержит ценные для науки и практики выводы и предложения. Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административный надзор, управление транспортным средством в состоянии опьянения, прекращение действия права управления транспортным средством.

DRIVING IN A CONDITION OF NARCOTIC INTOXICATION: FEATURES

THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE IN THE EXERCISE OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Vitcke Regina E., PhD. Position: associate professor of constitutional and administrative law

Work place: Bashkir Academy of public service and administration under the President of the Republic Bashkortostan

rwitzke@yandex.ru

Annotation

ne purpose of the study: to explore the law enforcement practice of police authorities (on the example of Bashkortostan Republic) in the implementation of administrative supervision over persons who committed an offence in the field of road safety in the state of narcotic intoxication

Methodology: used dialectical, logical, systematic, dogmatic and comparative legal methods.

Novelty/originality/value. The scientific value of the article specified is the fact that it provides analysis of: the law enforcement practice of internal Affairs bodies and interdepartmental cooperation with the prosecution bodies (on the example of Republic Bashkortostan); normative legal acts and marked features and problems of implementation of administrative supervision of persons in respect of which established fact in the consumption of narcotic drugs or psychotropic substances without a doctor's prescription or

Проблемы экономики и юридической практики

a new potentially dangerous psychoactive substances, and having the right of control of the vehicle, as well as formulate solutions to them. The article has high scientific value, since it contains valuable scientific and practical insights and suggestions. Keywords: безопасность дорожного движения, административный надзор, управление транспортным средством в состоянии опьянения, прекращение действия права управления транспортным средством.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач по обеспечению личной безопасности граждан и связано с решением демографических, социальных и экономических проблем, повышением качества жизни людей. Это обуславливает устойчивую динамику ужесточения наказаний за совершения противоправных деяний в области обеспечения дорожного движения в состоянии опьянения.

Однако, несмотря на ужесточение карательных мер, количество нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств административных правонарушений, совершенных водителями в состоянии опьянения, остается достаточно высоким [1].

Так, в 2016 г. водителями, находящимися в состоянии опьянения совершено17 101 ДТП, за два первые два месяца 2017 г. этот показатель составляет 873 дорожно-транспортных происшествий, из них совершено на территории Республики Башкортостан 391 и 16 соответственно. В период с 2014 по 2016 гг. права управления транспортным средством лишены боле восемьсот пятидесяти тысяч граждан [2].

Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения возложен на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации [3].

При осуществлении административного надзора в области безопасности дорожного движения и в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей в 2016 году сотрудниками Госавтоинспекции Республики Башкортостан выявлено более двадцати тысяч административных правонарушений за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, из которых в наркотическом состоянии находились около двухсот водителей, что составляет примерно 0,01 процент водителей управлявших транспортным средством в состоянии наркотического опьянения от общего количества водителей находящихся в состоянии опьянения.

Низкий удельный вес водителей в состоянии наркотического опьянения объясняется сравнительно меньшим количеством лиц, употребляющих вещества наркотического действия, чем граждан, увлекающихся алкогольными напитками. Кроме этого, как правило, лицам, употребляющим наркотические средства, заведомо известно о потенциальной возможности привлечениях их к ответственности. Так, при обнаружении лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения, подлежат разрешению вопросы: о возбуждении уголовного дела (статья 228 Уголовного Кодекса РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» [4]) и о привлечении к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление наркотических средств или психотропных ве-

ществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 6.9 и ч. 3 ст. 20.20. КоАП РФ [5]).

Факт выявления водителя управляющего автомобилем в состоянии наркотического опьянения свидетельствует о совершении им двух правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» и ст. 12.8 «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения».

В этой связи стоит отметить, что в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 28.3, ч. 4 28.3 КоАП России и Приказом МВД России от 07.11.2016 № 403 сотрудники ДПС не уполномочены возбуждать дело по ст. 6.9 КоАП России, в случае выявления факта управления водителем автомобилем в состоянии наркотического опьянения привлекают по соответствующей статье -управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения [6].

Вместе с тем, в отношении указанных лиц, в превентивных целях требуется прекращение действия права управления транспортными средствами, а также осуществлена постановка на учет в наркологическом диспансере.

По этим причинам, вышеуказанная категория водителей зачастую отказываются от прохождения медицинского освидетельствования и привлекаются к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ («Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»). Так, В 2014 году за совершения указанного выше правонарушения, права управления лишены сто девяносто одна тыс. водителей, в 2015 - сто семьдесят восемь тыс., 2016 - сто пятьдесят четыре тыс. [7].

Вместе с тем следует учитывать, что своевременное выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, является основополагающим для решения вопросов о необходимости оказания им медицинской помощи и избавления от наркозависимости [8, С. 33-35], в том числе и для решения вопроса о необходимости и принудительного лечения [9, С. 19-21], [10, С. 22-32].

В целях повышения эффективности профилактики противоправных деяний, совершаемых лицами в состоянии наркотического опьянения, в том числе и выявления водителей транспортных средств употребляющих наркотические средства, сотрудники соответствующих подразделений МВД по РБ принимают меры по привлечению лица к административной ответственности не только за данное правонарушение, но и за немедицинское потребление наркотических средств. Ведомственным нормативным правовым актом МВД по РБ с 2013 г. на подразделения исполнение организации административного законодательства возложен контроль за привлечением к административной ответственности по ст. 6.9 ч. 3 ст. 20.20 КоАП России. Данный контроль осуществляется посредством

анализа сведений, представляемых подразделениями ГИБДД региона о привлечение к административной ответственности водителей по ст. 12.8 КоАП России за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. Руководителям соответствующих подразделений указано на осуществление ежемесячного ведомственного контроля за рассмотрением материалов по делам об административных правонарушениях, а также определена процедура направления сведений в прокуратуру Республики Башкортостан для решения вопроса о лишении водителей права управления транспортными средствами.

Сотрудники соответствующих подразделений МВД по РБ осуществляют ежемесячную сверку по лицам привлеченных к административной ответственности по ст. 6.9 и ч.3 20.20 КоАП России с базой данных лиц, имеющих право управления транспортным средством. По результатам проведенного анализа, информация о лицах, привлеченных к ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление наркотических средств или иных запрещенных веществ в общественных местах направляется прокурору для решения вопроса о применении мер реагирования.

В соответствии с вышеуказанным межведомственным приказом сведения о водителях, привлеченных по ст. 12.8. КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, в обязательном порядке направляются врачам-наркологам по территории обслуживания для принятия мер по инициированию консультирования, учета и лечения лиц от наркотической зависимости.

Следует также отметить, что существенным вкладом в обеспечение безопасности дорожного движения является правовая защита неопределенного круга лиц, инициируемая органами прокуратуры. Так, в целях снижения уровня дорожно-транспортного травматизма, усиления безопасности на дорогах Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокуратурой соответствующего субъекта осуществляется надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о дорожном движении [11], в которой установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством, а также в целях обеспечения режима защищенности прав и свобод человека и гражданина, предупреждения правонарушения в сфере безопасности дорожного движения органы прокуратуры в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации[12], инициирует судебные процессы о прекращении действия водительских удостоверений лиц, имеющий общие медицинские психиатрические противопоказания.

Результативные части судебных решений о признании недействительным водительского удостоверения, либо о прекращении действия права управления транспортными средствами поступают в адрес ГИБДД для сведения, поскольку действующее законодательство не наделяет сотрудников полиции правом принудительного изъятия водительских удостоверений у граждан, уклоняющихся от обязанности их сдачи в подразделение ГИБДД.

При поступлении в подразделение ГИБДД решений судов об удовлетворении исков прокуратуры в защиту прав неопреде-

ленного круга лиц и о прекращении действия права управления транспортными средствами данная информация вносится в базу данных по водительским удостоверениям.

В соответствии с Федеральным Законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[13] обязанность по исполнению судебных решений возложена на службу судебных приставов при условии определения в решениях каких-либо принудительных действий (например, обязать гр. К. сдать водительское удостоверение в подразделение Госавтоинспекции).

Следуя логики законодателя принудительное изъятия водительского удостоверения должно быть, возложено на судебных приставов-исполнителей. Однако, предполагаемый процесс не корреспондируется с положениями ст. 32.5 КоАП России.

После утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами возврат производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющего хранение изъятого водительского удостоверения, либо в ином подразделении Госавтоинспекции при наличии соответствующего заявления, поданного лицом, лишенным права на управление, не позднее 30 дней до дня получения водительского удостоверения.

Процедура возврата водительского удостоверения лицу, подвергнутому административному или уголовному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо за совершение преступлений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ регламентирована частями 4, 4.1 ст. 32.6 КоАП России и Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» [14]. Так, лица, лишенные права на управление, представляют медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Справедливым будет отметить, что локального нормативного правового акта содержащий детальную регламентацию процесса исполнения, хранения и возврата специального права с учетом ведомственных особенностей по настоящее время отсутствует, что позволяет высказать суждение, что данная процедура в полной мере не регламентирована, не лишена спорных ситуаций с гражданами, разнообразной практикой реализации органами Госавтоинспекции в регионах и не однообразным осуществлением надзора за законностью органами прокуратуры.

В целях повышение эффективности административной деятельности полиции по достижения целей и соблюдению принципов, указанных в статьях 3 «Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения» Федерального закона «О безопасности дорожного движения», 1.2 КоАП России «Задачи законодательства об административных правонарушениях» и исполнения судебных решений о прекращении действия специального права на управление транспортными средства-

Проблемы экономики и юридической практики

ми в части сдачи водительских удостоверений, привидение в соответствии с нормами права практической деятельности ГИБДД в анализируемой сфере видеться в следующем:

1. принудительное изъятие водительского удостоверения возложить на службу судебных приставов-исполнителей, внеся соответстветствующие дополнения в КоАП РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве»;

2. в случае не возможности изъятия в судебном процессе водительского удостоверения при вынесение решения о применении к лицу вида административного наказания - лишение лица специального права управления, равно как и решения о прекращении действия водительских удостоверений лиц, имеющий общие медицинские психиатрические противопоказания копию судебного акта для исполнения следует направлять в службу судебных приставов-исполнителей;

3. не выполнение установленных требований по исполнению постановления по делу об административном правонарушении лицом, лишенным специального права управления (не представление водительского удостоверения в орган, исполняющий этот вид административного наказания, либо не заявление в случае его утраты) квалифицировать как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотрев его конструкцию в главе 17 КоАП России «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти».

4. во исполнение Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» разработать и ввести в действие административный регламент по исполнению данной функции.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,56%.

Список литературы:

1. Основные показатели по преступности [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru /statistics/population/infraction/ (дата обращения 12.03.2017 г.).

2. Cведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / Официальный сайт Госавтоинспекции - URL: http://www.gibdd.ru/r/02/stat/ (дата обращения 01.03.2017 г.).

3. Приказ МВД России от 02.03.2009 №185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // URL: http:// www.ravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017 г.).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЭ http:// www.ravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017 г.).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// URL: http:// www.ravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017 г.).

6. Приказ МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // URL: http:// www.ravo.gov.ru (дата обр. 10.03.2017 г.).

7. За последние три года права забрали у 1 700 000 владельцев машин / Сетевое издание «SVOPI». Новости Союзного государства России и Белоруссии, новости СНГ и мира [Электронный ресурс] // URL: http://svopi.ru/automedia/167333 (дата обращения 10.03.2017 г.).

8. Газизов Д.А. Административно-правовое регулирование принудительных мер медицинского характера, применяемых к больным наркоманией [Текст] // Наркоконтроль. 2012. № 1. С. 33-35.

9. Щедрин Н.В. О принудительном лечении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией [Текст] // Наркоконтроль. 2013. № 2. С. 19-21.

10. Калачев Б.Ф. Лечить нельзя принудить [Текст] // Наркоконтроль. 2013. № 2. С. 22-32.].

11. Конвенция о дорожном движении (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов») (Заключена в г. Вене 08.11.1968) [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2017 г.).

12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 8-ФЗ http:// URL: http:// www.ravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017 г.).

13. Федеральный Закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017 г.).

14. Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 URL: «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» // http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017 г.).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения: особенности правоприменительной практики при осуществлении административного надзора в сфере безопасности дорожного движения», представленную, доцентом кафедры конституционного и административного права Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республике Башкортостан (БАГСУ), кандидатом юридических наук Региной Эдуардовной Вицке

Статья Р.Э. Вицке посвящена актуальным вопросам административного надзора полиции в сфере безопасности дорожного движения за лицами, в отношении которых установлен факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и имеющих права управления транспортным средством.

Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения имеют весьма широкое распространение, что, несомненно, позволяет сделать вывод об их значительной общественной опасности и свидетельствует об актуальности вопросов предупреждения и пресечения, и необходимости исследования способов повышения эффективности осуществления административного надзора в указанной сфере.

Своевременное выявление административных правонарушений и принятие в адекватных мер выполняет функцию предупреждения всех противоправных деяний, способствует снижению правонарушений. Несмотря на предпринимаемые меры, Правительством Российской Федерации в целях повышения уровня безопасности дорожного движения и ужесточения административной ответственности, вызывает серьезное беспокойство совершение таких правонарушений, как управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования и иных.

Принимая во внимание количество правонарушений совершенных водителями в состоянии опьянения, учитывая особенности применение мер государственного принуждение в отношение наркозависимых водителей (в части прекращение действий водительского удостоверения), и проблемы привлечения к административной ответственности по указанным видам административного наказания, обусловили актуальность данной статьи.

Целью написания статьи является: системное исследование осуществления административного надзора в сфере безопасности дорожного движения и применение пресикательных и профилактических мер, в отношении водителей, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивных вещества, а также формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию правого регулирования в пределах исследуемой темы.

Автор указывают на проблемы осуществления административного надзора полиции в области обеспечения безопасности дорожно-

го движения, в том числе и за лицами, управляющими транспортным средством в состоянии опьянения, особенности межведомственного взаимодействия органов внутренних дел, прокуратуры, суда и службы судебных приставов, а также на коллизии в действующих нормативных актах.

В результате анализа правоприменительной практики и нормативно-правовых актов и автор предлагает варианты решения обозначаемой проблемы.

В ходе исследования автор учел практику осуществления надзора в сфере безопасности дорожного движения на территории Республики Башкортостан.

Теоретическая и практическая значимость проводимого исследования определяется, прежде всего, тем, что сформулированные выводы и предложения по рассматриваемому вопросу могут быть полезны, и использованы для последующих научных исследований вопросов совершенствования административного надзора ГИБДД за водителями, в отношении, которых, установлен факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Методологической основой исследования является диалектический,

логический, систематический, догматический и сравнительно-правовой методы познания.

При решении конкретных вопросов избранной темы применены общенаучные и частные методы исследования. Статья отвечает требованиям научной новизны. В целом статья Вицке Регины Эдуардовны заслуживает положительной оценки, однако, следует учитывать, что некоторые положения и позиции автора носят дискуссионный характер. Подавляющее большинство положений и рекомендаций, безусловно, заслуживают внимания, а в целом - подтверждают достаточно высокий теоретический уровень исследования. Представляемая статья для опубликования соответствует требованиям, предъявляемым к написанию для публикаций в научных журналах и изданиях. Профессор кафедры предпринимательского, финансового и экологического права Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республике Башкортостан доктор юридических наук, доцент

Д.Б. Миннигулова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.