УДК 342.9
DOI 10.24147/2542-1514.2017.1(2).115-123
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИИ
О ЛИШЕНИИ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
О.И. Бекетов, С.И. Корыц
Омская академия МВД России, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления -
03 апреля 2017 г.
Дата принятия в печать -
20 апреля 2017 г.
Дата онлайн-размещения -
20 июня 2017 г.
Ключевые слова
Лишение права управления, транспортное средство, самоходная машина, постановление судьи, удостоверение тракториста-машиниста, Госавтоинспеция, Гостехнадзор, координация, информация
Изложены проблемы, возникающие при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления транспортными средствами. Предложены эффективные способы решения вопросов, возникающих в рамках взаимодействия судов (судей), органов Госавтоинспекции и Гостехнадзора при реализации их полномочий в ходе осуществления указанной деятельности.
THE PROBLEMS OF ENFORCEMENT OF DECISIONS ON THE DEPRIVATION OF THE DRIVER'S LICENSE
Oleg I. Beketov, Sergey I. Koryts
Omsk Academy of the Ministry of the Interior Affairs of Russia, Omsk, Russia
Article info
Received - 2017 April 03 Accepted - 2017 April 20 Available online - 2017 June 20
Keywords
Deprivation of driver's license, vehicle, self-propelled vehicle, judge's decree, license of tractor operator-driver, State Traffic Safety Inspectorate, State Technical Supervision Authority, coordination, information
The subject of research is legal regulation and practice the enforcement of punishment on deprivation of the license permitting to drive a variety of vehicles.
The purpose of this article to show that even for such well-established for many years, narrow and specific law enforcement procedure as the execution of administrative punishment in the form of deprivation of the license there is is very typical whitespace in legal regulation leading to conflicts and risks of enforcement.
Methodology. The analysis of administrative-legal actions of officials of State Traffic Safety Inspectorate and State Technical Supervision Authority, as well as legislation on the enforcement of their decisions on cases of administrative offences.
Results. It is possible to identify the main causes of the problem of law enforcement, placing them in order of importance:
1. The lack of the necessary normative legal acts, regulating the procedure of interaction of the bodies of Rostekhnadzor with the traffic police authorities, courts (judges), and the rules of procedure of the issuance of the certificate of the tractor operator-the machinist after the end of the period of deprivation, the absence of an approved format (sample) medical certificate, etc., i.e. a very significant omissions of administrative-legal regulation.
2. The failure of judges to the provisions of part 2 of article 32.5 of the administrative code of submitting to the authorities of state technical control of decisions on deprivation of the right of management by a tractor, self-propelled machine or other types of equipment for execution.
3. Insufficient level of interaction of police with the Gostekhnadzor for the execution of administrative punishment in the field of traffic.
lls
Правоприменение 2017. Т. 1, № 2. С. 115-123
-ISSN 2542-1514
4. The lack of access of authorities of state technical control for Federal information system, integrated into the necessary parts of the information system of internal Affairs bodies and the State information system on state and municipal payments (GIS GMP). The fragmentation of administrative-legal regulation first of all necessitates considerable strengthening of coordination in the execution of judgments of the judges on deprivation of drivers of the right of control of the vehicle in terms of deprivation of the right of management by a tractor, self-propelled machine and other types of equipment. In order to solve this problem the authors propose the organization of a number of organisational measures.
Developed one of possible algorithms of interaction of the organization and uniformity of actions of officials of the specified services for the execution of penalties of deprivation of rights management.
Conclusions. The question of the effectiveness of the existing norms of administrative law regulating the execution of deprivation of the driver's license, requires additional justification.
In the long term it is required the creation of a single Federal interagency information area. Common use of it by the judges, employees of State Traffic Safety Inspectorate and State Technical Supervision Authority, court bailiff, etc.) will minimize legal risks.
1.Введение
Профессор Ю.А. Тихомиров, исследуя теорию правовых рисков и способы их диагностики на стадиях правотворчества и правоприменения, отмечает, что даже тщательно выстроенный механизм последнего не гарантирует последовательной, корректной и глубокой реализации правовых принципов и законов. Так называемое «плавное правовое воздействие» в действительности нередко сопровождается появлением непредвиденных ситуаций, возникновением сбоев. Отклонение выступает неизбежным спутником правовой нормы, и во избежание нанесения ущерба законности и правопорядку следует систематически анализировать и улучшать юридическую практику, предвидеть и устранять риски, предотвращать конфликты и достигать намеченных целей [1, с. 60-61].
2. Предмет исследования
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе в области дорожного движения, неоднократно становилось предметом внимания ученых-административи-стов [2-13]. В данной статье на примере анализа административно-правовых действий должностных лиц Госавтоинспекции и Гостехнадзора по исполнению постановлений судей о лишении права управления транспортным средством попытаемся показать, что даже для такой устоявшейся за многие годы, узкой и специальной области правопримене-
ния, как исполнение административного наказания в виде лишения специального права, весьма характерна пробельность правового регулирования, влекущая конфликты и риски правоприменения, предвидеть и предотвращать которые - важная задача юридической науки.
Напомним, что Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства; лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ: «Под транспортным средством... следует понимать автомототранс-портное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства (курсив наш. - О. Б., С. К.), на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право»1.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195116 -
ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №. 1. Ст. 1.
3. Примеры проблемных ситуаций при исполнении постановлений о лишении права управления транспортным средством
Приведем примеры возможных ситуаций, возникающих в ходе практического применения административно-правовых норм, регламентирующих порядок исполнения постановлений судей о лишении права управления транспортным средством, а также трактором, самоходной машиной или другими видами техники (ч. 1 и 2 ст. 32.5 КоАП РФ).
1. Гражданин Н. задержан за управление личным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Работает трактористом в ЗАО «Урожай», имеет удостоверение тракториста-машиниста. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей лишен права управления транспортным средством. Постановление судьи поступило для исполнения в подразделение Госавтоинспекции. Гражданин Н. сдал водительское удостоверение в указанное подразделение. Началось течение срока лишения специального права. По истечении срока лишения гражданин Н. прошел проверку знания им Правил дорожного движения, представил медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, после чего водительское удостоверение было ему возвращено. Весь срок лишения специального права гражданин Н. продолжал работать в ЗАО «Урожай» трактористом. Таким образом, фактически гражданин Н. ежедневно допускал административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами). Должностное лицо, выпускающее гражданина Н. на тракторе в линию, могло быть привлечено к административной ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления транспортным средством, что влечет наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей. На юридическое лицо за данное правонарушение налагается административный штраф в размере ста тысяч рублей (в соответствии с примечанием к ст. 12.32 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица).
2. Гражданин М. задержан за управление трактором в состоянии алкогольного опьянения. Рабо-
тает трактористом у индивидуального предпринимателя Петрова, имеет удостоверение тракториста-машиниста. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в суде лишен права управления. Постановление судьи поступило для исполнения в подразделение Госавтоинспекции, в нарушение ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ судьей постановление в орган Гостехнадзора не направлено. Гражданин М. сдал в ГИБДД свое водительское удостоверение. Началось течение срока лишения специального права. Через девять месяцев, в ходе сверки между органом ГИБДД и Гостехнадзором, было установлено, что гражданин М. имеет удостоверение тракториста-машиниста, копия постановления передана сотрудникам Гостехнадзора. В ходе беседы, проведенной с гражданином М. сотрудниками Гостехнадзора, ему был разъяснен порядок исполнения постановления о лишении специального права. По истечении половины срока лишения гражданин М. сдал удостоверение тракториста-машиниста в Гостехнадзор. По истечении еще девяти месяцев прошел проверку знания им Правил дорожного движения, представил медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, после чего получил обратно водительское удостоверение в ГИБДД и удостоверение тракториста-машиниста в Гостехнадзоре. Таким образом, девять месяцев, будучи лишенным права управления, гражданин М. мог работать у индивидуального предпринимателя Петрова трактористом.
4. Причины проблем с исполнением постановлений о лишении права управления транспортным средством
Можно выделить основные причины рассматриваемой проблемы правоприменения, расположив их в порядке значимости:
1. Отсутствие необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия органов Гостехнадзора с органами Госавтоинспекции, судами (судьями), а также регламента порядка выдачи удостоверения тракториста-машиниста после окончания срока лишения, отсутствие утвержденного формата (образца) медицинской справки и т. д., т. е. весьма значительная пробель-ность административно-правового регулирования.
2. Невыполнение судьями положений ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ в части направления в органы Гостехнадзора постановлений о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники для исполнения.
3. Недостаточный уровень взаимодействия Госавтоинспекции с Гостехнадзором по исполнению административных наказаний в области дорожного движения.
4. Отсутствие доступа органов Гостехнадзора к федеральной информационной системе, интегрированной в необходимой части с информационной системой органов внутренних дел и Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Отметим, что актуальность проблемы все более возрастает в связи с продолжающимся увеличением количества находящейся у граждан в собственности самоходной техники (и, соответственно, количества выданных удостоверений, дающих право управления этой техникой): тракторов, снегоходов, квадроцик-лов, квадрициклов и т. д. (причем, как правило, владелец указанной техники является одновременно и водителем автомобиля, т. е. помимо удостоверения тракториста имеет и водительское удостоверение), а также в связи со вступлением в силу с 1 июля 2015 г. закона об уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения2. Отсутствие информации в Гостехнадзоре о лишении права управления, о стадии исполнения постановления о лишении указанного права, о наличии водительского удостоверения, а в Госавтоинспекции - соответствующей аналогичной информации, может, в отдельных случаях, приводить к несоблюдению принципа неотвратимости наказания в части непривлечения водителя или тракториста (тракториста-машиниста) к уголовной ответственности при наличии объективной стороны уголовно-наказуемого деяния.
5. Нормативное основание исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством (самоходными машинами)
Базовыми административно-правовыми положениями, нормирующими порядок исполнения административного наказания в виде лишения права
2 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. №2 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1. Ст. 81.
3 Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за тех-
ническим состоянием самоходных машин и других
управления транспортным средством (самоходными машинами) выступают следующие.
Статьей 32.5 КоАП РФ определены органы, исполняющие постановления о лишении специального права.
Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1 ст. 32.5 КоАП РФ).
Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ).
Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации3 определена система органов Гостехнадзора. В нее входят государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов РФ и государственные инспекции городов и районов. Непосредственное осуществление государственного надзора возложено на государственных инженеров-инспекторов указанных государственных инспекций.
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации регламентирован Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)4 (далее - Правила).
Под самоходными машинами в Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания
видов техники в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4943.
4 Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3759.
объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из двух документов: удостоверением тракториста-машиниста (тракториста), а также временным удостоверением на право управления самоходными машинами.
С нашей точки зрения, именно фрагментарность административно-правового регулирования прежде всего порождает необходимость значительного усиления координации при исполнении постановлений судей о лишении водителей права управления транспортным средством в части лишения права управления трактором, самоходной машиной и другими видами техники.
Проиллюстрировать проблему можно на примере N-ской области, входящей в состав Сибирского федерального округа. Так, в указанной области исполнение постановлений о лишении права управления, предусмотренное ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ, осуществляется Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия области (далее - Гостехнадзор).
На регистрационном учете в Гостехнадзоре N-ской области в 2016 г. состояло 54 937 единиц техники (тракторов, снегоходов, квадроциклов, негабаритной техники, не участвующей в дорожном движении, и т. д.). Гостехнадзором ежегодно выдается от 6 до 9 тысяч удостоверений на право управления.
В январе 2017 г. в одном из районов N-ской области была осуществлена сверка постановлений, находящихся на исполнении в Госавтоинспекции, с базой данных удостоверений Гостехнадзора. Было проверено 396 постановлений о лишении права управления водителей. В ходе сверки установлено 49 фактов (12,4 %), когда водитель, лишенный права управления транспортным средством, имеет еще удостоверение тракториста-машиниста. Информация о лишении в Гостехнадзоре отсутствовала, из судов постановления о лишении права управления не поступали.
Необходимо отметить, что с октября 2016 г. Госавтоинспекцией ^ской области автоматизированный учет правонарушений в области безопасности дорожного движения осуществляется с применением базы данных ФИС ГИБДД-М на федеральном уровне. Информационный учет Гостехнадзором ^ской области в настоящее время осуществляется с применением региональной базы, и указанная сверка проводилась, соответственно, только по региональной базе данных.
Как справедливо отметил профессор А.П. Шер-гин, административная ответственность «является основным правовым средством противодействия административной деликтности - второй после преступности угрозе существующему правопорядку» [14, с. 67]. В то же время профессор обратил внимание на то, что «обширная практика применения мер административной ответственности судьями и многочисленными органами исполнительной власти не всегда безупречна, связана с нарушениями прав и законных интересов граждан, должностных лиц, организаций, что создает избыточную напряженность в отношениях власти и общества» [14, с. 67].
6. Организационные мероприятия по совершенствованию взаимодействия государственных органов при исполнении постановлений о лишении права управления транспортным средством
В целях решения проблемы полагаем возможными организацию и проведение мероприятий, которые можно подразделить на следующие виды:
1. Срочные, не требующие внесения изменений в законодательство (организация трехстороннего взаимодействия на уровне субъекта Российской Федерации: суды, органы Гостехнадзора, органы внутренних дел).
2. Относительно долговременные, требующие внесения изменений в законодательство (приведение в соответствие с современными требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов Гостехнадзора и органов внутренних дел в рассматриваемой части).
Более подробно остановимся на срочных мероприятиях, которые можно осуществить на уровне субъекта Российской Федерации, и не требующих внесения изменений в нормативные правовые акты.
Представляется целесообразным проведение трехсторонних рабочих встреч с участием судей, сотрудников Госавтоинспекции и Гостехнадзора с целью выработки единого алгоритма взаимодействия (по вопросам получения копий постановлений судов, вступления постановлений в законную силу,
изъятия удостоверений, определения начала исчисления срока лишения специального права и т. п.). Фактически, необходимо организационно обеспечить единообразие действий должностных лиц Госавтоинспекции и Гостехнадзора по исполнению административных наказаний в отношении лиц, лишенных права управления, в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
В рамках исполнения нормы, содержащейся в ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, требуется регламентация взаимодействия служб в части возврата удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, после уплаты в установленном порядке наложенных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.
Приведем один из возможных алгоритмов взаимодействия и организации единообразия действий должностных лиц указанных служб по исполнению наказаний в виде лишения права управления:
1. При оформлении сотрудником полиции административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, с установленным наказанием в виде лишения права управления транспортным средством представляется целесообразным:
1.1. В случае управления водителем транспортным средством дополнительно устанавливать наличие у него удостоверения тракториста-машиниста и отражать этот факт в материалах дела:
- в ходе получения объяснения водителя, непосредственно при оформлении административного правонарушения (в виде объяснения, в виде рапорта сотрудника, в фабуле протокола);
- путем получения информации в Гостехнадзоре, до направления дела об административном правонарушении в суд;
1.2. В случае управления водителем самоходной машиной и отсутствия у него при себе удостоверения тракториста-машиниста:
- возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ либо ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ;
- получить информацию из территориального подразделения Гостехнадзора о наличии у тракториста права управления самоходными машинами (удостоверения тракториста-машиниста).
2. При направлении дела об административном правонарушении в суд сотруднику Госавтоин-
спекции нужно указывать информацию о наличии водительского удостоверения, а также удостоверения тракториста-машиниста.
3. Сотруднику Госавтоинспекции необходимо при получении из суда постановления о лишении права управления транспортными средствами в отношении:
3.1. Водителя транспортного средства:
а) Осуществлять исполнение наказания по вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении в установленном порядке.
б) При наличии информации об имеющемся у водителя транспортного средства дополнительно удостоверении тракториста-машиниста копию постановления, вступившего в законную силу, направлять в территориальное подразделение Гостехнадзора.
в) В случае прерывания срока лишения специального права в отношении лица, уклоняющегося от сдачи водительского удостоверения, информацию о начале течения срока лишения права управления транспортными средствами (в установленных ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ случаях) незамедлительно направлять в территориальный орган Гостехнадзора.
3.2. Водителя самоходной машины:
а) При получении копии постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу:
- в рамках взаимодействия с судом определить порядок получения вступивших в законную силу постановлений в отношении указанной категории водителей (в данном случае копия постановления должна направляться (передаваться) судом в подразделение ГИБДД для сведения в рамках ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ (лицу, составившему протокол об административном правонарушении));
- в случае отсутствия по объективным причинам возможности получения из суда копии постановления, вступившего в законную силу, необходимо получать ее из территориального подразделения Гостехнадзора.
б) При получении постановления судьи, вступившего в законную силу, информацию о лишении права управления вносить в федеральную информационную систему Госавтоинспекции.
в) В рамках исполнения положений ст. 32.7 КоАП РФ определить порядок взаимодействия с территориальным подразделением Гостехнадзора в части незамедлительного информирования подразделения ГИБДД о:
- дате сдачи лицом, лишенным права управления, удостоверения тракториста-машиниста;
- факте уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения;
- о начале течения прерванного срока лишения специального права (в случае сдачи либо изъятия соответствующего удостоверения, а равно получения Гостехнадзором заявления лица об утрате указанного документа).
г) При получении указанной в предыдущем пункте информации обеспечить корректировку в информационной системе Госавтоинспекции внесением соответствующих этапов.
Кроме того, при организации исполнения постановления о лишении права управления сотруднику Госавтоинспекции необходимо:
- исключить факты хранения в картотеке удостоверений трактористов-машинистов и возврат удостоверений водителям самоходных машин при их обращении;
- при получении копии постановления о лишении права управления, вступившего в законную силу, в отношении водителя самоходной машины обеспечить информирование о данном факте службы участковых уполномоченных полиции органа внутренних дел;
- в случае неясности способа и порядка исполнения постановления судьи о лишении права управления в отношении водителей транспортных средств, самоходных машин в рамках ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ обращаться в суд, вынесший постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
- в рамках исполнения нормы, установленной ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ («По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.15 настоящей статьи»), при обращении сотрудников Гостехнадзора представлять информацию о наличии наложенных на лиц, подвергнутых наказанию в виде лишения права управления, штрафов за правонарушения в области дорожного движения и состоянии их исполнения.
Во взаимодействии с территориальным подразделением Гостехнадзора сотруднику Госавтоинспекции необходимо определить порядок проведения рабочих встреч (не реже одной в месяц) по вопросам исполнения наказаний в виде лишения специального права, в ходе которых устанавливать наличие (в том числе индивидуально по каждому правонарушителю) постановлений в отношении водителей самоходных машин (с уточнением даты вступления в законную силу, исчисления срока лишения специального права, изъятия удостоверения тракториста-машиниста, наличия неоплаченных административных штрафов и т. п.), при установлении отсутствия информации либо ее неактуальности незамедлительно устранять выявленные несоответствия.
При проведении указанных рабочих встреч рекомендуем дополнительно прорабатывать вопрос о возможности обмена информацией по наличию у водителей права управления транспортными средствами, самоходными машинами, назначенных административных наказаниях, этапах их исполнения и т.п. в электронном виде.
7. Выводы
Целесообразность сохранения действующих норм административного законодательства, регламентирующих исполнение постановлений о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин, с нашей точки зрения, требует дополнительного обоснования и в настоящее время является предметом научного исследования в Омской академии МВД России.
На наш взгляд, все перечисленные в статье проблемы решаемы, однако решать их нужно как можно быстрее. Причем в длительной перспективе потребуется создание единого федерального межведомственного информационного поля, совместное использование которого (судьями, сотрудниками Госавтоинспекции, Гостехнадзора, судебными приставами-исполнителями и т. д.) сведет к минимуму правовые риски как в рассматриваемом вопросе, так и в целом при применении мер административной ответственности.
5 «...Водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)... возвращаются. после уплаты в установленном порядке
наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения...»
Правоприменение 2017. Т. 1, № 2. С. 115-123
-ISSN 2542-1514
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Тихомиров Ю.А. Правоприменение: от эпизодичности к целевой результативности / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2017. - № 1. - С. 55-62.
2. Кинчене Л.В. Исполнение органами внутренних дел постановлений о наложении административных взысканий: дис. ... канд. юрид. наук / Л.В. Кинчене. - М., 1999. - 159 с.
3. Парыгин Н.П. Исполнение постановлений об административных взысканиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.П. Парыгин. - Свердловск, 1991. - 23 с.
4. Семенистый А.В. Правовые и организационные основы исполнения органами внутренних дел постановлений о назначении административных наказаний: дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Семенистый. - М., 2004. - 236 с.
5. Степанюк В.В. Административно-правовая деятельность судебных приставов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Степанюк. - М., 2007. - 24 с.
6. Горбунова Я.П. Исполнительное производство как институт административного права: проблемы организации, практической реализации и перспективы правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Я.П. Горбунова. - Воронеж, 2007. - 24 с.
7. Винокуров К.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции: дис. ... канд. юрид. наук / К.Ю. Винокуров. - М., 2004. - 260 с.
8. Слышалов И.В. Исполнение административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук / И.В. Слышалов. - Омск, 2009. - 178 с.
9. Алхутова Е.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов об административной ответственности за правонарушения в сфере экономики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.Ю. Алхутова. - М., 2013. - 27 с.
10. Курилова Е.В. Правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Курилова. - М., 2014. - 28 с.
11. Любчикова П.М. Проблемные аспекты надзорной и ненадзорной деятельности прокурора по обеспечению исполнения административного законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П.М. Любчикова. - Екатеринбург, 2012. - 26 с.
12. Гараев А.А. Правовое регулирование исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и пути его совершенствования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Гараев. - М., 2008. - 27 с.
13. Стуканов А.П. Теоретические и методические проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / А.П. Стуканов. - М., 1998. - 209 с.
14. Шергин А.П. Проблемы административной ответственности в трудах профессора Бориса Вульфовича Россинского / А.П. Шергин // Административное право и процесс. - 2016. - № 5. - С. 66-72.
REFERENCES
1. Tikhomirov Yu.A. Law Enforcement: from Episodic to the Target Performance. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2017, no. 1, pp. 55-62. (In Russ.).
2. Kinchene L.V. Enforcement of decisions on imposition of administrative sanctions by Internal Affairs bodies, Cand. Diss. Moscow, 1999. 159 p. (In Russ.).
3. Parygin N.P. Execution of decisions on administrative sanction, Cand. Diss. Thesis. Sverdlovsk, 1991. 23 p. (In Russ.).
4. Semenistiy A.V. Legal and organizational bases of execution by the bodies of Internal Affairs of decisions about appointment of administrative punishment, Cand. Diss. Moscow, 2004. 236 p. (In Russ.).
5. Stepanyuk V.V. Administrative-legal activities of bailiffs, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2007. 24 p. (In Russ.).
6. Gorbunova Ya.P. Executive procedure as an institution of administrative law: problems of organization, implementation and perspectives of legal regulation, Cand. Diss. Thesis. Voronezh, 2007. 24 p. (In Russ.).
122 -
Law Enforcement Review 2017, vol. 1, no. 2, pp. 115-123
Правоприменение 2017. Т. 1, № 2. С. 115-123
ISSN 2542-1514-
7. Vinokurov K.Yu. Prosecutor's supervision over the execution of laws by bodies of administrative jurisdiction, Cand. Diss. Moscow, 2004. 260 p. (In Russ.).
8. Slyshalov I.V. Execution of administrative penalties for offenses in the field of traffic, Cand. Diss. Omsk, 2009. 178 p. (In Russ.).
9. Alkhutova E.Yu. Prosecutor's supervision over the implementation of laws on administrative responsibility for offenses in the economy sphere, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2013. 27 p. (In Russ.).
10. Kurilova E.V. The Legal and organizational basis of the Prosecutor's supervision over execution of legislation on administrative liability in the environmental sphere, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2014. 28 p. (In Russ.).
11. Lyubchikova P.M. Problematic aspects of supervisory and non-supervisory activities of the Prosecutor in ensuring the execution of the administrative legislation, Cand. Diss. Thesis. Yekaterinburg, 2012. 26 p. (In Russ.).
12. Garaev A.A. Legal regulation of execution of decisions about administrative offences in the field of customs and the ways of its development, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2008. 27 p. (In Russ.).
13. Stukanov A.P. Theoretical and methodical problems of prosecutorial supervision over execution of laws by bodies of administrative jurisdiction of the Russian Federation, Cand. Diss. Moscow, 1998. 209 p. (In Russ.).
14. Shergin A.P. Issues of Administrative Responsibility in Works of Professor Boris Vulfovich Rossinskiy. Ad-ministrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, 2016, no. 5, pp. 66-72. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бекетов Олег Иванович - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омская академия МВД России 644092, Россия, г. Омск, пр. Комарова, 7 e-mail: [email protected] SPIN-код: 8037-2010; AuthorID: 681693
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Oleg I. Beketov - Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head, Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
7, Komarova pr., Omsk, 644092, Russia e-mail: [email protected] SPIN-code: 8037-2010; AuthorID: 681693
Корыц Сергей Иванович - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омская академия МВД России 644092, Россия, г. Омск, пр. Комарова, 7 e-mail: [email protected]
SPIN-код: 5847-2256; AuthorID: 919276
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Бекетов О.И. Проблемы исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами / О.И. Бекетов, С.И. Корыц // Правоприменение. - 2017. - Т. 1, № 2. - С. 115123. - DOI : 10.24147/2542-1514.2017.1(2).115-123.
Sergey I. Koryts - lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
7, Komarova pr., Omsk, 644092, Russia e-mail: [email protected]
SPIN-code: 5847-2256; AuthorID: 919276
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Beketov O.I., Koryts S.I. The problems of enforcement of decisions on the deprivation of the driver's license. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 115-123. DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(2).115-123. (In Russ.).